Мастер класс: «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей человека»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мастер класс: «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей человека»
Advertisements

Конструктор урока По книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники». Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Конструктор урока По книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники». Автор: Петухова Ольга Анатольевна Муниципальное образовательное учреждение Средняя.
LOGO Применение элементов ТРИЗ - педагогики для развития творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеклассной деятельности Учитель математики.
Издания ХК ИРО Библиотека Отдел научно-педагогической информации.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Мозговой штурм. Мозговой штурм Мозговой штурм – способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Цель Цель – организация коллективной.
Образовательный проект ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗИ - ТЕХНОЛОГИЙ Сеченова М. В., учитель.
Мозговой штурм. эффективный метод коллективного обсуждения Его преимущества в свободном выражении мнений всех участников Использование коллективных возможностей.
Дидактический багаж учителя. Учебный процесс процесс приобретения человеком знаний, умений и навыков.
Технологія формування творчої особистості. Лазаренко Е.Н. Педсовет
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ И « ЖИЗНЕННОСТЬ » РЕАЛЬНЫХ ЗАДАЧ.
Мозговой штурм. эффективный метод коллективного обсуждения Его преимущества в свободном выражении мнений всех участников Использование коллективных возможностей.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ – УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
обновление содержания образования ; внедрение новых педагогических технологий и методик ; инновации в организации образовательного процесса ; организация.
Как подготовить и провести мастер- класс Мастер – класс – это одна из форм обобщения и распространения опыта.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Катайский профессионально-педагогический техникум» Международная.
Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер - класса в УДОД.
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
Региональный проект ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «ШКОЛА ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ. ШКОЛА КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ»
Транксрипт:

Мастер класс: «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей человека»

История возникновения ТРИЗ Более 50 лет назад ученый, изобретатель, писатель- фантаст и преподаватель Генрих Саулович Альтшуллер создал интересную и очень эффективную Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) С ее появлением возникла реальная возможность пересмотреть создание технических систем и управлять процессом мышления и творчества

Гин Анатолий Александрович Консультант-эксперт по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), основатель и научный руководитель международной Лаборатории «Образование для Новой Эры», генеральный директор автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи», вице- президент Международной ассоциации ТРИЗ по вопросам образования

Прием «Мозговой штурм» (МШ) 1. Развивает коммуникативные способности: умение высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п.; 2. Развивает способность к анализу; 3. Стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы.

Правила мозгового штурма: 1)исключение всякой критики; 2) поощрение самых невероятных идей; 3) большое количество ответов, предложений; 4) чужие идеи можно улучшать

Первый этап «СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ» Главная его цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе – необычных, абсурдных Второй этап «АНАЛИЗ ИДЕЙ» Каждая идея рассматривается критически для того, чтобы усовершенствовать идею или применить её в других условиях Третий этап «ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ» Выбираются самые рациональные, интересные решения

Миф о Персее

На уроке алгебры: Докажите, что выражения являются натуральными числами. На уроке русского языка: У прилагательных не было своих рода, числа, падежа. Как помочь прилагательным обрести эти грамматические категории? На уроке физики : Тема урока «Теплопередача» До начала урока на окно поставить графин с водой, а перед входом учащихся развернуть его противоположной стороной. Попросить детей потрогать графин рукой и объяснить, почему сторона графина, повернутая к солнцу холодная, а противоположная – теплая.

На элективном курсе: Спелеологами называют людей, которые изучают пещеры. И вот при исследовании пещеры, группа спелеологов обнаружила огромный подземный зал. Им необходимо измерить высоту этого зала. Но как это сделать, если фонарик не позволяет его даже толком осветить? Вскарабкаться по стене нельзя. Как измерить высоту пещеры? На уроках геометрии: Дан параллелепипед из стекла. Как непосредственно измерить его большую диагональ, не разрушая его и не прибегая к вычислениям?

Итоговый совет командиров В ходе мозгового штурма были предложены и получили реализацию в жизни следующие идеи: создание гвардейского класса, создание зачетной системы в старших классах, создание знаков отличия первой и второй степени, знак выпускника кадетской школы

Прием морфологического анализа Прием позволяет развивать творческое воображение, фантазию, комбинаторные умения, помогает преодолеть стереотипы

Морфологический ящик для математической задачи: В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов. Какой цвет волос у художника? Друзья Цвет волос Белые Рыжие Черные Белов Рыжов Чернов + - -

На складе имеется 20 видов различной продукции: кефир, молоко, смета-на, творог, кальмары, рыбные палочки, рыбные консервы, селедка, конфеты, зефир, мармелад, шоколад, булочки, кексы, печенье, вафли, колбаса, сосиски, буженина, ветчина. Необходимо на каждую коробку наклеить этикетку, обозначающую определенный номер. Однако у менеджера склада имеется 5 видов этикеток. Помогите ему обозначить товар.

Пример применения этого приёма на уроке русского языка в 5 классе (тема "Словообразование") Морфологический ящик А¬за-при-над-с-вы- Б -сух--вяз--лед--мир--рез- В^-к--ник--н--ов--ян- Г -а-ой -ут-ый А 4 Б 2 В 1 Г 1 - СВЯЗКА 1. Запишите слова, соответствующие схемам, выделите в них морфемы: а) Б 1 Г 2 ; б) А 3 Б 2 Г 4 ; в) Б 3 В 2 Г 3; г) Б 4 В 4 Г «Зашифруйте» слово и предложите соседу по парте угадать его

«Собери» рассказы А. П. Чехова Пример применения этого приёма на уроке литературы: 123 А полицейский участок апрельский бульвар, комната кухарки мельница Алексея Бирюкова Б военный в шинели с капюшоном, трое молодых людей, лошадёнка монастырские монахи, Евсей, старуха в полосатом сало пике судебный следователь, железнодорожный сторож Акинфов В «Солдаты с вениками, большие кошки, лошади, стёклышко, корыто с апельсинами…» «Пусть глупый отец узнает, как глуп его сын!» «А у меня сын помер… На этой неделе в больнице…»

Этапы урока и т.д.

Этапы урока и т.д. Мотивационно- целевой этап Изучение нового материала Применение изученного материала Контроля результатов деятельности Оценки результатов деятельности Домашнее задания

Этапы урока и т.д. Мотивационно- целевой этап Мозговой штурм Линия времени Приём «З- Х-У» Удивляй! Методичес кий прием «Интрига» Интеллекту альная разминка Изучение нового материала Приём "Инсерт". Интеллект- карты Логико- смысловое моделирование Приём Лови ошибку Методика Ривина Прием «Аргументы » Применение изученного материала Разработка изобретательской задачи Повторяем с расширение м Текстовые задачи «Перепутан ные логические цепочки» Приём Лови ошибку "Да-нетка" Контроля и оценка результатов деятельности Релейная контрольная работа Роль "подводящий итоги" Опрос по цепочке "Светофор" Выборочны й контроль Разработка изобретательской задачи Домашнее задание Задание массивом Особое задание ЭССЕ Интегратив ные задания Творчество работает на будущее Необычная обычность

Этапы урока и т.д. Мотивационно- целевой этап Мозговой штурм Линия времени Приём «З- Х-У» Удивляй! Методичес кий прием «Интрига» Интеллекту альная разминка Изучение нового материала Приём "Инсерт". Интеллект- карты Логико- смысловое моделирование Приём Лови ошибку Методика Ривина Прием «Аргументы » Применение изученного материала Разработка изобретательской задачи Повторяем с расширение м Текстовые задачи «Перепутан ные логические цепочки» Приём Лови ошибку "Да-нетка" Контроля и оценка результатов деятельности Релейная контрольная работа Роль "подводящий итоги" Опрос по цепочке "Светофор" Выборочны й контроль Разработка изобретательской задачи Домашнее задание Задание массивом Особое задание ЭССЕ Интегратив ные задания Творчество работает на будущее Необычная обычность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) «ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ методическое пособие Хабаровск 2013

ББК Печатается по решению П 44 редакционно-издательского совета ХК ИРО Прорывные технологии: Методическое пособие /Авт.-сост. Т.И. Фисенко. - Хабаровск: ХК ИРО, с. Научный рецензент: Г.Н.Паневина, к.п.н., зав. кафедрой теории и методики обучения В методическом пособии дано описание современных технологий обучения, рассмотрены подходы к выбору приемов и техник организации деятельности учащихся на разных этапах урока на основе требований педагогических теорий и требований к уроку с позиций ФГОС. Пособие предназначено для широкого круга педагогических работников. Хабаровский краевой институт развития образования выражает благодарность педагогам кадетской школы им. Ф. Ушакова и Агромышленного техникума р.п. Хор (Вецко И.В., Дербиной И.С., Попето И.В, Тюмейко И.К., Третьяковой Е.В, Тешабаевой Г.В., Овчинниковой Е.А., Ядыменко Н.С.) и их руководителям: Борщеговскому Г.М. и Куркиной Л.П. за организацию инновационной деятельности по освоению новых моделей обучения в данных образовательных организациях и предоставление материалов из опыта работы. Фисенко Т.И., доцент кафедры теории и методики обучения ХК ИРО, автор-составитель

Спасибо за внимание