Презентация проекта «Жизнь Сергия Радонежского в описании Епифания Премудрого и Бориса Зайцева» Презентацию подготовил обучающийся 8б класса МБОУ гимназии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Полатовская Светлана Юрьевна, Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.Серноводск, Самарской области.
Advertisements

Сергий Радонежский (3 мая сентября 1392)
(в миру Варфоломе́й); 3 мая3 мая 1314 (дата условная) 25 сентября 1392) сентября 1392 монах Русской церкви, основательмонахРусской церкви Троицкого.
Бог есть любовь. Бог-Отец,Бог-Сын, Бог-Дух Святой.
Родители Сергия Радонежского И гумен земли Русской, основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобный Сергий Радонежский р одился в 1314 году в семье.
Биография Сергия Радонежского г. Старый Оскол МБС(К)ОУ «С(К)ОШ23» Учитель Юшина Светлана Николаевна.
« ПУТЬ ПРАВЕДНИЧЕСТВА. ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» Презентация к уроку Автор : Худякова Наталья Аркадьевна, учитель русского языка и литературы ГКООУ.
Много раз мальчик в слезах тайно просил Бога послать ему способности к учению. И его молитва была услышана. Отрок Варфоломей священник Сергий Симаков.
Родился в селе Варницы 5 мая 1314 – Умер в Троице-Сергиевом монастыре 25 сентября 1392.
Родился преподобный Сергий в далёкие от нас времена, в знатной семье у боярина Кирилла и боярыне Марии. Родители назвали его Варфоломеем. Варфоломей не.
Игумен земли Русской Преподобный Сергий Радонежский 2013.
700 лет со дня рождения. Преподобный Сергий Радонежский (1314 – 1393) Художник М. В. Нестеров.
Святой Преподобный Сергий Радонежский Из века в век Твой ясный свет Сияет над Россией. Твой образ Пресвятой Живёт в сердцах людей. Ты открываешь к Истине.
Сергий Радонежский. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 3 мая сентября 1392) монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой.
Сергий Радонежский в истории России, его духовно-нравственный подвиг студенты группы 4304 Вероника Каримова и Ольга Изратова куратор проекта Л.Ю. Буданова.
Выполнила: Пинчук Варя 9Б класс СОШ 2. Родился преподобный Сергий в окрестностях Ростова Великого около 1314 года. При крещении мальчик был назван Варфоломеем.
Автор: Васильева Ольга Сергеевна Учитель ИЗО МОУ «Иншинская ООШ»
Урок литературы в 7 классе по теме: «Идеальный образ святого в «Житии преподобного Сергия Радонежского» Учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей»Лесосибирска.
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Словарная работа (по электронному «Толковому словарю С. Ожегова») ЖИТИЕ, -я, мн. -я, -ий, ср. 1. То же, что.
«Жизнь и подвиги Святого Преподобного Сергия Радонежского» Выполнил: ученик 4 класса Маслов Алексей.
Транксрипт:

Презентация проекта «Жизнь Сергия Радонежского в описании Епифания Премудрого и Бориса Зайцева» Презентацию подготовил обучающийся 8 б класса МБОУ гимназии 9 г.о.Коломна Московской области Столяров Олег. Руководитель Халяпина Л.Н., учитель русского языка и литературы

Проблема Постижение феномена одного из самых удивительных и почитаемых русских святых Постижение феномена одного из самых удивительных и почитаемых русских святых

Актуальность темы В 2014 г. мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В 2014 г. мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. По слову русского историка В.О.Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое...» Читая о преподобном Сергии, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка.

Из века в век Твой ясный свет Твой ясный свет Сияет над Россией. Сияет над Россией. Твой образ Пресвятой Твой образ Пресвятой Живёт в сердцах людей. Живёт в сердцах людей. Ты открываешь к Истине пути Ты открываешь к Истине пути И воскрешаешь силы, И воскрешаешь силы, Даруя Миру Свет Даруя Миру Свет Любви и радости своей. Любви и радости своей. Цель исследования Постижение через образ Преподобного Сергия мира духовного вечного и непреходящего. «Присмотримся же к его жизни».

Задачи Выяснить, почему Сергий Радонежский – один из самых почитаемых на Руси; Выяснить, почему Сергий Радонежский – один из самых почитаемых на Руси; изучить и сопоставить произведения Епифания Премудрого и Бориса Зайцева о Сергии Радонежском; изучить и сопоставить произведения Епифания Премудрого и Бориса Зайцева о Сергии Радонежском; понять позицию двух разных авторов, отразивших явление Сергия Радонежского с временным интервалом более пятисот лет. понять позицию двух разных авторов, отразивших явление Сергия Радонежского с временным интервалом более пятисот лет.

