1 О перспективах развития электроэнергетики Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 июня 2006 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Advertisements

Совещание Федеральной службы по тарифам «Подготовка тарифно-балансовых решений на 2007 год в условиях принятия нового Порядка функционирования оптового.
1 НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ Вторая угольная волна Рост потребления Поддержание низких цен на электроэнергию Поддержание низких цен на электроэнергию Качественное.
12/12/20131 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до Договоры предоставления мощности и инвестиции в российскую электроэнергетику.
Перспективы модернизации объектов электроэнергетики в новых условиях работы рынка электроэнергии Вице-президент ОАО «Фортум» Юрий Ерошин.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Итоги и перспективы развития рынков электрической энергии 7 декабря 2006 года Конференция "РАО "ЕЭС России" - открытая компания" Ю.А. Удальцов, член Правления,
О некоторых проблемах государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги в субъектах Российской Федерации Руководитель службы по тарифам Астраханской.
Тарифное меню 2008 года Перекрестное субсидирование Консультант-эксперт департамента цен и тарифов А.А. Пестова Департамент цен и тарифов.
Инвестиционная составляющая в плате за технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям: проблемы и решения Виталий Королев Федеральная.
Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от
Регулирование тарифов в электросетевом комплексе с использованием метода доходности на инвестированный капитал (RAB)
Формирование Схемы и программы развития ЕЭС России Лелюхин Максим Николаевич Заместитель Директора по управлению развитием ЕЭС ОАО «СО ЕЭС»
Совершенствование тарифообразования в газовой отрасли г.Сочи октябрь 2013.
Перестройка энергетики и необходимые решения органов госрегулирования Яркин Евгений Валентинович, д.э.н., проф., заслуженный экономист РФ.
Высшая школа экономики Синхронизация тарифной политики в сфере водоснабжения и водоотведения с процессами либерализации рынка электроэнергии.
Введение рынка мощности и перспективы либерализации оптового рынка электроэнергии. Директор по работе на ОРЭ Д.И. Готлиб Москва, октябрь 2007.
Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030 «Энергетика и Стратегия национальной безопасности России» Круглый стол Комитета Госдумы по науке.
Тарифно-балансовые решения ФСТ России в отношении субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного Федерального округа Июль,
Транксрипт:

1 О перспективах развития электроэнергетики Российской Федерации МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 июня 2006 года

2 РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА РАСТЕТ На протяжении последних лет Россия демонстрирует устойчивую положительную динамику роста электропотребления Электропотребление в России в 1998 – 2006 годах Электропотребление млрд.кВтчМаксимум нагрузки, ГВт

3 Прирост электропотребления различен в каждой региональной энергосистеме Ожидается дефицит мощности в ряде энергосистем Требуется дифференцированная региональная оценка при прогнозировании спроса Прирост электропотребления (в % 2005 год к 1998 году) РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА РАСТЕТ 20,7% 17,9% 22,6% 7,0% 15,6% 10,8% 22,7% 0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0% ОЭС Северо- Запада ОЭС Центра ОЭС УралаОЭС Средней Волги ОЭС ЮгаОЭС Сибири ОЭС Востока

4 ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА СТАРЕЕТ Генерирующее оборудование и сети большей частью отработали свой ресурс или срок службы Растут риски снижения надежности и повышения аварийности Доля генерирующего оборудования разных лет выпуска в % от установленной мощности электростанций России Возрастная структура ЛЭП различных классов напряжения, % до 15 лет от 16 до 30 лет свыше 30 лет

5 СОСТОЯНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Центра и Северного Кавказа Северо- Запада Урала и Волги СибириМосковская область ГВт 1,5 максимальной нагрузки Санкт-Петербурга или более 660 тыс. квартир производство алюминия (порядка 5 млн. тонн в год) 10 ГВт- это: Доля удовлетворенных заявок Основные критерии несоответствия: отказ в присоединениях ограничения дефицит

6 Возникает региональный дефицит генерирующей мощности и пропускной способности сетей в условиях пика потребления Факт:зима – Москва, Петербург, Тюмень Прогноз:2010 год Основные критерии несоответствия: отказ в присоединениях дефицит ограничения Рост числа дефицитных регионов СОСТОЯНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 5% 15% 25% Доля в максимуме нагрузки, %Дефицит, МВт ОЭС Северо- Запада 18,4% 2700 ОЭС Центра 8,6% 3600 ОЭС Юга 24,5% 3200 ОЭС Урала 12,2% 4400 ОЭС Сибири 6,3% 2000 ОЭС Востока 18,2% 1000

7 Основные критерии несоответствия: отказ в присоединениях дефицит ограничения СОСТОЯНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Причины ограничений: отсутствие резервов генерирующей мощности и/или пропускной способности сети высокий уровень потребления при отсутствии надлежащих резервов мощности вывод в ремонт элементов генерирующего или сетевого оборудования, при котором его работу невозможно заместить В осеннее-зимний период гг. В Пензенской, Архангельской, Тюменской, Московской и Ленинградской энергосистемах – многократно вводились графики ограничения потребления и временного отключения электроэнергии и объявлялся режим высоких рисков В Нижегородской области, Ямало-Ненецком АО – вводились графики ограничения электропотребления при выводе в ремонт линий электропередачи В регионах пиковых нагрузок – Москва, Санкт-Петербург, Тюмень – ограничения могут стать регулярными и их масштаб будет увеличиваться

8 Снятие ограничений на подключение новых потребителей за счет расширения существующих сетевых мощностей; Ликвидация дефицита генерирующих мощностей в условиях продолжающегося роста электропотребления; Надежность функционирования ЕЭС России; Нормализация ситуации в регионах пиковых нагрузок в Москве, Санкт- Петербурге, Тюмени; Стабилизация возрастной структуры сетевой инфраструктуры на уровне порядка 50% износа (по состоянию на 2006 год износ составляет по распределительному комплексу 65,7 %) Постепенное изменение топливного баланса в сторону снижения доли потребления газа ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ Превращение электроэнергетики из фактора торможения экономического развития в отрасль, обеспечивающую основу устойчивого роста

9 ОЦЕНКА СПРОСА: источники формирования ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ СПРОСА Макроэкономические прогнозы социально- экономического развития экономики России Разработанные энергокомпаниями прогнозы территориального развития, с учетом региональной дифференциации экономики Планы развития крупных предприятий, заявки на присоединение Прогнозы спроса на электроэнергию При разработке среднесрочной программы был принят прогноз роста спроса на электроэнергию – 2,2% ежегодно при макроэкономических условиях: годовой прирост ВВП – от 6% в 2006 году до 4,9%(умеренный) и 6,2%(оптимистический) – в 2010 году темпы инфляции – от 8-9% в 2006 году до 4-5% – в 2010 году

10 ввод мощностей для обеспечения надежности и поддержания режимов развитие регионов пиковой нагрузки степень готовности площадок для строительства прогнозы выбытия устаревших мощностей (2006 – 2010 годы: выбытие составляет 4,2 ГВт) прогноз строительства электростанций крупными промышленными предприятиями и независимыми инвесторами Новые генерирующие мощности и сетевые активы будут создаваться на основе современных технологий Топливно-технологические характеристики генерирующего оборудования: газовые станции - ПГУ угольные станции - блоки на суперсверхкритические параметры пара Новая ступень в развитии электросетевого хозяйства: силовые автотрансформаторы элегазовые выключатели КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ увеличение КПД Снижение удельного расхода газа и угля отказ от маслонаполненных трансформаторов - главной причины аварии на подстанции Чагино 25 мая 2005 года Инвестиционная программа формируется на основе анализа спроса, а также по следующим критериям:

11 УПРАВЛЯЕМАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ – ОСНОВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ 2006 год : запуск механизма гарантирования инвестиций 2006 год : переход к системе двухсторонних договоров между поставщиками и потребителями, с 2007 года - долгосрочных 2007 год : управляемое расширение объемов торговли электроэнергией по свободным ценам на 5-15% в год (с сохранением регулируемых тарифов для населения) 2007 год : запуск рынка мощности 2008 год : переход к долгосрочным сетевым тарифам с учетом нормы доходности 2006 год: принятие среднесрочной программы развития на 2006 – 2010 годы 2007 год: долгосрочное видение развития электроэнергетики до 2030 года и Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года Создание системы регулирования отрасли в новых условиях на основе усиления роли органов государственного регулирования и контроля Долгосрочные договоры по электроэнергетике требуют долгосрочных договоров по газу

12 Обеспечить запуск новой модели оптового рынка не позднее 1 августа 2006 года, в том числе, принять постановление Правительства РФ по изменению правил оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода Обеспечить синхронизацию развития оптового и розничного рынков, в том числе, принять правила розничного рынка переходного периода не позднее 1 августа 2006 года ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: формирование рынка Созданы условия для развития конкурентного рынка электроэнергии Созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности Сформированы основные инфраструктурные организации Работает сектор свободной торговли и конкурентный балансирующий рынок Разработаны и рассмотрены Наблюдательным советом НП АТС регламенты работы оптового рынка С 15 марта 2006 года идут имитационные торги по новой модели оптового рынка РЕАЛИЗОВАНО НЕОБХОДИМО

13 ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: изменение тарифообразования В целях обеспечения развития энергетики необходимо перейти к новой тарифной политике в электроэнергетике Отказ от установления тарифов по схеме «издержки плюс» Формирование розничных тарифов как суммы составляющих (стоимость электроэнергии на оптовом рынке + услуги по передаче + инфраструктурные платежи + сбытовая надбавка) Переход к долгосрочным сетевым тарифам Переход к установлению тарифов для поставщиков по формуле цены на основе метода индексации Уточнение порядка определения размера платы за присоединение к электрическим сетям Базовые принципы тарифного регулирования Внести проект постановления Правительства РФ о порядке определения платы за присоединение до 1 августа 2006 года Подготовить изменения в нормативно-правовую базу для перехода к долгосрочным сетевым тарифам НЕОБХОДИМО

14 ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: ликвидация перекрестного субсидирования, меры в 2007 году до 1 августа 2006 года внести проект нормативного акта о программе ликвидации перекрестного субсидирования НЕОБХОДИМО В соответствии с планом по ликвидации перекрестного субсидирования на последнем этапе осуществляется переход к адресной системе субсидий для населения

15 кадровое развитие институциональное развитие изменение инструментов регулирования ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ: развитие системы регулирования Реализация комплекса институциональных мер, привлечение инвестиций создает принципиально новую систему отношений в отрасли Необходима программа развития регулирующих органов Создание эффективной системы государственного регулирования, основанной на усилении влияния органов регулирования через: регулирование качества оказания услуг регулирования правил работы субъектов электроэнергетики косвенных инструментов регулирования развития системы антимонопольного контроля ПРИ ОДНОВРЕМЕННОМ СНИЖЕНИИ ПРЯМОГО ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

16 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