«СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ" ТЕНИСТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка по физкультуре по теме: Мотивация учения - основное условие успешного обучения
Advertisements

Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту.
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Заседание кустового методического объединения МОУ Богородская СОШ 9 января 2009 года.
Мотивация учения- как основное условие повышения качества обучения.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
Буянова Ольга Викторовна учитель начальных классов.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения Педагогический совет БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа 46»
Самоанализ педагогической деятельности Учителя биологии МОУ СОШ д. Балухарь Черемховского района I квалификационной категории Антипиной Ксении Николаевны.
Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности.
«Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся»
"Использование ИКТ на уроках математики". Презентация учителя математики МБОУ СОШ 9 Города Ковров Владимирской области Зининой Евгении Викторовны.
Учебная мотивация, как показатель результативности образовательного процесса.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения Заместитель директора по УВР Иванова З.М.
Развитие мотивационных факторов учебной деятельности как результат психолого- педагогического подхода к детям со сложной структурой дефекта.
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения. П.Я. Гальперин «Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников»
Транксрипт:

«СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ" ТЕНИСТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи– это способствует развитию мотиваций. Л.С. Выготский

Актуальность темы С конца семидесятых годов прошлого века в педагогических исследованиях стала всё больше осознаваться необходимость постановки и решения задач предметной мотивации. Был сделан вывод о том, что учащийся, не осознавший и не понявший цели обучения, как свои собственные, и не владеющий средствами самостоятельной познавательной деятельности, не может успешно учиться. А для этого необходимы такие формы и методы учебной работы, которые вызвали бы у учащихся потребность в данном виде деятельности или её результатах. Решение этой задачи требует объединения усилий педагогов, психологов, методистов и передовых учителей.

Проблема Исходя из вышеизложенного, возникает следующая научная проблема: каким образом развить мотивационную составляющую учебной математической деятельности школьников?

ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ Мотива́ция (от лат. movere) побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает удовольствие от самой деятельности. И успешность процесса изучения математики зависит от желания ученика.

Проблема: Как сформировать интерес у ребенка? Как пробудить желание учиться? Как сберечь интерес + желание?

ЧТО ТАКОЕ МОТИВ УЧЕНИЯ Мотивация – динамический процесс формирования и функционирования мотива. Мотив учения – направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Мотивы бывают социальные и познавательные.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ Особое внимание необходимо уделять на познавательные мотивы, которые побуждают ученика развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющие влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.

Выделяют пять уровней учебной мотивации: Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.) Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия.) Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Родители и мотивация Родители влияют на мотивацию учащихся. Поэтому для формирования положительной мотивации к учению родителям можно опираться на следующие советы:

Советы родителям Необходимо: интересоваться делами, учёбой ребёнка; помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность; объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал; чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ -учитель должен заранее обдумывать стратегию обучения - начните преподавание темы с исторического момента или задачи, связанной с темой занятия;

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ - организуйте знания в форме схем, которые позволяют выделить связи между основными концепциями; - приведите примеры, которые могут заинтересовать учеников; - используйте аналогии; - представьте план лекции в форме вопросов;

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ - выражайте уверенность в способностях учеников; - окажите слабым ученикам такое же внимание, что и сильным; - предотвратите ситуации, при которых слабые ученики могут быть не в выигрыше:

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ -избегайте возможности выразить пренебрежение, связанное с неудачей ученика; - демонстрируйте интерес к успехам учеников.

Урок и мотивация Одним из этапов по формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Создание положительной мотивации на уроке создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса создание нестандартных ситуаций на уроке демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА Большую роль играет организация начала урока, где создаются условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему дает усвоение материала на уроке.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА 10-й класс: Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытий сделали ученые на древней египетской земле. Но самым большим чудом Египта, поражающим людей еще в древности, были удивительные искусственные горы– гробницы древних египетских царей.

10-й класс: Путешественникам, плывшим по желтым водам Нила, всегда бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с ее зелеными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мертвой Ливийской пустыни. Еще дальше на западе видны удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров– от современного города Каира до Фаюмского оазиса.

МОТИВ УЧЕБНО– ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ Они словно вырастают из песков пустыни– колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у их подножия трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. Самые высокие, их называют Великими, возведены в эпоху Древнего царства неподалеку от города Мемфис, тогдашней столицы Египта, фараонами Хуфу и Хафра. Аналогичные формы были использованы при строительстве знаменитой Вавилонской башни, о строительстве которой говорится в библии.

Самоконструкция: Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня и на ближайших уроках? /о пирамидах/ Какие ассоциации возникают у вас со словом пирамида?

Дифференцированный подход как средство положительной мотивации к учению Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, он стал условием осуществления индивидуально- личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации учащихся, возможности их самореализации.

Выводы: /мотив учебно– познавательный/ Чтобы достичь положительных результатов в образовательном процессе, необходимо вызвать у учащихся эмоционально– положительную внутреннюю мотивацию учения, для чего нужно организовать познавательную деятельность школьников. Эффективность познавательной деятельности зависит от степени ее мотивации.

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЗАДАЧ Обучение математике – это, в первую очередь, решение задач. Они выступают как главное средство мотивации учащихся. Умение решать задачи – критерий успешности обучения математике.

РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЗАДАЧ Существует много факторов, способствующий развитию учебной мотивации учащихся средствами задач. Одним из них является, фактор связанный с самой задачей и ее содержанием, это может быть: новизна, отражение связи с практикой, отражение исторического аспекта, занимательность, нестандартные вопросы.

1.Занимательность: 5 класс / урок по теме: Сложение десятичных дробей Дикобраз в подарок сыну Сделал счетную машину, К сожалению, она Недостаточно точна Результаты перед вами, Быстро все исправьте сами: 39,4 + 10,1 = ,3 + 9,04 = 10,634 47,03 + 4,8 = , = 312,6 3, ,033 = , = 729,014

1.Занимательность: Занимательность, заложенная в содержании задачи, особым образом окрашивает учебный материал, делает процесс решения более привлекательным, на которой создается положительное отношение к предмету.

2. Отражение связи с практикой: 9 класс. Комбинаторика. Вы пришли в школьную столовую. В меню на обед предложили вторые блюда и напитки: Блюда: 1. Пюре с котлетами 2. Рис отварной со шницелем 3. Гречка с окорочками Напитки: 1. Чай с сахаром 2. Компот с сухофруктами 3. Сок яблочный Сколькими способами можно получить обед?

2. ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗИ С ПРАКТИКОЙ: Если учащиеся видят в решаемой задаче возможность применить полученные знания на практике, то появляется и интерес к ее решению.

3. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ В МАТЕМАТИКЕ задания, которые нацеливают учащихся на поиск; задания, в которых идет сравнение чего- либо; интеллектуально развивающие игры; цепочные вычисления (устно); проблемные ситуации; упражнения с комментированием; логические задачи и т.д

4. ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ: прием неожиданности (в процессе изложения нового материала используют неожиданную для учеников, неизвестную им информацию, относящуюся к теме); прием провокация (в процессе изложения учебного материала вызывают у учащихся несогласие излагаемым содержанием для того, чтобы подготовить потом вывод);

4. ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ прием экспрессии (при изложении материала используют различные лексические средства выразительности: метафора, сравнение, интонация и громкость голоса, ритм речи и др.. необходимый материал бросался в глаза); прием сопоставления за и против (в процессе изложения материала дается обзор аргументов и контраргументов. При этом не делать окончательных выводов. Учащиеся сами формулируют вывод, и обосновывают его правильность);

4. ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИЕМ: прием, связанный с предложением высказать свое мнение (при изложении материала и сформулированного по нему вывода, обращаюсь к учащимся с вопросами: А правильно ли это?, А вы как считаете? и т.п.); прием смысловой паузы (в процессе изложения материала, видя, что внимание рассеивается, можно сделать паузу длительностью 10 – 15 секунд. Такая пауза заостряет внимание на сказанных последних фразах, а главное, акцентрирует школьников на восприятие последующего за паузой материала).

Игровые технологии и ИКТ К росту положительной мотивации приводит школьников : Применение различных модификаций деловых игр: имитационных, операционных, ролевых интеллектуально развивающие игры на поиск логических закономерностей, загадки, кроссворды, ребусы, головоломки и т.д..

ИКТ И МОТИВАЦИЯ Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках может происходить на различных этапах урока и типах уроков.

Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики: при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения); при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);

при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль результатов); при решении задач обучающего характера (отработка определенных навыков и умений); при организации исследовательской деятельности учащихся; при интегрировании предметов естественно-математического цикла. Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:

Вывод: Осознание учащимся своих мотивов в учебной деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать и принимать учебную задачу, определять цели работы на уроке и во внеурочное время. Наличие устойчивого интереса к изучению математики способствует осознанному усвоению математических знаний, умений, навыков.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!