Основные направления модернизации дополнительного образования Б.В. КУПРИЯНОВ научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России А.Э. Страдзе О концепции дополнительного образования.
Advertisements

Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Сергей Косарецкий директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Национального.
Неформальное образование - сфера конкуренции С.Г. Косарецкий – директор центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая.
Высшая школа экономики, Москва, 2013 фото Повышение охвата дополнительным образованием: уравнение с несколькими неизвестными Сергей Косарецкий директор.
Концепция развития дополнительного образования детей Утверждена распоряжением ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 сентября 2014 г р от 4 сентября.
Что такое эффективное учреждение дополнительного образования детей? Высшая школа экономики, Москва, Куприянов Б.В. д.п.н., профессор.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
Проектирование «дорожных карт», обеспечивающих изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки АНО «Институт.
Стратегия развития технического творчества в учреждении дополнительного образования детей.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы непрерывного образования в Российской Федерации Климов А.А.- директор института технологий образования АНХ при Правительстве.
Высшая школа экономики, Москва, Реализация эффективного контракта с ППС в форме академических надбавок В. В. Радаев, первый проректор НИУ.
Модернизация системы повышения квалификации специалистов сферы образования как следствие реализации приоритетного национального проекта «Образование» Кеспиков.
Особенности организации мониторинга реализации в 2013 году «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования.
Задачи и механизмы учета региональных особенностей в государственной политике в сфере дополнительного образования детей. «Карта региональных систем дополнительного.
Механизмы развития дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленности в Федеральной целевой программе развития образования.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Организация работ по реализации поручения о модернизации системы общего образования и повышении заработной платы учителей г. Южно-Сахалинск, 29 апреля.
I Всероссийский съезд педагогов дополнительного образования детей декабря 2014 года г. Ярославль.
Транксрипт:

Основные направления модернизации дополнительного образования Б.В. КУПРИЯНОВ научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики», доктор педагогических наук, профессор

МОДЕРНИЗАЦИЯ Ж -1 Ж -2 1 ) ОБНОВЛЕНИЕ, ОСОВРЕМЕНИВАНИЕ ОБЪЕКТА, ПРИВЕДЕНИЕ В СООТВЕТСТВИЕ НОВЫМИ С НОРМАМИ, ПОКАЗАТЕЛЯМИ И КРИТЕРИЯМИ КАЧЕСТВА 2) ПЕРЕХОД ОТ АРХАИЧНОГО СОСТОЯНИЯ МАКРО- ОБЪЕКТА К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ 3) НЕПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФОРМ И ИННОВАЦИЙ (ДВИЖЕНИЕ К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ СОСТОЯНИЮ) Высшая школа экономики, Москва,

Концепция развития дополнительного образования детей ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 4 сентября 2014 г р идея персонализация дополнительного образования («ведущий тренд развития образования в ХХI веке») - производное от добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями самих программ, режима и темпа их освоения (все эти проявления избирательности могут складываться или выстраиваться в индивидуальные образовательные траектории); - обеспечение добровольного выбора детей (семей) вариативностью развивающих образовательных программ, обеспечение права на пробы и ошибки, возможности смены образовательных программ, педагогов и организаций проектирование персонального образования как информационно насыщенного социокультурного пространства конструирования идентичности Высшая школа экономики, Москва, 2013

Персонализация дополнительного образования как свобода выбора Добровольный ВЫБОР детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями образовательных программ, педагогов и организаций режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий педагога, наставника, тренера ВЫБОР ПРЕДПОЛАГАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ СМЕНЫ, ПРАВО НА ПРОБУ И ОШИБКУ И ВЫСТРАИВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

Персонализация как проявление щадящего и поддерживающего характера дополнительного образования неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования вариативный характер оценки образовательных результатов ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию

Высшая школа экономики, Москва, 2013 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО по ведомствам по типам организаций (ОДО, ОО, ВО..) по формам собственности (государственные (муниципальные). негосударственные, ИП) X (Где) вид длительность направленность содержание Y (Чем) интенсивность (количество, продолжительность) индивидуально/ группа/коллектив форма (диктант) Z (Как): федеральный бюджет бюджет субъекта РФ Бюджет МО бюджет домохозяйств («За чей счет») возрастные категории целевые группы (Кто)

Категории Кол-во респондентов Кол-во учреждений Кол-во субъектов РФ Родители детей, посещающих УДОД Руководители УДОД Педагоги УДОД Родители школьников, занимающихся дополнительным образованием Высшая школа экономики, Москва, Исследования осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2012 и 2013 гг.

Образовательные результаты ДО (5165 педагогов УДОД, 5189 родителей, обучающихся в УДОД, 2013 г., %)

Причины выбора программы дополнительного образования Высшая школа экономики, Москва, 2013

Индивидуальные образовательные траектории Высшая школа экономики, Москва, 2013

Образовательные запросы родителей в сфере дополнительного образования Высшая школа экономики, Москва, 2013

Количество видов посещаемых занятий в начальной школе в зависимости от уровня образования матери Опрос родителей, МЭО-2013 (% от ответивших ) 1 вид 2 вида 3 и более Еще не учится на этой ступени Не посещал Среднее специальное 50,327,916,60,44,8 Неоконченное высшее 40,437,714,60,76,6 Высшее без ученой степени 37,437,320,60,93,8 Два высших, аспирантура и/или ученая степень 21,347,729,00,01,9 Высшая школа экономики, Москва, 2013

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Источники финансирования УДОД Опрос руководителей, МЭО-2013, % фото

Ограничения и проблемы развития дополнительного образования Отсутствуют государственные гарантии доступности и бесплатности дополнительного образования Возможности региональных и муниципальных бюджетов в финансировании дополнительного образования и выполнении задач указов ограничены Недостаточно используются ресурсы негосударственного сектора ДО: значительная часть сектора находится в «тени» по причине высоких административных барьеров Стандарты качества программ расплывчаты, а инструменты его независимой оценки не сформированы Оценка конкуренции на рынке программ дополнительного образования (опрос руководителей УДОД, мэо-2013 г.,) У нашего учреждения нет реальных конкурентов 41,3%

Расходы родителей на занятия детей дополнительным образованием Мониторинг экономики образования, руб. Среднее Москва Город с населением свыше 1 млн, жителей Город с населением от 100 до 1 млн, жителей Город с населением до 100 тыс, жителей Поселок городского типа + Село Текущие расходы ,33711,72916,31836,51280,3 Готовность платить ,74155,73348,32168,91911,2

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Негосударственный сектор и ГЧП предоставление права коммерческим организациям реализовывать образовательные программы в качестве основного вида деятельности конкурентный доступ к бюджетным средствам льготы по налогу на имущество льготы на аренду, льготные тарифы, кредиты равные принципы начисления стажа, распространение профессиональных льгот ГЧП в развитии инфраструктуры и управлении собственностью В ПОИСКАХ РЕШЕНИЙ Навигаторы услуг Электронная запись Учет времени и достижений в образовательных траекториях Предоставление городских пространств и помещений для неформальных самодеятельных практик Мобилизационные механизмы вовлечения детей из неблагополучных семей Интернет и медиа Семьи и дети Закрепление социальных обязательств Кодификация программ (услуг) Введение минимальных требований Введение механизма формирования государственного запроса(возраст, содержание, целевые группы) Модульное устройство программ Формирование отдельного задания на ДО для школ Модульная организация программ Многоканальное финансирование Персонифицированный учет Частично-платные услуги Бюджетный сектор

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Инновационные поиски в содержании дополнительного образования детей Мультимедийные проекты Интерактивные парки Центры семейной анимации Экспериментариум, Кидбург, Марс-Тефо

Учет детей в УДО (опыт Пермского края) Электронный учет Пластиковая карта Бумажный сертификат Муниципальный СЕРТИФИКАТ дополнительного образования Муниципальный Высшая школа экономики, Москва,

101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495)