Культурная политика и креативная экономика Гельмут К. Анхэйер Школа управления Херти Специально для Московского государственного университета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Advertisements

ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
Организационно-экономическое регулирование внешнеэкономической деятельности в сфере разработки программного обеспечения Автор: Страцкевич Е.Л. Научный.
Понятие, назначение и состав государственной политики
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
XI ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРУМ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич октябрь 2008 года, Томск Значение образования.
Урок по теме: Несостоятельность рынка и роль государства в экономике.
Местное Экономическое Развитие Ефанов В.В. Презентация учебного модуля в рамках совместного проекта IMUG.
Предмет и метод экономики (экономической теории).
Социальное предпринимательство в сфере культуры ОГОАУ СПО «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций»
Анализ и оценка конкурентной среды университета для формирования инновационной стратегии Студент гр.ББИ Сухачева Анастасия Игоревна Научный руководитель:
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра менеджмента Преподаватель: Копьёва Светлана Викторовна канд. экон. наук, доцент.
Информационно- технологический потенциал Республики Беларусь Выполнила студентка группы ЭС-461 Игнатенко Евгения Геннадьевна.
Политико-экономические особенности пореформенного развития малых государств (на примере Республики Беларусь и Латвийской Республики)
Научно-практический Форум «Санкт-Петербург: многомерность культурного пространства» октября 2008 года Санкт-Петербург.
Три главные проблемы экономики ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.
1 УСЛОВНОСТЬ 1 Оценить непосредственно, напрямую такие понятия как креативность мышления, управлеченский, лидерский, социальный капитал в данном исследовании.
Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения. С ростом дохода происходят уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Транксрипт:

Культурная политика и креативная экономика Гельмут К. Анхэйер Школа управления Херти Специально для Московского государственного университета

Что такое культура? Много, очень много определений (Кробер и Клюкхон нашли 281 определение в 1952!) В узком смысле: «искусство и культура», т.е. то, что создается артистами, и впоследствии считается, сохраняется, обменивается и потребляется как произведения искусства В широком смысле: культура как система смыслов, создание, артикулирование и принятие смыслов

Что такое политика? Форма государственного устройства (polity) – «зонтичный» термин, описывает институты и организации, которые напрямую формируют способ управления обществом Политика (politics) – то, как группа (сообщество, избиратели, члены группы) решает, кто, каким образом и когда принимает решения по определенным вопросам и темам, и на каком нормативном основании – первый уровень управления Политика (policy) – набор правил, процедур, программ, инструментов, мер по определенным направлениям политики – второй уровень управления

Многолетние споры (среди ученых) Критическая теория: капитализм проникает в искусство, анти просветительские проекты Бурдье: культура связана со стратификацией общества Холл, и все исследования культуры: культура выступает как инструмент контроля Экономика культуры: культура – одна из сфер экономической активности Каждая трактовка подразумевает различные следствия для экономической политики

Многолетние споры (в сфере политики) Первый уровень управления Нужна ли нам культурная политика? Для чего? Насколько явно она должна быть выражена? Второй уровень управления Сколько политик нужно реализовать? На каком уровне? Федеральном, региональном, местном? Какие агенты и агентства должны быть за нее ответственны (рынок, НКО, государство)? Как финансировать? Каждое государство отвечает по-разному в различные периоды

Что такое культурная политика? Система принятия решений, разработки программ и комплексов мер, направленных на сферу культуры, в государстве и бизнесе Затрагивает несколько сфер (образование, внешняя политика, миграция, развитие городов, экономика) и тем (религия, идентичность, социальная включенность)

Развитие креативной экономики Культурные индустрии – Искусство, культурное наследие и промыслы (рассматриваемые в контексте экономических и социальных эффектов) – Франция/ЮНЕСКО в 70-е; Совет Большого Лондона в 80-е Креативные индустрии – Новые технологии и экономика знаний; фокус на коммерческом секторе – Департамент культуры, массовых коммуникаций и спорта правительства Великобритании закрепил термин «Креативный класс» Р. Флорида (2002) – Популяризировано понятие экономической составляющей творчества «Экономическая система для производства, распределения и потребления культурных товаров и услуг посредством как рыночных, так и нерыночных механизмов» См. Anheier/Isar, 2008

Креативная экономика в Европе Роль лидера изменений (исследование KEA) Оборот: 654 млрд. евро (автомобили=271, ИКТ=541) 2,6% ВВП ЕС (недвижимость 2,1%; химическая промышленность 2,3%) Рост в на 12,3% больше, чем в целом по экономике 3,1% общей безработицы (тенденция к росту) – Высококвалифицированные кадры – Много фрилансеров и самозанятых Продолжающееся нарастание рецессии См. Pratt 2008

Экономика культуры (ЭК): ключевые вопросы 4 модели отношений ЭК с «остальной экономикой» Модель 1 (негативная): дотационная (welfare model) Модель 2 (конкурентная): «одна из отраслей экономики» Модель 3 (позитивная): модель роста – подчеркивает, в каких отраслях ЭК дает наибольший рост (например, деятельность в интернете) Модель 4 (развивающая): инновационная модель – культурный сектор как часть инновационной системы экономики, распространяющая «креативный подход» к пересмотру сложившихся бизнес-практик и социальных сетей «Культура – часть процессов изменения экономики, которые, в свою очередь, влияют на культуру. Изменения в культуре запускают изменения в экономике, но затем экономика влияет на культуру, и процесс запускается снова» См. Cunningham/ Banks/Potts, 2008

Модель 1: дотационная (welfare model) Искусство (в широком смысле) экономически успешно до той степени, в которой оно способно извлекать ренту из всей экономики Чистый негативный эффект на экономику (искусство потребляет больше ресурсов, чем производит) Модель лучше подходит для субсидируемых отраслей Политика: исходит из оценки нерыночной ценности

Модель 2: конкурентная модель «Одна из отраслей экономики» Модель подходит для описания устоявшихся медиа индустрий Масштабные характеристики сектора: – Высокие уровни неопределенности спроса; – Тенденции монополизации; – И т.п. может регулироваться на условиях конкуренции; Критика: культура как предмет потребления Политика: целостное регулирование отрасли, контроль провалов рынка

Модель 3: модель роста Позитивные экономические отношения между ростом креативной индустрии и экономикой в целом «Креативные индустрии» как драйверы роста Политика: регулирование «креативных индустрий» как «особого сектора» (т.к. он влияет на рост других секторов)

Модель 4: инновационная модель Экономическая ценность возникает из вклада в координацию новых идей или технологий процесс экономических и культурных изменений Модель комплексной системы, которая извлекает свою «экономическую ценность» из вклада в экономическую эволюцию Политика: инновационная политика

Спасибо за внимание