Наталья Владимировна Тихомирова, д.э.н., профессор, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Об оценке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Advertisements

О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Сентябрь 2014.
О программе развития электронного образования на годы Сентябрь 2013.
Нормативная и законодательная база электронного обучения и открытого образования Октябрь 2014.
Особенности государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам Рощин С.Ю.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛОКАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ.
Департамент образования администрации Владимирской области.
Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (нормативно-правовая база дистанционного образования)
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
24 мая 2012 г. «Экспертиза данных, представленных НОУ ВПО «Институт профессиональных инноваций» при проведении государственной аккредитации» Член Аккредитационной.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей- инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации.
Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна.
* Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении»
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Транксрипт:

Наталья Владимировна Тихомирова, д.э.н., профессор, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Об оценке качества электронного и дистанционного обучения

Федеральный закон от ФЗ дает образовательным организациям право на реализацию программ в полном объеме с применением исключительно электронного обучения. Большинство из установленных в подзаконных нормативных актах требований в целом учитывают специфику реализации программ с применением ЭО и ДОТ, однако, не в полном объеме и требуют дополнения, сопоставления и гармонизации.

Проблема неактуальности нормативной базы Данный вопрос особенно остро стоит в отношении аккредитационных показателей и показателей эффективности деятельности образовательных организаций, на основе анализа которых ежегодно осуществляется распределение образовательных учреждений по группам эффективности (отнесение организаций к той или иной группе является важным фактором жизнеспособности образовательного учреждения, в частности, влияет на сохранение автономии и целостности организации, а также на установление контрольных цифр приема граждан на места с оплатой из средств федерального бюджета). Зачастую установленные показатели являются для электронных вузов избыточными, в некоторых случаях - противоречивыми. При этом, вузы, реализующие образовательные программы с применением ЭО и ДОТ, вынуждены выстраивать свою деятельность таким образом, чтобы соответствовать и тем и другим требованиям.

Барьерные точки: образовательная организация Образовательные организации: использование филиалов и представительств в качестве территориальных центров доступа к информационным ресурсам. В действующем законодательстве нет прямого запрета или разрешения использования представительств в качестве точек доступа при реализации образовательных программ при помощи ЭО и ДОТ, необходимо дополнить Приказ Минобрнауки России 2 от 9 января 2014 г. положениями, регламентирующими такую возможность.

Барьерные точки: процедура аккредитации Отсутствие экспертов по государственной аккредитации, владеющих не только предметной областью для оценки содержания образовательных программ, но и способных провести качественную оценку технологий, используемых при реализации программ с применением исключительно ЭО и ДОТ. Необходимо организовать обучение экспертов, разработать соответствующие программы повышения квалификации.

Барьерные точки: процедура аккредитации Отсутствие нормативно установленных аккредитационных показателей (которые должны быть указаны во ФГОС по направлениям подготовки) для вузов, реализующих образовательные программы с применением исключительно ЭО и ДОТ. Необходимо разработать специальный набор показателей, применительный для оценки содержания и качества программ, реализуемых исключительно с применением ЭО и ДОТ. Данные показатели должны быть указаны во ФГОС по направлениям подготовки. В настоящее время ФГОС только дают или не дают (в зависимости от направления подготовки) саму возможность применения ЭО и ДОТ, при этом не учитывая специфики осуществления образовательного процесса и не изменяя показатели в случае предоставления такой возможности. Показатели должны исключать применение требований к традиционным формам обучения или устанавливать иные значения, соответствующие специфике применения ЭО и ДОТ.

В частности: размер площадей в расчете на 1 обучающегося наличие пунктов питания; наличие медицинских пунктов; наличие лабораторий по отдельным профильным дисциплинам; наличие спортивных залов, стадионов широкого профиля и других плоскостных физкультурно-оздоровительных сооружений для реализации дисциплины «Физическая культура». Барьерные точки: инфраструктура При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ в полном объеме требования являются избыточными, поскольку местом обучения, согласно 273-ФЗ, признается место фактического нахождения обучающегося, т.е. вуз должен поддерживать за свой счет инфраструктуру в том числе для лиц, которые никогда не посетят или не смогут посетить учебное заведение, как, например, лица с ограниченными возможностями здоровья.

численность профессорско- преподавательского состава преподавателей, имеющих ученую степень, на 100 студентов; соотношение численности научно- педагогических работников (далее – НПР) к численности приведенного контингента; доля лиц с учеными степенями и званиями. Установленные во ФГОС критерии – 60-80% в зависимости от направления подготовки; процедура приема преподавателей, реализующих учебный процесс с применением ЭО и ДОТ в качестве дистанционного работника; Барьерные точки: Научно-педагогические работники данные нормативы и требования необходимо изменить с учетом понимания специфики ЭО и ДОТ; необходимо нормативно определить роль тьютора как преподавателя в условиях ЭО и ДОТ и установить требования к периодичности, порядку, обязательности повышения квалификации преподавателей в области электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Нормативно не регламентированы требования к идентификации обучающихся при проведении вступительных испытаний абитуриентов, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с применением ДОТ в полном объеме (без личного присутствия в вузе). Барьерные точки: организация учебного процесса

Позволяет: определить слабые стороны и элементы для улучшений; определить сильные стороны; улучшить качество e-learning. И В ИТОГЕ ГАРАНТИРОВАТЬ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ! Международная сертификация/аккредитация электронного обучения 10 eXcellence

Основные области контроля Стратегический менеджмент Инфраструктура Учебный процесс Преподаватели и слушатели Контент

