Технология ТРИЗ Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составила: воспитатель Фоменко Лариса Васильевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине, с использованием технологии развития творческой деятельности дошкольников ТРИЗ (теория решения.
Advertisements

Обучение творческому рассказыванию по картинам известных художников Воспитатель МДОУ 59 Белова О.В.
Развитие творческого и речевого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ Автор работы: Жукова Екатерина Евгеньевна воспитатель МДОУ детский сад.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
1 МОЯ МАТЕМАТИКА Новое пособие для дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» Авторы М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина.
Обучение дошкольников составлению рассказов по серии картинок. (По кн. Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов.
Использование приёмов ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе Выполнил: Козлова М.В., руководитель РМО, воспитатель высшей квалификационной категории.
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
КАРТИНКА БЕЗ ЗАПИНКИ (Методика рассказа по картинке) © Коточигова Е.В. © ГОУ ЯО ИРО.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.
Пошаговая технология рассказывания по картине дошкольников.
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Психолого- педагогические условия формирования и развития речевого творчества у дошкольников Составила учитель-логопед д/с 162 Савченко Ирина Александровна.
Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Презентация к педагогическому совету: «Итоги работы по выполнению образовательной программы первого полугодия 2010 – 2011 учебного года». Блок: «Коррекционно-речевой».
Предшкольная подготовка Математика для детей от 5 до 6 лет в ОС «Школа 2100»
«Детское речевое творчество - как условие полноценного общения» «Детское речевое творчество - как условие полноценного общения» Обобщение опыта работы.
Р АЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи,
Транксрипт:

Технология ТРИЗ Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составила: воспитатель Фоменко Лариса Васильевна

Формы обучения рассказыванию: Традиционная Творческая 1. Картина предъявляется детям в начале занятия, т.е. не демонстрируется им заранее. 2. Воспитатель готовит вопросы детям по содержанию картины. Обычно дошкольники сами не задают вопросов. 3. Рекомендуется использовать образец рассказа воспитателя по картине. 4. На занятии всей группы детей заслушиваются рассказы, составленные только 3-5 ребятами. 5. Качество рассказов оценивается воспитателем, как правило, на уровне «хорошо плохо». 6. Не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно пополнение словаря, формирование грамматического строя речи, а тем более составление собственного речевого продукта за короткое время, отведенное на занятии (15-30 мин.). 7. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст им отводится роль пассивного слушателя. 8. Уже через 1-2 дня забывают даже название картины и не помнят ее смыслового значения. 9. Не решается задача формирования обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, т.к. ребенок не понимает, по каким правилам он строится. И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по картине. 1. Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит во время подготовительной работы до планируемого занятия. 2. Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведенном месте. 3. Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема (или значок) совершенного мыслительного действия. 4. Позволяет получить гарантированный результат усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности. 5. Основная дидактическая задача не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. 6. Позволит ребенку успешно составлять связный текст по картине, а значит, мотивировать и активизировать свою познавательную позицию. 7. Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5-7 лет усвоению способов создания связного текста по сюжетной картине. 8. Даже через неделю дети способны составить рассказ по данной картине по памяти. При этом их рассказы могут носить творческий, более оригинальный характер. 9. У ребенка к концу дошкольного возраста формиру­ются обобщенные правила организации умственной деятельности, и он не только составляет свой собственный рассказ по сюжетной картине, но и может рассказать, как он это делал. Работа с предметной картинкой, серией связанных картинок, пейзажем, натюрмортом, портретом требует иных подходов. По ним созданы отдельные методики.

Содержание этапов Этап 1. Определение объектов на картине. Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине. Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине. Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью раз­ных органов чувств. Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины. Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине. Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения. Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени. Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины.

Этап 1. Определение объектов на картине Цели: учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их; учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). Алгоритм определения состава картины Перечисли объекты, изображенные на картине. Схематически изобрази их на листе бумаги. Сгруппируй по какому-либо признаку. Правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю объекты». Покажи его эмблему.

Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине Цели: учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками; учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»; активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов). Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине Выдели два объекта на картине. Объясни, почему они между собой связаны. Объедини названные объекты стрелками. Правила этого этапа: «Все объекты между собой связаны», «Один объект связан с другим, потому что...» и т.д.

Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине Цели: учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям; учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»; активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных). Алгоритм Пример 1. Выбери предмет, изображен­ный на картине Мяч 2. Что ты можешь сказать, напри­мер, о его форме? По форме мяч круглый. Это его признак 3. Какие ее предметы, круглые по форме, ты знаешь? Круглые по форме колесо, солнце, Колобок... И т.д. 4. Составь словосочетание: «Мяч по форме похож на...» Мяч по форме похож на Колобок Алгоритм составления сравнений Алгоритм составления загадок Загадки составляются из трех сравнений одного объекта с другими. Выбери предмет на картине и перечисли его особенности признаки (цвет, форму, его части...). Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку: Какой предмет? Что такое же у других предметов? Что делает? Кто или что делает так же? На что это похоже? Чем отличается? Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой. Найди в них общее. Составь текст загадки с помощью слов: «как», но не».

Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью раз­ных органов чувств Цели: учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание); учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»; активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения. Алгоритм мыслительных действий 1. Посмотри на картину, «войди в нее». 2. Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине. 3. Опиши свои ощущения. 4. Найди эмблемы этого этапа. Описание возможных ощущений, полученных через органы обоняния. Волшебник «Я нюхаю» Описание возможных ощущений, полученных с помощью тактильного анализатора. Волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Описание возможных ощущений, полученных с помощью органа слуха. Волшебник -«Я слышу» (чувствую)

Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины Цели: учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты; активизировать речь с помощью рифмующихся слов; учить детей находить эмблему этапа. Алгоритм составления рифмованных текстов создан на основе сочинения лимериков Алгоритм Пример 1. Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине Мячик зайчик; девочка припевочка; бантик фантик; палочка помог аллочка и т.д. 2. Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом Жила-была девочка, И была она припевочка. На голове у нее бантик Он похож на фантик. 3. Теперь составь стишок из этих четырех строчек Жила-была девочка, И была она припевочка; На голове у нее бантик Он похож на фантик 4. Добавь о девочке пятую строчку (можно без рифмы) по содержанию картины Жила-была девочка, И была она припевочка; На голове у нее бантик Он похож на фантик. Она веселилась и не знала пока о своей неприятности. 5. Выразительно прочти стишок

Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине Цели: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия); учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине» Алгоритм мыслительных действий Выбери предмет. Определи, где он находится на картине. Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему: а)как это видит тот, кто рассматривает картину; б)с позиции выбранного предмета. Правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине»..

Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения Цели: упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени; учить составлять речевую зарисовку от имени какого- либо объекта на картине; учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня... характер» (определение вставляется по смыслу); активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта. Алгоритм мыслительных действий Выбери героя на картине. Определи его настроение или свойства характера. «Войди» в образ героя (представь себя им). Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине. Правило этого этапа: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня... характер».

Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени Цели: учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени; учить детей показывать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»; активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было будет; утро вечер; весна осень; раньше позже; до того после того...). Алгоритм мыслительных действий Выбери объект, определи его состояние в настоящее время. Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков, действий. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта. Правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».

Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины Цели: учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины; учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений; активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины; учить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Алгоритм мыслительных действий Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. (Текст читает педагог.) Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка. Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины. Правило этого этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

РЕКОМЕНДАЦИИ Игры с сюжетной картинкой не обязательно растягивать на две недели. Вы можете проводить их в любой последовательности. Но обязательно надо начинать с первых двух этапов. Заранее готовить эмблемы этапов не обязательно лучше вместе с ребенком обсудить и составить схему (эмблему) уже проведенной игры. Попробуйте сами сочинить рассказ по картине, но озвучивайте его только после того, как ребенок рассказал свой. Обязательно записывайте детские рассказы! Проанализировав созданный ребенком текст, Вы можете наметить пути дальнейшего развития речи ребенка. Предложив ребенку сделать рисунок к рассказу, Вы научите его иллюстрировать собственные тексты. Собрав творческие продукты ребенка воедино, можете создать книгу речевого и изобразительного творчества!

Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине. «Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. «Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. «Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. «Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. «Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе. К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи. К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. «Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. «В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени.

Название игры, цель Методические рекомендации Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине. Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине. «Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта. «Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой. «Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении. «Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене. «Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит». Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной

К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе. Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи». К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками». К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение. «Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем. «В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени. Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. ПР: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце - хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию.

ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академ А, Алексеева ММ., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск: Наука, Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду: Учебное пособие для студентов. М: МГПИ им. В.И. Ленина, Бородин AM. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. инст-тов по спец. «Дошкол. едагогика и психология». 2-е изд. М.: Просвещение, Выготский Л.С. Мышление и речь. М., Гафитулин М.С. Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности и получение новизны // Адукация и вихование. Минск, Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др. / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя детского сада. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки ( Методика рассказа по картине). - СПб.: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. Рига: Эксперимент, Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета, Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, Поддъяков Н.Н., Сохин ФА. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1998.

16. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, Программа по развитию творческого воображения и обуче­нию диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ / Сост. И.Я. Гуткович и др. Ульяновск, Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, Развитие речи дошкольника: Сб. научн. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. - М: Изд. АПН СССР, Сидорчук ТА., Гуткович ИЯ. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, Сидорчук ТА., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. Ульяновск: УлГТУ, Сидорчук ТА. Пьем по утрам остаток черной ночи (или некоторые приемы составления метафор) // Обруч С Сидорчук ТА. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, Сохин ФА. Осознание речи дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М.: Педагогика, Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. 4-е изд. М: Просвещение, Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. 2-е изд. М.: Просвещение, Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: РАО, Флерина ЕА. Эстетическое воспитание дошкольника. М., Хоменко Н.Н. Использование игры «Да нет» при обуче­нии ТРИЗ: Материалы к семинару. Минск, 1995.