Www.nspu.net Кузь Н.А., к.п.н., зав.каф.ТиМДО ИД.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Advertisements

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Концептуальные основания.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательная программа МБДОУ Широкинскийдетский сад разработана в соответствии: 1. Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» от
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации От 17 октября 2013 г 1155 Старший воспитатель МБДОУ 18 Пустовойтенко Алла Леонидовна.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО.
ФГТ и ФГОС дошкольного образования. СОДЕРЖАНИЕ ФГТФГОС ДО (проект) Требования к структуре ООП дошкольного образования ; Требования к условиям реализации.
Презентация программы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой.
Транксрипт:

Кузь Н.А., к.п.н., зав.каф.ТиМДО ИД

Задача: обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования : объем содержание планируемые результаты (в виде целевых ориентиров дошкольного образования)

Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ. При разработке Программы Организация определяет: продолжительность пребывания детей в Организации режим работы Организации в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности предельную наполняемость Групп.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Программа включает три основных раздела: целевой содержательный организационный в каждом отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка должна раскрывать: цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.

Организационный раздел должен содержать: описание материально-технического обеспечения Программы обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания включать распорядок и /или режим дня особенности традиционных событий, праздников, мероприятий особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

? Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально- психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам Сан ПиН "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).

Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей. Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе. 3Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п настоящего Стандарта.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры являются ориентирами для: а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: формирования Программы; анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

«Детский сад 2100» (Авторский коллектив: Фельдштейн Д.И., Бунеев Р.Н., Гончарова Е.М., Чиндилова О.В., Кислова Т.Р., Корепанова М.В., Маслова И.В., Вахрушев А.А., Куревина О.А.); «Детство» (Авторский коллектив: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.); «Истоки» (Авторский коллектив: Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Н.Давидчук и др.); «Мир открытий» (Научный руководитель авторского коллектива Л.Г.Петерсон). «От рождения до школы» (Авторский коллектив: Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева и др.); «Радуга» (Авторский коллектив: Т.Н.Доронова, Т.И.Гризик и др.); «Успех» (Научный руководитель авторского коллектива А.Г.Асмолов);

«Предшкола нового поколения» (Авторский коллектив: Чуракова Р.Г., Рукавишников И.С., Раджувейт Т.Г., Захарова О.А., Малаховская О.В., Федотова О.Н.); «Предшкольная пора» (Авторский коллектив: Петрова Н.Н., Златопольский Д.С., Яненко Н.Н., Салмина Н.Г., Глебова О.А., Яненко Н.Н., Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е., Кузнецова М.И., Козлова С.А., Куликова Т.А., Кочурова Е.Э.) и др. «Ступеньки детства. Готовимся к школе» (Авторский коллектив: Кубасова О.В., Конышева Н.М., Поглазова О.Т., Хверева М.В., Истомина Н.Б., Бадулина О.И., Попова С.В.);

Программы: Григорьева Г.Г. Кроха – М., – Петрова В.А. Малыш – М., – Смирнова Е.О., Галигузова Л. Первые шаги – М., – Технологии: Казакова Т. Г. Рисуют младшие дошкольники. – М., Климанова Л. Ф. Вместе с мамой (с 8 мес. до 3 лет). – М., Лайзане С. Л. Физическая культура для малышей. – М., Лыкова И. А. Рисование для самых маленьких. – М., Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М., Павлова Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. – М., Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышление. – М., Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. – М., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры. – М., Сотникова В. М. Действия с предметами и предметные игры. – М., Теплюк С. И. Организация прогулок с детьми. – М., 2005.

Перечень программ и технологий: Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М., Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. – М., Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. – СПб., Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Дошкольники. – М., Перечень пособий: Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб., Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М., Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. – М., Белановская О. В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. – Минск, Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе. – М., Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб., Дубровина И. В. Готовность к школе. – М., Дьяченко О. М. Развитие. Педагогическая диагностика. Старший дошкольный возраст. Учебный центр Венгера. – М., Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущего первоклассника. – Екатеринбург, Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М., Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М., Тащева А. И., Гриднева С. В. А я не боюсь! Профилактика страха медицинских процедур у детей. – М., Фопель К. Подвижные игры для детей 3–6 лет. – М., Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. – М., 2006.

Можно выделить два основных направления процесса создания психокоррекционных программ: репродуктивное и авторское. Первый, репродуктивный путь связан с использованием стандартных, готовых, уже разработанных и апробированных программ. Как правило, предлагаемые программы уже имеют четко разработанную последовательность этапов психологического воздействия, перечень необходимых в ходе работы материалов, а также требования, цели и ограничения, связанные с использованием данной программы. Перед началом работы со стандартными программами психолог должен сначала пройти специализированное обучение, дающее ему право на использование данного метода психокоррекционного воздействия, затем внимательно ознакомиться со всей последовательностью реализации программы и убедиться в наличии объективных и субъективных возможностей для ее осуществления. Далее важным этапом подготовки является прояснение с помощью методических рекомендаций вопроса о соответствии данной программы той конкретной проблеме, с которой обратился клиент. По ходу реализации возможны изменение и модификация программы с целью ее адаптации к личностным особенностям, интересам, темпам обучения клиента. Однако, как правило, границы модификации программы задаются в методическом обосновании программы, где оговариваются моменты, в использовании которых психолог может быть относительно свободен, т.е. может их изменять или удалять, и моменты, которые являются основными, программообразующими, соблюдение которых должно быть неукоснительным.

Цель: коррекция личностных нарушений и преодоления проблем, возникающих в межличностном общении. Форма работы: основой осуществления программы является групповая работа. Структура программы: программа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов. Диагностический этап представляет собой предварительное тестирование детей и взрослых (родителей и воспитателей). Коррекционный (формирующий) этап проводится в форме игровой терапии, которая включает в себя три этапа. На I этапе (2 занятия) происходит объединение участников в группы. На II этапе (8 занятий) детей и взрослых знакомят с оптимальными формами общения, с возможностями предотвращения конфликтов, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры драматизации, беседы, изобразительную деятельность. На III этапе (2 занятия) закрепляют, объединяют детей и родителей в совместные развлечения, игры. Длительность игрового занятия составляет мин. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать проблемы переутомления детей на занятиях, которые проводятся 1-2 раза в неделю. Контрольный этап состоит из заключительного тестирования детей и взрослых.

Ведущей формой коррекции является игротерапия. В процессе работы должны соблюдаться следующие требования: непринужденные дружеские отношения с ребенком; принимаем ребенка таким, какой он есть (отсутствие осуждения и поощрения ребенка); нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс; взрослый вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры, с реальной жизнью; выбор игровых тем отражает значимость их для психолога, педагога и интерес к ним ребенка; в любой игре ребенку предлагается возможность импровизации; игра не комментируется взрослым; направленное воздействие на ребенка осуществляется посредством характеров воспроизводимых им и взрослым персонажей.

В курсе игротерапии выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач. Первое направление (2 занятия) включает объединение детей и взрослых в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные игры, предметные и подвижные игры). Второе направление (8 занятий) осуществляет основную коррекционную работу в подгруппах детей и взрослых, используются игровые приемы (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов; изобразительная деятельность - в детских подгруппах; мини-сочинения, обсуждение и проигрывание конфликтных ситуаций - в родительских подгруппах). Третье направление (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей и родителей, используются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей и взрослых, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию детей и взрослых, развивают рефлексию, учат контролировать свое поведение. Содержание подобранных игр меняется по следующей схеме: 1 направление - развлекательные (контактные) игры; 2 направление - коррекционно-направленные + обучающие игры; 3 направление - развлекательные + обучающие + контрольные игры.

Для того чтобы увидеть эффективность коррекционной работы, необходимо провести контроль. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. Данные фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики. Глубокий анализ результатов поможет определить дальнейшую работу с детьми, дать рекомендации родителям. Дошкольников в группе должно быть не более шести, а младших школьников - не более восьми. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, с тем чтобы охватить всех детей. Большее количество детей в группе нежелательно, так как из-за увеличения числа повторений занятия становятся скучными, некоторые дети могут оказаться в роли зрителей. Надо следить и за тем, чтобы в группе не было более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерическим реакциям ребенка. Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только боязливые дети, только амимичные, только дети с неустойчивым вниманием и т.п. Дети раздражительные, со страхами, тиками, навязчивостями, истерическими реакциями, заиканием, истощаемостью и т. п. могут заниматься вместе. Однако детей с нормальным интеллектом и детей, страдающих пограничной умственной отсталостью, надо развести по разным группам, так как вторые должны заниматься вдвое дольше - используется время двух курсов психогимнастики. В группу можно пригласить одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут положительно влиять на группу своим артистизмом. Хорошо известно, что не только у детей, но даже и у взрослых наблюдение за внешним выражением эмоций (смех, слезы, зевота от скуки) другими людьми вызывает соответствующие подражательные реакции и сопереживание, поэтому дети с артистической жилкой желанны на психогимнастике, так как с их помощью легче заразить других детей нужной эмоцией.

Использование стандартных программ помогает психологу на начальном этапе его профессиональной деятельности. Они тщательно продуманы, разработаны по этапам, включают, как правило, систему диагностических процедур, предваряющих реализацию коррекционной программы, имеют инструменты оценки эффективности. Такие программы прошли апробацию, и их эффективность получила практическое подтверждение. Однако использование таких программ в значительной степени сужает возможности оказания психологической помощи, так как они не учитывают индивидуальные особенности клиента, специфику конкретного случая, профессиональную направленность, способности и личностные характеристики психолога.

Четко сформулировать общие цели программы в целом и каждого ее этапа в отдельности (диагностического, организационного, основного, аналитического и др.). Определить круг задач, которые конкретизируют цели работы. Выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной, развивающей, воспитательно-образовательной, профилактической и др. работы. Четко определить формы работы (индивидуальная, в микрогруппе, групповая или смешанная); если это групповая работа, то сформулировать принципы объединения детей в группу. Отобрать конкретные методики и техники, методы и приемы работы. Определить общее время, необходимое для реализации всей программы. Определить частоту необходимых встреч (ежедневно, один, два раза в неделю). Определить длительность каждого занятия (зависит от возраста: продолжительность занятий детей до 7 лет -не более мин, старше 7 лет - от 30 мин до 1 часа, в начале цикла занятий продолжительность их небольшая, к заключительному этапу она может значительно возрасти). Разработать содержание занятий. Планировать формы участия других лиц в работе (родителей, воспитателей, педагогов и др.). Предусмотреть контроль динамики хода работы, возможность внесения дополнений и изменений в программу. Подготовить необходимый материал и оборудование. По завершении коррекционных мероприятий составляется заключение о целях, задачах, результатах и эффективности реализованной программы.