Этапы работы над проектом 1. Организационный 1. Организационный Изучение критической литературы по данной проблеме Изучение критической литературы по данной проблеме Разработка плана исследования Разработка плана исследования

Этапы работы над проектом 2. Сбор информации по теме исследования Сбор информации по теме исследования в библиотеке, на Интернет-ресурсах. Сбор информации по теме исследования в библиотеке, на Интернет-ресурсах. Обработка информации Обработка информации

Этапы работы над проектом 3. Практический Выступление по теме исследовательской работы на уроке внеклассного чтения Выступление по теме исследовательской работы на уроке внеклассного чтения Создание презентации по данной теме Создание презентации по данной теме Публикация материалов по данной теме в сети Интернет Публикация материалов по данной теме в сети Интернет

Сергий Радонежский (3 мая сентября 1392)

Игумен Земли Русской так называли преподобного отца Сергия за вклад, который внёс он в духовную жизнь Руси

ХIV век. Русь. Ростовское княжество Первый советчик при князе – боярин Кирилл Иванович Иванчин и жена его Мария. Первый советчик при князе – боярин Кирилл Иванович Иванчин и жена его Мария. У них было 3 сына. Средний из них- Варфоломей.У них было 3 сына. Средний из них- Варфоломей. Ему 7 лет. Стройный он, сильный, хоть и худощавый. На братьев не похож. Всё уединяется, либо работает, либо молится, горячо молится.Ему 7 лет. Стройный он, сильный, хоть и худощавый. На братьев не похож. Всё уединяется, либо работает, либо молится, горячо молится. Мяса не кушает, ни мёда, ни сластей. А по средам, пятницам и в канун великих праздников только и ест, что хлебушко с водой.Мяса не кушает, ни мёда, ни сластей. А по средам, пятницам и в канун великих праздников только и ест, что хлебушко с водой.

Писатели о Сергии Радонежском Жизнь Сергия Радонежского хорошо раскрыта в повести Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» и в «Житии Сергия Радонежского» Епифания Премудрого

Эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем в «Житии Сергия Радонежского» Епифания Премудрого и повести Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»

«Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого «Житие...», прежде всего, позволяет уловить и передать «общий некий дух» обстановки, о которой идет речь, атмосферу древности и особой святости в связи с личностью Сергия Радонежского.

Стиль описания Епифания Премудрого Особенный оттенок, отличающий этот эпизод, лежит на ребенке с самого раннего детства. Название главы жития («Весна») отражает ключевое место рассматриваемого эпизода и направленность его представления Епифанием: «О том, как от Бога было дано ему уразуметь грамоту, а не людей». Автор подчеркивает главное: предначертанность происшедшего, присутствие Божьего промысла. Особенный оттенок, отличающий этот эпизод, лежит на ребенке с самого раннего детства. Название главы жития («Весна») отражает ключевое место рассматриваемого эпизода и направленность его представления Епифанием: «О том, как от Бога было дано ему уразуметь грамоту, а не людей». Автор подчеркивает главное: предначертанность происшедшего, присутствие Божьего промысла. Та же мысль прослеживается и в начале главы, где определяется ее тема: «Скажем же о том, как, благодаря Божественному откровению, научился он грамоте». Та же мысль прослеживается и в начале главы, где определяется ее тема: «Скажем же о том, как, благодаря Божественному откровению, научился он грамоте».

Эпизод встречи Варфоломея со старцем выделен словом однажды, типичным для локализации определенного момента в повествовании. В то же время здесь Епифаний Премудрый подчеркивает значительность происходящего: за бытовой ситуацией («отец послал его искать лошадей») развертывается образная аналогия с ветхозаветным Саулом, который «важнее обычных дел дело нашел» и, посланный отцом искать осла, «увидел святого пророка Самуила, которым был помазан на царство». Епифаний подчеркивает подобие соотношением однотипных конструкций, связанных между собой союзом так и: «Так и блаженный отрок важнее дел обычных дело нашел».

Изображение беседы старца с мальчиком в «Житии...» основано на последовательном представлении слов того и другого, причем характер речи обоих отражает традиции церковно- культовых текстов : это проявляется и в лексике, и в самом строе речи, в активной опоре на церковнославянские формулы: чадо, скорбит душа, святой отче, аминь, просфора, знамение благодати Важней, Святое Писание ; используется приём контраста, активно представленный в культовой литературе: «Хотя и малым кажется то, что я даю, но велика сладость вкушения этого».Изображение беседы старца с мальчиком в «Житии...» основано на последовательном представлении слов того и другого, причем характер речи обоих отражает традиции церковно- культовых текстов : это проявляется и в лексике, и в самом строе речи, в активной опоре на церковнославянские формулы: чадо, скорбит душа, святой отче, аминь, просфора, знамение благодати Важней, Святое Писание ; используется приём контраста, активно представленный в культовой литературе: «Хотя и малым кажется то, что я даю, но велика сладость вкушения этого».

Таким образом, всеми средствами повествователь заостряет внимание на чудесном явлении отроку Варфоломею, на предопределенности происшедшего с ним, на Божественном откровении ему :Таким образом, всеми средствами повествователь заостряет внимание на чудесном явлении отроку Варфоломею, на предопределенности происшедшего с ним, на Божественном откровении ему : «И сбылось пророчество премудрого «И сбылось пророчество премудрого пророка Иеремии, говорящего: «Так пророка Иеремии, говорящего: «Так говорит Господь: "Вот я дал слова мои говорит Господь: "Вот я дал слова мои в уста твои"». в уста твои"». Автор «Жития...» не рассуждает он призван повествовать о великом, чудесном,Автор «Жития...» не рассуждает он призван повествовать о великом, чудесном, непостижимом этому повествованию служит весь строй текста. непостижимом этому повествованию служит весь строй текста.

Стиль описания Б. Зайцева Обратим внимание на то, что Б. Зайцев, в отличие от Епифания Премудрого, очень коротко, «своими словами» передает дальнейшие события: приём старца в доме родителей Варфоломея, предсказание о высоком предназначении отрока;Обратим внимание на то, что Б. Зайцев, в отличие от Епифания Премудрого, очень коротко, «своими словами» передает дальнейшие события: приём старца в доме родителей Варфоломея, предсказание о высоком предназначении отрока; к отношениям с родными он переходит лишь после пространного рассуждения о глубинных особенностях, отличающих будущего Сергия Радонежского, и опять-таки обращается ради рассуждений о послушливости Варфоломея как проявлении его гармоничной натуры, которой чужды экстаз, юродство. к отношениям с родными он переходит лишь после пространного рассуждения о глубинных особенностях, отличающих будущего Сергия Радонежского, и опять-таки обращается ради рассуждений о послушливости Варфоломея как проявлении его гармоничной натуры, которой чужды экстаз, юродство.

Епифаний же подчеркивает связь будущего святого с благочестивыми родителями, подробно изображая в их изложении чудеса, происшедшие с сыном в младенчестве, приводя слова старца об этом: «О блаженная чета! О прекрасные супруги, ставшие родителями такого ребенка!»; наконец, соотнося кротость и послушливость Варфоломея по отношению к родителям с заповедью Святого Писания, которой и завершается глава: «Чти отца своего и мать и будешь долголетен на земле».Епифаний же подчеркивает связь будущего святого с благочестивыми родителями, подробно изображая в их изложении чудеса, происшедшие с сыном в младенчестве, приводя слова старца об этом: «О блаженная чета! О прекрасные супруги, ставшие родителями такого ребенка!»; наконец, соотнося кротость и послушливость Варфоломея по отношению к родителям с заповедью Святого Писания, которой и завершается глава: «Чти отца своего и мать и будешь долголетен на земле».

Б. Зайцев, опираясь на житие как пратекст, пытается обнаружить истоки характера Сергия Радонежского в нём самом, выявить диалектику его неповторимого образа. Эпизод встречи со старцем подается Епифанием Премудрым как факт из жизни святого.Б. Зайцев, опираясь на житие как пратекст, пытается обнаружить истоки характера Сергия Радонежского в нём самом, выявить диалектику его неповторимого образа. Эпизод встречи со старцем подается Епифанием Премудрым как факт из жизни святого. У Бориса Зайцева этот эпизод основа размышления о таинственной внутренней духовной силе самого скромного и смиренного из русских святых. У Бориса Зайцева этот эпизод основа размышления о таинственной внутренней духовной силе самого скромного и смиренного из русских святых.

Сергий –строитель Основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы.

В монастыре С радостью принимал всех Преподобный Сергий, дозволяя строить здесь же кельи. Двенадцать братьев, подобно двенадцати Апостолам, собралось первоначально вокруг Преподобного Сергия, и это число долго оставалось неизменным: убывал один, на его место тут же приходил другой. Когда построено было двенадцать келий, Преподобный обнес их высоким деревянным тыном от зверей. Густой лес окружал обитель со всех сторон, вековые деревья стояли над самыми кельями, широко осеняя их и шумя своей листвой.С радостью принимал всех Преподобный Сергий, дозволяя строить здесь же кельи. Двенадцать братьев, подобно двенадцати Апостолам, собралось первоначально вокруг Преподобного Сергия, и это число долго оставалось неизменным: убывал один, на его место тут же приходил другой. Когда построено было двенадцать келий, Преподобный обнес их высоким деревянным тыном от зверей. Густой лес окружал обитель со всех сторон, вековые деревья стояли над самыми кельями, широко осеняя их и шумя своей листвой. Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды постнической жизни совершал.Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды постнической жизни совершал.

