Организация продуктивной мыслительной деятельности учащихся как средство достижения метапредметных результатов обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Advertisements

«Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». К.Д. Ушинский ( ) «Новый стандарт это, прежде.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Педагогический совет Структура поурочного планирования при внедрении ФГОС.Формирование универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Метапредметность как… Машуков А.В., помощник ректора.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Руководитель МО НШ Мельник Ольга Анатольевна. отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Транксрипт:

Организация продуктивной мыслительной деятельности учащихся как средство достижения метапредметных результатов обучения

Цель образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.

Задача учителя: включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно- практических и жизненных проблем.

Что же такое принцип метапредметности?

Метапредметный подход Ученые, которые занимались изучением метапредметного подхода в обучении: впервые- Аристотель; в конце XX века- Ю.В. Громыко, А.В. Хуторской; в настоящее время: Громыко Н.В., Половкова М.В.

Цель метапредметного подхода в обучении: решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Принцип метапредметности - акцентирование обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя.

Метапредметные результаты - универсальные способы деятельности: познавательные коммуникативные регулятивные

Требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное значение: 1. Умения организовывать свою деятельность. 2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности. 3. Готовность к профессиональному выбору.

Метапредметные умения: учиться, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; грамотно ставить перед собой цель, принимать решение; грамотно фиксировать свои затруднения, выявлять их причину; планировать свою деятельность, определять сроки, способы и средства ее реализации; контролировать и адекватно оценивать свою деятельность; согласовывать и координировать свою деятельность с другими ее участниками; объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива.

Рецептивная деятельность – лат. receptio- принятие, прием (воспринимают информацию о предмете; репродуктивная деятельность – лат. re- вновь + producere-производить- воспроизведение (воспроизводят знания, тренируются в их применении); продуктивная деятельность - учатся творчески мыслить и решать практические задачи владения языком).

методы обучения: - информационно-рецептивный; - репродуктивный, - продуктивный (исследовательский, творческий )

Ученые, которые разрабатывали идеи о творческом характере мышления человека : Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов, М. Н. Шардаков, П. Я. Шеварев, Л. И. Узнадзе и др.

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций; раскрываются закономерные связи между ними.

Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний, благодаря чему расширяется фонд их и тем самым увеличивается возможность решения все новых и новых, более сложных задач.

Продукутивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным влиянием на умственное развитие. Оно является решающим звеном в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям.

- продуктивное мышление (З.И. Калмыкова) - самостоятельное мышление (Д.Н. Богоявленский) - эвристическое мышление ( В.Н. Пушкин) - креативное мышление (Д.Б. Богоявленская)

Типология характеристик продуктивной (творческой) деятельности: - осуществление ближнего и дальнего внутрисистемного и межсистемного (межпредметного) переноса знаний и умений в новую ситуацию; - комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новых проблем; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение структуры объекта; видение новой функции объекта в отличие от традиционной; учет альтернатив при решении проблем, отбрасывание привычных способов решения и создание принципиального нового подхода).

Показателем творческого мышления является «умение применять обобщенные знания проблем и способов их решения к новым условиям речевого общения для самостоятельного анализа языковых явлений». (Т.В. Напольнова)

Черты продуктивной творческой деятельности: - ориентировка в новой речевой ситуации, в языковых средствах, оформляющих содержание речи; выбор языковых средств в процессе речевой практики в соответствии с содержанием, задачами, условиями общения; овладение литературным языком на уровне создания текстов различных стилей.

Условия развития творческих способностей школьников: 1) постановка проблемного задания перед учащимися; 2) сообщение сведений, составляющих то неизвестное, необходимость в котором возникла в проблемной ситуации и которое подлежит усвоению; 3) решение поисковой задачи при помощи различных логических операций, связанных с процессом мышления; 4) оформление решения поисковой задачи в форме связного высказывания.

Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, языковое воплощение динамики мышления выражается в суждениях умозаключениях, следующих одно за другим в строгой последовательности.

Логические операции: - сравнение; - анализ; - синтез; - абстрагирование; - обобщение…

Определение понятия – логическая операция, позволяющая отличить изучаемый предмет от других, установить значение того или иного слова или термина.

Определение понятия : - номинальное - реальное

Схема построения определения понятия: А есть В и С А- определяемое видовое понятие Б – ближайшее к нему родовое С – отличительные признаки определяемого понятия

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Объем понятия, который подлежит делению, называется объемом делимого понятия. Классы, которые получились в результате деления, называются членами деления. Признак, соответственно которому мы делим объем понятия на подклассы, называется основанием деления.

П равила деления 1. Деление должно быть соразмерным. 2. Члены деления должны исключать друг друга. 3. Деление должно быть непрерывным.

Правила деления понятий «В одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание. Объем членов классификации должен равняться объему делимого понятия.

Составление вопросов по речевым моделям Речевые модели: «Какими бывают… (понятия) по… (признак)?» «На какие группы (виды) делятся… по… ? «По какому признаку… делятся на… и …?».

Вопросы на деление : Какими бывают простые предложения по характеру грамматической основы? На какие группы делятся односоставные предложения по способу выражения главного члена предложения? Какие бывают односоставные предложения по наличию второстепенных членов? По какому признаку односоставные предложения делятся на определенно-личные, неопределенно-личные и безличные?

Структурные элементы сравнения 1) определение объектов сравнения; 2) выделение основных признаков сравнения; 3) сопоставление и противопоставление, установление сходства и различия; 4) знаковое оформление результатов сравнения.

Правила сравнения: 1. Сравнивать можно только однородные, одноуровневые объекты, относящиеся к одному и тому же классу. 2. Сравнение объектов проводится по их определенным признакам. Эти признаки называют основанием сравнения. При сравнении объектов нельзя «сползать» с одного признака на другой. 3. Признаки, по которым сравниваются объекты, должны быть существенными, важными.

«Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (Н.В.Гоголь) « Несмотря на большую приязнь, эти редкие друзья не совсем были сходны между собою. Лучше всего можно узнать характеры из их сравнения: Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно… Иван Никифорович, напротив, больше молчит… Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх… У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу; у Ивана Никифоровича глаза маленькие, желтые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щек, и нос в виде спелой сливы».

«… Иван Иванович очень сердится, если ему попадается в борщ муха: он тогда выходит из себя – и тарелку кинет, и хозяину достанется. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло, велит поставить также в воду стол и самовар, и очень любит пить чай в такой прохладе… Иван Иванович, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строением».

Правило-ориентир: Установи цель сравнения (общее или отличие). Выдели главные признаки сходства и отличия. Сделай вывод из сравнения.

Речевая модель вопросов на сравнение понятий: «Что общего и в чем отличие между… и… ?».

Роль назывных предложений в тексте. Метапредметные умения: 1) умение познавательной, учебно-исследовательской деятельности, способность и готовность самостоятельному поиску методов решения практических задач; 2) владение навыками познавательной рефлексии: определения границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; 3) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста.

Подъемы. Спуски. Мелколесье. Елочки. Сосны. Иногда под ногами скользкий лед. Шагаю возле зарядного ящика номер четыре. Мне трудно идти. Я устал. Ветер. Вьюга. Усталость. Все батарейцы устали не меньше меня. Некоторые отстают. А я изо всех сил держусь. Не отстаю. Ясный день. Чуть тает. С блиндажа каплет. - Недолет. Перелет. А теперь, братцы, держись! - Попадание … (по роману В.Катаеву «Юношеский роман»)

Задание для учащихся Определите типы предложений по количеству грамматических основ. Какие типы предложений преобладают: двусоставные или односоставные? Назовите типы односоставных предложений в этом тексте. Свое мнение обоснуйте. К какому типу речи можно отнести этот текст? Какими типами предложений передается динамика повествования? Какими типами односоставных предложений дается описание обстановки? Какими типами предложений начинается каждый абзац? Почему автор избирает именно назывные предложения в качестве средств связи между абзацами текста?

Задание для учащихся (продолжение) Определите ключевые слова в каждой части текста, обозначьте микротему каждой из них. Есть ли в тексте распространенные назывные предложения? Если есть, прочитайте их. Можно ли считать предложение: Иногда под ногами скользкий лед – назывным? Свое мнение обоснуйте. Перестройте это предложение в назывное. Сделайте вывод о том, с какой целью используются в тексте односоставные назывные предложения. Сформулируйте обобщающий вывод о роли назывных предложений в данном тексте Составьте план сочинения на тему: «Роль назывных предложений в тексте» и напишите сочинение.

Второстепенны ли второстепенные члены предложения? Определяем объем темы: второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Содержание темы: основные признаки второстепенных членов предложения и их синтаксическая роль. Уточнение речевой задачи: сочинение- рассуждение в научном стиле. Необходимо выдвинуть тезис, привести соответствующие аргументы, подтверждающие правильность выдвинутого тезиса

Задания к тексту: Выразительно прочитайте отрывок из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Выделите в каждом предложении грамматическую основу. Подчеркните второстепенные члены предложения. Прочитайте текст еще раз, исключив все второстепенные члены предложения. Изменилось ли содержание текста? Сделайте вывод о роли второстепенных членов предложения.

ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА … Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока размывался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отголоски гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня… (М.Ю.Лермонтов).

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б.Паскаль).

Спасибо за внимание!