1 Москва - 2008 Анализ внешнеэкономической деятельности малого бизнеса города Москвы. Результаты исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Advertisements

Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Д. Дуброво д. Бортниково с. Никульское д. Подлужье д. Бакунино пос. Радужный - Песчаный карьер ООО ССП «Черкизово» - Граница сельского поселения - Граница.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.

Программа финансовой поддержки МСП 1 Анкетирование субъектов МСП – участников программы ОАО «МСП БАНК»: модернизация производства лидирует Руководитель.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
Ул.Школьная Схема с. Вознесенка Ярославского городского поселения п.Ярославский 10 2 Ул.Флюоритовая
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Г. Москва, тел.: +7 (495) , Internet: Методы бизнес-анализа в системе Бизнес-инженер.
Транксрипт:

1 Москва Анализ внешнеэкономической деятельности малого бизнеса города Москвы. Результаты исследования.

2 Содержание 1. Описание исследования ……………………………………………………………………………….3 2. Структура выборки количественного исследования ………………………………………………7 3. Основные выводы ……………………………………………………………………………………… Результаты анализа базы данных по ВЭД малых предприятий г.Москвы …………………… Результаты количественного исследования 5.1. Общие характеристики МП - участников внешнеэкономической деятельности ……… Экспортирующие предприятия: основные характеристики, проблемные зоны ……… Импортирующие предприятия: основные характеристики, проблемные зоны …………51.

3 1. Описание исследования

4 Исследование «Анализ внешнеэкономической деятельности малого бизнеса города Москвы» было проведено компанией «ММЦ Москва» в г. Москва в ноябре-декабре 2008 года. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Целью настоящего исследования является анализ структуры экспорта-импорта малого бизнеса Москвы (МБМ) и проблематики, связанной с внешнеэкономической деятельностью малых предприятий. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Определить количество МП, занимающихся внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), их доля в общем количестве МП (на основании данных ФТС и Мосгорстата); Выявить распределение опрошенных МП по импорту товаров в количественном и стоимостном выражении - осредненные показатели; Выявить распределение опрошенных МП по экспорту товаров в количественном и стоимостном выражении - осредненные показатели; Определить товарную структуру экспорта товаров; Определить товарную структуру импорта товаров; Изучить географическое распределение товарооборота, страны партнеры, страны - лидеры по импортируемой и экспортируемой продукции Описание исследования

5 ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ (продолжение) Оценка изменения объемов (абсолютное значение) бизнеса; Оценка перспектив развития; Выявление тенденций на расширение, сокращение, удержание определенного уровня, уход в другую сферу деятельности; Оценка влияния внешних факторов на развитие бизнеса; Возможные формы поддержки и стимулирования ВЭД со стороны государства. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Количественное исследование – опрос руководителей малых предприятий-участников внешнеэкономической деятельности. Кабинетное исследование - анализ вторичных данных (Аналитическая база данных по внешнеэкономической деятельности малых предприятий г.Москвы) за 2007 год.

6 Описание исследования Количественное исследование ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА Малые предприятия города Москвы, ведущие внешнеэкономическую деятельность. РАЗМЕР ВЫБОРКИ Всего в ходе опроса было проведено: 91 интервью с импортирующими МП 83 интервью с экспортирующими МП ГЕОГРАФИЯ Опрос проводился в 10 административных округах г. Москвы. Выборка не «квотировалась» по округам, при этом все округа представлены в опросе в большей или меньшей степени. МЕТОД Личные интервью по структурированной анкете проводились интервьюерами, специализирующимися на проведении интервью в организациях. Интервьюеры непосредственно выезжали на малые предприятия. Средняя продолжительность интервью составляла 25 минут.

7 2. Структура выборки количественного исследования

8 Структура выборки Должность респондента Пол Учредитель / владелец 8% Генеральный директор 61% Заместитель генерального директора; Коммерческий / финансовый директор 31% Возраст Мужской 66% Женский 34%

9 Структура выборки Оборот предприятия менее $ в год 12% $ в год 14% $ в год 16% $ в год 20% более $ в год 21% Нет ответа 17% ЗАО19% ООО80% ОАО1% Организационно-правовая форма предприятия 2 года и менее 16% 3-5 лет 21% 6-10 лет 26% более 10 лет 36% Возраст предприятия Количество постоянных сотрудников 1-5 человек 23% 6-10 человек 19% человек 14% более 15 человек 44%

10 Структура выборки Виды деятельности предприятия В10. Укажите все направления деятельности Вашей компании? В12. Какое из этих видов деятельности основное? Оптовая торговля Производства (кроме электрооборудования, полиграфии) Научные исследования и разработки Предоставление услуг Розничная торговля Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий Строительство Издательская и полиграфическая деятельность Операции с недвижимым имуществом, аренда Транспорт и связь Торговля, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств Другое При анкетировании респондентов просили отметить все виды деятельности их предприятий, а также один основной вид деятельности. При дальнейшем отраслевом анализе МП в данном отчете предприятия анализируются по их основному виду деятельности.

11 3. Основные выводы

12 Основные выводы Результаты проведенного исследования показывают положение малых предприятий г.Москвы, ведущих внешнеэкономическую деятельность, по состоянию на декабрь 2008 года. ДОЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ-УЧАСТНИКОВ ВЭД По данным аналитической базы данных ВЭД малых предприятий за 2007 год, включающей данные по бухгалтерской отчетности малых предприятий г.Москвы, участниками внешнеэкономической деятельности в 2007 году являлись 3443 малых предприятия (или 2,2%). Экспортными операциями занимались 930 МП (или 0,6%), Импортными операциями занимались 2940 МП (или 1,9%). 427 предприятий вели как экспортные, так и импортные операции. Как показывают результаты исследования «Мониторинг состояния малого предпринимательства в г. Москве», участниками внешнеэкономической деятельности в 2008 году являются 9% малых предприятий г.Москвы. Наибольшую группу из них составляют импортеры товаров – 6,7% МП, тогда как экспортируют товары или услуги – 3,6% МП. Расхождения в оценках доли малых предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность, может быть вызвано следующими факторами: –Недостатком данных о ВЭД малых предприятий в аналитической базе данных ВЭД малых предприятий (анализируется деятельность не всех малых предприятий МП). –В ходе «Мониторинг состояния малого предпринимательства в г. Москве», опрашивались только реально действующие в целом успешные малые предприятия г.Москвы, тогда как в базе данных есть предприятия с нулевой выручкой. –Положительной динамикой развития ВЭД малыми предприятиями г.Москвы в течение 2008 года.

13 Основные выводы ЭКСПОРТИРУЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 77% экспортирующих МП занимаются экспортом товаров, 27% - осуществляют экспорт услуг и 13% - экспорт технологий или ПО. Таким образом, основными экспортерами являются малые производственные предприятия, экспортирующие собственную продукцию. Как правило, это товары промышленного назначения (37% экспортирующих предприятий). К настоящему моменту только 36% опрошенных предприятий сертифицировали свою продукцию по международным стандартам. Еще 21% отмечают необходимость осуществления такой процедуры. Вместе с тем, около 40% экспортирующих предприятий не отмечает необходимости сертификации продукции. В среднем, доля экспорта в обороте одного предприятия составляет 27%. Стоит отметить, что у половины предприятий доля экспорта не превышает 10% и, по словам руководителей, объем экспортных операций остается неизменным по сравнению с 2007 годом. Однако 28% МП-экспортеров отмечают увеличение объемов экспорта в 2008 году по сравнению с 2007 годом. В географической структуре экспорта можно выделить 2 основных направления – Страны СНГ (70%, преимущественно Беларусь, Украина и Казахстан) и Европейские страны (52%, преимущественно Германия). В среднем, одно экспортирующее предприятие работает с 5 иностранными партнерами (покупателями). Руководители предприятий-экспортеров оценивают текущую ситуацию как достаточно сложную для ведения внешнеэкономической деятельности (3,2 балла по шкале от 1 до 7, где 1 – очень сложно). Основными проблемами, затрудняющими работу экспортирующих предприятий, являются проблемы возмещения НДС и проблемы, связанные с прохождением таможенных процедур (4,9 и 4,8 баллов по шкале от 1 до 7, где 7 – существенно затрудняют работу). 78% экспортирующих МП не пользовались поддержкой со стороны государства в 2008 году. В будущем МП-экспортеры хотели бы получить поддержку главным образом в гарантировании объемов производства путем участия в выполнении гос. и муниципального заказа, а также финансирование за счет бюджетных средств участия в коллективных стендах, проводимых в рамках выставочно-ярмарочных мероприятий.

14 Основные выводы ИМПОРТИРУЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Подавляющее большинство всех импортирующих малых предприятий – импортеры товаров (97%). Только 8% осуществляют импорт технологий или ПО и 2% - импорт услуг. Таким образом, основными импортерами являются 2 группы предприятий: –МП, занимающиеся оптовой или розничной торговлей, и импортирующие товары в целях дальнейшей перепродажи (60%) –Малые производственные предприятия, импортирующие сырье или материалы (47%). В среднем, доля импорта в закупках одного предприятия составляет 45%. Стоит отметить, что у трети предприятий доля импорта не превышает 10%, а у 18% предприятий доля импорта составляет 100%. 43% МП-импортеров отмечают увеличение объемов импорта в 2008 году по сравнению с 2007 годом, у 30% предприятий доля импорта в закупках за последний год не изменилась. В географической структуре импорта преобладают Европейские страны (77%), преимущественно Германия и Италия. В среднем, одно импортирующее предприятие работает с 4 иностранными партнерами. Руководители предприятий-импортеров оценивают текущую ситуацию как достаточно сложную для ведения внешнеэкономической деятельности (3,2 балла по шкале от 1 до 7, где 1 – очень сложно), что соответствует оценкам руководителей экспортирующих предприятий. Основными проблемами, затрудняющими работу импортирующих предприятий, являются сложности с прохождением таможенных процедур и их высокая стоимость (4,9 и 4,8 баллов по шкале от 1 до 7, где 7 – существенно затрудняют работу). 76% импортирующих МП не пользовались поддержкой со стороны государства в 2008 году. В будущем МП- импортеры хотели бы получить поддержку главным образом в гарантировании объемов закупок путем участия в выполнении гос. и муниципального заказа, а также Субсидии на возмещение части затрат на оплату услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и законодательства страны- импортера и субсидирование части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

15 Основные выводы ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА Как уже было отмечено, как импортирующие, так и экспортирующие предприятия схожи в своих оценках текущей ситуации и считают ее довольно сложной для ведения внешнеэкономической деятельности. К декабрю 2008 года негативное влияние кризиса в той или иной мере ощутили 62% экспортирующих и 64% импортирующих предприятия. Основные проявления экономического кризиса заключается в сокращении объемов продаж и усилении проблемы неплатежей. Еще большее число малых предприятий, участников ВЭД, ожидают, что кризис окажет негативное влияние на их деятельность в 2009 году (77% предприятий-экспортеров и 73% предприятий-импортеров). Поскольку предприятия-участники внешнеэкономической деятельности, безусловно, будут ощущать изменения внешне и внутриэкономической ситуации в будущем, рекомендуется в реальном времени отслеживать положение и проблематику малых предприятий г. Москвы, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

16 Экспортирующие и импортирующие предприятия: суммирующие показатели Экспортирующие МП Импортирующие МП ВОЗРАСТ КОМПАНИИ (Среднее значение) 9 лет КОЛИЧЕСТВО ПОСТОЯННЫХ СОТРУДНИКОВ (Среднее значение) 23 чел. ГОДОВОЙ ОБОРОТ (тыс. долларов США) СТРУКТУРА ЭКСПОРТА/ ИМПОРТА Товары 77%97% Услуги 27%8% ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМОВ ЭКСПОРТНЫХ/ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ЗА ПОСЛ. ГОД Увеличилась 28%43% Уменьшилась 20%22% СРЕДНЯЯ ДОЛЯ ЭКСПОРТА В ОБОРОТЕ /ИМПОРТА В ЗАКУПКАХ 27%45% ОСНОВНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКСПОРТА/ИМПОРТА Страны СНГ - 70% Европейские страны - 77% ПЛАНЫ ПО РАСШИРЕНИЮ ГЕОГРАФИИ ( Планируют расширять) 69%39% СРЕДНЕЕ КОЛИЧЕСТВО ИНОСТРАННЫХ ПАРТНЕРОВ /КЛИЕНТОВ/ 54 ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ВЭД 1 - ОЧЕНЬ НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ, А 7-ОЧЕНЬ БЛАГОПРИЯТНАЯ (Среднее значение) 3.2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 1 – НЕ ЗАТРУДНЯЮТ, 7 – СИЛЬНО ЗАТРУДНЯЮТ РАБОТУ (Среднее значение) Возмещение НДС – 4.9; Прохождение таможенных процедур – 4.8 Прохождение таможенных процедур – 4.9; Высокая стоимость таможенных процедур – 4.8 ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА – ОЩУЩАЮТ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ 62%64%

17 4. Результаты анализа базы данных по внешнеэкономической деятельности малых предприятий г.Москвы

18 Количество малых предприятий г.Москвы - участников ВЭД (2007 г.) По данным аналитической базы данных ВЭД малых предприятий за 2007 год, включающей данные по бухгалтерской отчетности малых предприятий г.Москвы, определена доля малых предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность, среди всех анализируемых малых предприятий, а также финансово- экономические показатели, географическая и товарная структура импортно-экспортных операций, проводимых малыми предприятиями г.Москвы. Результаты анализа базы данных показывают, что участниками внешнеэкономической деятельности в 2007 году являлись 3443 малых предприятия из числа сдающих бухгалтерскую отчетность в Мосгорстат. Экспортными операциями занимались 930 МП, Импортными операциями занимались 2940 МП. Таким образом, 427 предприятий вели как экспортные, так и импортные операции. * - здесь и далее в этом разделе анализ ведется по МП, сдающим бухгалтерскую отчетность в Мосгорстат.

19 Финансово-экономические показатели ВЭД МП г.Москвы (2007 г.) Кол-во МП Деятельность Выручка, тыс. руб. Прибыль чистая, тыс. руб. Экспорт, $, сумма сделок Импорт, $, сумма сделок 930Экспортирующие МП Импортирующие МП Все МП, ведущие ВЭД (импортирующие или экспортирующие) Общий оборот импортно-экспортных операций, проводимых анализируемыми малыми предприятиями г.Москвы в 2007 году составлял долларов США, при этом его существенная доля ( 83%) приходилась на операции по импорту товаров.

20 Количество стран-партнеров ВЭД (2007 г.) Количество стран, в которые экспортируется продукция Кол-во МП% 1 страна 58263% % 3475% 4273% 5202% 6212% 740% 851% % 11 и более стран 222% ИТОГО по экспорту % Большинство МП экспортирует продукцию в 1 страну. Количество стран, из которых импортируется продукция Кол-во МП% 1 страна % % 32709% 41906% 5993% 6722% 7562% 8512% 9191% 10241% 11 и более стран 823% ИТОГО по импорту % Как правило, одно МП импортирует продукцию из 1-2 стран. ЭКСПОРТ ИМПОРТ

21 Географическая структура товарооборота (2007 г.) ЭКСПОРТ ИМПОРТ (страна отправления) ИМПОРТ (страна отправления) Основные страны по объему сделок ($$) Всего 109 стран, 10 из которых обеспечивают 47% суммы сделок. Всего 103 страны, 10 из которых обеспечивают 67% суммы сделок.

22 Географическая структура товарооборота (2007 г.) Основные страны по количеству предприятий, осуществляющих сделки ЭКСПОРТ ИМПОРТ (страна отправления) ИМПОРТ (страна отправления)

23 Товарная структура импортно-экспортных операций (2007 г.) Основные позиции по объему сделок ($$) Код Вид импортируемого товара Сумма сделок, $ 84 Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и т.п Мясо и пищевые мясные субпродукты Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные и т.п.; их части Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного, и их части и принадлежности Пластмассы и изделия из них Фармацевтическая продукция Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус Предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных Рыба и ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные Всего 97 товарных позиций, 10 из которых обеспечивают 65% суммы сделок. Код Вид экспортируемого товара Сумма сделок, $ 27 Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и т.п Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов Древесина и изделия из нее; древесный уголь Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные и т.п.; их части Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус Злаки Летательные аппараты, космические аппараты, и их части Всего 86 товарных позиций, 9 из которых обеспечивают 80% суммы сделок. ЭКСПОРТ ИМПОРТ (страна отправления) ИМПОРТ (страна отправления)

24 Товарная структура импортно-экспортных операций (2007 г.) Основные позиции по количеству предприятий, осуществляющих сделки Код Вид импортируемого товара Кол-во МП 84 Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части Пластмассы и изделия из них Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и т.п Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные и т.п.; их части Изделия из черных металлов Печатные книги, газеты, репродукции и другие изделия полиграфической промышленности; рукописи, машинописные тексты и планы Каучук, резина и изделия из них Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона Мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки; лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные; световые вывески, световые таблички и т.п. 367 В среднем 1 МП импортирует 4 товарных позиции Код Вид экспортируемого товара Кол-во МП 84 Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и т.п Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные и т.п.; их части Пластмассы и изделия из них Изделия из черных металлов Мебель; постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки; лампы и осветительное оборудование, в другом месте не поименованные; световые вывески, световые таблички и т.п Каучук, резина и изделия из них Печатные книги, газеты, репродукции и другие изделия полиграфической промышленности; рукописи, машинописные тексты и планы Стекло и изделия из него Прочие изделия из недрагоценных металлов 60 В среднем 1 МП экспортирует 3 товарных позиции ЭКСПОРТ ИМПОРТ (страна отправления) ИМПОРТ (страна отправления)

25 5. Результаты количественного исследования

Общие характеристики МП - участников внешнеэкономической деятельности

27 Доля малых предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность По данным Мониторинга Малых Предприятий, 2008 г.* ВИДЫ ВЭД Источник: Результаты исследования «Мониторинг состояния малого предпринимательства в г. Москве». Четвертая волна. Проведено компанией «ММЦ Москва» по заказу НП «Московский центр развития предпринимательства» в ноябре-декабре 2008 года. Размер выборки – 507 малых предприятий г.Москвы. Вела ли ваша компания внешнеэкономическую деятельность в 2008 году?

28 Доля малых предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность Всего Опт.торговля Розн.торг овля Услуги Производ ство База (предприятий): Экспорт товаров 2% 9%* - -6% Экспорт услуг 1% 2% -1%3% Импорт товаров 6% 23%2%3%14% Импорт услуг 0,4% % Не вела ВЭД в 2008 году 91% 73%98%96%79% ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 года и менее 3-5 лет 6-10 лет более 10 лет База (предприятий): Экспорт товаров 2%3% 1% Экспорт услуг -3%1%2% Импорт товаров 4% 9%7% Импорт услуг 1% --- Не вела ВЭД в 2008 году 93% 89%91% ВОЗРАСТ ПРЕДПРИЯТИЯ Размер выборки – 507 малых предприятий г.Москвы * Шрифтом выделено значимое отличие от среднего значения по выборке

Экспортирующие предприятия: основные характеристики, проблемные зоны

30 Виды деятельности предприятия В10. Укажите все направления деятельности Вашей компании? В12. Какое из этих видов деятельности основное? Профиль экспортирующих предприятий База: экспортирующие предприятия /83/ Производства (кроме электрооборудования, полиграфии) Научные исследования и разработки Оптовая торговля Предоставление услуг Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и ИТ Строительство Розничная торговля Торговля, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств Транспорт и связь Издательская и полиграфическая деятельность Другое ЭКСПОРТ

31 Профиль экспортирующих предприятий ВОЗРАСТ ПРЕДПРИЯТИЯ КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ ОБОРОТ ПРЕДПРИЯТИЯ ВОЗРАСТ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОЛ РУКОВОДИТЕЛЯ База: экспортирующие предприятия /83/ ЭКСПОРТ

32 Экспортирующие предприятия: суммирующие показатели ВСЕГО ВОЗРАСТ КОМПАНИИ (Среднее значение) 9 лет КОЛИЧЕСТВО ПОСТОЯННЫХ СОТРУДНИКОВ (Среднее значение) 23 чел. ГОДОВОЙ ОБОРОТ (тыс. долларов США) 1761 СТРУКТУРА ЭКСПОРТА Товары 77% Услуги 27% ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМОВ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ЗА ПОСЛ. ГОД Увеличилась 28% Уменьшилась 20% СРЕДНЯЯ ДОЛЯ ЭКСПОРТА В ОБОРОТЕ 27% ОСНОВНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКСПОРТА Страны СНГ - 70% ПЛАНЫ ПО РАСШИРЕНИЮ ГЕОГРАФИИ ( Планируют расширять) 69% СРЕДНЕЕ КОЛИЧЕСТВО ИНОСТРАННЫХ ПАРТНЕРОВ /КЛИЕНТОВ/ 5 ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕ-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 - ОЧЕНЬ НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ, А 7-ОЧЕНЬ БЛАГОПРИЯТНАЯ (Среднее значение) 3.2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 1 – НЕ ЗАТРУДНЯЮТ, 7 – СИЛЬНО ЗАТРУДНЯЮТ РАБОТУ (Среднее значение) Возмещение НДС – 4.9; Прохождение таможенных процедур – 4.8 ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА – ОЩУЩАЮТ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ 62% ЭКСПОРТ

33 Сравнение экспортирующих предприятий со всеми МП * Оборот предприятия Все МП Экспорти рующие менее $ в год 2%7% – $ в год 7%6% – $ в год 17%7% – $ в год 33%28% более $ в год 16%40% Нет ответа 25%12% Среднее значение (тыс. долларов США) Все МП Экспорти рующие БАЗА (чел.) года и менее 18%13%** 3-5 лет 24%21% 6-10 лет 24%30% более 10 лет 33%36% Среднее значение (лет)99 Возраст предприятия Количество постоянных сотрудников Все МП Экспорти рующие 1-534%23% %19% %13% более 1527%45% Среднее значение (чел)1523 Все МП Экспорти рующие ПОЛМужчины 62%72% Женщины 38%28% ВОЗРАСТ5418%41% Пол и возраст руководителя База: * Все МП Москвы (Источник: Результаты исследования «Мониторинг состояния малого предпринимательства в г. Москве в 2008 г.». ) Экспортирующие предприятия /83/ ЭКСПОРТ * *- цветом выделены статистически значимые отличия от среднего значения по всем МП. Розовым – в большую сторону, голубым – в меньшую.

34 Сравнение экспортирующих предприятий со всеми МП * Все МПЭкспортирующие БАЗА (чел.)50783 Производства (кроме электрооборудования, полиграфии)8%39%** Научные исследования и разработки 3%27% Оптовая торговля 13%12% Предоставление услуг 20%7% Производство электрооборудования, оптического оборудования 1%7% Деятельность, связанная с использованием ВТ и ИТ3%4% Строительство 9%2% Розничная торговля 16%1% Операции с недвижимым имуществом, аренда 7%- Гостиницы и рестораны 7%- Издательская и полиграфическая деятельность 3% - Торговля, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта 3%- Здравоохранение 3%- Транспорт и связь 2%- Другое 2%1% Основной вид деятельности предприятия База: * Все МП Москвы (Источник: Результаты исследования «Мониторинг состояния малого предпринимательства в г. Москве в 2008 г.». ) Экспортирующие предприятия /83/ ЭКСПОРТ * *- цветом выделены статистически значимые отличия от среднего значения по всем МП. Розовым – в большую сторону, голубым – в меньшую.

35 Виды экспортных операций В14. Уточните, пожалуйста, какими видами внешнеэкономической деятельности занималась ваша компания в 2008 году? База: экспортирующие предприятия /83/ ЭКСПОРТ 77% экспортирующих МП занимаются экспортом каких-либо товаров, 27% - осуществляют экспорт услуг и 13% - экспорт технологий или ПО.

36 Доля экспортных операций в обороте предприятия В27. Какую долю в обороте вашего предприятия составляет экспорт товаров или услуг? Средняя доля экспорта в обороте – 27% В28. Скажите, как изменились объемы экспортных операций вашего предприятия за последний 2008-й год по сравнению с предыдущим 2007 годом? ЭКСПОРТ База: экспортирующие предприятия /83/

37 Товарная структура экспорта База: экспортирующие предприятия /83/ В16. Какие виды товаров / услуг экспортирует ваше предприятие? ЭКСПОРТ

38 Экспортируемые товары База: экспортирующие предприятия /83/ ЭКСПОРТ В20. Вы экспортируете товары (услуги), произведенные вашим предприятием, или являетесь посредниками? Основными экспортерами являются малые производственные предприятия, экспортирующие собственную продукцию.

39 Патентование экспортируемой продукции В17. Есть ли среди товаров / услуг, которые вы экспортируете, элементы, защищенные патентами? База: экспортирующие предприятия /83/ ЭКСПОРТ Большая часть экспортируемой продукции не защищена какими-либо патентами (59% МП).

40 Сертификация экспортируемой продукции В18. Сертифицирована ли экспортируемая вами продукция по международным сертификатам? Чуть более трети экспортирующих предприятий к настоящему времени сертифицировали свою продукцию по международным стандартам. Еще 21% отмечают необходимость осуществления такой процедуры. Около 40% экспортирующих предприятий не отмечает необходимости сертифицировать свою продукцию по международным стандартам. База для В18: экспортирующие предприятия /83/ База для В19: предприятия, продукция которых не сертифицирована /50/ В19. Необходима ли вашему предприятию сертификация по международным стандартам? ЭКСПОРТ

41 География экспорта В23. Скажите, в какие страны вы экспортировали продукцию (услуги) в течение 2008 года? База: экспортирующие предприятия /83/ ЭКСПОРТ 70% малых предприятий экспортировали продукцию в страны СНГ – преимущественно в Беларусь, Украину и Казахстан. Среди Европейских стран наиболее популярной является Германия (17%). Беларусь 54% Украина 29% Казахстан 28% Узбекистан 10% Армения 5% Молдова 5% США12% Китай 4% Корея 4% Индия 4% Япония 4% Германия 17% Латвия 7% Италия 6% Франция 5% Великобритания 5% Литва 5% Чехия 5% Польша 5% Болгария 4%

42 Изменение географии экспорта ЭКСПОРТ База для В24: экспортирующие предприятия /83/ База для В25: планируют расширять географию поставок /57/ В24. Планируете ли вы в ближайшие 1-2 года расширять или сокращать географию поставок? В25. В какие именно страны вы собираетесь еще поставлять продукцию / услуги?

43 Изменение географии экспорта В26. Что ограничивает Ваши возможности по расширению внешних рынков сбыта? (открытый вопрос – спонтанные ответы респондентов, данные в количестве упоминаний) ЭКСПОРТ База: не планируют расширять географию поставок /26/ Каждое четвертое экспортирующее предприятие не планирует расширять географию поставок. Основными причинами этого являются сложности с поиском зарубежных клиентов (как правило, упоминалась необходимость рекламных акций и участие в зарубежных выставках, что вызывает дополнительные финансовые издержки). Кроме того, часть предприятий останавливает сложная система оформления экспортных сделок и проблемы с возмещением НДС. Кол-во МП Сложности с продвижением (участие в выставках, поиск партнеров)10 Сложности в оформлении экспортных операций 9 Проблемы с возмещением НДС7 Финансовый кризис 6 Налоговая политика государства 4 Специфика продукции 4 Языковые барьеры 3 Низкий уровень качества продукции 2 Сложности с сертификацией по международным стандартам 2 Ничего 1 Затрудняюсь ответить 2

44 Зарубежные партнеры ЭКСПОРТ База: экспортирующие предприятия /83/ Среднее количество зарубежных партнеров - 5 В21. С каким количеством зарубежных покупателей/ клиентов вы сотрудничали за последний 2008-й год? В22. Каким образом вы нашли зарубежных партнеров?

45 Оценка текущей ситуации В13. Оцените, пожалуйста, насколько в целом вашей компании легко или сложно вести внешнеэкономическую деятельность? Для оценки используйте шкалу от 1 до 7, где 1 – очень сложно, а 7 – очень легко? База: экспортирующие предприятия /83/ Средний балл – 3,2 ЭКСПОРТ Руководители предприятий-экспортеров оценивают текущую ситуацию как достаточно сложную для ведения внешнеэкономической деятельности.

46 Проблемы, связанные с ведением ВЭД В39. Оцените, пожалуйста, насколько эти проблемы затрудняют работу вашего предприятия? Для оценки используйте шкалу от 1 до 7, где 1 – совсем не затрудняют, а 7 –сильно затрудняют работу. Среднее значение База: экспортирующие предприятия /83/ ЭКСПОРТ

47 Поддержка со стороны государства Среднее значение В46. Какие виды поддержки для ведения внешнеэкономической деятельности вам необходимы в будущем? Оцените по шкале от 1 до 7, где 1 – совсем не нужно, 7– необходимо. База: экспортирующие предприятия /83/ ЭКСПОРТ

48 Поддержка со стороны государства В45. Пользовалась ли Ваша компания в 2008 г. какой-либо поддержкой со стороны государства? В46. Какие виды поддержки для ведения внешнеэкономической деятельности вам необходимы в будущем? Шкала от 1 до 7, где 1 – совсем не нужно, 7– необходимо. Доля отметивших баллы «5-7». Участие в выполнении гос. и муниципального заказа Полное финансирование за счет бюджетных средств участия в коллективных стендах, проводимых в рамках выставочно-ярмарочных мероприятий Субсидии на возмещение части затрат на сертификацию по международным стандартам и оплату услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и законодательства страны-импортера Субсидирование части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях Участие в государственных программах обучения / повышение квалификации кадров на льготных условиях (или бесплатно) Субсидирование части процентной ставки по привлеченным кредитам Консультационная поддержка. Проведение специальных семинаров для участников ВЭД Организация деловых встреч отраслевых групп предпринимателей с иностранными партнерами Предоставление залогового обеспечения по кредитам Субсидирование части затрат по лизинговым платежам Не пользовалась ни одним из видов поддержки База: экспортирующие предприятия /83/ ЭКСПОРТ

49 Влияние кризиса на текущую ситуацию В41.Оцените, пожалуйста, насколько текущий экономический кризис повлиял на основные показатели деятельности вашей компании на данный момент? База: экспортирующие предприятия /83/ ЭКСПОРТ В42. В чем выражено это влияние? База: предприятия, ощущающие негативное влияние кризиса /51/

50 Влияние кризиса в будущем В43. Ожидаете ли вы, что мировой экономический кризис окажет влияние на деятельность вашей компании в следующем году? ЭКСПОРТ База: экспортирующие предприятия /83/ Подавляющее большинство экспортирующих предприятий (77%) ожидают негативного влияния кризиса на деятельность их предприятий в 2009 году.

Импортирующие предприятия: основные характеристики, проблемные зоны

52 Виды деятельности предприятия В10. Укажите все направления деятельности Вашей компании? В12. Какое из этих видов деятельности основное? Профиль импортирующих предприятий Оптовая торговля Производства (кроме электрооборудования, полиграфии) Предоставление услуг Розничная торговля Научные исследования и разработки Издательская и полиграфическая деятельность Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и ИТ Строительство Торговля, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств Транспорт и связь Другое База: импортирующие предприятия /91/ ИМПОРТ

53 Профиль импортирующих предприятий ВОЗРАСТ ПРЕДПРИЯТИЯ КОЛИЧЕСТВО СОТРУДНИКОВ ВОЗРАСТ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОЛ РУКОВОДИТЕЛЯ ИМПОРТ База: импортирующие предприятия /91/ ОБОРОТ ПРЕДПРИЯТИЯ

54 Импортирующие предприятия: суммирующие показатели ИМПОРТ ВСЕГО ВОЗРАСТ КОМПАНИИ (Среднее значение) 9 лет КОЛИЧЕСТВО ПОСТОЯННЫХ СОТРУДНИКОВ (Среднее значение) 23 чел. ГОДОВОЙ ОБОРОТ (тыс. долларов США) 2004 тыс USD СТРУКТУРА ИМПОРТА Товары 97% Технологии, ПО 8% ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМОВ ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ЗА ПОСЛ. ГОД Увеличились 43% Уменьшились 22% СРЕДНЯЯ ДОЛЯ ИМПОРТА В ЗАКУПКАХ 45% ОСНОВНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИМПОРТА Европейские страны -77% ПЛАНЫ ПО РАСШИРЕНИЮ ГЕОГРАФИИ ( Планируют расширять) 39% СРЕДНЕЕ КОЛИЧЕСТВО ИНОСТРАННЫХ ПАРТНЕРОВ /ПОСТАВЩИКОВ/ 4 ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕ-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 - ОЧЕНЬ НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ, А 7-ОЧЕНЬ БЛАГОПРИЯТНАЯ (Среднее значение) 3.2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 1 – НЕ ЗАТРУДНЯЮТ, 7 – СИЛЬНО ЗАТРУДНЯЮТ РАБОТУ (Среднее значение) Прохождение таможенных процедур – 4.9; Высокая стоимость таможенных процедур – 4.8 ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА – ОЩУЩАЮТ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ 64%

55 Сравнение импортирующих предприятий со всеми МП * Все МПИмпортирующие БАЗА (чел.)50791 Оптовая торговля 13%38%** Производства (кроме электрооборудования, полиграфии)8%29% Предоставление услуг 20%9% Розничная торговля 16%7% Научные исследования и разработки 3%4% Издательская и полиграфическая деятельность 3% Производство электрооборудования, оптического оборудования 1%3% Строительство 9%2% Деятельность, связанная с использованием ВТ и ИТ3%2% Операции с недвижимым имуществом, аренда 7% Гостиницы и рестораны 7% Торговля, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта 3% Здравоохранение 3% Транспорт и связь 2% Другое 2% Основной вид деятельности предприятия База: * Все МП Москвы (Источник: Результаты исследования «Мониторинг состояния малого предпринимательства в г. Москве в 2008 г.». ) Импортирующие предприятия /91/ ИМПОРТ * *- цветом выделены статистически значимые отличия от среднего значения по всем МП. Розовым – в большую сторону, голубым – в меньшую.

56 Сравнение импортирующих предприятий со всеми МП * Оборот предприятия Все МП Импорти рующие менее $ в год 2% – $ в год 7%4% – $ в год 17%5%** – $ в год 33%22% более $ в год 16%47% Нет ответа 25%19% Среднее значение (тыс. долларов США) Все МП Импорти рующие БАЗА (чел.) года и менее 18%15% 3-5 лет 24%23% 6-10 лет 24%25% более 10 лет 33%36% Среднее значение (лет)99 Возраст предприятия Количество постоянных сотрудников Все МП Импорти рующие 1-534%20% %15% %18% более 1527%47% Среднее значение (чел)1523 Все МП Импорти рующие ПОЛМужчины 62%60% Женщины 38%40% ВОЗРАСТ5418%32% Пол и возраст руководителя База: * Все МП Москвы (Источник: Результаты исследования «Мониторинг состояния малого предпринимательства в г. Москве в 2008 г.». ) Импортирующие предприятия /91/ ИМПОРТ * *- цветом выделены статистически значимые отличия от среднего значения по всем МП. Розовым – в большую сторону, голубым – в меньшую.

57 Виды импортных операций В14. Уточните, пожалуйста, какими видами внешнеэкономической деятельности занималась ваша компания в 2008 году? База: импортирующие предприятия /91/ ИМПОРТ

58 Доля импортных операций в общих закупках предприятия В37. Какую долю в общем объеме закупок вашего предприятия составляет импорт товаров или услуг? Средняя доля импорта в закупках – 45% В38.Скажите, как изменились объемы импортных операций вашего предприятия за последний 2008-й год по сравнению с предыдущим 2007 годом? ИМПОРТ База: импортирующие предприятия /91/

59 Товарная структура импорта В30. Какие виды товаров / услуг импортирует ваше предприятие? База: импортирующие предприятия /91/ ИМПОРТ В31. Вы импортируете продукцию / услуги:

60 География импорта В34. Скажите, из каких стран вы импортировали продукцию (услуги) в течение 2008 года? База: импортирующие предприятия /91/ ИМПОРТ Германия 30% Италия 25% Франция 10% Испания 9% Великобритания 8% Финляндия 4% Нидерланды 4% Польша 4% Чехия 3% США12% Китай 12% Корея 5% Турция 4% Беларусь 14% Украина 11% 77% малых предприятий импортировали товары из Европейских стран, преимущественно из Германии и Италии.

61 Изменение географии импорта База для В35: импортирующие предприятия /91/ База для В36: планируют расширять географию закупок /35/ В35. Планируете ли вы в ближайшие 1-2 года расширять или сокращать географию закупок? В36. Из каких стран страны вы собираетесь еще импортировать продукцию / услуги? ИМПОРТ

62 Зарубежные партнеры Среднее количество зарубежных поставщиков - 4 В32. С каким количеством зарубежных поставщиков вы сотрудничали за последний 2008-й год? В33. Каким образом вы нашли зарубежных партнеров? База: импортирующие предприятия /91/ ИМПОРТ

63 Оценка текущей ситуации В13. Оцените, пожалуйста, насколько в целом вашей компании легко или сложно вести внешнеэкономическую деятельность? Для оценки используйте шкалу от 1 до 7, где 1 – очень сложно, а 7 – очень легко? Средний балл – 3,2 База: импортирующие предприятия /91/ ИМПОРТ

64 Проблемы, связанные с ведением ВЭД В39. Оцените, пожалуйста, насколько эти проблемы затрудняют работу вашего предприятия? Для оценки используйте шкалу от 1 до 7, где 1 – совсем не затрудняют, а 7 –сильно затрудняют работу. Среднее значение ИМПОРТ База: импортирующие предприятия /91/

65 Поддержка со стороны государства Среднее значение В46. Какие виды поддержки для ведения внешнеэкономической деятельности вам необходимы в будущем? Оцените по шкале от 1 до 7, где 1 – совсем не нужно, 7– необходимо. База: импортирующие предприятия /91/ ИМПОРТ

66 Поддержка со стороны государства В45. Пользовалась ли Ваша компания в 2008 г. какой-либо поддержкой со стороны государства? В46. Какие виды поддержки для ведения внешнеэкономической деятельности вам необходимы в будущем? Шкала от 1 до 7, где 1 – совсем не нужно, 7– необходимо. Доля отметивших баллы «5-7». Участие в выполнении гос. и муниципального заказа Субсидии на возмещение части затрат на сертификацию по международным стандартам и оплату услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и законодательства страны-импортера Субсидирование части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях Участие в государственных программах обучения / повышение квалификации кадров на льготных условиях (или бесплатно) Субсидирование части процентной ставки по привлеченным кредитам Полное финансирование за счет бюджетных средств участия в коллективных стендах, проводимых в рамках выставочно-ярмарочных мероприятий Предоставление залогового обеспечения по кредитам Консультационная поддержка. Проведение специальных семинаров для участников ВЭД Субсидирование части затрат по лизинговым платежам Организация деловых встреч отраслевых групп предпринимателей с иностранными партнерами Не пользовалась ни одним из видов поддержки ИМПОРТ База: импортирующие предприятия /91/

67 Влияние кризиса на текущую ситуацию В41.Оцените, пожалуйста, насколько текущий экономический кризис повлиял на основные показатели деятельности вашей компании на данный момент? База: импортирующие предприятия /91/ ИМПОРТ В42. В чем выражено это влияние? База: предприятия, ощущающие влияние кризиса /59/

68 Влияние кризиса в будущем В43. Ожидаете ли вы, что мировой экономический кризис окажет влияние на деятельность вашей компании в следующем году? База: импортирующие предприятия /91/ ИМПОРТ