Системы стихосложения 1.Понятие «единства и тесноты стихового ряда». 2. Метрическое стихосложение. 3. Тоническое стихосложение. 4. Силлабика. 5. Силлабо-тоника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормы стихосложения Презентация по дисциплине Введение в литературоведение
Advertisements

Стихотворная речь Размеры стиха Учитель: Васильева В. В. ГОУ «Порховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V и VII видов»
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: Презентация "Двусложные размеры стиха"
Тема: «Ломоносовская реформа русского стихосложения, её значение для эволюции поэтического языка»
О стихотворной речи. Меня когда спросят : « Откуда родом ты? Корни твои с чем связаны?» Я тихо отвечу: «Мои мысли и песни Связаны с Петровским Заводом».
РУССКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ Силлабо-тоническая система : в ней ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Стихи и проза, их различие.. Слово « проза » происходит от латинского prosa - прямая. Это свободно движущаяся прямо вперёд речь. Стихи – от греческого.
Буриме …..ЛОШАДКИ …..ПРЯТКИ …..КУСТАМИ …..ПИЖАМЕ.
МОУ»Средняя общеобразовательная школа 87» Автор – составитель : учитель русского языка и литературы Логачева О.А. Новокузнецк, 2008.
«Онегинская строфа» (По роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин») Сост: Кедрова Сост: Кедрова Ирина Вячеславовна. Ирина Вячеславовна. Лицей 6 гДубны,
Литература и искусство России в середине 18 века Работу выполнила: Шамоян Термина ученица 7 а класса.
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
Презентация разработана учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 20 г. Серова Свердловской обл. Е.Н. Коноваловой.
Михаил Васильевич Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения Выполнили: Ключникова Александра Шабалина Екатерина Старикова Анастасия.
Ударе́ние. Студент ТПК Группы АД-11 Андреев Станислав.
Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган.
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
Литературоведческие термины Автор: Ячменёва Анастасия.
Системы стихосложения Область рифм – моя стихия, И легко пишу стихи я, Без раздумий, без отсрочки Я бегу от строчки к строчке, Даже к финским скалам бурым.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Транксрипт:

Системы стихосложениенеения 1. Понятие «единства и тесноты стихового ряда». 2. Метричешское стихосложениенеенее. 3. Тоничешское стихосложениенеенее. 4. Силлабика. 5. Силлабо-тоника г. Ю.Н. Тынянов в книге Проблема стихотворного языка сформулировал закон, названный законом единства и тесноты стихового ряда. Сложная система трансформаций смысла в стихе, когда под влиянеем собственно стиховых факторов (ритма, рифмы), смысл слова меняется. 2. Метричешское стихосложениенеенее. Метри́чешское стихосложениенее́нее, или квантитати́вное стихосложениенее́нее, иногда называется кратко: ме́трека (от др.-греч. μέτρον - длина, протяженее, размер, лат. quantitas количество). Это система стихосложениенеения, при которой ритм основан на урегулированном повторе долгих и кратких слогов. Появляется понятие стопы - сочетания сильной и слабой/слабых позиций, объединенного единым ритмическим ударенеем и регулярно повторяющимся через весь стих. Стопы делились на: трехмерные (ямб U, хорей U, трибрахий UUU), четырехмерные (дактиль UU, анапест UU, спондей ) пятимерные (бакхий U)

Системы стихосложениенеения 3. Тоничешское стихосложениенеенее. С разрушенеем оппозиции кратких/долгих слогов в греческом и латинском языках античная метрека сменилась (в романском мире латинская, в Византии греческая) силлабической и тонической. А.Х. Востоков ( ) в своей работе Опыт о русском стихосложениенеении предложил принять за основную единицу русского народного стиха речевой такт, то есть группу слогов, объединенных одним сильным ударенеем. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из них несет более сильное ударенее. Выделенее такого одного из таких слов речевого такта называется тактовым ударенеем. Тактовое ударенее объединяет группы из нескольких ударных и безударных слогов в единое целое. В каждом такте может быть несколько слов, но их индивидуальные словесные ударения подчинены главному, тактовому. В этом стихосложениенеении важны именно тактовые ударения. Как во стольном (да) (во) городе (во) Киеве у великого (у) князя (у) Владимира Мерой соотносимости стихов между собою является количество тактовых ударений. Ритм зависит от равного количества таковых ударений в соотносимых стихах.

Системы стихосложениенеения 4. Силлабика Ритм задавался равным количеством слогов в стихах Уме недозрелый, плод // недолгой науки, Покойся, не понуждай // к перу мои руки… Сатира «К уму своему на хулящих ученее», 1739 Тот в сей жизни лишь блажен,// кто малым доволен, В тишине знает прожить,// от суетных волен Мыслей, что мучат других, // и топчет надежно Стезю добродетели// к концу неизбежна Сатира VI, 1738 г. Такое чувство, будто прозрачные веки упали с очей, и слились тайные реки в моей душе, как в Великую ручейки. Ворожат ветерки, темные перекаты гудят, как в сумерках стон из лесной глуши, но красное солнышко в волнах плывет, свято! Владимир-князь, по теченью веди, реши сердца сомненья, окунем окуни в воду, чтоб в Великую изошли Пскова души! Евгений Шешолин, 1980-е гг. Евгений Шешолин, Антиох Дмитриевич Кантемир,

Системы стихосложениенеения 5. Силлабо-тоника В. К. Тредиаковский Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий (1735). М.В. Ломоносов Письмо о правилах российского стихотворства (1739). Силлабо-тоничешское стихосложениенеенее основано на закономерном чередовании ударных и безударных слогов в каждом единичном стихе, причем это чередованее выдерживается на протяжении всего произведения. В русской силлабо-тонике насчитывается 5 комбинаций, которые охватывают почти все возможности этого чередования. Первая группа комбинаций – это двусложные метры: ямб (2,4.6,8,10), хорей (1,3,5,7). Вторую группу составляют трехсложные метры: дактиль (1,4,7,10), анапест (3,6,9,12), амфибрахий (2,5,8,11). Эти звуковые комплексы иногда называют метром, а иногда размером, что не совсем точно. Отличие двусложников от трехсложников в том, что у первых ударенее обычно падает через слог, а межударный промежуток составляет нечетное количество слогов (1, 3, иногда 5). Трехсложники содержат ударения через 2 безударных слога. Одним из путей к определению сущности стихотворной речи стало понятие сильной и слабой позиции в стихе. Под сильной позицией понимается тот слог в стихе, на котором мы ожидаем появленее ударения, а слабой – тот слог, где мы ударения не ждем. В ямбе ударения в основном падают на четные слоги: 2,4,6,8, именно на этих позициях мы и ожидаем ритмические ударения. В ямбе они будут сильными. Но не обязательно на все. То есть тактовые ударения падают на эти слоги преимущественно. В хорее – та же ситуация, только ударения приходятся в основном на нечетные слоги и сильные места будут 1,3,5.7.

Системы стихосложениенеения 5. Силлабо-тоника Для дактиля будут сильными позиции 1, 4, 7, 10; для анапеста – 3,6,9. Для амфибрахия – 2, 5, 8. Понятие сильной и слабой позиции дает возможность уточнить понятие стопы. Это – определенное сочетанее сильных и слабых слогов внутри стиха. Метр – сочетанее сильных и слабых слогов, оно константно, постоянно. Ритм – это сочетанее ударных и неударных слогов, и оно почти непредсказуемо. Ритм – это реальное звучанее стихотворения, строенее конкретной строчки, почти всегда отклоняющееся от жесткой схемы метра. Ритмические вариации потому и возникают, что происходит нарушенее метрического закона. Ритм может быть ослаблен пропусками ударений – пиррихиев. Если древнегречешское понятие было связано с объединенеем двух кратких мор в одной стопе, то в русской силлабо-тонике пиррихий означает пропуск ожидаемого тактового ударения, пропуск ударения в метре, в стопе. Чем больше пиррихиев, тем больше напевности в стихах. Однако даже стихи классиков – Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета – отличаются по тем тенденциям, которые свойственны пиррихиям в их ямбе или хорее. Так, в стихах Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» или «Утес», написанных пятистопным хореем, есть строки, где пиррихий и на 1, и на 4 стопах. Появленее в стихотворной строчке пиррихия вовсе не означает, что она как бы сокращается на одну или две стопы. Совершенно недопустимо считать что, «Утес» написан 3-стопным хореем с двумя пиррихиями – размер остается прежним, пятистопным. Также неверно определять размер стихотворения по первой строчке или по числу таковых ударений. Нужно обращать вниманее на ритм других строк стихотворения и принимать в расчет стопы, на которых есть пиррихии. Ритм может быть осложнен сверхсхемными ударениями, спондеями в двусложниках, полу ударениями в трехсложниках, дольниках, тактовиках и акцентных стихах. Спондеем древнее греки называли стопу, состоящую из двух долгих слогов. В русской силлабо-тонике это не стопа, а побочное ударенее, очень редко возникающее в ямбе или хорее

Системы стихосложениенеения 5. Силлабо-тоника Для инверсированной стихотворной речи характерно частое использованее переносов. Перенос (enjambement - с фр. анжамбеман, текучая строка) – это несовпаденее деления на стихи с синтаксическим строенеем предложения, в результате чего происходит перебрасыванее части синтаксической конструкции одного стиха в последующий стих Цезура чаще всего применяется, чтобы разнообразить интонационные ходы внутри стиха. Она встречается чаще всего в длинных стихах: в 4-ст анапесте, 4-ст. амфибрахии, 4-ст. дактиле, 6 – ст. дактиле. Если говорить о двухсложниках (ямбе и хорее), то стоит отметить, что более всего она характерна для 6-ст ямба, изредка используется в пятистопном ямбе (после 2 стопы), не более того. Трехсложники, имеющие 4 стопы, как правило, содержат цезуру. В длинных стихах она позволяет сделать передышку как для поэта, так и для читателя. Стиховые окончания – клаузулы – дополнительный определитель ритма в стихе. Для их обозначения используются буквы кириллицы или латиницы (либо одного, либо другого алфавита). Мужские клаузулы – с ударенеем на последнем слоге стиха (обозначаются строчной – маленькой – буквой: a, б, в). Молодой. Женские – с ударенеем на предпоследнем слоге стиха (обозначаются прописной – большой – буквой: А, Б, В). Молода-я. Дактилические – с ударенеем на третьем слоге от конца стиха (обозначаются прописной буквой с апострофом (штрихом): A). Молоде-ю-щий Гипердактилические клаузулы – с ударенеем на четвертом слоге от конца стиха (обозначаются прописной буквой с двумя апострофами (штрихами): А) Молоде-ю-ща-я