Стратегический менеджмент: критерии Электронное обучение должно являться неотъемлемой частью стратегии Университета. Для реализации координации между различными подразделениями в сфере электронного обучения механизмы взаимодействия, задачи и функции, полномочия и ответственность участников, вовлеченных в процессы электронного обучения (включая обучающихся), должны быть четко определены и прописаны в локальных нормативных актах. Процедуры мониторинга и оценки электронного обучения должны быть связаны с административной и управленческой системой в целях непрерывного улучшения электронного обучения. Для эффективного взаимодействия в рамках электронного обучения должны быть реализованы механизмы оценки удовлетворенности и обратной связи с сотрудниками, слушателями и работодателями. В процесс разработки и определения стратегии ЭО в образовательной организации должны быть вовлечены все заинтересованные стороны обеспечением.

Инфраструктура: критерии Обеспечении полноценного доступа 24/7 к электронным образовательным сервисам в т.ч. непосредственно системе электронного обучения (СЭО), , файловому хранилищу, видео-конференциям, онлайн библиотеке и др. Доступность и работоспособность образовательных сервисов на широком перечне стационарных и мобильных устройств, требования к которым описаны вузом и предоставлены студентам (абитуриентам) для обязательного ознакомления. Обеспечение постоянного (24*365) высокоскоростного (не менее 50 Мбит/с) неограниченного выхода в сеть Интернет. Должна иметься возможность подключения мобильных компьютеров к информационным сервисам корпоративной вычислительной сети и сети Интернет на всей территории кампуса (например, по технологии Wi-Fi). Обеспечение доступа к различным коммуникационным ресурсам (онлайн базы данных, новости, бюллетени и др.), а также рабочим места для самостоятельной и коллективной работы с сервисами электронной среды (в том числе при прохождении контрольных мероприятий) и виртуальным рабочим местам со специализированными лицензионным или свободным программным обеспечением.

Контент: критерии Проектирование, разработка и оценка электронного курса должна осуществляться с привлечением отдельных лиц и групп, компетентных как в академических, так и технических вопросах. Обеспечение слушателей информационно-методическими материалами, в которых указаны цели программы, порядок обучения, предусматривающий права и обязанности слушателей, этапы обучения, сроки, система оценок, время получения обратной связи, способы обратной связи, процедуры подачи претензий/апелляций, инструкции и методические рекомендации по изучению дисциплин, а также ожидаемые результаты обучения и статус документа об окончании обучения. Материалы и информация, доступные в электронной среде учебного заведения, должны регулярно проверяться, пересматриваться и обновляться. Эти обязанности должны быть нормативно определены, а ответственные лица иметь необходимый и безопасный доступ к системе для переработки и обновления учебных материалов. В образовательной организации должны быть разработаны единые требования и стандарты качества электронного курса, соответствие которым является обязательным для всех курсов. Стандарт уровня вуза должен включать единые требования к структуре и технологиям обучения по курсам, реализуемым с использованием ЭО и ДОТ и отвечать ведущим мировым практикам в области разработки электронных курсов.

Учебный процесс: критерии Осуществление индивидуальной технической и педагогической поддержки как онлайн, так и в очном режиме. Ответы преподавателей и административного персонала должны предоставляться во временные интервалы, определяемые сутью взаимодействия: ответы на вопросы в деканат – не более суток, заключения по реализованные контрольным мероприятиям – не более недели (если иное не обосновано в локальных нормативных актах образовательного учреждения). Университет обязан проводить обучение студентов и сотрудников необходимым навыкам в области работы с ИКТ. В рамках электронной среды образовательной организации должно быть внедрено программное обеспечение, реализующее сбор и аналитическую обработку данных по установленной вузом системе показателей активности работы обучающихся и персонала. Должны проводится независимые конкурсные испытания (интернет- тестирования, федеральные тестирования, задания учебной практики), позволяющие получить внешнюю независимую оценку получаемых знаний студентов.

Преподаватели: критерии В случае самостоятельной разработки электронного контента в образовательной организации должна быть реализована методическая и организационная поддержка для разработчиков контента. Должен быть нормативно определен четкий и понятный механизм поощрения применения ЭО, а также проведения профильных научных исследований, который бы способствовал карьерному росту. Функционирование механизмов диверсифицированной оценки работы преподавателей (опросы удовлетворенности, голосование, рейтингование, предметы по выбору). Для обеспечения постоянной актуализации знаний и умений сотрудников должны быть нормативно определены механизмы регулярного повышения квалификации и аттестации персонала на базе электронной среды и с применением новых образовательных технологий.

Предложения но нормативному регулированию Учет вышеуказанных показателей в: – Методике проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации – Методике расчета показателей мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования – ФГОС, по направлениям подготовки – Постановления Правительства Российской Федерации «О лицензировании образовательной деятельности» Внести в «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» дополнения, регламентирующие требования к идентификации обучающихся при проведении вступительных испытаний абитуриентов, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с применением ДОТ, или разработать отдельный нормативный документ, регламентирующий данную область.

Проект методики оценки качества программ MBA с применением ЭО и ДОТ Разработан проект аккредитационных критериев и требований для реализации программ уровня MBA с применением ЭО и ДОТ для Национального аккредитационного совета делового образования (НАСДОБР). Проект включил в себя многолетний опыт реализации образовательных программ в электронной среде, анализ ведущих европейских и мировых практик в области оценки качества электронного обучения.

Благодарю за #МЭСИ#МЭСИ