ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГОМЫШЛЕНИЯ Подготовила: Плотникова Л.М., Подготовила: Плотникова Л.М., учитель МАОУ «СОШ п. Демьянка» учитель МАОУ «СОШ п.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Advertisements

Технология критического мышления через чтение и письмо.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Подготовила учитель МБОУ - СОШ 2 р. п. Степное Илюшова Татьяна Алексеевна ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Мозговой штурм 1)Что вы знаете о «критическом мышлении»? 2)Что вы знаете о таксономии Блума? 3) Какие приемы критического.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией,
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
Технология развития критического мышления (далее ТРКМ) была разработана американскими учеными и преподавателями в конце ХХ века.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
Мои педагогические позиции: Учить надо не по закону, а по понятиям Смысл должен стоять впереди языка Наши ученики умнее нас Процесс обучения важнее результата.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически.
Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо 1 учитель биологии и информатики Козинец О.Ф.
Тема: «Достижение метапредметных образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС. Цель: внедрение федерального государственного образовательного.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Транксрипт:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГОМЫШЛЕНИЯ Подготовила: Плотникова Л.М., Подготовила: Плотникова Л.М., учитель МАОУ «СОШ п. Демьянка» учитель МАОУ «СОШ п. Демьянка» 2014 г.

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок «собирает» понятия о предмете (Л. Выготский)

Технология развития критического мышления (ТРКМ) – интерактивная технология, направленная на развитие критического мышления.

Основная цель применения ТРКМ – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации.

Основоположники: Чарльз Темплу, Курт Мередит, Джинни Стил, Скотт Уолтер, Джим и Кэрол Бирс, Донна и Бад Огл – американские педагоги. Венди Сол – редактор международного журнала «Перемена». Последователи в России: Е.С. Заир- Бек, О. Варшавер, Е.И. Иванышина, Т. Галактионова (г. Санкт-Петербург)

В основе технологии лежит: · диалогическая концепция культуры М Бахтина-В.Библера ·психологические исследования Л.Выготского, Ж. Пиаже и др. · педагогика сотрудничества Ш. Амонашвили

Что такое критическое мышление? Это мышление: ·свободное ·независимое ·рефлексивное ·оценочное ·аналитическое

Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими Запоминание Понимание простых и сложный идей Творческое, интуитивное мышление спортсмена, художника, музыканта Творческое, интуитивное мышление спортсмена, художника, музыканта

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов. Критический мыслитель: Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Аргументировано спорит Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока : вызов осмысление рефлексия

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Формы и средства развития КМ сбор данных анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы дебаты дискуссии публикации письменных работ учащихся

Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Современный выпускник умеет: формировать собственное мнение совершать обдуманный выбор между различными мнениями решать проблемы аргументировано спорить ценить совместную работу, в которой возникает общее решение уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

Приёмы ТРКМ 1. Верные, неверные высказывания 2. Игра «Верите ли вы?» или «Данетка 3. Дерево предсказаний 4. Корзина идей 5. Кластеры 6. Инсерт 7. Таблица ЗХУ 8. Толстые и тонкие вопросы 9. Зигзаг 10. Синквейн

Приёмы ТРКМ 11. Мозговой штурм 12. Ролевая игра 13. Свободное письмо 14. Перепутанные логические цепи 15. Продвинутая лекция 16. Взаимовопрос 17. Карусель 18. Кубик

Учимся задавать вопросы Прием «Толстые и тонкие вопросы» ? « Толстые» вопросы – это проблемные вопросы, требующие неоднозначного ответа ? «Тонкое» вопросы репродуктивного плана, требующие односложного ответа Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает 6 е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Прием «Ромашка Блума» П р о с т о й в о п р о с У т о ч н я ю щ и й в о п р о с О ц е н о ч н ы й в о п р о с Т в о р ч е с к и й в о п р о с В о п р о с и н т е р п р е т а ц и я П р а к т и ч е с к и й в о п р о с ?

Ромашка Блума Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

Прием «Мозаика» Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста

Таблица Донны Огл Прием «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию АБВГАБВГ ДЕЖЗДЕЖЗ Учимся воспринимать информацию

3- что мы знаем Х - что мы хотим узнать У- что мы узнали (заполняется в течение урока) пески животные Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома. жарко растения мало воды климат нет растений люди верблюды Пример : Окружающий мир. Тема: «Пустыня». Прием - «Таблица-ЗХУ»

Приемы по развитию навыков прогнозирования Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности

Прием « Верные,неверные высказывания» Высказывания До чтения После чтения 1 Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным. 2Форма глаза напоминает яблоко. 3Глаза в сильные морозы мерзнут. 4Зрачок – это отверстие в глазу. 5В глазу имеется прозрачная линза. 6Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым. «Верные и неверные высказывания»(на доске даны высказывания по теме, ученики, используя свои знания должны предположить верно данное высказывание или неверное) Чтобы проверить верны ли предположения ребят или нет, они должны прочитать текст по изучаемой теме и на стадии размышления вернуться к этим предположениям.

Игра «Верите ли вы?», или «Данетка». Окружающий мир. Тема: «Пустыня». Вопросы ДАНет 1 Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? 2 Верите ли вы, что в пустыне нет растений? 3 Верите ли вы, что в пустыне жарко? 4 Верите ли вы, что в пустыне идет снег?

«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» - это ПРОГНОЗ «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Ствол дерева 1. Что будет дальше? 2. Чем закончится рассказ? 3. Что может произойти в рассказе с таким названием? Ствол дерева 1. Что будет дальше? 2. Чем закончится рассказ? 3. Что может произойти в рассказе с таким названием? I группа – I в II группа – II в III группа – IIIв Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет? Загорать Гулять Отдыхать на свежем воздухе Играть Заниматься спортом Делать зарядку Купаться

Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Почва – это … … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом животных Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Приём Ассоциации. ( позволяет развивать творческое мышление детей) - Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – Зелёная лампа. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание? (Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна…) - Почему именно так называется произведение? - Что может произойти в рассказе с таким названием? - Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете

Кластеры (гроздья) Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде гроз Учимся работать с текстом

Прием «Составление кластера» Окружающий мир. Тема: « Пустыня». мало воды верблюды много песка нет растений нет зимы жарко Пустыня

ЛУГ травы цветы растения животные насекомые звери птицы значение для человека корм для домашних животных ядовитые кормовые Приём «Кластер» Окружающий мир. 4 класс, «Луг»

рыбы Среда обитания питание строение размножение чешуйки гладкая Дыхание - жабры рыбы мор. существ планктон китовая акула китовая акула икра живородящие сол. вода пресне.вода моря океаны реки озёра Приём «Кластер» Окружающий мир. 4 класс, «Рыбы»

Тайга Широколиственный Смешанный Лес Изображение на карте Географическое положение Климатические условия животные растения животные растения Приём «Кластер» Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес»

Перепутанные логические цепочки Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?».

Прием ПМИ Представьте, что вас попросили окрасить все автомобили в желтый цвет. Ваши возможные выводы могут быть таковы: +- Интересно проще увидеть на дороге; проще увидеть ночью; никаких проблем с выбором желаемого цвета; не нужно тратить время для получения нужного цвета; проще для производителя; дилеру не нужно создавать большого запаса; автомобиль станет просто средством передвижения; при небольших авариях краска, втершаяся в ваш автомобиль, будет того же цвета. скучно; трудно узнать свой автомобиль; сложно отыскать свой автомобиль на стоянке; проще красть автомобили; изобилие желтого может резать глаза; полиции будет сложно преследовать автомобили; свидетелям аварий придется туго; ограничение вашей свободы выбора; интересно посмотреть, будут ли появляться разные оттенки желтого; интересно посмотреть, оценят ли люди фактор безопасности; интересно посмотреть, изменится ли отношение к автомобилям; интересно посмотреть, будет ли подкрашенное место отличаться по цвету; интересно посмотреть, будет ли это соблюдаться; интересно посмотреть, кто поддержит это предложение

