Доктор педагогических наук, зав.кафедрой русского языка и культуры речи РГУП Лариса Ивановна Новикова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок развития речи в 6 классе. Описание предмета. Обучение написанию сочинения-описания. сочинения-описания.
Advertisements

Матрёшка – русская национальная игрушка Матрёшка – это полая* внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются.
Русская матрешка Автор Мерзлякова Ольга Станиславовна педагог дополнительного образования МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Железногорска Красноярского.
Цель работы: Узнать историю возникновения матрёшки на Руси. Познакомиться с технологией изготовления и росписи матрешек. Нарисовать свою матрёшку (авторскую).
О чём говорят матрёшки? Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна. Разбираю, собираю, то их восемь, то одна.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:. с. Тамбовка 2012 год МАОУ ДОД «Тамбовский Центр детского творчества.
Велика Россия наша, И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет.
Русские Матрёшки. Работу выполнил ученик 6 класса Мирзебалаев Далгат.
ТЕМА ПРОЕКТА МАТРЁШКА - СИМВОЛ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПОЛНИЛА КОСТЕРИНА ТАТЬЯНА МБОУ- СОШ С. АЛЕКСАНДРОВКА.
Петрук Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы © Гимназия 56, 2007 © Петрук О.Б., 2007.
Мы – умные! Мы- дружные! Мы- внимательные! Мы – старательные! В первом классе учимся! Всё у нас получится.
Виды и жанры изобразительного искусства. Вид - ряд предметов с одинаковыми признаками. Виды изобразительного искусства ГрафикаЖивописьСкульптураАрхитектура.
Русская матрешка. Презентация для урока изо Матрешка- деревянная кукла внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол.
Амосова Елена Сергеевна учитель начальных классов МОУСОШ 8 г.Мытищи Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у.
Проект семьи «Дельфин» Воспитатель: Горбунова Л.П. школа – интернат 2 г. Энгельса.
Интегрированный урок музыка и изобразительное искусство Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества. Учитель музыки.
Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Кукла первая толста, а внутри.
Формирование толерантности у дошкольников 2012 год.
Презентация к уроку по теме «Кукла матрешка. История возникновения матрешки»
- НАУКА О НАРОДАХ, ИЗУЧАЮЩАЯ ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ, РАССЕЛЕНИЕ, БЫТ И КУЛЬТУРУ. Греческое слово («этнос» - народ, «графо» - пишу) – народоописание.
Транксрипт:

доктор педагогических наук, зав.кафедрой русского языка и культуры речи РГУП Лариса Ивановна Новикова

С помощью чего учить?

АРТЕФАКТЫ – вербальные и невербальные феномены культуры, являющиеся общечеловеческими и национальными ценностями, которые соотносятся с конкретной исторической эпохой или культурой в целом и могут использоваться на уроках русского языка как средства обучения с целью приобщения учащихся к культуре своего народа или к мировой культуре. АРТЕФАКТЫ – вербальные и невербальные феномены культуры, являющиеся общечеловеческими и национальными ценностями, которые соотносятся с конкретной исторической эпохой или культурой в целом и могут использоваться на уроках русского языка как средства обучения с целью приобщения учащихся к культуре своего народа или к мировой культуре. Основное средство обучения при культура ориентированном подходе

Вербальные Вербальные Виды народной словесности. Фразеологизмы, крылатые слова. Афоризмы. Формулы речевого этикета. Виды народной словесности. Фразеологизмы, крылатые слова. Афоризмы. Формулы речевого этикета. Предметы национального быта, утварь, одежда, жилище Произведения декоративно-прикладного искусства Произведения музыкального искусства. Произведения архитектуры, зодчества, скульптуры. Произведения живописи (в том числе на религиозные темы) и иконописи. Предметы национального быта, утварь, одежда, жилище Произведения декоративно-прикладного искусства Произведения музыкального искусства. Произведения архитектуры, зодчества, скульптуры. Произведения живописи (в том числе на религиозные темы) и иконописи. Невербальные Невербальные ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АРТЕФАКТОВ

О слове завтра… О текстах сегодня…

тексты-информаторы (цель: сообщение сведений о национальной культуре) тексты-образцы (цель: демонстрация особенностей построения текста) тексты-катализаторы (цель: воздействие на эмоциональную сферу учащегося) по методической задаче:

1. Человек, его жизнь, здоровье, отношения между людьми; высокие духовные качества и высокие человеческие чувства и эмоции. Выдающиеся люди отечественной и мировой культуры, выдающиеся юристы. 2. Планета Земля. Отношения между государствами. 3. Природа, ее красота. Необходимость защиты природы. Мир растений, животных. 4. Родина, Отечество, Россия. История и настоящее России. 5. Культура народа: быт, обычаи, традиции. Культурные различия разных народов. 6. Дом, семья, родители. Отношения между поколениями. Уважение к старости. 7. Искусство (литература, живопись, музыка, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство). 8. Русский язык. Языки мира. Русский язык среди языков мира. Слово как феноменальное явление культуры. Речевое общение. 9. Этикет, речевой этикет. Своеобразие русского национального этикета. Отличие этикета у разных народов мира. 10. Образование, наука, книга. 1. Человек, его жизнь, здоровье, отношения между людьми; высокие духовные качества и высокие человеческие чувства и эмоции. Выдающиеся люди отечественной и мировой культуры, выдающиеся юристы. 2. Планета Земля. Отношения между государствами. 3. Природа, ее красота. Необходимость защиты природы. Мир растений, животных. 4. Родина, Отечество, Россия. История и настоящее России. 5. Культура народа: быт, обычаи, традиции. Культурные различия разных народов. 6. Дом, семья, родители. Отношения между поколениями. Уважение к старости. 7. Искусство (литература, живопись, музыка, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство). 8. Русский язык. Языки мира. Русский язык среди языков мира. Слово как феноменальное явление культуры. Речевое общение. 9. Этикет, речевой этикет. Своеобразие русского национального этикета. Отличие этикета у разных народов мира. 10. Образование, наука, книга. духовные ценности как уже существующие (сформированные) или целенаправленно и системно формируемые в ходе научения и воспитания детского «я» внутренние позитивные, эмоционально пережитые, осмысленные отношения субъекта («я») к объектам вне «я»

Составление авторских текстов…

Как учить?

Матрёна, Матрёша, матрёшка, матрёшечка… Матрёна,

КУЛЬТУРОВЕД- ЧЕСКИЙ ФОН это специальный дидактический, языковой, наглядный, раздаточный материал, нашедший отражение в целевой установке учителя, гармонично сочетающийся с формальной стороной изучения языка и речи, отражающий феноменальные стороны духовной культуры русского народа. Основные векторы модели Горизонталь: система языка Вертикаль: национальная культура Глубина: языковая личность учащегося Основные векторы модели Горизонталь: система языка Вертикаль: национальная культура Глубина: языковая личность учащегося

1)ориентация содержания урока на национальные ценности этноса: объект описания предмета - национальная игрушка; 2)организация работы, при которой происходит восстановление и накапливание фоновых знаний учащихся (знаний, характерных для жителей нашей страны, вызывающих сходные ассоциации и представления): - рассредоточенная подача фоновых сведений о матрешке в процессе всего урока; - актуализация некоторых культурных ценностей, отраженных в языке и сохраненных языком. - дифференциация, предусмотренная в ходе организации домашнего задания, что дает возможность не только выполнить учебное задание, но и почувствовать себя продолжателями народных традиций. 1)ориентация содержания урока на национальные ценности этноса: объект описания предмета - национальная игрушка; 2)организация работы, при которой происходит восстановление и накапливание фоновых знаний учащихся (знаний, характерных для жителей нашей страны, вызывающих сходные ассоциации и представления): - рассредоточенная подача фоновых сведений о матрешке в процессе всего урока; - актуализация некоторых культурных ценностей, отраженных в языке и сохраненных языком. - дифференциация, предусмотренная в ходе организации домашнего задания, что дает возможность не только выполнить учебное задание, но и почувствовать себя продолжателями народных традиций.

- Скажите, любите ли вы играть в игрушки? - Какие игрушки являются вашими любимыми? - Скажите, любите ли вы играть в игрушки? - Какие игрушки являются вашими любимыми?

Александр Бенуа, вспоминая деревянных солдатиков своего детства, писал: "Нравились они мне по двум причинам - и потому, что они были раскрашены в особенно яркие и глубокие "колеры", и потому, что они восхитительно пахли, "пахли игрушками", - пахли тем чудесным запахом, которым густо были напитаны и игрушечные лавки".

Известен такой факт: русский царь Николай Второй имел немало различных игрушек. Но самой любимой его игрушкой была миниатюрная железная дорога, которая являлась точной копией настоящей. Чего там только не было: и рельсы, и станционные будки, и поезда с вагонами. Часами будущий император мог играть с железной дорогой. А когда он вырос, то построил немало железных дорог в России.

Появилась эта игрушка в 1899 году. Известны некоторые ее «родственники»: дед этой игрушки – японец, а отец – русский художник. Родилась она в мастерской под названием «Детское воспитание». Игрушка эта не простая, а с сюрпризом… Если вы еще не догадались, о какой игрушке пойдет речь, то вот последняя загадка: Кукла первая толста, а внутри она пуста. Разнимается она на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке. Эту куколку открой – будет третья во второй. Половинку отвинти, плотную, притертую, - И сумеешь ты найти куколку четвертую… Прячется в ней пятая куколка пузатая. А внутри пустая, в ней живет шестая… Появилась эта игрушка в 1899 году. Известны некоторые ее «родственники»: дед этой игрушки – японец, а отец – русский художник. Родилась она в мастерской под названием «Детское воспитание». Игрушка эта не простая, а с сюрпризом… Если вы еще не догадались, о какой игрушке пойдет речь, то вот последняя загадка: Кукла первая толста, а внутри она пуста. Разнимается она на две половинки. В ней живет еще одна кукла в серединке. Эту куколку открой – будет третья во второй. Половинку отвинти, плотную, притертую, - И сумеешь ты найти куколку четвертую… Прячется в ней пятая куколка пузатая. А внутри пустая, в ней живет шестая…

В прошлом веке возникла идея помочь развитию народных промыслов. Известный художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии интересную куклу. Она была из дерева, пустая внутри, и в нее вкладывались несколько таких же кукол поменьше. Кукла эта была японцем, сердитым на вид узкоглазым стариком. Изображала она Фукуруму – божество счастья и долголетия. А несколько фигурок внутри – несколько божеств рангом пониже. Очень она понравилась художнику. Приехав в Россию, он нарисовал подобную куклу, переодел ее в русский костюм, нарисовал миловидное личико, показал народным умельцам. На Руси издавна точили из дерева посуду, погремушки, деревянные игрушки. Выточили и куклу. Увидев куклу, кто-то ахнул: «Да это же настоящая Матрена!» Так ее и назвали – Матреной, а ласково – Матрешечка, Матрешка. Имя было закреплено за игрушкой не случайно: в крестьянских семьях это имя было очень распространено. В прошлом веке возникла идея помочь развитию народных промыслов. Известный художник Сергей Васильевич Малютин увидел в Японии интересную куклу. Она была из дерева, пустая внутри, и в нее вкладывались несколько таких же кукол поменьше. Кукла эта была японцем, сердитым на вид узкоглазым стариком. Изображала она Фукуруму – божество счастья и долголетия. А несколько фигурок внутри – несколько божеств рангом пониже. Очень она понравилась художнику. Приехав в Россию, он нарисовал подобную куклу, переодел ее в русский костюм, нарисовал миловидное личико, показал народным умельцам. На Руси издавна точили из дерева посуду, погремушки, деревянные игрушки. Выточили и куклу. Увидев куклу, кто-то ахнул: «Да это же настоящая Матрена!» Так ее и назвали – Матреной, а ласково – Матрешечка, Матрешка. Имя было закреплено за игрушкой не случайно: в крестьянских семьях это имя было очень распространено.

- Прежде чем начнем собирать материалы к нашему будущему сочинению, давайте вспомним, что мы знаем о таком типе речи, как описание. - Мы уже говорили с вами об описании предмета. Как вы понимаете задание: описать предмет? - По каким признакам вы можете определить тип речи готового текста? - Какая композиция характерна для такого типа речи, как описание? - Какие вопросы, заданные к тексту, помогают нам понять, что описывается предмет? - Прежде чем начнем собирать материалы к нашему будущему сочинению, давайте вспомним, что мы знаем о таком типе речи, как описание. - Мы уже говорили с вами об описании предмета. Как вы понимаете задание: описать предмет? - По каким признакам вы можете определить тип речи готового текста? - Какая композиция характерна для такого типа речи, как описание? - Какие вопросы, заданные к тексту, помогают нам понять, что описывается предмет?

Задание: Я попробую проверить, насколько хорошо вы можете применять свои знания. Внимательно прослушайте текст, который я вам прочитаю, и постарайтесь определить, является ли предложенный вам текст описанием предмета (учитель зачитывает текст). Муж-резчик вытачивает фигурку матрешки из сухой липовой чурки и отдает жене-художнице. Жена кладет ее на печку, чтобы хорошо прогрелась. Ночь спит на теплой печке новорожденная куколка, а наутро ее смазывают картофельным клейстером, дают высохнуть и еще раз крахмалят. Окрахмаленное дерево становится светлым, гладким, краски хорошо ложатся. Через два часа мастерица наводит черной тушью контур рисунка. И – достает яркие краски… (По Н.Г. Юриной) (Данный текст является описанием, но описывается не предмет, а то, как создается игрушка). Задание: Я попробую проверить, насколько хорошо вы можете применять свои знания. Внимательно прослушайте текст, который я вам прочитаю, и постарайтесь определить, является ли предложенный вам текст описанием предмета (учитель зачитывает текст). Муж-резчик вытачивает фигурку матрешки из сухой липовой чурки и отдает жене-художнице. Жена кладет ее на печку, чтобы хорошо прогрелась. Ночь спит на теплой печке новорожденная куколка, а наутро ее смазывают картофельным клейстером, дают высохнуть и еще раз крахмалят. Окрахмаленное дерево становится светлым, гладким, краски хорошо ложатся. Через два часа мастерица наводит черной тушью контур рисунка. И – достает яркие краски… (По Н.Г. Юриной) (Данный текст является описанием, но описывается не предмет, а то, как создается игрушка).

Расширение лексического запаса В русском языке есть еще одно слово, которое поможет нам охарактеризовать матрешку. Эта игрушка самобытная, то есть свойственная, характерная именно для культуры русского народа, национальная игрушка. - Рассмотрите матрешек, представленных на выставке. Мы с вами знаем, видим новые игрушки, изготовленные из самых современных материалов, и даже играем в удивительные игрушки, о которых не могли мечтать дети в прошлом веке. Но можно ли сказать о матрешке, что это обычная игрушка? - Какими еще словами мы могли бы охарактеризовать игрушку? (Своеобразная, оригинальная, не похожая на другие). (Рабочие материалы по ходу урока записываются учащимися в тетрадях). - Рассмотрите матрешек, представленных на выставке. Мы с вами знаем, видим новые игрушки, изготовленные из самых современных материалов, и даже играем в удивительные игрушки, о которых не могли мечтать дети в прошлом веке. Но можно ли сказать о матрешке, что это обычная игрушка? - Какими еще словами мы могли бы охарактеризовать игрушку? (Своеобразная, оригинальная, не похожая на другие). (Рабочие материалы по ходу урока записываются учащимися в тетрадях).

