С ЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОУ ГБОУ ЦДК г.о.Сызрань Февраль 2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Advertisements

Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года 1598 Федеральный государственный образовательный стандарт.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Об итогах первого года реализации ФГОС НОО: ошибки и трудности в составлении основной образовательной программы начального общего образования.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
Основная образовательная программа НОО разрабатывается каждым образовательным учреждением: Закон РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Образование обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в свете требований Федерального государственного образовательного.
Основные образовательные программы начального общего образования школ: первые результаты анализа Копотева Г.Л.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Госсен С.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112» 31 января.
Обучение детей с ОВЗ, находящихся на надомном обучении с использованием ДОТ Калининградский областной институт развития образования.
Методические рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.
Транксрипт:

С ЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОУ ГБОУ ЦДК г.о.Сызрань Февраль 2015

Н ОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА Закон «Об образовании» (действующая редакция) Инструктивное письмо Минобр РФ от г «О содержании деятельности педагога-психолога в ОУ» Инструктивное письмо Минобр РФ от 27/901-6 «О порядке создания и организации работы ПМПк ОУ» Инструктивное письмо Минобр РФ от «об организации работы логопункта в ОУ» Инструктивное письмо Минобр РФ от «О классах охраны зрения в ОУ» Инструктивное письмо Минобр РФ от / «О ПМПК» О порядке освидетельствования детей психолого-медико-педагогическими комиссиями (приказ ГУ здравоохранения, Комитета по вопросам семьи, материнства и детства АСО от /401/ 83) Приказ МОиН СО об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области Порядок организации индивидуального обучения (приказ департаментов науки и образования, здравоохранения АСО от /188) Положение об организации образования детей с отклонениями в развитии в о/о учреждениях Самарской обл. (приказ МОиН СО от од) Порядок организации дистанционного образования ДИ, находящихся на индивидуальном обучении (распоряжение МОиН СО от р) Приказ Минобрнауки от Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющим образовательную деятельность, электронного обучения, ДОТ при реализации образовательных программ» ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (принят г.) ФГОС НОО обучающихся с ЗПР

Д ОКУМЕНТЫ ОУ: Устав (указание на обучение детей с ОВЗ) Лицензия (реализуемые образовательные программы) Приказ о зачислении детей с ОВЗ на интегрированную форму обучения Приказ о зачислении детей с ОВЗ в ОУ Положение об интегрированном обучении детей с ОВЗ Приказ об организации в ОУ дистанционного образования детей-инвалидов, находящихся на индивидуальном обучении Положение о дистанционном образовании в ОУ

Л ОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ( ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ): Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы (для классов КРО) и/или индивидуального учебного плана. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации инклюзивного (индивидуального, дистанционного) образования детей с ОВЗ. Положение об индивидуальном учебном плане. Положение о рабочей программе учителя по предмету с учетом интересов обучающихся с ОВЗ. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения. Договор с родителями (законными представителями) обучающегося, включающий положения о возможности его психолого-педагогического сопровождения ( с письменного согласия ).

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВКЛЮЧАЕТ: перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей; стратегию коррекционной работы и мониторинга динамики развития обучающихся; описание механизмов взаимодействия: педагогических работников учреждения и специалистов сопровождения; образовательных учреждений; школы с учреждениями других ведомств; условия корректировки коррекционных мероприятий.

Мероприятия программы коррекционной работы должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса: - обучающихся с ОВЗ (трудностями в обучении, проблемным поведением и др.); - родителей (законных представителей) обучающихся; - педагогических работников; - социальных партнеров / общественность. Система комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся должна быть «привязана» к имеющимся ресурсам ОУ: доступность, материально-техническое и кадровое обеспечение, возможность сетевого образования. Мониторинг динамики развития обучающихся должен быть рассчитан не менее, чем на 3 года; объекты мониторинга определяются его целью.

М ЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИЕСЯ КЛ МЕРОПРИЯТИЯ: диагностический блок 0 Диагностическое обучение: формирование готовности к школе 1 Выявление особых образовательных потребностей Разработка индивидуального образовательного маршрута Мониторинг результативности учебной и коррекционной работы Корректировка индивидуального образовательного маршрута. 2 Уточнение состояния речи нарушений, уровня развития когнитивной и эмоциональной сфер Мониторинг результативности учебной и коррекционной работы Коррекция индивидуального образовательного маршрута 3 Уточнение речевых нарушений, уровня развития когнитивной и эмоциональной сфер Мониторинг результативности учебной и коррекционной работы Коррекция индивидуального образовательного маршрута 4 Уточнение речевых нарушений, уровня развития когнитивной и эмоциональной сфер Коррекция индивидуального образовательного маршрута Готовность к переходу на основную ступень обучения

М ЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИЕСЯ КЛ МЕРОПРИЯТИЯ: коррекционно-развивающие занятия 0 Формирование / совершенствование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, коммуникативных умений, поведения. 1 Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые) Психогимнастика Расширение круга общения 2 Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые) Психогимнастика Занятия в школьных кружках 3 Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые) Психогимнастика и тренинги на развитие коммуникативных умений Занятия в школьных и внешкольных кружках 4 Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые) Психогимнастика и тренинги, направленные на совершенствование коммуникативных навыков Занятия в школьных и внешкольных кружках

М ЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Педагогические работники КЛ МЕРОПРИЯТИЯ 0 Просвещение и индивидуальное консультирование 1 Организация взаимодействия: тренинг на командообразование 2-4 Просвещение и индивидуальное консультирование Тренинг на принятие детей с отклоняющимся поведением Профилактика профессионального выгорания Родители (законные представители) 0-1 Собрания, тренинги, распространение буклетов: проблемы школьной адаптации, результаты диагностики Участие в разработке индивидуального образовательного маршрута Индивидуальное и групповое консультирование 2 Участие в разработке индивидуального образовательного маршрута Индивидуальное и групповое консультирование / обмен опытом: воспитание самостоятельности, трудолюбия 3. Участие в разработке индивидуального образовательного маршрута Индивидуальное и групповое консультирование / обмен опытом: дружба 4. Участие в разработке индивидуального образовательного маршрута Индивидуальное и групповое консультирование / обмен опытом: результаты коррекционно-развивающего обучения, особенности младших школьников

Э КСПЕРТИЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ Струк-ый элемент Параметр Примечания / реком-ии Поясни- тельная записка Адресат программы Перечень используемых образовательных программ Цели, задачи, сроки реализации программы Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана Дифференцированные планируемые результаты обучения Соответствие планируемых результатов базовому уровню Обоснование вариативности объема изучаемого материала детьми с ОВЗ КТП Соответствие КТП тематическому планированию: по содержанию и по объему Наличие вариативности видов деятельности для детей с ОВЗ Соответствие видов деятельности содержанию обучения и планируемым результатам КИМ Наличие вариативных КИМ, соответствие базовому уровню планируемых результатов

П АРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ Структура программы коррекционной работы ОУ соответствует требованиям ФГОС НОУ (п.19.8), ФГОС ООО (18.2.4) Соответствие содержания программы коррекционной работы ОУ требованиям ФГОС НОО п.19.8 Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий. ПМПк ОУ в организации психолого-медико- педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Описание специальных условий обучение и воспитания детей с ОВЗ. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов ОУ

П РОГРАММНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Учебные планы (соответствие реализуемым образовательным программам) Наличие в учебном плане индивидуально- групповых коррекционно-развивающих занятий Учебные планы индивидуального обучения Адаптированные рабочие программы для интегрированных классов по предметам Рабочие программы индивидуального обучения Учебники школы 8 вида (при наличии детей с УО) Вариативные учебно-методические комплексы и КИМы Учебные планы, рабочие программы и программное обеспечение дистанционного обучения

У ЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ Базисный учебный план (БУП ) – это основа для разработки УЧЕБНОГО ПЛАНА образовательной организации. Учебный план образовательной организации отражает и конкретизирует основные показатели БУП: - состав учебных предметов; - недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам и предметам; - максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся; - направления внеурочной деятельности, формы ее организации и привлекаемые для этого ресурсы (услуги УДО, культуры, спорта, лагерей и летних школ)

У ЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения). АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация. Количество учебных занятий по предметным областям может составлять: за 4 учебных года (5-дневная неделя) не более 3039 ч, за 5 учебных лет (подготовительный класс) – не более 3821 ч,

У ЧЕБНЫЙ ПЛАН : КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков психического и (или) физического развития; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Б АЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НОО ( ВАРИАНТ 1 ООП НОО / ВАРИАНТ 7.2 ФГОС ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ, АООП ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ) Предметная область Классы Учебные предметы Кол-во часов в неделю 1234 Обязательная часть (федеральный компонент) Филология Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Математика 4 Обществознание и естествознание Окружающий мир 2222 Основы духовно-нрав ст- венной культуры Основы народов религиозных России культур и светской этики Основы духовно-нравственной культуры народов Основы России религиозных культур и светской этики - 0/1 1 Искусство Музыка 1 Изобразительное искусство 1 Технология 1 Физическая культура 2 3 Итого ,5 21

Б АЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НОО ( ВАРИАНТ 1 ООП НОО / ВАРИАНТ 7.2 ФГОС ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ, АООП ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ) Класс Предметная область Количество часов в неделю 1234 Часть, формируемая участниками образовательного процесса ,5 2 Максимально допустимая нагрузка (5-дневная неделя) Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую работу) 10 Ритмика 1111 Коррекционно-развивающие занятия 6666 Другие направления внеурочной деятельности 3333 Всего к финансированию

Р АБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ 1. Назначение – реализация образовательных программ по отдельным предметам учебного плана. 2. Индивидуальный инструмент учителя, в основе которого лежат требования к планируемым результатам и УУД. 3. Структуру рабочей программы учителя задает локальный акт образовательной организации. 4. Содержание структурных элементов рабочей программы учителя в условиях инклюзии отражает вариативность образовательных возможностей обучающихся.

О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И РАБОЧАЯ ПРОГРАММЫ Образовательная (коррекционная) программа: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета, (коррекционного курса); описание места в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, (коррекционного курса); содержание учебного предмета, коррекционного курса; тематическое планирование; описание материально- технического обеспечения. Рабочая программа: адресат программы; планируемые результаты; тематическое планирование с указанием часов и видов деятельности обучающихся; календарно-тематическое планирование; система мониторинга результатов обучения по предмету; контрольно-измерительные материалы; учебно-методический комплекс.

П РИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ ПО ПРЕДМЕТУ I Пояснительная записка: 1) адресат рабочей программы; 2) образовательные программы, используемые для проектирования данной рабочей программы; 3) цель и задачи изучения учебного предмета в текущем учебном году; 4) дифференцированные планируемые результаты освоения учебного предмета детьми с различным уровнем развития; 5) содержание учебного предмета (тематическое планирование) с указанием тем, обязательных для освоения детьми с ОВЗ; логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана; 6) тематическое планирование; 7) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. II Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. III Дифференцированные контрольно-измерительные материалы.

П РИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адресат программы: краткое описание разнородной группы обучающихся в контексте их образовательных возможностей Используемые образовательные программы: - программа по предмету в соответствии с ООП НОО образовательной организации; - адаптированная образовательная программа (например, для обучающихся с ЗПР); - рекомендации по адаптации образовательных программ. Дифференцированные планируемые результаты освоения учебного предмета: для обучающихся с ОВЗ не ниже базовых, исходя из КИМов итоговой аттестации на момент окончания ступени обучения.

П РИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Содержание учебного предмета: - указание тем, которые обучающиеся с ОВЗ изучают обзорно и обоснование данного выбора; - перечень тем, которые обязательны для обязательного освоения обучающимися с ОВЗ; - виды деятельности обучающихся разных групп. Тематическое планирование: можно, например, указать вариативную расчасовку по каждой теме, соблюдая инвариантность времени по разделу. Материально-техническое обеспечение: для обучающихся с ОВЗ целесообразно использовать дидактические пособия, предназначенные для специальных (коррекционных) школ

ПРИМЕРНАЯ ФОР МА КТП Тема часы Основная группа Дети с ОВЗ Планируемые результаты Вилы деятельности Планируемые результаты Вилы деятельности Сочетатель- ное свойство сложения Знает формулировку умеет применять для рационализа- ции вычислений переместитель ное и сочетательное свойства сложения Рационально е решение примеров и задач, Имеет представле- ние о сочетатель- ном и перемести- тельном свойствах сложения Решение задач и примеров на сложение. Пропедевтика Решение задачи на на- нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого вычитаемого. Планируемые результаты Виды деятельности Основная гр Дети с ОВЗ

А ЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1 этап – анализ необходимых образовательных программ, программы формирования УУД; 2 этап – определение дифференцированных требований к знаниям и умениям обучающихся; 3 этап – постановка цели и задач обучения на текущий учебный год; 4 этап – уточнение содержания обучения по предмету и формирование вариативных КИМ; 5 этап – подбор УМК и определение оборудования; 6 этап – разработка тематического планирования и КТП; 7 этап – написание «Пояснительной записки» и составление адаптированной рабочей программы (по заданной структуре).

ПМП к ОУ Положение о ПМПк ОУ Договор с ПМПК Функциональные обязанности специалистов ПМПк Журнал регистрации обращений Тетрадь протоколов заседаний ПМПк График заседаний ПМПк

И НДИВИДУАЛЬНАЯ ПАПКА ДИНАМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОВЗ Договор с родителями Заключение ПМПК Справка ВКК (для индивидуального обучения) Справка об инвалидности и ИПР (для ДИ) Психолого-педагогическая характеристика Заключение / представления специалистов Коллегиальное заключение Комплексный индивидуальный образовательный план Планы коррекционной работы специалистов и учителей Дневник динамического развития

Коллегиальное заключение Ф.И.О. учащегося____________________________________________________________ Дата рождения_________________ Программа обучения__________________________ Особенности семейного воспитания (особенности взаимоотношений в семье) __________ _____________________________________________________________________________ Особенности развития психических функций: Внимание_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Память____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Мышление_________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Речь_________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Особенности эмоционально-волевой сферы________________________________________ _____________________________________________________________________________ Моторное функционирование: Зрительно-двигательная координация ____________________________________________ _____________________________________________________________________________ Мелкая моторика______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Координация движений_________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Темп деятельности_____________________________________________________________ Освоение образовательной программы: русский язык/чтение___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ математика_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Личностные особенности учащегося Слабые стороны Сильные стороны Дата составления__________________________________________

И НДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ( ПРИМЕРНЫЕ РАЗДЕЛЫ ) Охрана здоровья и коррекция психо-соматических и психо- неврологических неблагополучий в развитии ребенка медицинскими и психолого-педагогическими приемами и методами работы Восполнение дефицита в развитии психо-физиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность (внимание, память, восприятие) Формирование мыслительной деятельности и интеллектуально-перцептивных умений (мышление) Формирование общедеятельностных умений Развитие личностных компонентов познавательной деятельности Развитие социально-нравственных качеств, необходимых для успешной социализации Развитие речи Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы Формирование элементарных математических представлений