Сложноподчинённые предложения. Придаточные определительные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Придаточные определительные отвечают на вопросы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Укажите типы придаточного в следующем предложении. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он.
Advertisements

Виды придаточных Булатова Л.П., учитель русского языка БОУСОШ 1 станицы Динской Краснодарского края.
Начать тестирование 56 Всего заданий Введите фамилию и имя Сложное предложение. Виды сложного предложения.
Задание В6 Сложное предложение. Виды сложного предложения.
Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «ОКТЭС» Кириленко Елена Александровна Сложноподчиненные предложения. 9 (11) класс.
Урок-практикум. 1. Расставьте ударение в словах Баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.
Задание В6 Что такое сложноподчинённое предложение? СПП – это предложение, состоящее из двух предложений, объединённых между собой на основе подчинительной.
Выполнила ученица 11 класса Ильина Татьяна Руководитель: учитель русского языка и литературы Николаева Н. Г.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Урок 11 Типы сложноподчинённых предложений по их значению.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Тема урока « ЕГЭ ! Как много в этом звуке…». Цели урока: 1.формировать навыки работы с заданиями ЕГЭ; 2.закреплять знания по предмету; 3. воспитывать.
Обобщающий материал по теме «Синтаксис» 9 класс в форме рифмованных алгоритмов Автор Аненко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ.
Любовь к русскому языку одна из неотъемлемых частей того чувства которое мы называем любовью к родной земле. К. Г. Паустовский.
Виды подчинения. Последовательное подчинение При последовательном подчинении первое придаточное подчиняется главному предложению, а остальные последовательно.
Определительные какой? чей? который? [ …(тот, те, та) сущ. ], ( который… ). что, кто, куда, когда, чей, где, чтобы, какой… Если вопрос ставится от местоимения,
О СНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ( СПП). Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы СОШ 1 г. Мончегорска Нуруллина Лилия.
Cложноподчиненное предложение. Актуальность проекта: Настоящий проект рассматривает применение нового вида сложного предложения – сложноподчиненного предложения,
Передо мной лежит чистый лист бумаги, на котором пока обозначена пока только тема «Женщина с ребёнком на руках». Перечитываю её и отчётливо осознаю, что.
Виды придаточных предложений и типы их подчинения.
Транксрипт:

Сложноподчинённые предложения

Придаточные определительные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Придаточные определительные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Союзные слова, с помощью которых придаточные определительные присоединяются к главному предложению, который, куда, где, какой и т.п. Союзные слова, с помощью которых придаточные определительные присоединяются к главному предложению, который, куда, где, какой и т.п. Например: На пригорке (каком?), где стояла развесистая берёза, похожая ночью на облако, Роман остановил коня. (К. Седых.) Там и сям попадались густые перелески из молодого ельника (какого?), который зеленой щеткой вставал по сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми елями. Придаточное определительное всегда стоит либо после главного предложения, либо внутри его: Например: На пригорке (каком?), где стояла развесистая берёза, похожая ночью на облако, Роман остановил коня. (К. Седых.) Там и сям попадались густые перелески из молодого ельника (какого?), который зеленой щеткой вставал по сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми елями. Придаточное определительное всегда стоит либо после главного предложения, либо внутри его: Рыбы поймали такое множество, какого не ожидали. Я только из боязни, чтоб мать не запретила мне сидеть с удочкой на озере, с насильственным прилежанием занимался чтением, письмом и двумя первыми правилами арифметики. (По С. Аксакову.) Рыбы поймали такое множество, какого не ожидали. Я только из боязни, чтоб мать не запретила мне сидеть с удочкой на озере, с насильственным прилежанием занимался чтением, письмом и двумя первыми правилами арифметики. (По С. Аксакову.) Следует помнить, что придаточные определительные всегда стоят после существительных, которые они поясняют: Следует помнить, что придаточные определительные всегда стоят после существительных, которые они поясняют: Наконец мы доплелись до какой-то татарской д е р е в у ш к и, где надо было переменить лошадей, для заготовления которых ехал впереди кучер Степан. Наконец мы доплелись до какой-то татарской д е р е в у ш к и, где надо было переменить лошадей, для заготовления которых ехал впереди кучер Степан.

Придаточные изъяснительные отвечают на вопрос кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем? Придаточные изъяснительные отвечают на вопрос кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем? Союзы и союзные слова, с помощью которых придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению, чтобы, что, как, будто, как будто, словно, кто, где, куда, откуда, почему, сколько, частица ли. Союзы и союзные слова, с помощью которых придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению, чтобы, что, как, будто, как будто, словно, кто, где, куда, откуда, почему, сколько, частица ли.

1. Образа действия и степени как? каким образом? в какой степени? как будто, словно, сколько, насколько, чтобы 2. Места где? куда? откуда? где, куда, откуда 3. Времени когда? с каких пор? до каких пор? едва, когда, с тех пор как, до тех пор, пока и др. 4. Причины отчего? почему? так как, ибо, потому что, что, вследствие того, что и др. 5. Условия при каком условии? если, раз, когда, если …то и др. 6. Сравнения как что? подобно чему? чем что? чем кто? словно, будто, точно, как, чем 7. Цели зачем? с какой целью? чтобы, для того чтобы 8. Следствия что из этого следует? так что 9. Уступки вопреки чему? несмотря на что? пускай, пусть, как ни, хотя, несмотря на то что

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. изъяснительное

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Лошадь, как ужаленная, мгновенно подбирается и делает первый непроизвольный скачок к улице, куда мордой она была поставлена. Лошадь, как ужаленная, мгновенно подбирается и делает первый непроизвольный скачок к улице, куда мордой она была поставлена. определительное

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Утром примчался вестовой с приказом остаться на месте, так как неприятель, прорвавшись сквозь трясину, идет по направлению к ним. Утром примчался вестовой с приказом остаться на месте, так как неприятель, прорвавшись сквозь трясину, идет по направлению к ним. причины

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Когда я подходил уже совсем близко к избушке, из травы вылетела пестрая собачонка и залилась лаем. Когда я подходил уже совсем близко к избушке, из травы вылетела пестрая собачонка и залилась лаем. времени

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Чтобы так пренебрегать противником, нужно было иметь большую уверенность в превосходстве своих сил. Чтобы так пренебрегать противником, нужно было иметь большую уверенность в превосходстве своих сил. цели

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Трудно было решить с первого раза, к какому сословию принадлежал этот Геркулес. Трудно было решить с первого раза, к какому сословию принадлежал этот Геркулес. изъяснительное

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. На десятые сутки после начала пожара немцы подошли так близко, что их снаряды и мины стали всё чаще разрываться в центре города. На десятые сутки после начала пожара немцы подошли так близко, что их снаряды и мины стали всё чаще разрываться в центре города. образа действия (степени)

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать. Пока Ермолай жарил в золе картофель, я успел задремать. времени

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Кроме страха, что дедушка при мне умрет, Багрово само по себе не привлекало меня. Кроме страха, что дедушка при мне умрет, Багрово само по себе не привлекало меня. определительное

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Если б ни дождь, то, конечно, наша прогулка не была бы омрачена ничем. Если б ни дождь, то, конечно, наша прогулка не была бы омрачена ничем. условия

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Хотя ни у кого не осталось ни крошки из харчей, припасенных в госпитале помощником начхоза, все были в приподнятом настроении, чувствуя близость жилья и отдыха. Хотя ни у кого не осталось ни крошки из харчей, припасенных в госпитале помощником начхоза, все были в приподнятом настроении, чувствуя близость жилья и отдыха. уступки

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Батарея Тушина продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. Батарея Тушина продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. причины

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза. Он выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза. цели

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. В избушке едва можно было разглядеть дальнюю стену, у которой тянулись широкие нары. В избушке едва можно было разглядеть дальнюю стену, у которой тянулись широкие нары. определительное

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. сравнительное

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Если бы он вызвался пулей сбить грушу с фуражки кого бы то ни было, никто в нашем полку не усомнился подставить ему своей головы. Если бы он вызвался пулей сбить грушу с фуражки кого бы то ни было, никто в нашем полку не усомнился подставить ему своей головы. условия

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Непривычная мягкость, с какой Тема принимает выговоры, успокаивает всех. Непривычная мягкость, с какой Тема принимает выговоры, успокаивает всех. определительное

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. На моем уме только и было, как бы поскорее убежать с удочкой на мостки. На моем уме только и было, как бы поскорее убежать с удочкой на мостки. изъяснительное

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Вместо трубы в крыше чернела дыра, и дым расстилался по всему балагану, так что стоять было невозможно. Вместо трубы в крыше чернела дыра, и дым расстилался по всему балагану, так что стоять было невозможно. следствия

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Хотя ни у кого не осталось ни крошки из харчей, припасенных в госпитале помощником начхоза, все были в приподнятом настроении, чувствуя близость жилья и отдыха. Хотя ни у кого не осталось ни крошки из харчей, припасенных в госпитале помощником начхоза, все были в приподнятом настроении, чувствуя близость жилья и отдыха. уступки

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Я жадно прислушивался к долетавшим до меня обрывкам фраз и точно хватался за них, чтобы не потерять окончательно чувства действительности. Я жадно прислушивался к долетавшим до меня обрывкам фраз и точно хватался за них, чтобы не потерять окончательно чувства действительности. цели

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Чем отвратительней и подлее выглядел его поступок, тем лучше, чище, благородней казался он сам себе до совершения этого поступка. Чем отвратительней и подлее выглядел его поступок, тем лучше, чище, благородней казался он сам себе до совершения этого поступка. сравнительное

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Ежели б не Ерёмка, старик вернулся бы в свою избушку. Ежели б не Ерёмка, старик вернулся бы в свою избушку. условия

Укажите типы придаточных в следующих предложениях.. Едва Левинсон отошел от лагеря, его обняла сырая, пахучая темь.. Едва Левинсон отошел от лагеря, его обняла сырая, пахучая темь. времени

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Муромский не мог отказать, ибо чувствовал себя обязанным. Муромский не мог отказать, ибо чувствовал себя обязанным. причины

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Хозяин взял на руки Тетку и сунул её на грудь, под шубу, где находился Федор Тимофеевич. Хозяин взял на руки Тетку и сунул её на грудь, под шубу, где находился Федор Тимофеевич. места

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Она так часто сворачивала из одного переулка в другой, что забыла дорогу. Она так часто сворачивала из одного переулка в другой, что забыла дорогу. следствия

Укажите типы придаточных в следующих предложениях. Редко случалось, чтобы мать отпускала меня с отцом и Евсеичем до окончания своей прогулки. Редко случалось, чтобы мать отпускала меня с отцом и Евсеичем до окончания своей прогулки. изъяснительное

а) Среди предложений 3–7 найдите сложное предложение с однородным подчинением определительных придаточных. Укажите номер этого предложения. (3)Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится: вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (4)Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте еще раз, в третий раз. (5)У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. (3)Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится: вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (4)Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте еще раз, в третий раз. (5)У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. 5

б) Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с однородным подчинением изъяснительных придаточных. Укажите номер этого предложения. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (8)Леонид Владимирович часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (9)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. (10)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, «Повесть о Горе- Злосчастии», басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (8)Леонид Владимирович часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (9)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. (10)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, «Повесть о Горе- Злосчастии», басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. 9

в) Среди предложений 19–28 найдите сложное предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения. (19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (24)Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (28)Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. (19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (24)Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (28)Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. 22

г) Сколько сложных предложений с придаточными изъяснительными среди предложений 23–35? (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (24)Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (28)Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. (29)Классическое произведение то, которое выдержало испытание временем. (30)С ним вы не потеряете своего времени.(31) Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. (32)Поэтому надо читать и современную литературу. (33)Не бросайтесь только на каждую модную книгу. (34)Не будьте суетны. (35)Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, свое время. (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (24)Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (28)Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. (29)Классическое произведение то, которое выдержало испытание временем. (30)С ним вы не потеряете своего времени.(31) Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. (32)Поэтому надо читать и современную литературу. (33)Не бросайтесь только на каждую модную книгу. (34)Не будьте суетны. (35)Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, свое время. 2

д)Среди предложений 6–11 найдите сложное предложение с придаточным определительным. Укажите номер этого предложения. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (8)Леонид Владимирович часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (9)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. (10)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, «Повесть о Горе- Злосчастии», басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (11)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда, в детстве. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (8)Леонид Владимирович часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (9)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. (10)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, «Повесть о Горе- Злосчастии», басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (11)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда, в детстве. 7

е) Среди предложений 19–23 найдите сложное предложение с однородным подчинением изъяснительных придаточных. Укажите номер этого предложения. (19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (23)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. 21

ж) Среди предложений 17–22 найдите сложное предложение с двумя придаточными, одно из которых придаточное причины, другое цели. (17)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все она модная. (18)Умейте читать с интересом и не торопясь. (17)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все она модная. (18)Умейте читать с интересом и не торопясь. (19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (19)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (20)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (21)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (22)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. 20

з) Среди предложений 2–5 найдите сложное предложение с придаточным условия. Укажите номер этого предложения. (2)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, одним словом, делает вам мудрым. (3)Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится: вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (4)Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте еще раз, в третий раз. (5)У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. (2)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, одним словом, делает вам мудрым. (3)Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что произведение надо прочесть, а потому, что оно вам нравится: вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (4)Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте еще раз, в третий раз. (5)У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. 4

и) Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с придаточным времени. Укажите номер этого предложения. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (8)Леонид Владимирович часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (9)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. (10)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, «Повесть о Горе- Злосчастии», басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (7)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то они рыли окопы под Петроградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. (8)Леонид Владимирович часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (9)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя. (10)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, «Повесть о Горе- Злосчастии», басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. 8

к) Сколько сложных предложений с придаточными определительными среди предложений 24–35? (24)Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (28)Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. (29)Классическое произведение то, которое выдержало испытание временем. (30)С ним вы не потеряете своего времени.(31) Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. (32)Поэтому надо читать и современную литературу. (33)Не бросайтесь только на каждую модную книгу. (34)Не будьте суетны. (35)Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, свое время. (24)Но я говорю: тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (25)Смотрите с выбором. (26)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. (27)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (28)Да, может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас. (29)Классическое произведение то, которое выдержало испытание временем. (30)С ним вы не потеряете своего времени.(31) Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. (32)Поэтому надо читать и современную литературу. (33)Не бросайтесь только на каждую модную книгу. (34)Не будьте суетны. (35)Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, свое время. 3

л) Среди предложений 11–18 найдите сложное предложение с придаточным причины. Укажите номер этого предложения. (11)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда, в детстве. (12)А дома отец и мать любили читать вечерами. (13)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (14)Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы. (15)Что нравилось им, то постепенно начинало нравиться и нам. (11)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда, в детстве. (12)А дома отец и мать любили читать вечерами. (13)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (14)Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы. (15)Что нравилось им, то постепенно начинало нравиться и нам. (16)»Незаинтересованное», но интересное чтение вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. (16)»Незаинтересованное», но интересное чтение вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. (17)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все она модная. (18)Умейте читать с интересом и не торопясь. (17)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все она модная. (18)Умейте читать с интересом и не торопясь. 17

Среди предложений 16–20 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения. (16)Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. (17)И это редкий дар. (16)Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. (17)И это редкий дар. (18)На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. (19)Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребенка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь. (18)На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. (19)Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребенка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь. (20)И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло: (20)И вот сейчас, когда я думаю о сказках Чуковского, я вспоминаю военный госпиталь для тяжелораненых на станции Старая Рачейка, палату, залитую снежным зимним солнцем, и рыженького, с простреленной грудью паренька, который, сдерживая стон, тоскливо глядя на белую госпитальную дверь, спрашивал по утрам хрипло: 20