Феномен развития в богословии Теология и История.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КРАСИВАЯ ПРОСТАЯ ЖИЗНЬ. ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ 1 Коринфянам 15:1-11.
Advertisements

ЕВАНГЕЛИЕ ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ Послание Колоссянам 2-я глава.
Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30 ибо видели очи мои спасение Твое,
Христос воскрес! И я – тоже! Евангелие от Иоанна 8:28-36.
Благовестие Что значит благовествовать? Благовествовать – возвещать Благую весть или Евангелие. Благая весть – хорошая, радостная весть.
СЛЕДУЙТЕ КУРСОМ, КОТОРЫЙ ПРОЛОЖИЛ КАПИТАН 1-е Тимофею 1:12-20.
2. Осуществлено Иисусом Христом «Отец послал Сына Спасителем миру» (1 Ин. 4:14) «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.
Стержневой курс. Третий семестр: «Основы теологии» 1.место в Стержневом курсе и в образовании на БФ 2.цель, задачи, структура 3.тематика, отчетность 4.связь.
Крещение Мир вам! Крещение 1. Что такое крещение? 2. Для чего оно нужно? 3. Что мешает принять крещение?
Христианство.
Основы православия Учитель начальных классов Филиала МКОУ СОШ с Красавка Самойловского района Саратовской области Саратовской области в селе Низовка Савоник.
Мировоззрения и религиозные представления условно могут быть разделены на четыре типа.
Я верю в Бога, Отца Всемогущего, усыновившего меня! В Господа и Спасителя моего Иисуса Христа! В Духа Святого – Господа Животворящего, Утешителя моего!
Основные принципы Христианства Краткий обзор учения Библии о спасении.
Образы И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и.
ПОДАРОК, КОТОРЫЙ СЛОЖНО СОХРАНИТЬ Послание к Галатам 5:1-15.
Христианская философия: общие идеи. План 1. Онтология ХФ 1. Онтология ХФ 2. Гносеология ХФ 2. Гносеология ХФ 3. Аксиология ХФ 3. Аксиология ХФ.
КРАСИВАЯ ПРОСТАЯ ЖИЗНЬ ДОСТОЙНА ПОДРАЖАНИЯ. ОБРАЗЫ ПАВЛА Защищая своё апостольство, Павел показывает Коринфянам истинное призвание лидеров в церкви. Для.
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». (Деян.2:38)
Транксрипт:

феномен развития в богословии Теология и История

«история говорит о становлении; теология же имеет дело с бытием» «бытие в становлении»

библиография Newman J. H. An Essay on the Development of Christian Doctrine. L., 1845 Pelikan J. Development of Christian Doctrine: Some Historical Prolegomena. L., 1969 Tixeront J. Histoire des dogmes dans lAntiquité chrétienne. P., T. 1

Катанский А. Л. Об историческом изложении догматов // Христианское чтение Соловьев В. С. Догматическое развитие Церкви (в связи с вопросом о соединении Церквей) М., 1886 Михайлов П.Б. Проблема развития в богословии и догматике // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия (2013). Вып. 6 (50). С. 9–23 ( v.pdf) v.pdf

вероучение догмат доктрина богословие исповедание учение вера

Дж. Г. Ньюмен ( ) догматика = богословие стало быть, развитие необходимо

А. Гарнак Wesen des Christentums – Евангелие и апостольский век Unwesentlichkeit des Christentums Demolierung des Christentums

А. Луази raison – foi богословие = догматика

А.Л. Катанский «Догматы не образовались постепенно в сознании человеческом, а сразу все даны человеческому сознанию отвне в предании Христовом и апостольском» «…формальная, изменяемая до того времени (до принятия постановлений Вселенских Соборов. П.М.) сторона догмата, получала с этих пор характер неизменяемости, догматизации на все века»

В.С. Соловьев «догмат Христа, во плоти пришедшего, умершего и воскресшего. В этом догмате… заключаются и все прочие истины этого Откровения, которые и выводятся из него по мере надобности учительною властью Церкви» «Задача церковного вероучительства состояла не в открытии новых истин, а в новом раскрытии одной и той же первоначальной истины»

Ж. Тиксерон «История догматов имеет своим предметом изложение той глубинной работы христианской мысли с первоначальными данными Откровения, благодаря которой она все полнее овладевает ими, их проясняет, обосновывает, развивает и сводит в согласованную, гармоничную и продуманную систему, не изменяя при этом их сущности… и не подменяя вероучительной основы»

Pelikan J. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine. Chicago, 1971–1989. Vol. 1–5. Рус. пер.: Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. М., Т. 1; М., Т. 2 «Вероучение это то, во что верят, чему учат и что исповедуют» «Даже догмат о Троице не оставался совершенно неизменным после его принятия и уяснения... Это значит, что, развиваясь от того, во что верили, к тому, чему учили, и, возможно, даже к тому, что исповедовали, вероучение постепенно становилось частью сокровищницы веры»

«…может быть, кто-нибудь скажет, что в Церкви Христовой не должно быть никакого преуспеяния религии (profectus habebitur religionis)? Всеконечно должно быть и притом весьма больше … Только преуспеяние это должно быть действительно преуспеянием, а не переменою веры (profectus sit ille fidei, non permutatio). Преуспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершенствуется в самом себе, а перемена в том, когда что-нибудь перестает быть тем, чем оно есть. Итак, пусть возрастают и в высшей степени преуспевают, по годам и векам, разумение, ведение, мудрость (intellegentia, scientia, sapientia) как каждого, так и всех, как одного человека, так и всей Церкви, но только в своем роде (genere), то есть в одном и том же учении (in eodem scilicet dogmate), в одном и том же смысле (sensu), в одном и том же понятии (sententia) Vincentius Lerinens. Communitorium 23 (Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина // О Священном Предании Церкви. СПб., С. 76–80)

…То есть пусть оно (учение христианской религии christianae religionis dogma) с годами укрепляется, со временем расширяется, с веком возвышается; но при этом оно должно оставаться неповрежденным и неиспорченным… сверх этого да не будет в нем никакой перемены (permutationis), да не утрачивает оно никакого качества (proprietatis), да не терпит оно никакой разности в определении (definitionis) … украшать, улучшать, усовершать с течением времени древние догматы (illa caelestis philosophiae dogmata) небесного любомудрия позволительно; но изменять, уродовать, искажать их непозволительно. Пусть их истолковывают, поясняют, точнее определяют: это позволительно; но их полнота, цельность, качество (plenitudinem, integritatem, proprietatem) должны оставаться неизменными: это необходимо

… Церковь же Христова, рачительная и осторожная блюстительница вверенных ей для хранения догматов, никогда ничего в них не изменяет, ничего от них не убавляет, ничего к ним не прибавляет, необходимого не отсекает, излишнего не прибавляет, своего не теряет, чужого не присваивает, но со всем тщанием заботится единственно о том, чтобы, рассуждая о древнем верно и мудро, если что в старину предначертано и основано, то искусно довершать и отделывать, если что изъяснено уже и истолковано, то укреплять, подтверждать, если что подтверждено уже и определено, то сохранять»

«…лучше и полезнее оставаться простыми и мало знающими и приближаться к Богу посредством любви, нежели считая себя много знающими и очень опытными оказываться хулителями своего Бога, сочиняя себе другого Бога Отца… гораздо лучше, если кто-либо ничего не зная, не постигая ни одной причины, почему какая-либо из сотворенных вещей создана, верует в Бога и пребывает в любви к нему, чем, надмеваясь таким знанием, отпадает от любви, которая животворит человека; лучше если он не гонится ни за каким другим знанием, кроме знания Иисуса Христа Сына Божия, распятого за нас (cр. 1 Кор 15), чем через хитрые вопросы и тонкие речи впадать в нечестие» Irenaeus. Adv. haereses II 26. 1

