ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТЕОЛОГИИ (II–XXI вв.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реформация и Контрреформация в Европе.. Реформация - широкое движение за духовное обновление и реформу католической церкви. 18 октября 1517 года папа.
Advertisements

Выполнила студентка Группы Ю-104 Чуева Яна. Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения.
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Философия в культуре Ренессанса и Реформации.
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
ВНИМАНИЕ! Чтобы не прервать анимацию, не переходите к следующему слайду пока не увидите знак «мыши» в правом нижнем углу.
Христианская церковь в раннее средневековье. Вспомните! Что такое христианство? Что такое христианство? Во что верят христиане? Во что верят христиане?
Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация и особенности философии Средних веков В истории философии Средних веков выделяют два основных.
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время.
Проповедь Христа. Урок 6. МКОУ СОШ 8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Стурза С.М.
Средневековая философия. Выполнила студентка 4-2 группы Кузнецова Арина Преподаватель: Фураева А.А. Санкт-Петербург 2010 год.
Рождение КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Κλήμης Άλεξανδρεύς Clemens Alexandrinus) Тит Флавий (ок. 150 между 211 и 215) христианский богослов и писатель. Родился,
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Презентация к уроку по истории (7 класс) по теме: Презентация "Распространение реформации в Европе. Контрреформация"
Основы православия Учитель начальных классов Филиала МКОУ СОШ с Красавка Самойловского района Саратовской области Саратовской области в селе Низовка Савоник.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Слово жизни Слово жизни Апрель 2012 Апрель 2012 «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин 15,3) «Вы уже очищены через слово, которое.
КАК ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ Группа вопрос - ответ. Почему хорошо изучать Библию в группе В центре изучения находится Библия, не проповедующий, лидер просто направляет.
ПИСЬМО ЛЮБВИ ОТЦА СО ЗВУКОМ Может быть ты не знаешь меня, но Я знаю о тебе всё… Пс 138:1 Я знаю, когда ты садишься и когда встаешь… Пс 138:2 Мне известны.
Иисус Христос. Иисус Христос Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение.
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Транксрипт:

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ТЕОЛОГИИ (II–XXI вв.)

предмет библиография хронология содержание занятий

Наследие Святых Отцов в XX веке. Итоги исследований / сост., ред. П.Б. Михайлов. М.: ПСТГУ, 2010, 2013² Pelikan J. Historical Theology. Continuity and change in Christian doctrine. London, 1971 Столяров А.А. Патрология и патристика. М.: ГЛК, 2004 Шохин В.К. Теология. Введение в богословские дисциплины (Учебно-методическое пособие). М.: ИФ РАН, 2002 Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV по XX в. СПб.: Алетейа, 2000

Ghellinck J. de. Patristique et Moyen Age. Etudes dhistoire littéraire et doctrinale. T. 1–3. Paris, 1946–1948 Cayré F. Patrologie et histoire de la théologie. T. 1–3. Paris, 1945–1955 Congar Yves-M.J. Théologie // Dictionnaire de théologie catholique. T. XV. Col. 341–502 Chadwick O. From Bossuet to Newman. Cambridge, 1987

The Cambridge companion to Renaissance philosophy, ed. by James Hankins. Cambridge, 2007 Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV – XV вв. СПб., 1997 Haaugaard W.P. Renaissance Patristic Scholarship and Theology in XVIth England // Sixteenth Century Journal (1979) Vian G. Bibliotheca Divina. Filologia e storia dei testi cristiani. Roma: Carocci, 2001

The Reception of the Church Fathers in the West. From the Carolingians to the Maurists / Ed. by Irena Backus. Vol. 1–2. Leiden: Brill, 1997 Backus I. Lectures humanistes de Basil de Césarée. Traductions latines (1439–1618). Paris, 1990 Old H.O. The Patristic Roots of Reformed Worship. Zürich, 1975

The Reception of the Church Fathers in the West. From the Carolingians to the Maurists / Ed. by Irena Backus. Vol. 1–2. Leiden: Brill, 1997 Chaussi Y. Les Bénédictins de Saint-Maur. T. 1. Paris, 1989 Hamman A. G. Jacques–Paul Migne: Le retour aux Pères de lÉglise. P., 1975 Migne et le renouveau des études patristiques. Actes du colloque de Saint–Flour, 7–8 juillet P., 1985

ХРОНОЛОГИЯ перформативный период (IV–XV вв.) формативный период (XV–XVIII вв.) современный период (XIX–XXI вв.)

перформативный период (II–XV вв.) исторические своды (событий, деятелей, деяний) попытки синтеза идей (византийский флорилегий, богословский справочник: Doctrina Patrum, Hodegos Анастасия Синаита) энциклопедии и справочники (Souda, Zonaras) систематизации богословия – Дамаскин, Петр Абеляр реферативные сборники (Библиотека Фотия)

формативный период (XV–XVIII вв.) Христианские древности в эпоху Возрождения (XV–XVI): Леонардо Бруни, Эразм Реформация и Контрреформация (XVI– XVII); Лютер, Меланхтон, Боссюэ, Беллармин Мавристы (XVII–XVIII)

современный период (XIX–XXI вв.) Шлейермахер, Ньюмен, Минь, Питра, Неандер, Гарнак Блондель, Луази, Лагранж, Конгар, Любак, Шеню и др. К. Ранер, В. Панненберг

Преформативный период (IΙ–XV вв.)

первые богословские трактаты (Stromata Климента и De principiis Оригена) исторические своды (событий, деятелей, деяний: Евсевий НЕ и его продолжатели, Иероним De viris illustribus и его последователи) попытки синтеза идей (богословская антология: ΦΙΛΟΚΑΛΙΑ Великих каппадокийцев; богословский учебник: De doctrina Christiana блж. Августина; византийский флорилегий, богословский справочник: Doctrina Patrum, Hodegos Анастасия Синаита) энциклопедии и справочники (Souda, Zonaras) систематизации богословия – Иоанн Дамаскин, Петр Абеляр реферативные сборники («Библиотека» Фотия)

Clemens Alexandrinus (Titus Flavius Clemens) ок. 150 – ок. 215

Les vrais pourtraits et vies des hommes illustres grecs, latins et payens (1584) par André ThévetAndré Thévet

Stromata –12 Αλλ' ο μ ν τ ν ληθ τ ς μακαρ ας σ ζοντες διδασκαλ ας παρ δοσιν ε θ ς π Π τρου τε κα Ιακ βου Ιω ννου τε κα Πα λου τ ν γ ων ποστ λων, πα ς παρ πατρ ς κδεχ μενος ( λ γοι δ ο πατρ σιν μοιοι), κον δ σ ν θε κα ε ς μ ς τ προγονικ κε να κα ποστολικ καταθησ μενοι σπ ρματα. … Все они были хранителями истинного предания и блаженного учения, воспринятого непосредственно от святых апостолов Петра, Иакова, Иоанна и Павла, унаследовав его как сыновья от отца (хоть и немногие сыновья походят на отцов), и насадив в наших душах Божию милостью семена, завещанные их апостольскими учителями.

структура «Стромат» Stromata –12 Ηδη δ ο γραφ ε ς π δειξιν τετεχνασμ νη δε πραγματε α, λλ μοι πομν ματα ε ς γ ρας θησαυρ ζεται, λ θης φ ρμακον, ε δωλον τεχν ς κα σκιαγραφ α τ ν ναργ ν κα μψ χων κε νων, ν κατηξι θην πακο σαι, λ γων τε κα νδρ ν μακαρ ων κα τ ντι ξιολ γων. Это сочинение не является риторическим упражнением для публичного исполнения, но представляет собой скорее воспоминания, собранные на старость, средство от забвения, несовершенный образ и эскиз живых и одухотворенных речей мужей блаженных и достопамятных, которых я имел честь слушать.

структура «СТРОМАТ» История 1 книга - ВЗ закон и философия есть подготовка к Евангелию. Всякое знание опирается на веру. Христиане –– наученные Богом философы. Этика 2 книга - Христианская философия основывается на вере, пользуется наукой как вспомогательным средством и завершается в гнозисе. 3 и 4 книги - две особенности христианского гнозиса: стремление к христианскому совершенству в браке или девстве; любовь к Богу, более всего проявляемая в мученичестве. 5 книга - Природа веры в свободном признании Божественного авторитета. Нет ни знания без веры, ни веры без знания. Теория заимствования. Иерургия (книги V 2/2, VI 1/2) 6 книга Богословие VI 2/2, VII) и 7 книги - Идеал христианского гностика, умерщвляя страсти, он с помощью философии и церковного Предания приходит к правильному пониманию Писания. Терминология 8 книга - Отдельный трактат логического содержания, логический метод, роды и виды, определения и доказательства. Отсутствует специальное богословское содержание.

ΩΡΙΓΕΝΗΣ ок. 185 – после 254 г.

метод спекулятивного богословия Трактат De Principiis («О началах»)

De Principiis Посему, так как небесная или даже выше небесная сила побуждает нас чтить Единого, сотворившего нас, постараемся оставить слово начала Христова, т.е. наставление в первых основаниях, и перейти к совершенству ( πειραθ μεν φ ντες τ ν τ ς ρχ ς το Χριστο λ γον, τουτ στι τ ς στοιχει σεως, π τ ν τελει τητα φ ρεσθαι ), дабы Премудрость, возвещаемая совершенным, была проповедана и нам.

Евр 6:1 – ср. Ориген Δι φ ντες τ ν τ ς ρχ ς το Χριστο λ γον π τ ν τελει τητα φερ μεθα πειραθ μεν φ ντες τ ν τ ς ρχ ς το Χριστο λ γον, τουτ στι τ ς στοιχει σεως, π τ ν τελει τητα φ ρεσθαι … по сем, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству оставить слово начала Христова, т.е. наставление в первых основаниях, и перейти к совершенству

De Principiis I. Praefatio «Церковное и апостольское предание (ecclesiastica et apostolica traditio), передано нам двояко: Апостолы, проповедуя веру Христову, об одном говорили прямо и ясно (manifestissime tradiderunt)… О другом же они только свидетельствовали, что оно существует, но каково содержание этого знания, умолчали (de aliis … dixerunt… quia sint, quomodo autem aut unde sint, siluerunt)»

(1)един Бог, который все сотворил и создал и Который все привел из небытия в бытие… (2)пришедший Иисус Христос рожден от Отца прежде всякой твари… Он воплотился, сделавшись человеком, хотя был Богом… родился и пострадал истинно; истинно Он воскрес из мертвых… и вознесся… (3)Сопричастен Отцу и Сыну Святой Дух… (4)… по выходе из этого мира получит воздаяние по своим заслугам… (5)время воскресения мертвых… (6)разумная душа обладает свободой решения и воли… (7)церковное предание учит, что дьявол и аггелы его во всяком случае существуют… (8)мир сотворен и начал существовать с известного момента времени и, по причине своей порчи, должен быть спасен… (9)Писания написаны Духом Святым и имеют не только открытый смысл, но и … скрытый…

Итак, кто желает на основании всего этого построить одно органическое целое (seriem quamdam et corpus), тому по заповеди "просветите себе свет ведения", должно воспользоваться этим, как элементами и основаниями, чтобы на основе ясных и необходимых положений о каждом предмете исследовать, что он такое на самом деле и, как мы сказали, образовать единый организм (unum corpus) из примеров и положений, и какие он или найдет в Св. Писании или получит путем правильного умозаключения

ср. Ириней. Adv. haereses II 38 «…из вещей творения некоторые подлежат только Богу, а некоторые доступны и нашему познанию… из того, что мы ищем в Писаниях, которые всецело духовны, нечто мы по милости Божией уясняем себе, а иное представляем Богу, и это не только в нынешнем веке, но и в будущем, дабы таким образом Бог всегда учил, а человек всегда научался от Бога… За пределами нашего понимания: 1) «…что делал Бог прежде сотворения мира… ответ на этот вопрос подлежит Богу»; 2) «если кто спросит нас: как же Сын рожден от Отца, - мы скажем ему, что никто не знает того произведения, или рождения, или наречения, или откровения, или как иначе кто-либо назовет Его неизреченное рождение», 3) откуда и каким образом Бог произвел материю; 4) причина того, что некоторые согрешили и отпали, а некоторые пребывают в покорности Богу «все это должно предоставить Богу и Его Слову»

ВЕЛИКИЕ КАППАДОКИЙЦЫ

Ωριγ νους φιλοκαλ α, Philocalia sive Ecloga de operibus Origenis a Basilio et Gregorio Nazianzeno facta (cap. 1-27) / ed. J.A. Robinson // The Philocalia of Origen. Cambridge: Cambridge University Pr., 1893

Григорий Богослов. Ер. 115 Ινα δ τι κα π μνημα παρ' μ ν χ ς, τ δ' α τ κα το γ ου Βασιλε ου, πυκτ ον πεστ λκαμ ν σοι τ ς Ωριγ νους Φιλοκαλ ας κλογ ς χον τ ν χρησ μων το ς φιλολ γοις. А чтобы ты имел от нас и от святого Василия напоминание, мы отправили тебе избранные тексты Филокалии из Оригена, которые могут быть весьма полезны любителям словесности

1-14 – о Свящ. Писании – церковное и внешнее знание – свобода воли

Eusebius Caesariensis Historia ecclesiastica I Τ ς τ ν ερ ν ποστ λων διαδοχ ς σ ν κα το ς π το σωτ ρος μ ν κα ε ς μ ς διηνυσμ νοις χρ νοις, σα τε κα πηλ κα πραγματευθ ναι κατ τ ν κκλησιαστικ ν στορ αν λ γεται, κα σοι τα της διαπρεπ ς ν τα ς μ λιστα πισημοτ ταις παροικ αις γ σαντ τε κα προ στησαν, σοι τε κατ γενε ν κ στην γρ φως κα δι συγγραμμ των τ ν θε ον πρ σβευσαν λ γον, τ νες τε κα σοι κα πην κα νεωτεροποι ας μ ρ πλ νης ε ς σχατον λ σαντες ψευδων μου γν σεως ε σηγητ ς αυτο ς νακεκηρ χασιν, φειδ ς ο α λ κοι βαρε ς τ ν Χριστο πο μνην πεντρ βοντες, πρ ς π το τοις κα τ παραυτ κα τ ς κατ το σωτ ρος μ ν πιβουλ ς τ π ν Ιουδα ων θνος περιελθ ντα, σα τε α κα πο α καθ' ο ους τε χρ νους πρ ς τ ν θν ν θε ος πεπολ μηται λ γος, κα πηλ κοι κατ καιρο ς τ ν δι' α ματος κα βασ νων π ρ α το διεξ λθον γ να, τ τ' π το τοις κα καθ' μ ς α το ς μαρτ ρια κα τ ν π π σιν λεω κα ε μεν το σωτ ρος μ ν ντ ληψιν Я поставил себе задачей описать следующие события: преемство святых апостолов; то, что произошло от времен Спасителя нашего и до наших дней; какие и сколь важные дела совершены были, по сказаниям, в Церкви: кто стоял во главе наиболее известных церковных кругов и со славой руководил ими; кто в каждом поколении - устно или письменно - защищал слово Божие; имена, нрав и время тех, кто, жаждав новизны, дошли до пределов заблуждения и, вводя лжеименное знание (гнозис), как лютые волки, беспощадно расхищали стадо Христово; (2) также то, что произошло со всем иудейским племенем сразу же после их заговора против Спасителя нашего; когда и каким образом язычники подняли войну против слова Божия, какую великую борьбу в свое время вели за него мученики, претерпевшие пытки и пролившие свою кровь; затем современные нам свидетельства и благостное милосердие Спасителя нашего ко всем нам.

Ibid. … ς ν κ λογικ ν λειμ νων τ ς πιτηδε ους α τ ν τ ν π λαι συγγραφ ων πανθισ μενοι φων ς, δι' φηγ σεως στορικ ς πειρασ μεθα σωματοποι σαι …словно на лугу духовном, я, как цветы, подбираю у старых писателей нужные мне сведения и стараюсь представить их в историческом повествовании как нечто цельное

Иероним. De viris illustribus, Prol. Ты советуешь мне, Декстер, чтобы я последовал примеру Транквилла и изложил по порядку сведения о церковных писателях, чтобы я сделал в отношении наших писателей то же, что он сделал в перечне книг знаменитых мужей языческой литературы, то есть чтобы я кратко изложил тебе сведения о всех оставивших потомкам какие-либо сочинения духовного содержания, начиная со времен страдания Христова до четырнадцатого года правления императора Феодосия... Что же могу сделать я, который, не имея ни одного предшественника, должен, как говорится, иметь наихудшего руководителя самого себя? Правда, Евсевий Памфил в десяти книгах «Церковной истории» весьма значительно помог нам, и книги каждого из тех, о ком мы собираемся писать, зачастую свидетельствуют о времени жизни своих авторов. Итак, молю Господа Иисуса Христа, чтобы … и мне, по твоему совету, достойно исполнить при перечислении писателей Его церкви… Итак, пусть узнают Цельс, Порфирий, Юлиан, неистовствующие против Христа псы, пусть узнают их последователи, которые думают, что Церковь не имела ни философов, ни ораторов, ни учителей, сколь многие и какие мужи ее основали, возвеличили и украсили. Пусть перестанут они обвинять нашу веру в деревенской простоте и пусть лучше сознаются в своем невежестве

Анастасий Синаит. Hodegos 640 – после 700 гг. (v 685 г.)

Anastasius Sinai ̈ ta Theol., Viae dux. Τάδε στ ν ν τ δε τ βίβλ τ λεγομέν ΟΔΗΓΩΙ α ʹ Προθεωρία κατ πιτομήν, ν δε ξασκε ν τ ν περ πίστεως θεο λαλε ν καλ ς βουλόμενον β ʹ ροι δογματικο κατ τ ν κκλησιαστικ ν παράδοσιν γ ʹ Προοίμιον πρ τ ς πραγματείας δ ʹ ξήγησις κατ πιτομ ν περ τ ν α ρέσεων τ ν ξ ρχ ς ως Νεστορίου κα Σευήρου ε ʹ Περ τ ν γίων συνόδων ʹ Πόθεν τ ν ίζαν χει τ δόγμα Ε τυχο ς κα Σευήρου ζ ʹ πόδειξις, τι πεβάλετο Σευ ρος το ς γίους πατέρας κα νομοθέτησεν κύρους ε ναι τ ς χρήσεις α τ ν η ʹ πόδειξις κ παλαι ς κα καιν ς διαθήκης κα π α το Μωϋσέως κα Σολομ ντος, τι ο τα τ ν φύσις κα τ πρόσωπον θ ʹ μοίως παράστασις κ τ ς ν Νικαί γίας συνόδου, τι ο τα τ ν φύσις, γουν ο σία, κα πόστασις, ς Σευ ρος νομίζει ι ʹ Διήγησις διαλέξεων τεσσάρων, ν δογματίσαμεν ν λεξανδρεί μετ τ ν Θεοδοσιαν ν κα Γαϊανιτ ν, ν α ς λέγξαμεν α τούς, τι, ν τα τόν στι φύσις κα πόστασις, Νεστοριανο ς ποιο σιν λους το ς γίους πατέρας, κα α τ ν τ ν γιον Κύριλλον. ν κα περ τ ς μι ς το θεο λόγου φύσεως τ ς σεσαρκωμένης ια ʹ Παρασημείωσις περ τ ς φων ς τ ς λεγούσης τ ς φύσεις ποστάσεις, πόθεν α τη; ιβ ʹ Περ το σωτηρίου πάθους το Χριστο, κα περ το γιος, θάνατος σταυρωθείς

ιγ ʹ Συζήτησις περ τ ν χρήσεων τ ν πατέρων, ν προφέρουσιν μ ν ο σευήρου κατ τ ς συνόδου Χαλκηδόνος, κα πίλυσις α τ ν ε σεβής ιδ ʹ μμωνίου λεξανδρέως κατ Μονοφυσιτ ν ιε ʹ τερον κεφάλαιον κατ τ ς νέας α τ ν ορταστικ ς ι ʹ Ε ς τ ν Χριστ κατοικε π ν τ πλήρωμα τ ς θεότητος, ρμηνεία ε σεβής ιζ ʹ πόδειξις τι ο συνεσαρκώθη τ υ πατήρ, τ γιον πνε μα ιη ʹ Κατ τ ν κακ ς π Χριστο λαμβανόντων τ πόδειγμα το νθρώπου ιθ ʹ Κεφάλαιον μιαρο Παυλιανιστο κ ʹ Κεφάλαια συλλογιστικ κατ Σευηριαν ν φρόνων κα ʹ τερον κεφάλαιον σύντομον, ν πόδειξις, τι ο δε λληνάλλως μεταλλάττειν τ δόγματα κβ ʹ Κεφάλαια γραφικ πορηθέντα μ ν π πίστων. Κα νδρέου Νεστοριανο κεφάλαιον κγ ʹ Κατ Γαϊανιτ ν ν πιτομ κδ ʹ κ το γίου Διονυσίου πόφασις φάσκουσα, τι «κατ ο δένα τρόπον κοινώνησεν πατ ρ τ γιον πνε μα τ το λόγου σαρκώσει ε μ τ ε δοκί μόν ». Το το δ παρεθέμεθα δι τ φάσκειν Σευ ρον συσσεσαρκ σθαι τ υ τ ν πατέρα κα τ γιον πνε μα

Viae dux I, 1 (1.) Σ ν θε. Προγυμνασία κατ πιτομ ν μματίζουσα (1t) τ ν φιλόπονον, περ ν δε πρ πάντων ξασκε ν κα τ ν ε δησιν χειν· τι δε προηγουμένως βίον σεμν ν κα τ πνε μα το θεο νοικον χειν· τι δε το ς ρους κα μάλιστα το ς ναγκαιοτέρους πίστασθαι κ στήθους· τι δε γινώσκειν κατ κρίβειαν τ φρονήματα τ ν ξ ναντίας κα γκύπτειν τα ς τούτων γραφα ς· πολλάκις γ ρ ξ α τ ν α το ς καταισχύνειν δυνάμεθα· τι ο δε το ς μυήτοις κα φροσιν λως συντυγχάνειν, λλ ο ς χρή, κα τε χρή, κα σα χρ περ πίστεως· Прежде всего необходимо вести жизнь досточтимую и стяжать вселение Духа Божиего. Следует [всем] сердцем познать определения, особенно наиболее нужные. Необходимо обстоятельно познать образ мыслей [своих] противников и внимательно изучить их сочинения, ибо мы можем часто посрамлять их, исходя из их же собственных произведений. Вообще нет нужды встречаться [для собеседований с людьми] непосвященными и неразумными, но следует [вступать в общение] с теми, у кого есть эта потребность ради веры, и [встречаться с ними], когда это необходимо и насколько это необходимо.

τι δε μετ φόβου θεο πάσ γραφ γκύπτειν, μ κακούργως, λλ ν πλότητι καρδίας· τι ο δε τ βαθύτερα μ ν ψηλαφ ν, ο δ τ σεσιωπημένα τ θεί γραφ · το το γάρ στι τ μ συντρίβειν στο ν, τουτέστι, μ πτεσθαι τ ν στερε ν· τι δε νακρίνειν τ ριστικ ς λεγόμενα, κα πάλιν τ μέσως πως, κα πάλιν τ καταχρηστικ ς κα κάκως, ο όν στι τ λεγόμενον, τι Π ς νθρωπος ψεύστης, καί, Ο κ στιν ποι ν χρηστότητα ως νός. Следует со страхом Божиим изучать все Писание, но делать это не с каким-либо злым умыслом, а в простоте сердечной. Нельзя исследовать глубины нашего естества; также нельзя исследовать обойденное молчанием в Священном Писании. Это есть заповедь «не сокрушать кости» (Исх ; Чис. 9,12, Притч. 23, 15; Ис. 33, 3; Ин. 19, 36), то есть не прикасаться к твердому. Следует внимательно изучать как сказанное ясно, так и изреченное кое-как, а также в несобственном смысле или простодушно. Например, [к числу последних относятся] слова: «Всяк человек ложь» (Пс. 115, 2) и «несть творяй благостыню» (Пс. 13, 1).

Σκοπο διαλέξεώς ε σι δύο, μ ν δι γραφικ ν ήσεων, δ δι πραγματικ ν παραστάσεων, ς κα σχυρότερος κα ληθέστερός στι· τ μ ν γ ρ ήματα τ ν γραφ ν σως κα πονοθεύονται. θεν στιν δέσθαι, τι, χρ σιν προφέρεις τ δι ναντίας, κ κε νος ε θέως τέραν χρ σιν προφέρει, κα α ρετικός, κα ουδα ος· θεν δυνάμενος δι πραγματικ ν ποδείξεων μ λλον πλιζέσθω πρ ς το ς ναντίους. Δε κα το ς χρονογράφους πίστασθαι, κα τ κατ ποίους καιρο ς ο τος πατήρ, κα πότε δε να κα δε να α ρεσις ν < > Есть две цели бесед; одна [убеждение] посредством изречений Писания, а другая [убеждение] посредством действительных доказательств; последнее - более сильно и истинно, ибо речения Писания могут подделываться. Должно знать, что если ты приводишь противнику свидетельство [из Писания в качестве доказательства], то он еретик или иудей тотчас приводит другое свидетельство. Поэтому могущий [спорить] посредством действительных свидетельств выступает навстречу противникам более [сильно] вооруженным. Следует знать и хронографов и ведать, в какое время [жил] такой-то отец и когда была та или иная ересь

Ιω ννης Δαμασκήνος, Χρυσορρ ας (2-я пол. VII в., Дамаск - до 754 г. Палестина), прп. (пам. 4 дек.)

Источник знания // Творения преп. Иоанна Дамаскина. Источник знания. М.: «Индрик», 2002 Философские главы О ста ересях Точное изложение православной веры

Expositio fidei (1-100) 1-14 Περ θεο 15-25Περ κτ σεως 26-42Περ νθρ που 43-81Περ ο κονομ ας 82-98Περ ν μου θεο Περ ναστ σεως

Lexicon, ed. J.A.H. Tittmann, Iohannis Zonarae lexicon ex tribus codicibus manuscriptis, 2 vols. Leipzig: Crusius, 1808 Βασιλε α θεο. α τ τ ς γ ας τρι δος γν σις. βασιλε α κα το γ ου πνε ματος συμμαχ α. ς τ · λθ τω βασιλε α σου. βασιλε α κα παρουσ α, ς τ · ρα φθασεν φ' μ ς βασιλε α το θεο. τοι μ παρουσ α, τ ν προσ ντων τ θε φυσικ ς [ γαθ ν] κατ χ ριν μετ δοσις. το θεο δ βασιλε α κα τ ν ο ραν ν ο καθ' π στασιν διαφ ρει, λλ κατ' π νοιαν. κπεφ νηται γ ρ ποτ μ ν π το βασιλε οντος θεο, ποτ δ π τ ν βασιλευ ντων γγ λων κα γ ων, ο ραν ν δη- λον τι καλουμ νων. βασιλε α ο ραν ν π ντων τ ν π θεο γεγον των γν σις. π θεια ψυχ ς μετ γν σεως τ ν ντων ληθο ς λλαμψις το γ ου πνε ματος ν ψυχ γινο- μ νη. βασιλε α κα ννομος πιστασ α.

реферативные сборники («Библиотека» Фотия) 279 обзоров (кодексов) 158 христианских 122 светских сохранилось лишь ок историч.

ФОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД (XV–XVIII) I. Христианские древности в эпоху Возрождения (XV–XVI)

cultus atque humanitas материальная и духовная культура (J. Caesar)

периодизация 1450 (1453) – 1521 (1517)

библиография The Cambridge companion to Renaissance philosophy, ed. by James Hankins. Cambridge, 2007 Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV – XV вв. СПб., 1997 Haaugaard W.P. Renaissance Patristic Scholarship and Theology in XVIth England // Sixteenth Century Journal (1979) Backus I. Lectures humanistes de Basil de Césarée. Traductions latines (1439–1618). Paris, 1990 Vian G. Bibliotheca Divina. Filologia e storia dei testi cristiani. Roma: Carocci, 2001

технологии институты деятели идеи проекты

технологические сдвиги IV в. – свиток на кодекс IX в. – унциал на минускул XV в. – рукопись на книгу

институты Платоновская академия во Флоренции (осн. 1462) Оксфордский кружок гуманистов Бенедиктинская конгрегация святой Иустины (Кассинская конгрегация от Монте-Кассино), гуманистическая и анти-схоластическая деятельность. Отсюда вышел Джорджио Кортезе (1482–1548), будущий кардинал и научный оппонент реформаторов Издательство Фробена в Базеле др. издательские центры Европы (Венеция, Париж…)

деятели Леонардо Бруни (1370 – 1444) Лоренцо Валла (1407 – 1457) Пико дела Мирандола (1463 – 1494) Марсилио Фичино (1433 – 1499) Джон Колет (1467 – 1519) Лефевр д Этапль (1450 – 1536) Эразм Ротердамский (1469 – 1536)

Амброджио Траверсари (1386–1439) – первый исследователь, переводчик и издатель патристики Виссарион Никейский (1403–1472) папа Николай V (1447–1455), покровителя гуманистов Пьетро Балби (1399–1479) Кардинал Исидор Киевский (1484 – ватиканский библиотекарь) Николо Перотти (1429–1480) Грек Иоанн Аргиропулос (ум. 1487) доминиканский гуманист Занобий Аккьяоли (ум. 1519) Рафаэль Маттеи (1451–1522), в конце жизни переводит отцов, в частности Василия

византийские гуманисты Георгий Гемист Плифон (1360 – 1452) Бессарион Никейский (1400 – 1472) Исидор Киевский (1390 – 1463)

идеи духовные потребности vs номинализм, схоластицизм, спекулятивная теология, догматизм новое прочтение источников новая антропология studia humanitatis – theologia rhetorica

проекты историко-критическая методология (Л. Валла и критика Vulgata, перевод НЗ Эразмом 1504-, пер. Талмуда и Каббалы) издания Библии издания Отцов богословские диспуты

«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю» П. делла Мирандола. Речь о достоинстве человека

1440 «Рассужденеи о подложности Константинова дара», с помощью научных аргументов филологического, нумизматического, исторического и т. д. характера разоблачает средневековую подделку, чем заложил основы исторической и филологической критики, то есть в конечном счёте современной гуманитарной науки и её методов. Валла опроверг он также принадлежность «Ареопагитского корпуса» ученику апостола Павла

ФОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД (XV–XVIII) II. Патристика в период Реформации и Контрреформации (XVI–XVII)

библиография The Reception of the Church Fathers in the West. From the Carolingians to the Maurists / Ed. by Irena Backus. Vol. 1–2. Leiden: Brill, 1997 Backus I. Lectures humanistes de Basil de Césarée. Traductions latines (1439–1618). Paris, 1990 Old H.O. The Patristic Roots of Reformed Worship. Zürich, 1975

деятели Эразм ( ) Лютер ( ) Меланхтон ( ) западные реформаторы

периодизация 1517 – 95 тезисов 1530 – Аугсбургское соглашение 1520-е гг. – спор Эразма с Лютером – Тридентский собор – Магдебургские центурии

издания Эразма 1516 Иероним, 9 тт Киприан 1522 Арнобий Толкования на псалмы 1523 Иларий 1525 Златоуст (5 томов) латинский перевод с греческим текстом 1526 Ириней 1527 Афанасий 1527 Амвросий (4 тома) 1529 Августин (10 томов) 1531 Григорий Богослов (30 слов) 1532 Василий 1536 Ориген

ФОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД (XV–XVIII) IΙΙ. Конгрегация св. Мавра (XVII–XVIII)

БИБЛИОГРАФИЯ The Reception of the Church Fathers in the West. From the Carolingians to the Maurists / Ed. by Irena Backus. Vol. 1–2. Leiden: Brill, 1997 Chaussi Y. Les Bénédictins de Saint-Maur. T. 1. Paris, 1989

ПЛАН Монашество на Западе (см. Карсавин), прп. Бенедикт, св. Мавр – основы европейской цивилизации (Конгар) Периодизация Деятели Проекты Технологии – отличия от современных проектов и предшествующих эпохи (Эразм) Контекст Признание: церковное, профессиональное (научное), политическое Идеал ученого монашества (ср. Киприан Керн) Мавристы – основа Миня и последующей издательской традиции

мотивы научной деятельности полемическая – vs протестантизм продолжение традиции аскетическая – наука как духовная практика

деятельность конгрегации 1618–1789, 200 монастырей, 9 тысяч монахов. Издание Отцов – одно из направлений деятельности (1660–1750) устройство – шесть провинций во Франции; перевыборы и смена руководства каждые три года на всех уровнях; среди руководителей часто действующие ученые В каждой провинции – учебное заведение, четыре кафедры: теология, каноническое право, Писание и философия; факультативно – греческий, еврейский и словесность. Отбор учеников из окрестностей. Требования: 1) соблюдение монашеского устава и образа жизни, 2) способности к научной деятельности для изучения агиографии, Отцов и церковной истории типы издания – полные собрания, коллекции, отдельные издания, комментированные переводы. Особенное внимание связано с самой реформой ордена, почему пристально изучаются монашеская традиция патристики и Ср. веков

периодизация Дом Ашри и Жан Мабийон – 1650 – 1713 (булла с ограничениями деятельности - история бенедиктинского ордена и изучение религиозных авторов; Бернард Клервосский); на этом этапе мавристы стали официальными церковными издателями патристики: Иустин, Киприан, Тертуллиан, Пахомий, Ефрем, Амвросий, Иероним, Августин 1710 – 1750-е – распространение деятельности на всю Францию; Августин; Ориген, Каппадокийцы 1760 – 1789 – исполнение дипломатических поручений орденских властей…

Мабийон (Mabillon) Жан (1632 – 1707) франц. историк, агиограф, священник- бенедиктинец (OSB), член Конгр. мавристов 1691 – Traité des études monastiques

Бернар де Монфокон (1655 – 1741) – основатель палеографии, член Академии надписей, издатель св. Афанасия и св. Иоанна Златоуста

современный период (XIX– XXI): историческая теология I. XIX век Ф. Шлейермахер ( ) Ж.-П. Минь ( ) Д.Г. Ньюмен ( )

Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher 1799 – Речи о религии 1810 – Богословская наука: краткое изложение

Jacques Paul Migne

Patrologia series Graeca file:///C:/19%20%D0%BC%D0%B0%D1% 80%D1%82%D0%B0%202011/%D0%BB %D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D 0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B 0/MignePG/index.htmlfile:///C:/19%20%D0%BC%D0%B0%D1% 80%D1%82%D0%B0%202011/%D0%BB %D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D 0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B 0/MignePG/index.html texts/fathers/migne-patrologia- graeca.asp?pg=2http:// texts/fathers/migne-patrologia- graeca.asp?pg=2

Patrologia series Latina bib.sorted.htmlhttp:// bib.sorted.html 5_Migne.htmlhttp:// 5_Migne.html

современный период (XIX– XXI): историческая теология II. XX век Адольф фон Гарнак ( ) Альфред Луази ( ) Ив Конгар ( ) – М.-Д. Шеню ( ) Ж. Даниелу ( ) – Анри де Любак ( ) прот. Георгий Флоровский ( ) – В.Н. Лосский ( ) прот. Иоанн Мейендорф ( ) – Ярослав Пеликан ( )

Adolf von Harnack ( ) – Geschichte der altchristlichen Literatur bis auf Eusebius, 3 vol – Lehrbuch der Dogmengeschichte, 3 vol – Das Wesen des Christentums

Alfred Loisy ( ) – Histoire critique du texte et des versions de l'Ancien Testament 1902 – L'Évangile et l'Église

«Хотя догматы божественны по своему происхождению и сути, они являются человеческими по своей структуре и строению... Разум непрестанно задает вере вопросы; традиционные формулировки подлежат постоянной работе по их интерпретации» (А. Луази)

МОДЕРНИЗМ Евангелие – Церковь ср. А. Гарнак: Церковь сущность христианства Иисус истории / Христос веры поставленные проблемы: 1)история и догмат 2) ист.-крит. метод в богословии 1902 – Alfred Loisy. LÉvangile et lÉglise

доминиканцы: Шеню - Конгар Ив Конгар ( ) 1943 – cт. Théologie DTC. T. 15. Col. 341– – La foi et la théologie

иезуиты: де Любак - Даниелу Ж. Даниелу ( ) 1946 – «Современные направления религиозной мысли» // Наследие Святых Отцов в XX веке. Итоги исследований М.: ПСТГУ, 2010, 2013²

«новая теология» 1930-е гг. иезуитск. школа Фурвьер в Лионе и Сольшуар в Бельгии (позднее в Париже) 1950 – Humani generis 1962 – открытие II ВС представители: А. де Любак, Ж. Даниелу, У. фон Бальтазар, И. Конгар, М.-Д. Шеню программа: Бог как субъект наука и история для пространства и времени; литература и философия для души и общества положение человека в бытии

« nouvelle théologie » - ressourcement...особая связь с изучением источников, среди которых Писание, отцы Церкви, Литургия, великие Соборы, сама церковная жизнь, христианская община (Конгар)...одним из первых признаков сегодняшней религиозной мысли является обращение к ее насущным истокам – к Библии, Отцам Церкви и Литургии (Даниелу)

направления богословской деятельности и исследований Библия –– Писание (история) Отцы Церкви (Предание) (традиция) Литургия –– Таинства Церкви (спасение)

«аджорнаменто», II Ватиканский собор язык богослужения литургическая практика отношение к внешнему миру (Gaudium et spes, 44): «…Церковь старалась выражать Христову весть, используя понятия и языки различных народов, и старалась… разъяснять ее, прибегая к мудрости философов, чтобы по мере возможности согласовать Евангелие и с пониманием всех, и с запросами мудрецов. Такая проповедь данного в Откровении слова, применяющаяся к способностям различных людей, должна оставаться законом всякой евангелизации»

прот. Георгий Флоровский ( ) 1935 – «Задачи русского богословия» (доклад в Сен-Серж) 1936 – «Westliche Einflüsse in der russischen Theologie»; «Patristics and Modern Theology» (доклады на съезде профессоров православных богословских факультетов в Афинах) 1937 – «Пути русского богословия»

концепция неопатристического синтеза «…богословие должно быть не просто собрание высказываний и утверждений Отцов. Это должен быть именно синтез, творческая переоценка прозрений, ниспосланных святым людям древности. Этот синтез должен быть патристическим, верным духу и созерцанию Отцов… Он должен быть и неопатристическим, поскольку адресуется новому веку, с характерными для него проблемами и вопросами»