Инсерт ( прием маркировки текста ) V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Графические формы организации материала могут стать ведущим приёмом на смысловой стадии. Имя ____________________________________Тема___________________________________ ___ Дата______________________________________Время работы_____________________________ Ключевые понятия сообщения Рисунок или схема Схема заполнения журнала

« Двухчастный дневник» Вопросительные слова Основные понятия темы Что? Какой? Чем отличается? Почему? и др.

Концептуальная таблица Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Категория Сравнения Персоналии факты

Линии сравнения СтепьЛуг Влажность почвынизкаявысокая Причина отсутствия деревьевнедостаток влаги сплошной травяной покров Верхний слой почвы подстилка из отмерших частей растений дёрн Растения ковыль, осока, крокусы, тюльпаны клевер, герань луговая, тысячелистник, мятлик Животныесайгак, суслик, тушканчик мышь, полёвка, жаба, ящерица Птицыжуравль, дрофа, куропатка жаворонок, трясогузка, перепёлка Значение для человекарастениеводство, животноводство животноводство, пчеловодство Приём ТРКМ «Концептуальная таблица» На столах у каждой пары учеников лежат листочки с таблицей. Давайте сравним степь и луг по нескольким параметрам и сделаем вывод по их сходству и различию. Работайте в парах самостоятельно. (Возможные ответы детей)

Линии сравнения Тайга Смешанный лес Широколистве нный лес Климатические условия Растительный мир Животный мир Сводная таблица Приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.

Сюжетные таблицы Кто?Что?Когда?Где?Почему? Это простой и знакомый приём. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Прием «Лови ловушку» Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации. Время выполнения: 5-6 минут

Прием «Лови ловушку» Луг Идёшь по лугу, кругом трава. Вот мятлик луговой, а здесь тимофеевка. Среди зелени пестреют головки цветов: красные, синие, белые. Они всем знакомы. Это клевер белый и красный, ромашка белая, колокольчик, тысячелистник, розовый пион, герань луговая. Какая красота! Стоит прислушаться, и сразу услышишь, как перелетают с цветка на цветок труженицы – пчёлы, шмели, звенят мухи. В воздухе порхают прекрасные бабочки, кружат стрекозы. Если присмотреться, то можно увидеть, как копошатся среди травы муравьи, жуки, кузнечики. Вдруг пробежит юркая ящерица или внезапно взлетит из высокой травы журавль.

«Чтение с остановками ». Л. Н. Толстой «Косточка» «Он все ходил мимо слив» Вопрос: «Как вы думаете, Ваня взял сливу или нет?»

Прием составления глоссария Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки» Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов – глоссов При этом никто не знает о выборе другого игрока Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его Можно составить словарь – глоссарий

Прием «Отсюда – сюда» развивает стратегическое мышление и учит планировать свою работу Группа получает общее задание по теме Каждый член группы получает «свой» объект исследования Сбор информации об объекте Обмен информацией в группе Выделение общего для запоминания основной части таблицы Заполнение таблицы Написание совместного исследования по теме Презентация исследования

Приемы по развитию навыков решения проблем Мозговой штурм. Работа в группах. 1. До начала работы распределите роли. 2. Первая роль-ведущий. В его задачи входит: побуждать словами и жестами участников к созданию идей, положительно и энергично реагировать на абсолютно все идеи, уточнять неясно выраженные мысли, призывать к ТИШИНЕ. 3. Вторая роль-секретарь. Он должен записывать все высказанные идеи, следить за временем. 4. Все остальные- участники мозгового штурма. Их задача - генерировать идеи. 5. Условия работы: запрещается любая критика идей, поощряется развитие – уточнение чужих идей, ВСЕ ГОВОРЯТ ПО ОЧЕРЕДИ. 6. За нарушение дисциплины, громкое обсуждение, неуважение к членам группы снимается один балл при ответе. Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше

Приемы по развитию навыков ведения дискуссии Ролевая игра Перекрестная дискуссия Спор-диалог Метод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе) 6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения) Аквариум

метод «Шесть шляп». Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые» Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные. Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых. Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды. Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства. Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно. Синяя.Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. - Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. 1 группа. Белая шляпа. - С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами. 2 группа. Жёлтая шляпа. - Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений? 3 группа. Чёрная шляпа. -Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника на стр группа. Красная шляпа. - Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения? 5 группа. Зелёная шляпа. - Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше? 6 группа. Синяя шляпа. - Обобщите высказывания других групп. Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».

АКВАРИУМ Рыбки Ведущий Наблюдатель Наблюдатель Эксперт Эксперт Эксперт Эксперт

Учимся творчески интерпретировать информацию Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет. Создание цепочки (синквейнов хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов. Свободное письмо, эссе Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Это стихотворение из пяти строк. Форма письменной рефлексии

Прием «Написания синквейна» Окружающий мир Тема: «Пустыня» Пустыня Жаркая, песчаная. Идешь, бредешь, проваливаешься. Как хочется пить! Ад. Учитель. Учитель. Суетливый, крикливый. Душевный, открытый. Объясняет, объясняет и ждет. Любящий, идущий, думающий. Когда окончится эта пытка? Много идей – мало времени. Бедолага! Призвание.

Примеры синквейнов: Звезды. Далекие, загадочные. Сияют, светят, мерцают. Нас притягивают эти звезды. Миры Вода. Необходимая, желанная. Спасает, поддерживает, очищает. Мы не можем без тебя. Наша жизнь

ДИАМАНТА - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Литературное чтение, 4 класс, «А.Чехов «Ванька». строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки) ВАНЬКА несчастье грязный, голодный измученный, загнанный, уставший горе, неудача, нужда, безысходность ожидающий, мечтающий, надеющийся сытый, удовлетворённый счастье

Прием «перекрестная дискуссия» Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках ДАНЕТ Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.

В технологии развития критического мышления (ТРКМ) меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Тип урока Работа с информа – ционным текстом Работа с художест- венным текстом Взаимо- обучение Дискуссия Письмо Урок- исследован ие Вызов Мозговой штурм Кластер Мозговой штурм Верные – неверные утвержде- ния Толстые вопросы Инвентариз а-ция Парная мозговая атака Осмыслени е Инсерт ПМИ Чтение с остановкам и Зигзаг (мозаика) Перекрестн ая дискуссия Составлени е чернового текста, правка Заполнение таблицы ЗХУ Рефлексия Возвраще- ние к кластеру Кластер Сводная таблица Эссе Редактиро- вание Дальнейше е Целеполага -ние Модель построения уроков в технологии развития критического мышления. Тип урока Работа с информа – ционным текстом Работа с художест- венным текстом Взаимо- обучение Дискуссия Письмо Урок- исследование Вызов Мозговой штурм Кластер Мозговой штурм Верные – неверные утвержде- ния Толстые вопросы Инвентариза- ция Парная мозговая атака Осмысление Инсерт ПМИ Чтение с остановками Зигзаг (мозаика) Перекрестная дискуссия Составление чернового текста, правка Заполнение таблицы ЗХУ Рефлексия Возвраще- ние к кластеру Кластер Сводная таблица Эссе Редактиро- вание Дальнейшее Целеполага- ние

Интересная информация – сайт Санкт- Петербургского представительства российской ассоциации RWCT – сайт России – ассоциированного участника международного консорциума RWCT

Литература 1.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, Студент в поле информации и коммуникации. – СПб, PETROC, 2000.