Отчет по III этапу Государственного контракта 12.Р20.11.0038 от 04.10.2011 г. Программа (задача, мероприятие): Федеральная целевая программа развития образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Advertisements


Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
МГУ имени М.В.Ломоносова Институт комплексных исследований образования ОБ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Анализ результатов краевых диагностических работ по русскому языку в 11-х классах в учебном году.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Развивающая викторина для детей "Самый-самый " Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 ст. Беломечётской.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Итоги учебного года МОУ « СОШ 54» Подготовила зам. директора по УВР Харитонова Т.В.
Первый этап реализации проекта п-Ф-160 «Совершенствование системы требований к обеспечению условий осуществления образовательной деятельности.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Транксрипт:

Отчет по III этапу Государственного контракта 12.Р от г. Программа (задача, мероприятие): Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг., под мероприятие 10.1 «Разработка и апробация модели общественно-профессиональной аккредитации программ профобразования» мероприятия 10 «Создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ» задачи 3 «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» Проект: Разработка и применение инструментария продвижения и аналитического обеспечения процедур общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ Исполнитель: Общество с ограниченной ответственностью «Аналитическое агентство «Смыслография»

Виды работ III.1 Проведение социологических исследований по изучению общественного мнения о внедрении общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ III. 2. Подготовка и распространение информационных аналитических материалов по вопросам проведения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ III. 3. Подготовка подборки информационно-аналитических материалов по вопросам процедур общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ 2

Общие выводы по проекту 2012 г. Реализованные в рамках проекта мероприятия позволили: Оценить характер информированности и степень готовности целевых групп к внедрению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в 2012 г. Сформировать аналитическую и экспертную базу для дальнейшего изучения общественного мнения по вопросам проведения общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ. Обеспечить публикацию информационных и аналитических материалов, а также тематических полос в федеральных СМИ, направленных на повышение уровня информированности целевых групп о целях и формах проведения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Усовершенствовать коммуникационный инструментарий в целях адресного продвижения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

III.1. Результаты социологических исследований по изучению общественного мнения о внедрении общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ 4

Задачи социологических исследований Оценка особенностей отношения респондентов к качеству современного профессионального образования, его соответствия потребностям рынка труда; Выявление представлений респондентов о наиболее эффективных подходах в независимой оценке качества профессионального образования; Выявление установок и факторов восприятия общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ в современном профессиональном образовании и анализ их динамики по сравнению с 2011 г.; Оценка уровня готовности и анализ возможностей респондентов участвовать в процессе общественно-профессиональной аккредитации, а также оценка в сравнении с 2011 г. Выявление представлений респондентов о критериях и способах проведения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, а также оценка в сравнении с 2011 г.

Методология исследований Качественные исследования Метод исследования: глубинные интервью и фокус-группы с представителями целевых аудиторий для решения соответствующих прикладных задач исследования, а также формулирования гипотез и пилотирования/корректировки дальнейшего инструментария. Количественные исследования Метод исследования: Опрос по специально разработанной анкете, включающей содержательный и социально- демографический блоки вопросов. Целевые аудитории: «Ученики» - ученики 11-х классов различных типов школ; «Родители» - родители учеников 11-х классов; «Студенты» - студенты НПО, СПО и ВУЗов; «Преподаватели» - сотрудники/преподаватели соответствующих уровней образования; «Работодатели» - руководители предприятий, первые заместители, в том числе кадровых служб предприятий.

Соответствие качества образования требованиям рынка труда «На Ваш взгляд, насколько в настоящее время качество подготовки выпускников профессиональных учебных заведений соответствует требованиям рынка труда?» 2012 Преподавате ли Работодате ли Родители Студенты Ученики Полностью соответствует 4%2%3%8%9% Скорее соответствует 43%24%38%47%48% Скорее не соответствует 47% 62%46% 36%34% Полностью не соответствует 5%9%4%1%3% Затрудняюсь ответить 2%3%8%7%6%

Представления о независимой оценке образования «Вы знаете, что-то слышали или впервые слышите об использовании моделей независимой системы оценки результатов образования?», % 2012 Препода ватели Работодатели Родители Студенты Ученики Да, знаю и понимаю, о чем идет речь 22%8%4%14%17% Кое-что слышал об этом 58%50%39%41%40% Нет, ничего об этом не знаю 16%40%53%39% Затрудняюсь ответить 3%2%4%6%4% 2012 Препод авател и Работодате ли Родите ли Студен ты Ученик и Оценка, независимая от преподавателей образовательного учреждения 20%24%25%32%30% Оценка, независимая от государственных органов власти 12%14%10%19%20% Оценка, независимая от преподавателей и органов власти 64%60%54%40%44% Затрудняюсь ответить 4%2%11%9%5% «Какая из формулировок, на Ваш взгляд, наилучшим образом передает суть «независимой» оценки качества образования?», %

Понимание сути общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ Преподавател и Работодател и Родители Студенты Ученики Признание качества и уровня подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений работодателями и обществом 59%42%52%37%48%36%45%51%38%46% Официальное признание (подтверждение) уполномоченными государственными органами статуса образовательного учреждения 15%19%12%24%15%21%19%20%21% Внедрение государственных образовательных стандартов в программу высшего образования 5%8%13% 12% 9%8%9%8% Процедура проведения независимой экспертизы на соответствие условий образовательного процесса нормативным требованиям 20%24%21% 18%19%17% 20%13% Затрудняюсь ответить 2%7%4%5%8%13%10%4%13%12%

Цель проведения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ 2012 г. Преподавате ли Работо датели Родители Студенты Ученики Выявление недостатков существующих образовательных программ с целью их дальнейшего совершенствования 35%34%36%47%49% Укрепление конкурентоспособности учебного учреждения на рынке образовательных услуг 12%6%10%8%7% Обеспечение международного признания отечественного образования 4%8%7%8%9% Составление специальных рейтингов программ учебных заведений 2%4% 7%8% Обеспечение возможности получения выпускниками учебных заведений специальных отечественных и международных сертификатов, подтверждающих их компетентность 11%13%15%14%13% Приведение отечественного профессионального образования к требованиям рынка труда 33% 25%10%6%

Наиболее важные формы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ 2012 г. Преподават ели Работодате ли Родител и Студенты Ученики Независимое тестирование выпускников 69%62%66%63%68% Экспертиза образовательных программ с участием представителей академического сообщества 44%35%32%34%29% Экспертиза образовательных программ с участием общественности 20% 21%22%26% Экспертиза образовательных программ с участием работодателей 63%62%50%48%34% Самообследование учебного заведения 22%9%10%24%28% Экспертиза образовательных программ специализированными независимыми центрами. 50% 42%40%32%

Критерии общественно-профессиональной оценки образовательных программ 2012 г. Препода ватели Работодате ли Родители Студент ы Ученики Качество менеджмента в учебном заведении 27%25%16%22%24% Нормированные государством требования к образовательным программам 30%20%24%37%39% Качество взаимодействия конкретного образовательного учреждения с рынком труда при формировании содержания образовательных программ 57%48%46%45%37% Соответствие уровня подготовки выпускников запросам рынка труда и общества 81%73%74%72%64% Качество материально-технического обеспечения образовательного процесса 62%50%49%43%42% Качество профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения 69%58%55%56%49% Тенденции мирового развития в области образования, науки, техники и культуры 41%39%32%34%32% Качество учебно-методического процесса 61%48%52% 49% Соответствие международным показателям эффективности образовательных программ 26%29%23%26%24%

«Как Вы считаете, общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ должна быть добровольной или обязательной процедурой?» Оценки перспектив развития общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ 2012 г.Преподаватели Работодатели Родители Студенты Ученики Добровольной 40%28%27%30%43% Обязательной 53%68%66% 52% Затрудняюсь ответить 6%4%6%4%6% 2012 г. Преподавател и Работодатели Родител и Студенты Ученики Нормативно-правовая база 2,742,822,713,473,56 Система подготовки кадров 2,972,752,773,323,46 Ответственность всех членов общества 2,372,412,372,883,07 Наличие необходимого финансирования 2,292,572,462,892,87 Уровень информированности 2,612,692,663,403,52 « Оцените по пятибалльной шкале степень готовности современной российской образовательной системы к внедрению общественно-профессиональной аккредитации, где 5 – высокая готовность, 1 – невысокая по следующим показателям»

Поддержка общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ Преподаватели Работодатели Родители Студенты Ученики Да, полностью поддерживаю 21%35%41%45%31%37%35%27%21%26% Скорее да, чем нет 45% 53%44%49%52%55%49%52% 54% Скорее нет, чем да 14%8%7%3%7%4%8%12%11% Нет, не поддерживаю вовсе 7%1%2%1%2% 1%2%4%3% Затрудняюсь ответить 8%3%6%2%9%4%6%7%12%7% «Вы поддерживаете или нет необходимость повсеместного распространения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ?»

«Скажите, пожалуйста, какого рода информации об общественно- профессиональной оценке и аккредитации образовательных программ Вам не хватает?» Потребность в информации 2012 г. Преподават ели Работодат ели Родители Студенты Ученики Критерии оценки образовательных программ 75%54%60%50%51% Процедура (формы и способы) проведения оценки образовательных программ 69%51%56%50%44% Результаты аккредитации образовательных программ в конкретных учебных заведениях 55%62%69%53%52% Другое 1%2%0% Мне достаточно информации 5% 3%11%8% Затрудняюсь ответить 1%6%4%6%8%

Основные результаты социологических исследований Уровень информированности респондентов об общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ по сравнению с 2011 г. вырос, но пока остается достаточно поверхностным. Суть и цели общественно-профессиональной оценки большинству понятны, но многие пока недостаточно осведомлены о формах и способах ее проведения, а также о субъектах, которые должны быть вовлечены в этот процесс. В целом, участники исследования неудовлетворительно оценивают уровень подготовки современных выпускников учреждений профессионального образования, в основном по причине отсутствия связи между теоретическим знанием и трудовой практикой. По мнению работодателей, нынешняя система оценки качества профессионального образования не позволяет адекватно оценить практические навыки выпускников. Респонденты поддерживают развитие системы независимой оценки качества образования, выражая при этом надежду, на то, что она будет более объективна за счет привлечения независимых от учебного учреждения экспертов. В качестве экспертов максимальную поддержку в обществе получили работодатели и преподаватели из других учебных заведений. Большие сомнения в среде опрошенных (особенно среди учащихся и родителей) вызвала такая категория независимых экспертов как общественные объединения..

Основные результаты социологических исследований Все ключевые аудитории проявили достаточно высокую степень заинтересованности в получении актуальной информации о результатах общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. К числу основных критериев, по которым должна проводиться общественно- профессиональная аккредитация образовательных программ, респонденты отнесли: соответствие уровня подготовки выпускников запросам рынка труда и общества; качество профессорско-преподавательского состава; качество взаимодействия конкретного образовательного учреждения с рынком труда при формировании содержания образовательных программ. Подавляющее большинство респондентов поддерживают необходимость распространения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. В то же время, опрошенные разделились на сторонников обязательного и сторонников добровольного участия образовательных учреждений в аккредитации.

III.2. Подготовка и распространение информационных, аналитических материалов по вопросам проведения общественно- профессиональной аккредитации образовательных программ

Подготовка и распространение информационных, аналитических материалов по вопросам проведения общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ Подготовлены 10 информационных и 10 аналитических материалов Проведена рассылка материалов по специально подготовленной базе (1500 адресатов) Составлен медиа план рассылки материалов Обеспечен выход в СМИ более 180 материалов

Подготовка тематических полос по вопросам проведения общественно-профессиональной аккредитации Актуализированы концепции подготовки двух тематических полос и медиаплан их выхода Размещены две тематические полосы в газете «Аргументы неделi», (тираж более 500 тыс. ) и в газете «Труд», (тираж более 200 тыс. )

III.3. Подготовка подборки информационно- аналитических материалов по вопросам процедур общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ 21

Подготовка подборки информационно-аналитических материалов по вопросам процедур общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ Подготовлены 30 информационных и аналитических материалов Разработана структура подборки на основании обобщения собранного материала Проведена адресная рассылка подборки материалов по подготовленной базе (более 600 адресатов), включающей адреса: –ведущих российских вузов; –учреждений НПО и СПО; –пресс-служб органов управления образованием Российской Федерации

Подготовка подборки информационно-аналитических материалов по вопросам процедур общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ Структура подборки 1. Профессиональная оценка качества программ профессионального образования (НПО, СПО, ВПО, ДПО) 2. Практика аккредитации и мониторинга организаций, осуществляющих деятельность в сфере общественной, профессиональной оценки качества профессионального образования и общественной (общественно-профессиональной) аккредитации программ профессионального образования 3. Формирование Концепции мониторинга результатов общественной аккредитации программ профессионального образования 4. Концепция мониторинга результатов общественной оценки качества профессионального образования 5. Опыт мониторинга общественно-профессиональной аккредитации программ профессионального образования. 6. Модели технологии внутреннего мониторинга и оценки качества профессионального образования (СПО, ВПО, ДПО) образовательных учреждений 7. Систематизация методологий и ключевых параметров рейтингования, принятых в зарубежной и международной практике, с подходами и показателями, используемыми в российской практике 8. Модель оценки внедрения результатов реализации мероприятий по развитию государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественной аккредитации образовательных программ.

Практическое применение полученных результатов Полученные в ходе социологических исследований результаты могут быть использованы в дальнейшем при реализации проектов, направленных на повышение уровня информированности целевых аудиторий. Данные о пробелах в информированности и ожиданиях целевых аудиторий от развития системы независимой оценки образовательных программ, могут быть заложены в основу при концептуальной и содержательной разработке проектов по вовлечению населения в диалог. Кроме того, полученные в 2012 г. результаты социологических исследований, наряду с результатами 2011 г. могут служить основой для дальнейшего анализа динамики уровня информированности целевых групп о ходе общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Сравнение результатов проведенных исследований в 2011 г., 2012 г. и данных, полученных в последующие годы, позволит зафиксировать динамику уровня информированности и проанализировать изменения в восприятии целевых аудиторий, потенциальной готовности к участию в общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Подготовленные информационные и аналитические материалы и сформированные базы их рассылки могут лечь в основу будущей информационно-разъяснительной работы, направленной на адресное информирование специалистов и широких слоев населения о необходимости развития программ по независимой оценке качества профессионального образования.

Спасибо за внимание Аналитическое агентство «Смыслография» Коммуникационная группа АГТ Тел.: +7 (495) Web: