Презентация к уроку МХК в 11 классе «Силуэты серебряного века, или Ожившие полотна» Автор: Колесникова Лариса Васильевна, учитель МХК МАУДО ДШИ Северск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Серебряного века» силуэт… Ковальчук Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 17 пгт Ильского МО Северский район Краснодарского края.
Advertisements

Воплощение мечтаний, Жизни с грезою игра, Этот мир очарований, Этот мир из серебра!
« Стихи …, как с Миром диалог. С душой написанные строки Не знают времени, дорог. Сердца хранят их смысл глубокий ». А. Крайнов. « Властительница дум и.
Были святки кострами согреты. И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью По Неве, иль против теченья, - Только прочь.
Тема: Серебряный век в русской поэзии. Духовный кризис или духовный подъём? Каждый день по ложке керосина О, я хочу безумно жить: Пьем отраву тусклых мелочей…
Ученик 10 класса « А » гимназии 1552: Гашков Егор Научный руководитель : Самойлова И. В.
Русская культура в начале ХХ века Литература. Анна Ахматова (псевдоним Горенко Анны Андреевны; ) первое стихотворение, по ее признанию, написала.
«Скрытая музыка» Поэтические индивидуальности: К.Д.Бальмонт.
Сочинение по картине Бродского «Летний сад осенью» Презентация учителя школы 71 Санкт-Петербурга Нины Владимировны Филипенко.
Серебряный век Русской литературы. Исторические предпосылки Серебряного века: Бездействие, бездонность; Бездействие, бездонность; Общая атмосфера пустоты.
Контрольный тест по творчеству Анны Андреевны Ахматовой Подготовила учитель русского языка и литературы Коршунова Татьяна Владимировна.
Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Образы Родины и природы в лирике С. А. Есенина Авторы: Светлова Дарина, Михайлова Анна, ученицы 9 «Б» класса.
Игра по станциям в начальной школе на тему: Станция: Поэты об осени Размещено на.
Жакун В.В. учитель русского языка и литературы ЛГ МБОУ «СОШ 4» г.Лангепас.
Дом В.Я.Брюсова. В начале XX века Валерий Брюсов был одной из крупнейших фигур русской литературной жизни, находился в самом её центре. И совершенно естественно,
Автор презентации: Милушева Е.В., Донецкая гимназия 41, Украина.
Я - изысканность русской медлительной Я - изысканность русской медлительной речи, речи, Передо мною другие поэты - предтечи, Я впервые открыл в этой речи.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
19 июля 1893 – Грузия «Отец: Владимир Константинович Мама: Александра Алексеевна Сестры: Люда, Оля Других Маяковских, по- видимому, не имеется». (Автобиография.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Анна Ахматова.
Транксрипт:

Презентация к уроку МХК в 11 классе «Силуэты серебряного века, или Ожившие полотна» Автор: Колесникова Лариса Васильевна, учитель МХК МАУДО ДШИ Северск Томской области

«Как в сердце, где расколот образ мира, Воздвигнуть храм свой может Аполлон?» Р.-М. Рильке «И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл». «Как-нибудь побредем по мраку, Мы отсюда еще в «Собаку» А. Ахматова

Цель: обобщение знаний по художественной культуре серебряного века в области литературы, изобразительного искусства, театра и музыки, формирование целостного впечатления об эпохе «серебряного века», создание «портрета эпохи» путем синтеза видов искусства. Задачи: 1. Закрепить знания, полученные на уроках, посвященных искусству серебряного века. 2. Дать развернутую панораму художественной жизни во всех областях творчества: в живописи, поэзии, музыке. 3. Исследовать проблему «Человек – общество – культура» и влияние социокультурных потрясений эпохи на художественное творчество. 4. Показать многообразие направлений в искусстве и причины их появления. 5. Определить духовные и нравственные ценности эпохи. 6. Показать сложный и мучительный путь поиска эстетических идеалов. 7. Направить внимание учащихся на появление новых форм и средств выразительности в искусстве. 8. Возрождение традиций альбомной культуры путем записи своих размышлений в альбом «Что Вы думаете о Вечности?». 9. Определить место и роль эпохи для последующих поколений.

Проблемный вопрос:

«В начале века велась трудная, часто мучительная борьба людей ренессанса против суженности сознания традиционной интеллигенции, борьба во имя свободы творчества и во имя духа … Речь шла об освобождении духовной культуры от гнета социального утилитаризма». Н. А. Бердяев И. Сидоров. Постижение истины

Легендарное литературно-артистическое кафе-кабаре «Бродячая собака»

В Петербурге мы сойдемся снова, Словно солнце мы похоронили в нем, И блаженное, бессмысленное слово В первый раз произнесем. В черном бархате январской ночи, В бархате всемирной пустоты, Все поют блаженных жен родные очи, Все цветут бессмертные стихи... О. Мандельштам

Постепенно складывались традиции «собачьего» быта. «Собака» создавала свою символику и эмблематику. Над входом в подвал висел герб: сидящий бродячий пес, положивший лапу на античную маску. Этот геральдический щит собственноручно расписал М.В. Добужинский. В кафе у входа лежала огромная книга, переплетенная в кожу синего цвета («Свиная книга»), в которой оставляли свои имена, автографы и отзывы местные посетители.

Гимн Во втором дворе подвал В нём – приют собачий. Всякий, кто сюда попал,- Просто пёс бродячий. Но в том гордость, но в том честь, Чтобы в тот подвал залезть!

«Отдыхайте, отдыхайте, Отдыхайте от невзгод». М. Кузмин

Георгий Иванов написал, возвращаясь мысленно в «Собаку»: В тринадцатом году, еще не понимая Что будет с нами, что нас ждет – Шампанского бокалы подымая, Мы весело встречали Новый Год. Как мы состарились! Проходят годы. Проходят годы – их не замечаем мы... Но этот воздух смерти и свободы, И розы, и вино, и холод той зимы Никто не позабыл, о, я уверен. Должно быть сквозь свинцовый мрак На мир, что навсегда потерян, Глаза умерших смотрят так.

В поисках Истины, Вечности и Красоты

Л. Бакст. Портреты А. Белого и А Бенуа Александр Николаевич Бенуа ( ) Основа эстетических взглядов в искусстве предполагается гармония и соответствие всех видов искусства для создания подлинного «стиля эпохи». Отсюда его обращение к наследию блистательных зодчих, ваятелей, живописцев, чтобы найти почву для «возрождения» русской художественной культуры. Через прошлое к будущему в этом пафос ретроспективизма Бенуа.

Михаил Алексеевич Кузмин ( ) Один из самых загадочных поэтов серебряного века. Наиболее точным словом, определявшим атмосферу, в которой жил Кузмин, является «эстетизм», с его культом красоты и преданностью хорошему вкусу. Для его стихов характерна жизнерадостность, эллинская привязанность к жизни, любовное восприятие каждой мелочи. В программной статье 1912 года «О прекрасной ясности» он выскажет свое творческое кредо. Это, наверное, единственный не трагический поэт у нас в России. Слез не заметит на моем лице Читатель плакса, Судьбой не точка ставится в конце, А только клякса. К. Сомов. Портрет М. Кузмина

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) 1880–1934 Поэт, писатель, философ, теоретик символизма, один из ярких представителей эпохи Серебряного века, был едва ли не единственным, кто всерьез претендовал на статус гения. Юноша взял литературный псевдоним Андрей Белый. Цвет, который он выбрал для своей новой фамилии, символизировал чистоту, духовность и успокоение. К. Сомов. Портрет А. Белого

М. Врубель. Портрет В. Брюсова Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он - вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления «новых» поэтов, один из руководителей издательства «Скорпион» и журнала «Весы», теоретик и активный участник всех дискуссий. Длинный черный наглухо застегнутый сюртук, крахмальный воротничок, по-наполеоновски скрещенные на груди руки - такими скупыми штрихами Брюсов создавал свой образ «кормщика», «полководца и завоевателя русского символизма», «законодателя вкусов», «пророка» и «мага». Валерий Яковлевич Брюсов 1873–1934

Осип Эмильевич Мандельштам ( ) Нет, не луна, а светлый циферблат Сияет мне, - и чем я виноват, Что слабых звезд я осязаю млечность? И Батюшкова мне противна спесь: Который час, его спросили здесь, А он ответил любопытным: вечность! Жизнь Мандельштама яркая, короткая и трагическая продолжает волновать почитателей его таланта. Акмеист в предреволюционное время, он состоял в сложных отношениях со своим веком. Слава его выплеснулась далеко за пределы России и той эпохи. Пьер Пазолини писал: «Мандельштам… всегда открытый, причудливый и утонченный… принадлежит к числу самых счастливых поэтических прозрений XX века».

Еще не раз вы вспомните меня И весь мой мир, волнующий и странный. Н. Гумилев Николай Гумилёв русский поэт серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, один из крупнейших исследователей Африки, офицер, ушедший добровольцем в начале Первой мировой войны, кавалер двух Георгиевских крестов.. и всего 35 лет жизни..

М. Фармаковский. Портрет Н. С. Гумилёва.1908 г. Обреченный тебе, я поведаю О вождях в леопардовых шкурах, Что во мраке лесов за победою Водят полчища воинов хмурых, О деревнях с кумирами древними, Что смеются улыбкой недоброй, И о львах, что стоят над деревнями И хвостом ударяют о ребра.

Павел Лукницкий писал о Гумилёве: «Читаешь его стихи и хочется водить караваны, строить на северных утёсах златоглавые храмы, смотреть на древнее высокое небо, на звёзды и петь с ними о тайнах мира и великой к нему любви». Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

О творчестве и предназначении поэта

Поэт-символист, по признанию В. Брюсова, «нераздельно царил над русской поэзией» в начале XX века. «Стихийный гений», неутомимый путешественник, кумир целого поколения. По материнской линии считал себя потомком татарского князя и свою фамилию переводил как «Белый Лебедь Золотой Орды». Его лирика наделена волнующим очарованием. Стихи отличаются богатством ритмики. В музыкальных строках его поэзии звучат грациозная меланхолия Шопена и величие вагнеровских аккордов – светозарных струй, горящих над бездною хаоса. В его стихотворных красках разлита нежная утонченность Боттичелли и пышное золото Тициана. Константин Дмитриевич Бальмонт

Красота единственный источник творчества Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре. Я властелин...

Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я слагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры.

В. Россинский.Портрет И.А. Бунина г. Иван Алексеевич Бунин

Его называют «последним классиком русской литературы» Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нем Показалися всюду просветы, И красив он в уборе своем, Золотистой листвою одетый. Но под этой сквозною листвой В этих чащах не слышно ни звука... Осень веет тоской, Осень веет разлукой! И. Бунин

Вот на эстраде в царственной позе Анна Ахматова напевно читает свои стихи. В зале за столиком - Осип Мандельштам на клочке бумаги спешит запечатлеть это неповторимое мгновение: Вполоборота, о печаль, На равнодушных поглядела. Спадая с плеч, окаменела Ложноклассическая шаль..» Н.Альтман, тогда начинающий художник, вдохновленный красотой Ахматовой, попросил ее позировать. В 1915 году был написан портрет поэтессы.

Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. А думал - забавницу, Гадал - своенравницу, Веселую птицу-певунью.

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась...

«Хочу у зеркала, где муть и сон туманящий...»

«Почему не брать от жизни все, что она дает?» Г. Ибсен Цветов! огня! вина! и кастаньет! Пусть блещет «да»! пусть онемеет «нет»! Пусть рассмеется дерзновенное! Живи, пока живешь! спеши, спеши Любить, ловить мгновенье!

А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот. (фрагмент «Нате!») Владимир Маяковский

Велимир Хлебников «Слово – звуковая кукла, словарь – собрание игрушек»

Музыка Скрябина остается загадочной и непостижимой до сего дня. Он считал, что пишет не мелодии, а заклинания звуком. Он чувствовал себя провозвестником новой религии – искусства - и верил в его преобразующую силу. Он мыслил планетарными масштабами. Партитура его симфонической поэмы «Прометей» включает световую клавиатуру. Лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов. Такое было впервые в истории музыки. Скрябин мечтал о новом синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца. В его произведениях словно живут неведомые существа, меняющие формы под воздействием колдовских звуков. Александр Николаевич Скрябин

Скрябин говорил, что «видит» свои произведения то как светящиеся сферы, то как бесконечные хрустальные гирлянды. По его мнению, пространство и время представляли единое целое, а главным являлось творчество. Скрябин пытался объясниться с человечеством и иными мирами при помощи музыки. Но сделать это до конца не успел...

Нежные мелодии в соединении с трогательными строками – это дань памяти гениальному русскому поэту Сергею Есенину «Отговорила роща золотая...»

Каким представлялось футуристам искусство будущего? Д. Бурлюк. Портрет поэта-футуриста Василия Каменского Я от деревни до курорта Провозглашаю футуризм.

Владимир Маяковский ворвался в поэзию со своим высоким ростом, решительной походкой, «пожарами сердца», азартом, нетерпением, со своей речью, басом, жестом. Личность, которая сотрясла весь писательский мир и оставила огромный след в творчестве серебряного века. Его бунтарская натура была во всем: во внешнем виде, манере одеваться, декламировать свои стихи. Он был нагл, эпатажен и груб, но в то же время был очень ранимым человеком. Пощечина общественному вкусу

А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых туб. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913

Интересный портрет своего знаменитого отца выполнил его сын, Олег Сергеевич Прокофьеву ( ). Мы видим стилизованное изображение композитора, играющего на рояле. Несмотря на своеобразную технику портрета, черты переданы вполне реалистично: черный фрак, белая рубашка и клавиши инструмента, телесного цвета кисти и голова, красные губы. И только ноты – разноцветные, яркие, пестрые, как звуки, издаваемые роялем, когда за него садился величайший музыкант ХХ века – Сергей Сергеевич Прокофьев. Наваждение

Созвездие имен Вацлав Нижинский Михаил Фокин Сергей Дягилев Игорь Стравинский

Она танцевала под звуки клавесина прямо среди зрителей на небольшой площадке. Затем ее усадили в почетное кресло, на руках внесли на сцену и наградили орденом Собаки. Как песню, слагаешь ты легкий танец – О славе он нам сказал, – На бледных щеках розовеет румянец, Темней и темней глаза. И с каждой минутой все больше пленных, Забывших свое бытие, И клонится снова в звуках блаженных Гибкое тело твое (А. Ахматова). Разгоряченная, она могла вскочить на стол и там исполнить пламенный танец. Ей рукоплескали все: от Гумилева, Мандельштама, Северянина до Прокофьева и Маяковского. Вечер Тамары Карсавиной одно из событий в «Собаке»

Мне нравится, что вы больны не мной...

«Мое искусство было отражением моей эпохи» Выстраданность в соединении с иронией придавали стихотворным строкам глубоко личную наполненность и неповторимо индивидуальную окраску. Вертинский создавал свой собственный театр, в котором он и артист, и режиссер, и автор, и композитор. В этом театре средствами «музыкальной декламации», как называли иногда пение Вертинского, разыгрывались маленькие сюжетные новеллы, моноспектакли.

Пианист, композитор, дирижер миф и легенда мировой музыкальной культуры

Да, я любила их, те сборища ночные,- На маленьком столе стаканы ледяные, Над черным кофеем пахучий, зимний пар, Камина красного тяжелый, зимний жар, Веселость едкую литературной шутки И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы дети страшных лет России Мы дети страшных лет России Забыть не в силах ничего... (А. Блок)

Январский день. На берегу Невы Несется ветер, разрушеньем вея. Где Олечка Судейкина, увы, Ахматова, Паллада, Саломея? Все, кто блистал в тринадцатом году – Лишь призраки на петербургском льду… (Г. Иванов, из сборника «Розы», 1931)

«Серебряный век» это подлинный расцвет творческого духа и один из ярких периодов раскрепощения художественного гения российской культуры.

Список литературы Алленов М. М. и др. Русское искусство Х - начала ХХ века. - М.: Искусство, с. Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века». - М.: Просвещение, Владос, с. Сарабьянов Д. Русская живопись конца 1900-х-начала 1910-х годов. М.: Искусство, – 296 с. Интернет-ресурсы

jpg JPG jpg html html html источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей 21 г. Иваново Сайт:

prirodoy.jpg jpg jpg jpg skryabina D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8% D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D 0%B8%D1% b09a2db0_M.jpg

txMU/s1600/reWalls.com jpg __12_.jpg jpg 3b_L.jpg png jpg jpg centr.org.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=116&Itemid=150&l ang=ru 5_%C5%BEak_emil_blan%C5%A1. jpg jpg jpg %D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%E2% 80%A6. jpg