Из чего изготавливаются матрешки? (Из дерева). Правильно. Игрушка изготавливалась народными умельцами из мягких пород дерева, чаще всего из липы. Как вы думаете, чем отличаются деревянные игрушки от металлических, пластмассовых, стеклянных? (Такие игрушки безвредные, с ними приятно играть). На Руси издавна любили делать игрушки из природных материалов: из глины, из соломы, из дерева. И не только потому, что эти материалы безвредны. Подержите матрешку в руках. Что вы чувствуете? (Игрушка теплая!). Дело в том, что дерево свое тепло и живительную силу передает сделанной из него игрушке. Из чего изготавливаются матрешки? (Из дерева). Правильно. Игрушка изготавливалась народными умельцами из мягких пород дерева, чаще всего из липы. Как вы думаете, чем отличаются деревянные игрушки от металлических, пластмассовых, стеклянных? (Такие игрушки безвредные, с ними приятно играть). На Руси издавна любили делать игрушки из природных материалов: из глины, из соломы, из дерева. И не только потому, что эти материалы безвредны. Подержите матрешку в руках. Что вы чувствуете? (Игрушка теплая!). Дело в том, что дерево свое тепло и живительную силу передает сделанной из него игрушке.

В чем особенность конструкции куколки? Что представляют собой куколки, поставленные в ряд? (Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки). Расширение культуроведческого фона Крестьянские семьи на Руси были раньше большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу, поддерживая в трудную минуту. Оказывается, наша матрешка – не просто игрушка, но еще и символ такой дружной, крепкой семьи. Видите, как непроста наша матрешка, сколько смысла заложено в ней. В чем особенность конструкции куколки? Что представляют собой куколки, поставленные в ряд? (Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки). Расширение культуроведческого фона Крестьянские семьи на Руси были раньше большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу, поддерживая в трудную минуту. Оказывается, наша матрешка – не просто игрушка, но еще и символ такой дружной, крепкой семьи. Видите, как непроста наша матрешка, сколько смысла заложено в ней.

Мы с вами говорили о конструкции матрешки, а теперь давайте посмотрим, какие цвета характерны для наших игрушек? Когда в жизни нас окружает подобное разноцветье, буйство красок? Культуроведческий комментарий Современная промышленность создала яркие краски, и наша одежда выглядит нарядно и ярко в любой день. А на Руси люди старались самую нарядную и яркую одежду приберечь для праздника. Кто из вас знает, какой цвет на Руси считался самым праздничным, красивым? (Красный цвет). Верно. Слово «красный» раньше означало «красивый, хороший». Говорили: «красная девица» – красивая девица, «красный угол» – самый нарядный и красивый угол в избе. И матрешки первоначально были в основном в ярких красных сарафанчиках. Как вы считаете, какое настроение создает игрушка благодаря обилию и яркости цветов? (Праздничное, радостное настроение).

- Давайте рассмотрим лицо игрушки. Попробуйте его описать. (Лицо круглое. Глаза у матрешки большие, открытые. Ресницы черные, длинные, изогнутые. Бровки дугой. Щечки румяные, губки алые). - Такая внешность у матрешек тоже не случайна. Дело в том, что, рисуя игрушке лицо, мастера старались передать истинно народное представление о женской красоте. Вспомните, как описываются русские красавицы в народных сказках? (О них говорится: девица красная, очи ясные, брови соболиные, щеки румяные, уста алые). - А что еще всегда ценилось во внешности девушки, считалось ее особой красотой? (Коса). Существует и по сей день такая поговорка: «Коса – девичья краса». - Посмотрите внимательно на матрешек, у некоторых куколок одна коса, а у некоторых две. Как вы думаете, почему? (По обычаю, существовавшему на Руси, у незамужней девушки была одна коса, а у замужней – две). Когда девушку выдавали замуж, то косу расплетали. Примета замужней женщины – две косы. - Давайте рассмотрим лицо игрушки. Попробуйте его описать. (Лицо круглое. Глаза у матрешки большие, открытые. Ресницы черные, длинные, изогнутые. Бровки дугой. Щечки румяные, губки алые). - Такая внешность у матрешек тоже не случайна. Дело в том, что, рисуя игрушке лицо, мастера старались передать истинно народное представление о женской красоте. Вспомните, как описываются русские красавицы в народных сказках? (О них говорится: девица красная, очи ясные, брови соболиные, щеки румяные, уста алые). - А что еще всегда ценилось во внешности девушки, считалось ее особой красотой? (Коса). Существует и по сей день такая поговорка: «Коса – девичья краса». - Посмотрите внимательно на матрешек, у некоторых куколок одна коса, а у некоторых две. Как вы думаете, почему? (По обычаю, существовавшему на Руси, у незамужней девушки была одна коса, а у замужней – две). Когда девушку выдавали замуж, то косу расплетали. Примета замужней женщины – две косы.

Какой наряд характерен для матрешки? (Просторный сарафан, передничек, платочек). Действительно, раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны (сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами). Русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной, а сарафаны и рубахи для этого исключительно хорошо подходили. - Почему голова игрушки всегда в платочке? - Как видите, даже такая деталь, как платочек, нам многое может рассказать. Оказывается, это тоже особенность древнерусской культуры. Женщины носили головные уборы. Считалось позором «опростоволоситься», т.е. показать постороннему человеку простые волосы. А какое значение в современном языке имеет слово «опростоволоситься»? (Это означает – «опозориться»). Обычай, существовавший в Древней Руси, остался в прошлом, но нашел отражение в изменившемся значении слова «опростоволоситься». Какой наряд характерен для матрешки? (Просторный сарафан, передничек, платочек). Действительно, раньше женщины носили просторные рубахи и сарафаны (сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами). Русские нравы не позволяли женщине подчеркивать фигуру, поэтому одежда русских красавиц была широкой и свободной, а сарафаны и рубахи для этого исключительно хорошо подходили. - Почему голова игрушки всегда в платочке? - Как видите, даже такая деталь, как платочек, нам многое может рассказать. Оказывается, это тоже особенность древнерусской культуры. Женщины носили головные уборы. Считалось позором «опростоволоситься», т.е. показать постороннему человеку простые волосы. А какое значение в современном языке имеет слово «опростоволоситься»? (Это означает – «опозориться»). Обычай, существовавший в Древней Руси, остался в прошлом, но нашел отражение в изменившемся значении слова «опростоволоситься».

- Как вы считаете, можем ли мы по внешности матрешек определить, какой характер у этой игрушки? (добрый, сердечный, веселый, открытый, нежный, ласковый, спокойный, приветливый, улыбчивый). Комментарий: В характере игрушки тоже нашли отражение особенности русского национального характера. В женщине испокон века почитались такие черты характера, как доброта, доброжелательность, открытость, приветливость. Эти черты характера и воплотили художники в нашей матрешке. - Как вы считаете, можем ли мы по внешности матрешек определить, какой характер у этой игрушки? (добрый, сердечный, веселый, открытый, нежный, ласковый, спокойный, приветливый, улыбчивый). Комментарий: В характере игрушки тоже нашли отражение особенности русского национального характера. В женщине испокон века почитались такие черты характера, как доброта, доброжелательность, открытость, приветливость. Эти черты характера и воплотили художники в нашей матрешке.

ЗАДАНИЕ Рассмотрите внимательно одну из представленных семеек матрешек. Матрешка, хоть и игрушка, но не бездельница. Каждая, кроме самых маленьких, что-то делает. Опишите выбранную вами семейку. - Каждый художник, создавая свою семейку матрешек, старается не повторяться, выполнить матрешек в едином стиле, одной цветовой гамме, но в каждой матрешке показать свою «изюминку», ее отличие от других в семеек. Этим и интересны матрешки. Они как люди в одной семье: вроде бы чем-то похожи, но все-таки разные! Говорим о главной ценности русского народа – СЕМЬЕ и т.д. … ЗАДАНИЕ Рассмотрите внимательно одну из представленных семеек матрешек. Матрешка, хоть и игрушка, но не бездельница. Каждая, кроме самых маленьких, что-то делает. Опишите выбранную вами семейку. - Каждый художник, создавая свою семейку матрешек, старается не повторяться, выполнить матрешек в едином стиле, одной цветовой гамме, но в каждой матрешке показать свою «изюминку», ее отличие от других в семеек. Этим и интересны матрешки. Они как люди в одной семье: вроде бы чем-то похожи, но все-таки разные! Говорим о главной ценности русского народа – СЕМЬЕ и т.д. …