"Компетентность педагога в формировании универсальных учебных действий как условие реализации преемственности уровней образования".

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Advertisements

Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Психологические особенности подросткового возраста.
Универсальные учебные действия. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» М.Монтень.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего.
К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Формирование универсальных учебных действий учащихся.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Федеральный государственный.
Реализация ФГОС общего образования. Последовательность введения ФГОС (ФГОС дошкольного образования –пр. от ; ФГОС начального общего образования.
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Структура Основной образовательной программы основного общего образования и планируемые результаты её освоения.
Современные подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в русле ФГОС второго поколения В.М.Дрофа, доцент.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем.
Транксрипт:

"Компетентность педагога в формировании универсальных учебных действий как условие реализации преемственности уровней образования".

Самоценность детства, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду

Преодоление рисков недопустимость школяризации дошкольного образования принципиальный отказ от экзаменов и любых других форм аттестации«Ребёнка надо ценить, а не оценивать». А.Асмолов ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата

Преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней

Результаты России в международных сравнительных исследованиях качества общего образования

…почувствуйте разницу…

Проблема PIRLS-PISA: что делать? Искать не там, где светло… искать, где потеряно…

PISA Пример задачи: Маша и Коля ходят в одну и ту же школу. Маша живет в трех километрах от нее, а Коля в пяти. На каком расстоянии друг от друга живут Маша и Коля?

9 Ориентация системы образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ: ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ «КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА» Смысл введения ФГОС

10 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний В чем проявляется достижение планируемых результатов? В чем проявляется достижение планируемых результатов?

Социально- коммуникативное развитие усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

12 Портреты выпускников Начальная школа Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир любознательный, активно и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Начальная школа Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества уважающий и принимающий ценности семьи и общества любознательный, активно и заинтересованно познающий мир любознательный, активно и заинтересованно познающий мир владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

В чем универсальность этих действий? Универсальный - (от лат. universalis - общий - всеобщий),..1) разносторонний; всеобъемлющий Универсальный - (от лат. universalis - общий - всеобщий),..1) разносторонний; всеобъемлющий 2) пригодный для многих целей, выполняющий разнообразные функции, обеспечивающие успешность в различной деятельности 2) пригодный для многих целей, выполняющий разнообразные функции, обеспечивающие успешность в различной деятельности

Познавательные действия Общеучебные (смысловое чтение) Логические (классификация, причинно- следственные связи) Знаково- символические (использование схем, моделей)

Из методических материалов РАО Осуществляемые действия Формируемые способы познавательного действия Отгадывают загадку Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигают предположения о теме урока Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» 2 класс Познавательные УУД развитие умения работать с информацией; развитие умения работать с информацией; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта); развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта); развитие умения использовать различные способы поиска информации; развитие умения использовать различные способы поиска информации; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

Умение сравнивать умение формулировать цель сравнения; умение формулировать цель сравнения; умение выбирать объекты сравнения; умение выбирать объекты сравнения; умение выделять признаки объектов сравнения, в том числе, существенные и несущественные в данной ситуации; умение выделять признаки объектов сравнения, в том числе, существенные и несущественные в данной ситуации; умение определять основания для сравнения; умение определять основания для сравнения; умение сопоставлять свойства объектов по этим признакам; умение сопоставлять свойства объектов по этим признакам; умение определять причины различия или сходства объектов сравнения; умение определять причины различия или сходства объектов сравнения; умение формулировать результаты сравнения. умение формулировать результаты сравнения.

Из анализа урока по ФГОС «Учитель даёт задания, где на предметном содержании формируются метапредметные умения и компетенции» «Учитель даёт задания, где на предметном содержании формируются метапредметные умения и компетенции»

Ошибки в целеполагании через изучаемое содержание через изучаемое содержание через деятельность учителя через деятельность учителя через учебную деятельность учащихся через учебную деятельность учащихся через бесконечные процессы через бесконечные процессы через неточные, непонятные термины через неточные, непонятные термины недостижимые цели и задачи в имеющихся условиях недостижимые цели и задачи в имеющихся условиях

Требования к цели Побудительность Побудительность Точность, конкретность Точность, конкретность Научность Научность Реалистичность Реалистичность Ранжируемость Ранжируемость Измеримость Измеримость

Таксономия задач овладение приёмом выделения свойств в предметах овладение приёмом выделения свойств в предметах умение находить общие и отличительные свойства предметов умение находить общие и отличительные свойства предметов овладение приёмом выделения существенных свойств предмета через изменение предмета овладение приёмом выделения существенных свойств предмета через изменение предмета овладение понятиями род, вид овладение понятиями род, вид умение устанавливать родо-видовые связи понятий умение устанавливать родо-видовые связи понятий умение давать определение, называя род, к которому относится данный вид понятий, и его существенные свойства умение давать определение, называя род, к которому относится данный вид понятий, и его существенные свойства

Иметь представление о цели как о будущем результате Иметь представление о цели как о будущем результате Выбирать наиболее значимую для себя цель из предложенных Выбирать наиболее значимую для себя цель из предложенных Определять цель деятельности Определять цель деятельности Формулировать задачи, Формулировать задачи, необходимые для достижения цели Определять критерии для оценки качества достижения цели Определять критерии для оценки качества достижения цели Примеры последовательной формулировки педагогических задач для формирования умения ставить цель:

Какую ближайшую цель Вы ставите перед собой в своём совершенствовании педагогического мастерства? Повышать педагогическое мастерство Повышать педагогическое мастерство Использование новых инновационных форм работы Использование новых инновационных форм работы Успешно закончить учебный год Успешно закончить учебный год Поиск новых интересных форм работы Поиск новых интересных форм работы Участие в конкурсах, выставках Участие в конкурсах, выставках Стать участником конкурса педагогических достижений Стать участником конкурса педагогических достижений

Написать свою программу Получить звание образцового коллектива Найти способы и методы работы с детьми с нарушением координации Написать монографию Успешно провести итоговый концерт Освоение ПК на « 5 » Привлечь как можно больше детей для занятий в коллективе

Проблемы Владеет ли сам педагог универсальными учебными действиями? Владеет ли сам педагог универсальными учебными действиями? Можно ли научить тому, что не умеешь делать сам? Можно ли научить тому, что не умеешь делать сам? Владеет ли педагог технологиями формирования УУД? Владеет ли педагог технологиями формирования УУД?

Уровни профессионализма (Н.В. Кузьмина) Репродуктивный Репродуктивный Адаптивный Адаптивный Системный Системный Локально моделирующий деятельность обучащихся Локально моделирующий деятельность обучащихся Системно моделирующий деятельность обучащихся Системно моделирующий деятельность обучащихся

целеполагание; целеполагание; планирование; планирование; прогнозирование; прогнозирование; контроль; контроль; коррекция; коррекция; оценка; оценка; волевая саморегуляция волевая саморегуляция Номенклатура регулятивных УУД:

Рефлексия- самопознание в виде Рефлексия- самопознание в виде размышления над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями, действиями

Эмоциональная рефлексия Рефлексия способов деятельности Рефлексия содержания (темы) Степени овладения материалом Рефлексия способов мышления Виды рефлексии по её предмету

общаягрупповаяученическаяучительскаяиндивидуальная Рефлексия по субъекту

формальная и неформальная поверхностная и глубокая ложная и истинная Рефлексия по качеству

Субъектная позиция учащегося ПЕРСОНАЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛЬНОСТЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ РАВЕНСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧАЩЕГОСЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ РАВЕНСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧАЩЕГОСЯ ОСМЫСЛЕННОСТЬ И ОСОЗНАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ОСМЫСЛЕННОСТЬ И ОСОЗНАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Ценностно-смысловое равенство Местоимения, используемые учителем: Местоимения, используемые учителем: Я – Вы – Мы Модальность заданий Модальность заданий Требование – просьба Метафоры Метафоры Учитель -Ученик

УЧИТЕЛЬ - НебоУЧЕНИК - Облако Ваятель Глина Садовник Цветок Духовка Пирог Настройщик Пианино Хранитель огня Факел Река Камни Топор Дрова Сено Лошадь Ключ Замок Лиса Колобок Мальвина Буратино Утюг Белье Гребень Волосы Молоток Гвоздь

Критерии сформированности у младшего школьника регуляции своей деятельности: способность выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции.

Мои «Острова» Бермудский треугольник Остров Безопасности Хранитель Товарищ Деятель Остров Достижений о. Остров Просветления Остров Фантазии Оригинальность Эстетичность Образность Остров прямого шва Ровность шага Движение на линии Спрятанный узел Остров Терпения От А до Я Переделкино Родник старательности Остров Радости 24 «Острова»