Вебинар семинар «Интерпретация результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе». Москва – Хабаровский край 24 декабря 2014 года Возможности управления качеством образования по результатам комплексного мониторинга образовательных достижений Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования ИСМО РАО, к.п.н.
Обсуждаемые вопросы Цели и задачи проекта Почему оценка готовности к обучению в школе становится ключевым элементом в системе оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся начальной школы Адаптационный подход в оценке готовности к обучению в школе Кто и как может использовать результаты проекта Некоторые результаты проведенных обследований в Хабаровском крае и регионах России
Цели и задачи проекта Цели проекта: Создание системы комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся в начальной школе Задачи проекта: - разработка диагностических материалов для оценки образовательных достижений учащихся в начальной школе, включая их динамику; - разработка инструментария для сбора контекстной информации об индивидуальном прогрессе учащихся - разработка технологий проведения диагностических процедур
Почему оценка готовности к обучению в школе становится ключевым элементом в системе оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся Стартовая диагностика (не отбор в школу!): – дает информацию, необходимую для организации индивидуальной работы с учащимися –позволяет своевременно оказать необходимую помощь в обучении –является основой для оценки динамики образовательных достижений, с учетом которой оцениваются образовательные достижения выпускников начальной школы, проводятся аттестация педагогических кадров и аккредитация образовательных учреждений –позволяет осуществлять прогноз развития системы образования –является основным критерием готовности ОУ к переходу на стандарты второго поколения
Особенности проекта Комплексность предлагаемого диагностического материала и технологии. Основной подход основан на оценке адаптационного ресурсного потенциала ребенка (наличие ресурсов адаптации и рисков дезадаптации). Одновременное рассмотрение ситуации с позиций большинства участников образовательного процесса: детей, учителей, родителей. Использование современных технологий сбора и обработки данных.
Принципы, лежащие в основе проекта В первый класс школы приходит учиться не сам по себе ребенок, но вся его семья – его группа поддержки. Для детей этого возраста референтны как родители, так и учитель. Поэтому на первом этапе особенно важны согласованные действия учителя и представителей семьи. У каждого ребенка есть резервы адаптации и риски дезадаптации.
Показатели готовности к обучению в начальной школе -Познавательная сфера (психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие учебных навыков у ребенка) -Индивидуально-личностные особенности ребенка -Семья как ресурс адаптации первоклассника -Ресурсы и цена адаптации ребенка к школе -Здоровье ученика
Показатели мониторинга образовательных достижений учащихся в начальной школе показатели образовательных достижений учащихся начальной школы (по математике, русскому языку и чтению) индивидуально-личностные особенности ребенка семья как ресурс адаптации первоклассника ресурсы и цена адаптации ребенка к школе здоровье ученика контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся
Оценка процесса адаптации: через анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования; через восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе); через восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).
Практическая значимость проекта Результаты проекта могут быть использованы: учителями начальных классов, школьными психологами и родителями (для организации индивидуальной работы с учащимися и целенаправленной работы по более успешной адаптации учащихся к обучению в школе) управленцами и методистов разного уровня (для проведения мониторинговых исследований в начальной школе на уровне страны, региона, муниципалитета с учетом стартовой диагностики первоклассников; для аттестации образовательных учреждений начального образования, для аттестации педагогических кадров с учетом динамики развития учащихся)
Практические задачи методических служб регионов Оказание помощи учителям первых классов в анализе полученных при обследовании индивидуальных данных каждого ребенка (в соответствии с передаваемыми в школы результатами ребенка – профилем показателей и регламентом проведения консультаций); оказание помощи учителям начальных классов в анализе полученных при обследовании данных, характеризующих в целом по классу уровень выраженности каждой из характеристик профиля показателей. оказание поддержки учителям начальных классов и родителям учащихся начальной школы в выработке совместной стратегии по оказанию помощи ребенку. оказание информационной поддержки администрации школы в части сравнения данных по классам школы со средними данными по муниципалитету, региону.
Что дополнительно дает участие в проведении обследования первоклассников формирование у всех участников проекта понимания сложности периода адаптации детей к школе; разработка единой информационно-технологической базы системы оценки показателей, характеризующих адаптацию ребенка к школьному обучению для осуществления совместной работы учителя и родителей учащихся по оказанию помощи ребенку на этапе его вхождения в школьную жизнь, а также принятия управленческих решений; повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся индивидуальных особенностей учащихся и оказанию поддержки детям на этапе их вхождения в школьную жизнь.
Методики для оценки сформированности познавательной сферы 1. Тест «Рисунок человека» 2. Тест «Графический диктант» 3. Тест «Образец и правило» 4. Тест «Первая буква» 5. Анализ данных анкетирования о навыках чтения, письма, счета
Индивидуально-личностные особенности ребенка Мотивация Усвоение норм поведения в школе Успешность функционирования в роли ученика Взаимодействие со сверстниками Тревожность Эмоциональное благополучие
Семья как ресурс адаптации первоклассников Подготовка к школе в семье Установки родителей по отношению к школьному обучению Условия ребенка для обучения Помощь ребенку в обучении
Индивидуальные особенности здоровья ребенка Группа здоровья Физкультурная группа Взаимодействие со сверстниками Возрастное соответствие массы тела и роста
Инструментарий для оценки готовности первоклассников к обучению в школе (начало 1 класса) 1. Методики для оценки сформированности когнитивной сферы 2. Карта первоклассника 3. Анкета для родителей 4. Анкета для учителя начальной школы 5. Рекомендации по проведению обследования с описанием методик и процедур их проведения 6. Раздаточный материал для выполнения тестов (бланки для ответов); 7. Таблицы для фиксации результатов обследования; 8. Формы для списков школ, учителей и учащихся; 9. Формы и программы для ввода и первичной обработки данных. 10. Фильмы для проведения бесед с учителями и родителями (2 серии) 11. Рекомендации по интерпретации и использованию результатов обследования 12. Регламенты проведения консультаций
Первый этап проекта (начало 1 класса) Некоторые обобщенные результаты проведенных обследований в Хабаровском крае и регионах России
Участие в исследовании Год исследования Участники мониторинга образовательных достижений учащихся в начале учебного года в Хабаровском крае Школы КлассыУчащиеся УчителяРодители
Портрет первоклассника (1) Первоклассники, которые поступают в школу в последние годы – в основном дети двух возрастных групп. Половину из них составляют дети в возрасте от 6 до 7 лет, другую половину – дети от 7 до 8 лет. Из них 5% детей от 6 до 6,5 лет. Большинство первоклассников Хабаровского края (83%) ходили в детский сад. В среднем по регионам – 86%. Подготовку к школе дети проходили в различных местах, иногда посещая занятия и в детском саду, и в школе. По ответам родителей, половина детей проходила подготовку к школе в детском саду, половина посещала подготовительные занятия в школе (в которую пошел ребенок - 34% (43%), в другой школе - 15%, 12%). Занятия с логопедом посещали 18% (19%) детей, самостоятельно занимались со своими детьми 30% родителей.
Посещение детского сада Год исследования Посещение ребёнком детского сада Не ходил в детский сад Ходил менее 1 года Ходил года Ходил года Ходил 3 года и более ,8% 396 3,1% 736 5,7% ,0% ,0% ,7% 429 3,2% 776 5,8% ,5% ,3%
Портрет первоклассника (2) По результатам опроса родителей, при поступлении в школу 88% (90%) первоклассников хотели учиться. В конце первого месяца обучения родители отметили, что с охотой идут в школу около 70% (75%) детей, чуть меньше четверти детей идут в школу без особого желания, но спокойно. Небольшое число детей (1%-2%) демонстрировали различные негативные эмоциональные проявления при необходимости идти в школу.
Желание учиться Год исследования Ребёнок хотел учиться, когда пошёл в школу? Очень хотел Скорее хотел Скорее не хотел Очень не хотел ,6% ,0% 763 5,9% 78 0,6% ,8% ,0% 864 6,5% 94 0,7% Год исследования В настоящее время ребёнок, как правило, идёт в школу С охотой Без желания, спокойно Каприз- ничает, ворчит Просит оставить дома Отказы- вается идти ,0% ,9% 268 2,1% 107 0,8% 9 0,1% ,7% ,6% 284 2,1% 126 0,9% 35 0,3%
Портрет первоклассника (3) В целом, по результатам опроса учителей, лишь около 45% обследованных первоклассников готовы к обучению в школе (учитель отметил достаточный уровень подготовки как по чтению, так и по письму, и по счёту). По чтению хорошо готовы около 60% первоклассников, по письму – столько же, по счету – 75%.
Уровень общей готовности первоклассников к обучению в школе Год исследования Уровень готовности к школе по мнению учителей Низкий СреднийВысокий ,9% ,0% ,9% ,9% ,3% ,1% Год исследования Уровень готовности к школе по мнению родителей Низкий СреднийВысокий ,1% ,7% ,3% ,3% ,6% ,0%
Уровень готовности первоклассников по чтению По мнению учителей Год исследования Хорошо готовы по чтению Да Нет Затруднились определить ,0% ,3% 637 4,7% ,9% ,2% 607 4,3%
Уровень готовности первоклассников по письму По мнению учителей Год исследования Хорошо готовы по письму Да Нет Затруднились определить ,3% ,0% 506 3,7% ,6% ,1% 538 3,8%
Уровень готовности первоклассников по счету По мнению учителей Год исследования Хорошо готовы по счёту Да Нет Затруднились определить ,8% ,2% 533 3,9% ,4% ,3% 643 4,5%
Данные по готовности из методик Не готовы по всем четырём методикам: [Низкий уровень выполнения всех четырёх методик] 217 учащихся (1,5%) Готовы по всем четырём методикам: [Высокий и средний уровни выполнения всех четырёх методик] первоклассников (52,7%)
Портрет первоклассника (4) По результатам опроса родителей, 80% (85%) первоклассников хорошо и очень хорошо умеют общаться со взрослыми, около 85% (90%) успешно общаются с учителем и со сверстниками. Однако 1,5% (10-15%) детей, поступивших в школу, испытывают большие трудности в общении. Около 75% (60%) первоклассников могут успешно осваиваться в новой ситуации. Чуть больше половины первоклассников могут хорошо управлять своим поведением. При организации учебной деятельности дома 35% детей необходима помощь.
Портрет первоклассника (5) В среднем среди всех первоклассников только у 18% (20%) детей, здоровье соответствует критериям первой группы здоровья. Большинство первоклассников (70%, 68%) относятся ко второй группе здоровья, то есть имеют некоторые функциональные нарушения, дефицит или избыток массы тела или перенесли недавно какие-либо заболевания. К третьей группе здоровья отнесено 8% детей. Число детей, отнесенных к 4 группе здоровья составило 0,8% (0,4%). К последним двум группам относятся дети с хроническими заболеваниями, с физическими недостатками и последствиями травм или операций.
Группы здоровья Год исследования Группы здоровья I группаII группаIII группаIV группа ,1% ,7% ,0% 86 0,6% ,1% ,7% ,4% 115 0,8% Нет данных: 2013 год: 1579 первоклассников (11,6%) 2014 год: 412 первоклассников (2,9%)
Информация о состоянии мелкой моторики рук Год исследования У ребёнка плохо развита мелкая моторика рук (по мнению родителей) Ребёнок плохо готов по письму (по мнению учителя) ,3%41,0% ,1%37,1%
Портрет первоклассника (6) Основная часть первоклассников имеет благоприятные условия дома для обучения (92,4% первоклассников имеют «уголок школьника» - свою комнату или часть комнаты, обустроенную для занятий), (88%). В большинстве семей первоклассников имеется детская библиотека: примерно в 40% семей имеются детские библиотеки, включающие от 25 детских книг и больше, ещё около 35% семей имеют небольшие библиотеки (от 10 до 25 детских книг). Почти в 53% (90%) семей соблюдается режим дня для первоклассника.
Информация из анкеты родителей На какие оценки Вы настраиваете ребёнка? Год исследования Конечно на пятёрки ,4% ,4% Главное, чтобы учился без троек ,6% ,4% Отметки не главное. Главное - знания ,5% ,2% Отметки не главное. Главное, чтобы был здоров 388 3,0% 541 4,1% На игрушки не будет времени 41,1%40,9%
Профили готовности первоклассников к обучению в школе Семья как ресурс адаптации первоклассника Познавательная сфера Индивидуально- личностные особенности ребёнка
Рисунок человека
Распределение первоклассников по результатам выполнения методики «Рисунок человека»
Графический диктант
Распределение первоклассников по результатам выполнения методики «Графический диктант»
Образец и правило
Распределение первоклассников по результатам выполнения методики «Образец и правило»
Первая буква
Распределение первоклассников по результатам выполнения методики «Первая буква»
Трудности в понимании первоклассниками русской речи Количество учеников в классе, испытывающих трудности в понимании русской речи (% учителей, ответивших на данный вопрос) Год исследования Таких учащихся нет ,9% ,5% 1 – 2 ученика 76 11,9% 69 10,6% 3 – 4 ученика 12 1,9% 15 2,3% 5 и более учеников (до 19-ти) 9 1,4% 10 1,5%
Портрет выпускника дошкольник - начальная школа Портрет выпускника дошкольник - начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах открытость к сотрудничеству навыки здорового образа жизни познавательные интересы, учебная мотивация навыки самооргани- низации и регуляции ответственность чувство собственного достоинства децентрация, уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ оценочная самосто- ятельность
Ковалева Галина Сергеевна (499) centeroko.ru Вопросы и комментарии Ковалева Галина Сергеевна Тел./факс: (499) cайт: centeroko.ru