Обучение целенаправленому общению с помощью PECS Товкес Юлия Владимировна кафедра логопедии Института коррекционной педагогики и психологии НПУ им.М.П.Драгоманова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технологии работы с детьми с РАС в начальной школе Беспалова А.Н. учитель начальных классов ГБОУ СОШ1447.
Advertisements

3.3 Обучение предпосылкам интеллектуальной деятельности и социальным навыкам «Расписание самостоятельной деятельности для детей с аутизмом» Подготовила:
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Работаем по станциям Уроки баскетбола в 7-9 классах.
Выполнила: Ерёмина Ольга Николаевна Педагог-психолог МДОУ ЦРР – детский сад 47 «Лесовичок»
Коммуникативное поведение детей с множественными нарушениями и его интерпретация Топоркова Е. Н., учитель-дефектолог центра «Наш Дом»
Организация учебной дисциплины с учётом психологических особенностей учащихся Мартын Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 4.
Его величество УРОК, Он очень важен в жизни. Звенит звонок - открыта дверь В мир знаний и открытий.
Детерминированные игры с полной информацией. Выигрышная стратегия в игре.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
Как формируется речь у детей? Признаки благополучного развития речи у ребенка 3-4 лет Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. У ребенка нет.
Выступление учителя начальных классов МОУ СОШ 5 г. Щербинки Рудаковой И. В. на городской научно- практической конференции учителей и руководителей ОУ (декабрь,
Программы раннего вмешательства для детей с РАС. Что мы знаем о программах помощи: 1.Детям с аутизмом необходимы программы помощи т.к у нас нет лекарств,
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Итоговая работа По окончании курсов повышения квалификации «Психолого – педагогическое сопровождение детей в условиях ФГТ по системе М. Монтессори» Презентация.
Система работы, направленная на развитие навыка самоконтроля Выполнила: Давыдова М.А.
Психологическая подготовка к ГИА. ГИА – это первое серьёзное испытание в твоей жизни, но не последнее, поэтому подготовку к нему нельзя откладывать на.
Дорогие ребята! Я рада возможности общаться с вами ! Каждый день я буду вас знакомить с интересными заданиями от сказочных героев, которые ждут вас в нашей.
Как подготовить презентацию проекта Пособие для учащихся Автор: Пародина О.А. - учитель технологии.
Транксрипт:

Обучение целенаправленному общению с помощью PECS Товкес Юлия Владимировна кафедра логопедии Института коррекционной педагогики и психологии НПУ им.М.П.Драгоманова г.Киев,Украина

Система альтернативной коммуникации с помощью PECS Цель: формирование целенаправленного общения. Общение - это поведение направлено на другого человека, который, в свою очередь, обеспечивает связанное с этим поведением социальное или материальное подкрепление. Навыки общения: 1. Спонтанные обращения. 2. Обращения в ответ на вопрос. 3. Повторение заданной модели. Подсказка Спонтанность Повторение

9 важнейших навыков общения Продуктивные навыки:Навыки восприятия: 1. Просьба о поощрении. 2. Просьба о помощи. 3. Просьба о перерыве. 4. Ответ «Нет» на вопрос «Ты хочешь?». 5. Ответ «Да» на вопрос «Ты хочешь?» 1. Реакция на просьбу «Подожди». 2. Реакция на сообщение о смене деятельности. 3. Выполнение инструкций. 4. Соблюдение расписания.

Для того, чтобы поощрять у ребенка развитие общения, необходимо организовать такую среду в которой мы: 1. Создаем большое количество возможностей для общения. 2. Знаем об актуальном уровне развития навыков общения и можем планировать дальнейшее обучение. 3. Всегда ждем от ребенка общения.

Оценка подкрепляющих стимулов: Поговорить с близкими о предпочтениях ребенка и составить таблицу «Перечень предпочтений»: Любимая еда Любимые напитки Любимые занятия Любимые игры Любимые места Люди, с которыми любит общаться Люди, предметы, места, которые не любит

Определение иерархии поощрений: Предмет Отбрасыв.Реакция отсутствует Тянется Протест., когда забор. Проявл. удовольст Берет снова Бублик++ Мяч+ Вода+ Хлеб+ Юла++++ Лимон++++ Каранда ш + Огурец++++ Пружина+

Предмет ЮлаХ+ Х+Х+ 5/5 ЛимонХХХХХХ0/6 ОгурецХХХ+ 3/5 БубликХХ+ Х2/4 Любимые Не любимые Нейтральные Юла ВодаМяч Огурец ХлебКарандаш Бублик Пружина

Подготовка материалов

"Как" осуществлять общение.

Цель: научить ребенка увидев желаемый предмет брать изображение этого предмета, дотягиваться до Собеседника и обменивать карточку на предмет. Учебная среда: ребенок и два педагога сидят на полу. Один из педагогов - Собеседник, сидит напротив ребенка, другой - помощник за спиной ребенка. Собеседник держит наиболее желаемый предмет так, чтобы ребенок не смог дотянуться до него. Изображение предмета лежит на столе.

Требования к этапу: 1. Участие двух педагогов. 2. Вербальные подсказки не использовать. 3. Использование одной карточки. 4. Следует стараться создавать ситуаций, в которых у ребенка возникает необходимость что-то попросить. 5. Используйте различные типы подкрепляющих стимулов: пища, игрушки и др. 6. Подбирайте карточки такого размера, который соответствует моторным возможностям ребенка.

Стратегия обучения Обратная последовательность: заключается в обучение последовательности действий за счет поощрения успешного выполнения последнего действия, далее - предпоследнего и т.д. Педагог помогает ребенку на первых шагах последовательности, а на завершающих - постепенно ослабляет, что приводит к полному отсутствию подсказки в конце цепочки действий. Последовательность действий: Взять изображение Дотянуться до Собеседника Положить карточку ему в руку

Стратегия обучения: Подсказки при помощи двух человек : стратегия предполагает участие двух человек. Первый - Собеседник - общается с ребенком, второй - помощник - подсказывает ребенку, находясь за спиной ребенка не вступая с ребенком в социальный контакт. Помощник отменяет подсказки, используя стратегию обратной последовательности. Задача Собеседника : I.Привлечение внимания ребенка. II.Поощрять обмен карточки на предмет. III.Сочетание социального и материального поощрения. IV.Вовремя открыть ладонь. Задача Помощника : I.Дождаться инициативы ученика. II.Помочь ученику обменять карточку на предмет. III.Постепенно отменять подсказку.

Расстояние и настойчивость

Цель: научить ребенка подходить к своему индивидуальному альбому, брать с него карточку, подходить к педагогу, привлекать к себе его внимание и обменивать карточку на желаемый предмет. Учебная среда: прикрепить карточку с изображением наиболее желаемого предмета на первой странице альбома. Ребенок и Собеседник сидят друг напротив друга.

Требования к этапу: 1. Не использовать вербальные подсказки. 2. Использование многих картинок, но каждую по очереди. 3. Часто проводить оценку подкрепляющих стимулов. 4. Работа с различными собеседниками. 5. Создавайте большое количество возможностей для спонтанных просьб. 6. Навык, которую подкрепляем на этом этапе - передвижение.

Стратегия обучения: Формирование: это обучение новым навыкам с помощью «повышения ставок». Для этого Собеседник поощряет любое поведение ребенка, если оно хоть немного лучше предыдущего. На 2 этапе мы формируем навык передвижения на больших расстояниях, чтобы добраться до альбома, а затем к Собеседнику. Для этого Собеседник перед каждой пробой немного дальше отходит от ребенка или немного отдаляет от него карточки. Подсказка с участием двух людей.

Исправление ошибок: Обратный ход: проведите ребенка по цепочке действий до последнего правильно выполненного действия, дальше помогите физически завершить последовательность. Обеспечьте закрепление навыка передвижения.

Различение карточек

Цель: научить ребенка просить желаемый предмет выбрав необходимую карточку из набора подойти к Собеседнику и дать ему карточку. Учебная среда: ребенок и Собеседник сидят за столом. Подготовьте несколько карточек с изображением желаемых предметов и карточки с изображением нежелательных предметов и сами предметы.

Требования к этапу: 1. Отсутствие вербальных подсказок. 2. Часто проводить проверку соответствия. 3. Работа с различными собеседниками. 4. Большое количество ситуаций для спонтанных просьб в течение дня. 5. Изменение расстановки карточек на альбоме

Стратегия обучения: Обучение с помощью отдельных проб: методика состоит из четырех последовательных шагов: 1. Предложение Собеседника (он размещает на альбоме 2 карточки и привлекает внимание ребенка). 2. Реакция ребенка (ребенок выбирает карточку и дает ее Собеседнику). 3. Результат (ребенок получает желанный предмет). 4. Отвлекающий стимул (ребенок ест или играет).

Исправления ошибок: Четыре шаговая процедура исправления ошибок: 1. Смоделируйте или покажите. 2.Подскажите. 3. Переключите на другой короткое задачи. 4.Повторите.

Структура предложения

Цель: научить ребенка просить предметы в форме фразы выполняя следующую последовательность: подойти к альбому для занятий, взять карточку «Я хочу» и разместить на шаблоне, взять карточку с изображением желаемого предмета и разместить на шаблоне, взять шаблон, подойти к Собеседнику и передать ему шаблон. Учебная среда: ребенок и Собеседник сидят лицом друг к другу, перед ребенком альбом, шаблон для предложений, карточка «Я хочу», карточки с изображенными предметами, у Собеседника любимые предметы ребенка.

Требования к этапу: 1. Отсутствие вербальных подсказок. 2. Часто проводить проверку соответствия. 3. Большое количество ситуаций для спонтанных просьб в течение дня. 4. Использование стратегии обратных шагов для обучения. 5. При обучении новым действиям необходимо упрощать некоторые элементы, а затем постепенно снова их вводить.

Стратегия обучения: Обратная последовательность. Подсказка с задержкой: эта стратегия сочетает в себе подсказку и естественный сигнал, который в дальнейшем будет вызывать нужное поведение. Дайте естественный сигнал и если ребенок за определенный интервал времени не выполняет действие - дайте подсказку. Чтобы стратегия была эффективной, используйте дифференцированное поощрение. Исправление ошибок: Стратегия обратного хода.

Качества предметов

Цель: научить ребенка просить предметы составляя предложения с помощью шаблона, состоящего из карточек: «Я хочу», признака, желаемого предмета, и обменивать это предложение на предмет. Требования к этапу: 1. Отсутствие вербальных подсказок. 2. Частое проведение проверки соответствия. 3. Занятия с разными людьми. 4. Использование нескольких образцов при обучения какому-либо понятию.

Стратегия обучения: Обратная последовательность. Отдельные пробы. Исправление ошибок: Четырешаговая процедура.

Оценка подкрепляющих стимулов: Понятие Розмер Цвет Форма Текстура Скорость Часть тела Действие Место нахождения

Ответ на вопрос «Что ты хочешь?»

Цель: научить ребенка спонтанно просить различные предметы и отвечать на вопрос «Что ты хочешь?" Требования к этапу: 1. Словесное и материальное поощрение каждого правильного ответа ребенка. 2. Использование стратегии «Задержка подсказки» во-время обучения. 3. Создание ситуаций для спонтанных просьб и ответов на вопрос «Что ты хочешь?"

Стратегия обучения: Задержка подсказки. Исправление ошибок: Задержка подсказки.

Комментарии

Цель: научить ребенка отвечать на вопрос «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?», «Что это?», а также спонтанно просить и комментировать. Учебная среда: перед ребенком находится альбом для занятий, карточка «Я хочу», «Я слышу», «Я вижу» и карточки с изображением знакомых предметов. В Собеседника - предметы или фотографии этих предметов.

Требования к этапу: 1. Подготовьте поощрения, которые соответствуют ситуации общения: просьба - социальные и материальные, комментирование - социальные. 2. Используйте «задержку подсказки отрабатывая ответы на вопросы. Провести обучение различению вводных карточек.

Стратегия обучения: Задержка подсказки. Обучение различению. Исправление ошибок: Четырешаговая процедура.

В презентации использованы материалы книги Лори Фрост и Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов/Лори Фрост и Энди Бонди.- М.: Теревинф, – 416 с.

Сайт ИКПП НПУ им.М.П.Драгоманова: