ИИЦ – Научная библиотека представляет виртуальную выставку к 175-летию со дня рождения М.П. Мусоргского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Он звуками умел нарисовать И дня рассвет, и мчащиеся тучи, И ропот волн, и колокол могучий, И гром войны, и мира благодать… Г. А. Лишин.
Advertisements

Музыкальный руководитель Павлова М.Б Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий.
1839–1881 г.г. "Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек!" М. П. Мусоргский.
Мусоргский Модест Петрович БИОГРАФИЯ В 1852 г. в Санкт-Петербурге вышла первая публикация композитора фортепианная полька «Подпрапорщик».Работу над крупной.
Сергей Васильевич Рахманинов Сергей Васильевич Рахманинов КомпозиторПианистДирижёр.
Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство. Выполнила : преподаватель музыки МОУ Сурменевская СОШ Щепова А.А.
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА МКОУ СОШ п.Заря Опаринского района Кировской области Презентацию выполнила учитель искусства Е.В.Лузянина 2012 год.
Тема: «Школьные годы с Д.Б. Кабалевским» Посвящается 105-летию со дня рождения Правительство Москвы Департамент образования Москвы Восточное окружное управление.
Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
А может не было войны?. А может, не было войны, И мир её себе придумал?...Но почему же старики Так плачут в мае от тоски? - Однажды ночью я подумал.
{ Сергей Рахманинов – певец русской души Кингисеппская детская школа искусств.
1 Путилова Е. Л. моу сош 25 г. Нижний Тагил. Как называется направление в живописи второй половины 19 века, основу которого составили стремление к жизненной.
Тема Русская музыкальная культура XIX – начала XX веков.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ ОБМАНЫ 1. Зрительная иллюзия – не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей.
Есть музыканты, которым Богом и судьбой предназначено не просто достойно пройти тернистый, но славный творческий путь, а и всем своим естеством стать.
Дом музей В.М Васнецова «Третьяковская галерея» Богатыри? Кто из художников написал картину?

1 Тема: «Комическое в романе «Поднятая целина» как выражение авторского представления о прекрасном» Автор: Ефремова Иннеса Николаевна Спецкурс «Жизнь и.
Творческий проект по предмету « Музыка » учеников 5-го класса.
Урок памяти, посвящённый победе над фашизмом. «День Победы». Литературно-музыкальная композиция. 2 «В» класс МОУ гимназия 4 Г.Новороссийск Учитель: Кусова.
Транксрипт:

ИИЦ – Научная библиотека представляет виртуальную выставку к 175-летию со дня рождения М.П. Мусоргского

«Жизнь Мусоргского была преданным служением искусству, а в искусстве – народу. Его задачей была жизненная правда; к ней он стремился всю жизнь. И на этом пути открыл столько перспектив, смог увидеть столько возможностей в различных музыкальных жанрах, что его справедливо считают реформатором в музыке. Талант Мусоргского настолько глубок и монолитен, что анализировать его музыку, пытаясь постичь тайну ее магически захватывающего воздействия очень трудно. Наверно, каждое поколение будет решать эту задачу по–своему, и каждому ее решение будет давать радость прикосновения к вечно прекрасному и бессмертному» В кн. : Абызова, Е. Н. Модест Петрович Мусоргский [Текст] / Е. Н. Абызова. – М. : Музыка, – С. 8. «Жизнь Мусоргского была преданным служением искусству, а в искусстве – народу. Его задачей была жизненная правда; к ней он стремился всю жизнь. И на этом пути открыл столько перспектив, смог увидеть столько возможностей в различных музыкальных жанрах, что его справедливо считают реформатором в музыке. Талант Мусоргского настолько глубок и монолитен, что анализировать его музыку, пытаясь постичь тайну ее магически захватывающего воздействия очень трудно. Наверно, каждое поколение будет решать эту задачу по–своему, и каждому ее решение будет давать радость прикосновения к вечно прекрасному и бессмертному» В кн. : Абызова, Е. Н. Модест Петрович Мусоргский [Текст] / Е. Н. Абызова. – М. : Музыка, – С. 8.

М.П. Мусоргский ( ) М.П. Мусоргский ( )

«Мусоргский был один из тех немногих, которые ведут у нас свое дело к далеким и чудным, невиданным и несравненным «новым берегам» В.В. Стасов «Мусоргский был один из тех немногих, которые ведут у нас свое дело к далеким и чудным, невиданным и несравненным «новым берегам» В.В. Стасов

Карево. Усадебный флигель, в котором родился Мусоргский На родине Мусоргского. Сельская церковь в Карево

М.П. Мусоргский – офицер лейб- гвардии Преображенского полка, 1856 г. М.П. Мусоргский с братом Филаретом Петровичем, 1858 г.

«Музыка была для него и чувством и мыслью о горячо любимом русском народе – песнью о нем…» Б.В. Асафьев «Музыка была для него и чувством и мыслью о горячо любимом русском народе – песнью о нем…» Б.В. Асафьев

Санкт - Петербург, Васильевский остров. Дом, в котором жил М.П. Мусоргский

«Мусоргский чудесен своей независимостью, своей искренностью, своим очарованием. Он некий бог музыки.» Клод Дебюсси «Мусоргский чудесен своей независимостью, своей искренностью, своим очарованием. Он некий бог музыки.» Клод Дебюсси

М.П. Мусоргский (1873 г.) Письмо М.П. Мусоргского В.В. Стасову (1880 г.)

ОПЕРА «БОРИС ГОДУНОВ» «Произведение Мусоргского уже сыграло свою роль во всемирной музыкальной эволюции. Оно оплодотворило в своем направлении музыку целой эпохи» Поль Дюка о «Борисе Годунове» «Произведение Мусоргского уже сыграло свою роль во всемирной музыкальной эволюции. Оно оплодотворило в своем направлении музыку целой эпохи» Поль Дюка о «Борисе Годунове»

«Я разумею народ как единую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я пытался разрешить ее в опере» М.П. Мусоргский «Я разумею народ как единую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я пытался разрешить ее в опере» М.П. Мусоргский

Ф. Шаляпин в роли Бориса Годунова Мусоргский сознавал, что должен написать русскую оперу, главным героем которой будет народ – «цельный, большой, неподкрашенный и без сусального»

«Опера «Борис Годунов» – один из лучших и высших алмазов всей русской музыки» В.В. Стасов «Опера «Борис Годунов» – один из лучших и высших алмазов всей русской музыки» В.В. Стасов

ОПЕРА «ХОВАНЩИНА» «Хованщина» – грандиозная народно– историческая эпопея, отразившая судьбы русской нации в один из переломных моментов ее развития в конце XVII века. Мусоргский в своей опере стремился разрешить вопрос об исторических судьбах своей родины, выявить «в прошедшем – настоящее».

«Время действия «Хованщины» – эпоха стрелецких бунтов, среда – это русский раскольничий мир, задача – это изображение столкновения старой Руси с новой, зачинающейся Россией» В.В. Стасов «Время действия «Хованщины» – эпоха стрелецких бунтов, среда – это русский раскольничий мир, задача – это изображение столкновения старой Руси с новой, зачинающейся Россией» В.В. Стасов

Центральное действующее лицо «Хованщины» – народ. Не случайно композитор назвал свое творение «народной музыкальной драмой». Народная масса представлена в «Хованщине» целым рядом социальных прослоек с разнообразными интересами и стремлениями. Это стрельцы и стрелецкие жены, крестьяне, крепостные девушки. Для характеристики их облика композитор использовал прекрасные мелодии русских песен.

ОПЕРА «СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА» Светлая, жизнерадостная опера, вся пронизанная задушевными украинскими народными напевами.

«Украинцы и украинки признали характер музыки «Сорочинской» вполне народным, да и сам я убедился в этом, проверив себя в украинских землях» Мусоргский «Украинцы и украинки признали характер музыки «Сорочинской» вполне народным, да и сам я убедился в этом, проверив себя в украинских землях» Мусоргский

ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ «КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ» Фортепианный цикл «Картинки с выставки» – яркий пример возможности воссоздания средствами музыки реальных жизненных явлений в своеобразной, только им присущей форме. При жизни композитора этот цикл не был издан. В наши дни «Картинки с выставки» часто исполняются и пианистами, и в переложениях для симфонического оркестра.

«Его стихией была сценическая правда. В его произведениях не только слово и звук сливаются, но это целое сливается с действительностью» Ф.И. Шаляпин «Его стихией была сценическая правда. В его произведениях не только слово и звук сливаются, но это целое сливается с действительностью» Ф.И. Шаляпин

«Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям… вот моя закваска, вот чего хочу, и вот в чем боялся бы промахнуться» М.П. Мусоргский «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям… вот моя закваска, вот чего хочу, и вот в чем боялся бы промахнуться» М.П. Мусоргский

«… К новым берегам пока безбрежного искусства! Искать этих берегов, искать без устали, без страха и смущения и твердою ногою стать на земле обетованной – вот великая увлекательная задача!» М.П. Мусоргский «… К новым берегам пока безбрежного искусства! Искать этих берегов, искать без устали, без страха и смущения и твердою ногою стать на земле обетованной – вот великая увлекательная задача!» М.П. Мусоргский «Мусоргский был реформатор, а участь реформаторов никогда не сладка, никогда они не достигают своего скоро и безмятежно» В.В. Стасов «Мусоргский был реформатор, а участь реформаторов никогда не сладка, никогда они не достигают своего скоро и безмятежно» В.В. Стасов

Афиша последнего выступления М.П. Мусоргского М.П. Мусоргский в последние годы жизни

Музей М.П. Мусоргского, расположенный на территории усадьбы Наумово, принадлежавшей матери композитора

Могила М.П. Мусоргского в некрополе Александро- Невской лавры

«Талант Мусоргского настолько глубок и монолитен, что анализировать его музыку, пытаясь постичь тайну ее магически захватывающего воздействия, очень трудно. Наверное, каждое поколение будет решать эту задачу по–своему, и каждое ее решение будет давать радость прикосновения к вечно прекрасному и бессмертному». в кн. : Абызова, Е. Н. Модест Петрович Мусоргский [Текст ] / Е. Н. Абызова. – М. : Музыка, – С. 8. «Талант Мусоргского настолько глубок и монолитен, что анализировать его музыку, пытаясь постичь тайну ее магически захватывающего воздействия, очень трудно. Наверное, каждое поколение будет решать эту задачу по–своему, и каждое ее решение будет давать радость прикосновения к вечно прекрасному и бессмертному». в кн. : Абызова, Е. Н. Модест Петрович Мусоргский [Текст ] / Е. Н. Абызова. – М. : Музыка, – С. 8.

« Бессмертна слава Мусоргского. Его музыка звучит во всем мире. Люди разных стран, разных национальностях восхищаются его народными музыкальными драмами, его вокальными произведениями, говорят о них как о произведениях шекспировской силы и глубины. Благотворное влияние нашего великого композитора давно вышло за пределы России, оно во многом определяет наиболее передовые течения мирового музыкального искусства» Д.Д. Шостакович « Бессмертна слава Мусоргского. Его музыка звучит во всем мире. Люди разных стран, разных национальностях восхищаются его народными музыкальными драмами, его вокальными произведениями, говорят о них как о произведениях шекспировской силы и глубины. Благотворное влияние нашего великого композитора давно вышло за пределы России, оно во многом определяет наиболее передовые течения мирового музыкального искусства» Д.Д. Шостакович

«Никто не обращался к тому лучшему, что есть в нас, на языке более нежном, более глубоком; Мусоргский – единственный, и останется таковым по своему искусству без предвзятых приемов, без иссушающих формул. Никогда более тонкая чуткость не передавалась столь простыми средствами» Дебюсси «Никто не обращался к тому лучшему, что есть в нас, на языке более нежном, более глубоком; Мусоргский – единственный, и останется таковым по своему искусству без предвзятых приемов, без иссушающих формул. Никогда более тонкая чуткость не передавалась столь простыми средствами» Дебюсси

«Никто из мыслящих музыкантов, художников, артистов не прошел и не пройдет мимо великих творческих завоеваний Мусоргского. А для миллионов простых слушателей он остается и навсегда останется вдохновенным певцом жизненной правды, гениальным выразителем свободолюбивых дум и чаяний народа, человеческих борений и страстей» В кн. : Хубов, Г. Мусоргский [Текст] / Г. Хубов. – М. : Музыка, – с «Никто из мыслящих музыкантов, художников, артистов не прошел и не пройдет мимо великих творческих завоеваний Мусоргского. А для миллионов простых слушателей он остается и навсегда останется вдохновенным певцом жизненной правды, гениальным выразителем свободолюбивых дум и чаяний народа, человеческих борений и страстей» В кн. : Хубов, Г. Мусоргский [Текст] / Г. Хубов. – М. : Музыка, – с. 715.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Абызова, Е. Н. Модест Петрович Мусоргский [Текст ] / Е. Н. Абызова. – М. : Музыка, – 156 с. 2.Беляев, В. М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский [Текст ] : сб. статей / В. М. Беляев. – М. : Музыка, – 124 с. 3.Головинский, Г. Мусоргский и фольклор [Текст ] / Г. Головинский. – М. : Музыка, – 220 с. 4.Дурандина, Е. Е. Вокальное творчество Мусоргского [Текст ] / Е. Е. Дурандина. – М. : Музыка, – 200 с. 5.Запорожец, Н. Оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» [Текст ] / Н. Запорожец. – М. : Музыка, – 147 с. 6.Костарев, В. Рубикон Мусоргского [Текст ] / В. Костарев. – Екатеринбург : [б.и. ]. – – 196 с. 7.Мусоргский, М. П. Борис Годунов [Ноты] : клавир / М. П. Мусоргский. – Л. : Музыка, – 446 с. 8.Мусоргский, М. П. Детская [Ноты] / М. П. Мусоргский. – М. : Музгиз, – 32 с. 9.Мусоргский, М. П. Избранные пьесы и отрывки из опер [Ноты] / М. П. Мусоргский. – М. : Музыка, – 50 с. 10.Мусоргский, М. П. Избранные романсы и песни [Ноты] / М. П. Мусоргский. – Л. : Музыка, – 231 с. 1.Абызова, Е. Н. Модест Петрович Мусоргский [Текст ] / Е. Н. Абызова. – М. : Музыка, – 156 с. 2.Беляев, В. М. Мусоргский. Скрябин. Стравинский [Текст ] : сб. статей / В. М. Беляев. – М. : Музыка, – 124 с. 3.Головинский, Г. Мусоргский и фольклор [Текст ] / Г. Головинский. – М. : Музыка, – 220 с. 4.Дурандина, Е. Е. Вокальное творчество Мусоргского [Текст ] / Е. Е. Дурандина. – М. : Музыка, – 200 с. 5.Запорожец, Н. Оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» [Текст ] / Н. Запорожец. – М. : Музыка, – 147 с. 6.Костарев, В. Рубикон Мусоргского [Текст ] / В. Костарев. – Екатеринбург : [б.и. ]. – – 196 с. 7.Мусоргский, М. П. Борис Годунов [Ноты] : клавир / М. П. Мусоргский. – Л. : Музыка, – 446 с. 8.Мусоргский, М. П. Детская [Ноты] / М. П. Мусоргский. – М. : Музгиз, – 32 с. 9.Мусоргский, М. П. Избранные пьесы и отрывки из опер [Ноты] / М. П. Мусоргский. – М. : Музыка, – 50 с. 10.Мусоргский, М. П. Избранные романсы и песни [Ноты] / М. П. Мусоргский. – Л. : Музыка, – 231 с.

11.Мусоргский, М. П. Избранные письма [Текст ] / М. П. Мусоргский. – М. : Музгиз, – 238 с. 12.Мусоргский, М. П. Картинки с выставки [Ноты] / М. П. Мусоргский. - М. : Музыка,1980. – 48 с. 13.Мусоргский, М. П. Сорочинская ярмарка [Ноты] : клавир / М. П. Мусоргский. – М. : Музыка, – 233 с. 14.Мусоргский, М. П. Хованщина [Ноты] : клавир / М. П. Мусоргский. – М. : Музыка, – 201 с. 15.Мусоргский, М. П. Юные годы [Ноты] / М. П. Мусоргский. - М. : Музыка, – 97 с. 16.М. П. Мусоргский и музыка XX века [Текст ] / ред.-сост. Г. Л. Головинский. – М. : Музыка, – 271 с. 17.Мусоргский: Литературное наследие [Текст ] / сост. А. А. Орлова. – М. : Музыка, – 398 с. 18. Наследие М. П. Мусоргского [Текст ] / общ. ред. Е. Левашева. – М. : Музыка, – 256 с. 19.Новиков, Н. С. «Звук родной струны…» [Текст ] / Н. С. Новиков. – М. : Советская Россия, – 32 с. 20.Оголевец, А. Вокальная драматургия Мусоргского [Текст ] / А. Оголевец. – М. : Музыка, – 446 с. 11.Мусоргский, М. П. Избранные письма [Текст ] / М. П. Мусоргский. – М. : Музгиз, – 238 с. 12.Мусоргский, М. П. Картинки с выставки [Ноты] / М. П. Мусоргский. - М. : Музыка,1980. – 48 с. 13.Мусоргский, М. П. Сорочинская ярмарка [Ноты] : клавир / М. П. Мусоргский. – М. : Музыка, – 233 с. 14.Мусоргский, М. П. Хованщина [Ноты] : клавир / М. П. Мусоргский. – М. : Музыка, – 201 с. 15.Мусоргский, М. П. Юные годы [Ноты] / М. П. Мусоргский. - М. : Музыка, – 97 с. 16.М. П. Мусоргский и музыка XX века [Текст ] / ред.-сост. Г. Л. Головинский. – М. : Музыка, – 271 с. 17.Мусоргский: Литературное наследие [Текст ] / сост. А. А. Орлова. – М. : Музыка, – 398 с. 18. Наследие М. П. Мусоргского [Текст ] / общ. ред. Е. Левашева. – М. : Музыка, – 256 с. 19.Новиков, Н. С. «Звук родной струны…» [Текст ] / Н. С. Новиков. – М. : Советская Россия, – 32 с. 20.Оголевец, А. Вокальная драматургия Мусоргского [Текст ] / А. Оголевец. – М. : Музыка, – 446 с.

21.Орлова, А. Труды и дни М. П. Мусоргского [Текст ] / А. Орлова. – М. : Музгиз, – 702 с. 22.Полякова, Л. «Картинки с выставки» Мусоргского [Текст ] / Л. Полякова. – М. : Музгиз, – 29 с. 23.Попова, Т. Мусоргский [Текст ] / Т. Попова. – М. : Музыка, – 212 с. 24.Сокольский, М. Мусоргский. Шостакович [Текст ] : Статьи. Рецензии / М. Сокольский. – М. : Советский композитор, – 144 с. 25.Соловцов, А. М. П. Мусоргский [Текст ] / А. Соловцов. – М. : Музгиз, – 56 с. 26.Стасов, В. В. Избранные статьи о Мусоргском [Текст ] / В. В. Стасов. – М. : Музгиз, – 236 с. 27.Фрид, Э. Мусоргский [Текст ] / Э. Фрид. – Л. : Музыка, – 122 с. 28.Фрид, Э. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского [Текст ] / Э. Фрид. – Л. : Музыка, – 335 с. 29.Черный, О. Мусоргский [Текст ] / О. Черный. – М. : Детгиз, – 316 с. 30.Шлифштейн, С. Мусоргский: художник, время, судьба [Текст ] / С. Шлифштейн. – М. : Музыка, – 335 с. 21.Орлова, А. Труды и дни М. П. Мусоргского [Текст ] / А. Орлова. – М. : Музгиз, – 702 с. 22.Полякова, Л. «Картинки с выставки» Мусоргского [Текст ] / Л. Полякова. – М. : Музгиз, – 29 с. 23.Попова, Т. Мусоргский [Текст ] / Т. Попова. – М. : Музыка, – 212 с. 24.Сокольский, М. Мусоргский. Шостакович [Текст ] : Статьи. Рецензии / М. Сокольский. – М. : Советский композитор, – 144 с. 25.Соловцов, А. М. П. Мусоргский [Текст ] / А. Соловцов. – М. : Музгиз, – 56 с. 26.Стасов, В. В. Избранные статьи о Мусоргском [Текст ] / В. В. Стасов. – М. : Музгиз, – 236 с. 27.Фрид, Э. Мусоргский [Текст ] / Э. Фрид. – Л. : Музыка, – 122 с. 28.Фрид, Э. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского [Текст ] / Э. Фрид. – Л. : Музыка, – 335 с. 29.Черный, О. Мусоргский [Текст ] / О. Черный. – М. : Детгиз, – 316 с. 30.Шлифштейн, С. Мусоргский: художник, время, судьба [Текст ] / С. Шлифштейн. – М. : Музыка, – 335 с.