Благословение на поход против Мамая Дмитрий Донской «великую веру имел в старца», считая, что Сергий дар пророчества имеет. Дмитрий Донской «великую веру имел в старца», считая, что Сергий дар пророчества имеет. Святой князя «молитвой вооружил» и уверил в победе Дмитрия и войска русского: «Сумеешь, господине, победить супостатов своих, как и подобает тебе». Святой князя «молитвой вооружил» и уверил в победе Дмитрия и войска русского: «Сумеешь, господине, победить супостатов своих, как и подобает тебе».

Кончина Славный своими высокими, чрезвычайными подвигами благочестивого уединения Славный своими высокими, чрезвычайными подвигами благочестивого уединения и дарами прозрения и чудотворений, преподобный Сергий за шесть месяцев провидел свой уход на вечный покой, и преставился в 1392 году, 25 сентября, и дарами прозрения и чудотворений, преподобный Сергий за шесть месяцев провидел свой уход на вечный покой, и преставился в 1392 году, 25 сентября, жил 78 лет. жил 78 лет. Уж шесть столетий вереницей В обитель Сергия идут И пред святой его гробницей Поклоны ревностно кладут. И преподобный выручает Из всех напастей и невзгод. Большую радость получает У раки страждущий народ. Игумен Виссарион (Остапенко) Игумен Виссарион (Остапенко)

Открыто людям Божье Слово. Окончен путь земной Святого, И Преподобный в вечной жизни О нашей молится Отчизне. Угодника нетленно тело - Живет его святое дело. Он всем нам показал дорогу, Которая приводит к Богу. Памятник св. пр. Сергию Радонежскому

Результаты Выяснил при прочтении произведений, почему Сергий Радонежский – один из самых почитаемых на Руси; проанализировал произведения Епифания Премудрого и Бориса Зайцева о Сергии Радонежском, понял позицию двух разных авторов, отразивших явление Сергия Радонежского с временным интервалом более пятисот лет.

Результаты По данной теме выступил на уроке внеклассного чтения Материалы исследования опубликовал на сайте Про Школу.ру / /

Итог сравнительного анализа В житийной традиции Епифания отражается представление о единстве рода и глубине благочестивых корней как условии Божественной избранности одного из целого рода. Род, родители, рождение ключевые образы в отражении условий добродетельной жизни. В таком случае очевидно, что глава «Жития...», начатая, казалось бы, в продолжение предшествующего высказывания, обнаруживает особую цельность: мотив связи героя с земными родителями и Отцом Небесным выступает в ней стержневым. В житийной традиции Епифания отражается представление о единстве рода и глубине благочестивых корней как условии Божественной избранности одного из целого рода. Род, родители, рождение ключевые образы в отражении условий добродетельной жизни. В таком случае очевидно, что глава «Жития...», начатая, казалось бы, в продолжение предшествующего высказывания, обнаруживает особую цельность: мотив связи героя с земными родителями и Отцом Небесным выступает в ней стержневым. Повествователь в «Житии...» свидетельствует о чудесах и знамениях как необходимейших фактах для обрисовки святого. Повествователь в «Житии...» свидетельствует о чудесах и знамениях как необходимейших фактах для обрисовки святого.

Итог сравнительного анализа Размышляющий автор в повести Б. Зайцева, опираясь на житие как пратекст, пытается обнаружить истоки характера Сергия Радонежского в нём самом, выявить диалектику его неповторимого образа. Эпизод встречи со старцем у Бориса Зайцева основа размышления о таинственной внутренней духовной силе самого скромного и смиренного из русских святых. Размышляющий автор в повести Б. Зайцева, опираясь на житие как пратекст, пытается обнаружить истоки характера Сергия Радонежского в нём самом, выявить диалектику его неповторимого образа. Эпизод встречи со старцем у Бориса Зайцева основа размышления о таинственной внутренней духовной силе самого скромного и смиренного из русских святых.

Информационные ресурсы Лагутов В. О некоторых мотивах жанра исторической баллады // Вопросы теории и истории литературы. Труды Самаркандского гос. ун­та. Новая серия, Вып Самарканд. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.,1987. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Саратов, Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. 8 класс. М.: Московский Лицей, 2004 Томашевский Б.В. Историзм Пушкина//Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. М., Томашевский Б.В. Строфика Пушкина//Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. М., E5%E6%F1%EA%E8%E9http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%F0%E3%E8%E9_%D0%E0%E4%EE%ED% E5%E6%F1%EA%E8%E9 region/4317/v_yaroslavskoj_oblasti_gotovyatsyak_prazdnovaniyu_700- letiya_so_dnya_rozhdeniya_prepodobnogo_sergiya_radonezhskogo_.htmhttp:// region/4317/v_yaroslavskoj_oblasti_gotovyatsyak_prazdnovaniyu_700- letiya_so_dnya_rozhdeniya_prepodobnogo_sergiya_radonezhskogo_.htm