МАОУ «Гимназия» ЗАГАДКА ЗАГАДКИ Автор: Вольф Екатерина, учащаяся 5 «А» класса Руководитель: Девятайкина Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы
Гипотеза Если узнать тайну загадки, то можно лучше узнать культуру своего народа
Цель: разгадать тайну создания загадки и особого интереса к этому жанру 1)Изучить историю появления жанра 2)Выявить средства выразительность, которые используются при создании загадок. 3)Определить цель включения загадок в художественные произведения («Повесть о Петре и Февронии») 4)Провести творческую мастерскую по созданию загадок. Задачи:
Можно ли разгадать тайну загадки? ОБЪЕКТПРЕДМЕТ Художественные произведения Приемы, используемые для создания загадок.
– изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. (С. И. Ожегов «Толковый словарь») жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которые нужно отгадать. «Словарь литературоведческих терминов» Загадка
Эксперимент
Загадка метафора сравнение 1,8,9,13, 26,30,36,38, Пушистый ковёр Не руками ткан, Не шелками шит. При солнце, при месяце Серебром блестит. 36 Железные избушки Держатся друг за дружку. Один с трубой Тянет всех за собой. 4,7,19,20,22,41,54,5 7, 96, Тонкая девчонка, Белая юбчонка, Красный нос. Чем длиннее ночи, Тем она короче, От горючих слёз. 97 Чёрная собака висит, А рыжая на неё кидается. 12,13,14,23, Без досок,без топоров Через речку мост готов. Мост,как синее стекло: Скользко,весело,светло. 63. То он красный,как черешня То он жёлтый,как дыня, То зелёный как огурец.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Зимой он белый, Как снег на дворе, А летом он серый, Как светлый асфальт. (Кажан.Д.) Ответы даёт в интернете живёт.(Одинцев.З.) Висят, как сосульки,но в тепле.(Кажан.П.) Каждое утро он стучит под ухом,как дети или сосед,который с утра долбит молотком.(Кажан.Д.)
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Он прыгает,хохочет многого не хочет.(Зайчиков.И.) Оно летит,как поезд быстрый,но оно не поезд.(Брезин.М.) Одно дерево, Четыре гнезда, Двенадцать веток, И триста шестьдесят пять птиц.(Вольф.Е.) Есть картинка,есть и мышь Дети все в него играют, И про учёбу забывают.(Истомина.А.)
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Не собака,а лает, Не фонарь, а мигает, Не груша а висит.(Биченков.В.) Свистит, а не фонарь, гудит,а не сирена. (Янцев.Д.) Не хочет а работает, его считают мёртвым,а он жив. (Васильев.В.) Маленький чёрненький,как чёртик в печи валялся,да потерялся.(Омутова.А.)
ВЫВОДЫ 1)Загадка - небольшое по объёму очень древний жанр. 2)Основными приёмами создания загадки являются метафора и сравнение. 3)Многие загадки строятся как развёрнута метафора. 4)Наиболее привлекательными для читателей являются загадки в стихотворной форме. 5)Загадки, включенные в художественное произведение, не только создают интригу в сюжете, но и позволяю понять обычаи и традиции народа. Также данный приём позволяет включить читателя или слушателя в игру разгадывания загадок, то есть позволяет решить коммуникативную задачу.