«А я прошу возложивших упование на Христа ни о чем более не заботиться, кроме древней веры (π στις); но как веруем, так и креститься, как крестимся, так и славословить (δοξολογε ν). Достаточно для нас исповедовать те имена, которые прияли мы из священного Писания, и избегать в этом нововведения (καινοτομ α), потому что спасение наше не в изобретении именований, но в здравом исповедании Божества, в Которое мы уверовали (o γ ρ ν τ φευρ σει τ ν προσηγορι ν σωτηρ α μ ν, λλ' ν τ γιε περ τ ς Θε τητος ε ς ν πεπιστε καμεν μολογ )» Basilius. Письмо к комиту Магнениану (Ер. 175)

«То понятие о Боге ( ννοιαν περ Θεο ), которое я приобрел с детства от блаженной матери моей и бабки Макрины, и возрастало во мне (α ξηθε σαν), потому с раскрытием разума ( ν τ το λ γου συμπληρ σει) не менял я одного на другое, но усовершенствовал ими преподанные мне начала (τ ς παραδοθε σας… ρχ ς τελε ωσα). Как возрастающее семя, хотя из малого делается большим, однако же само в себе остается тем же (τα τ δ στιν αυτ ), не изменяясь в роде, но усовершаясь через возрастание (κατ' α ξησιν τελειο μενον). Так, думаю, и во мне тот же разум возрастал по мере моего преуспеяния (τ ν α τ ν λ γον δι τ ς προκοπ ς η ξ σθαι) и не заменен теперешним бывший в начале» «кроме того, что, как заметил я, в словах моих усматривается некоторое возрастание, по мере моего преуспеяния, и это не изменение чего-либо худшего в лучшее, но следствие возрастающего знания, восполнение недостающего» Basilius Caesariensis. Epistula

πίστις это первоначальное состояние души, уже достаточное для спасения γν σις известное совершенство разумения, даруемое немногим, прилагающим к тому специальные и немалые усилия рrofectus Викентия προκοπή / α ξησις Василия развитие сферы познания и, тем самым, умножается познаваемое

«Насколько всякий святой больше преуспевает в Священном Писании, настолько же и Писание приобретает в нем (tanto haec eadem scriptura sacra proficit apud eum)… Божественное Слово возрастает вместе с читающим (Divina eloquia cum legente crescent), поскольку всякий настолько глубоко постигает его смысл, насколько оно глубоко в него проникает» Иез 1:19: «…когда шли животные, шли и колеса подле [них]; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса» Gregorius Magnus. Homiliae in Ezechieliem I. 7, 8

τ ξις θεολογ ας «не все вдруг высказывая, и не все до конца скрывая; ибо первое неосторожно, а последнее безбожно; и одним можно поразить чужих, а другим отчуждать своих» «У Спасителя и после того, как многое проповедал Он ученикам, было еще нечто, чего, как сам Он говорил, ученики… не могли тогда носите (Ин ), и что по сему самому скрывал Он от них. И еще Спаситель говорил, что будем всему научены снисшедшим Духом ( π το πνε ματος νδημ σαντος, сравни: Ин )…» Gregorius Nazianzenus. Oratio –26

1 Кор 11:2 Επαιν δ μ ς τι π ντα μου μ μνησθε κα καθ ς παρ δωκα μ ν τ ς παραδ σεις κατ χετε Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам

2 Фес 2:15 ρα ο ν, δελφο, στ κετε, κα κρατε τε τ ς παραδ σεις ς διδ χθητε ε τε δι λ γου ε τε δι' πιστολ ς μ ν Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим

1 Кор 15:1-5 Γνωρ ζω δ μ ν, δελφο, τ ε αγγ λιον ε ηγγελισ μην μ ν, κα παρελ βετε, ν κα στ κατε, δι' ο κα σ ζεσθε, τ νι λ γ ε ηγγελισ μην μ ν ε κατ χετε, κτ ς ε μ ε κ πιστε σατε. παρ δωκα γ ρ μ ν ν πρ τοις, κα παρ λαβον, τι Χριστ ς π θανεν π ρ τ ν μαρτι ν μ ν κατ τ ς γραφ ς, κα τι τ φη, κα τι γ γερται τ μ ρ τ τρ τ κατ τ ς γραφ ς κα τι φθη Κηφ, ε τα το ς δ δεκα Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати