Цель: раскрыть смысл названия повести, выработать навыки анализа образа литературного героя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Advertisements

Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
Подготовка к сочинению Примерные темы сочинений: 1) Становление личности Петра Гринева. 2) Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». 3) «Береги честь.
Презентация к уроку (литература, 8 класс) по теме: А.С.Пушкин. "Капитанская дочка"
Литературная игра по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы МОУ Степановской СОШ Стучкова Л.А.
Белогорская крепость в жизни Петра Гринева. Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для учащихся 8 класса на тему: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 11» Захарьева.
Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Подготовка к написанию сочинения по повести А.С.Пушкина.
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина Критерий сравненияГринёвШвабрин 1.Отношение к семейству капитана Миронова 2.Поведение на поединке 3.Поведение.
«Маша Миронова. Нравственная красота героини А.С.Пушкина»
Эпиграф к уроку: ««Капитанская дочка» - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие.
«Маша Миронова. Нравственная красота героини А.С.Пушкина» Подготовила учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней 1 отдела.
Образ Маши Мироновой в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Автор: Судакова Мария Владимировна, Автор: Судакова Мария Владимировна, уч-ца 9Б класса.
Анализ эпизода – это путь постижения смысла целого произведения через его фрагмент.
Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Учитель русского языка и литературы Мартынова Е.М. МБОУ Татищевская СОШ.
Презентацию подготовил ученик 8 «Б» класса Сидоров Иван.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Развитие характера главного героя. Гринёв в Белогорской крепости. 2-й урок.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Главы 8–9. Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачёва. Взаимоотношения Гринёва и Пугачёва Урок 6.
Вечные проблемы в произведении «Капитанская дочка» Чулкова Ольга 8 а.
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дидро Д.
Транксрипт:

Цель: раскрыть смысл названия повести, выработать навыки анализа образа литературного героя.

Есть что-то в ней, что красоты прекрасней, Что говорит не с чувствами – с душой; Есть что-то в ней над сердцем самовластней Земной любви и прелести земной. Как сладкое душе воспоминанье, Как милый свет родной звезды твоей, Какое-то влечёт очарованье К её ногам и под защиту к ней. Когда ты с ней, мечты твоей неясной Неясною владычицей она: Не мыслишь ты – и только лишь Прекрасной Присутствием душа твоя полна. Бредёшь ли ты дорогою возвратной, С ней разлучать, в пустынный угол твой – Ты полон весь мечтою необъятной, Ты полон весь таинственной тоской.

Творчество А.С.Пушкина сопровождает нас всю нашу жизнь. Вначале это сказки, потом стихи о природе. Став чуть взрослее, мы повторяем, как молитву, «Я помню чудное мгновенье…», а ещё повзрослев, переживаем все превратности судьбы вместе с Владимиром Дубровским из одноимённой повести, с полковником Бутурлиным из «Метели», Петром Гринёвым из «Капитанской дочки». Но вместе с этими героями мы восхищаемся и женскими образами. В разных произведениях они разные. Однако есть черты, которыми Пушкин наделяет всех героинь. Это простота, которой чужды вычурность и манерность, доброта, честность, преданность, долг. Такова Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». Даже выйдя замуж за нелюбимого ею человека, она не хочет изменять ему, ведь она «другому отдана и будет век ему верна». Такова героиня повести «Дубровский» Маша Троекурова. Для неё честь превыше всего. Имея возможность уйти от князя Верейского, ставшего её мужем, Маша предпочитает остаться с ним, а не с Дубровским. Вообще героини Пушкина очень трогательны, и если они любят, то любят беззаветно. Такова Лиза Муромская из «Барышни-крестьянки». Ненависть её отца не повлияла на Лизу, и она искренне полюбила сына обидчика Алексея Берестова.

Ни в одном произведении А.С.Пушкина мы не встречаем пустую красавицу, у которой кроме внешности нет ничего. Его героини – это всегда личности, наделённые лучшими человеческими качествами. Наверное, А.С.Пушкин стремился выразить в них свой идеал женщины. И, как мне кажется, ему это удалось. Его героини современны и сейчас. Ведь и сейчас ценятся женская гордость, верность, преданность, доброта и честь.

«Дубровский», Маша Троекурова. «Капитанская дочка», Маша Миронова. «Бахчисарайский фонтан», Мария «Полтава», Мария, дочь Кочубея. «Выстрел», графиня Мария Б. «Метель», Марья Гавриловна Р.

«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».

«Нет, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья. Покоримся воле божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою; а я за вас обоих…»

«Я вошёл в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота».

Расскажите о том впечатлении, какое произвела Маша на Петра Гринёва при первой встрече (подробный пересказ от лица героя). Как этот эпизод характеризует героиню повести?

Беззаботность, безнравственность, безрассудность, верность, преданность, надёжность, заботливость, высокомерие, деликатность, добродетельность, нравственность, искренность, искусственность, коварство, смущение, приветливость, мягкость, нежность, лицемерие, манерность, меркантильность, язвительность, обаяние, отзывчивость, покорность, гордость, стыдливость, жертвенность, скромность, робость

Сжатый пересказ от лица Швабрина, по какой причине произошла ссора Швабрина с Гринёвым. Почему Швабрин чернит в глазах Гринёва Машу Миронову? Маша отказала Швабрину, почему? Как этот эпизод, в котором, казалось бы, Маша не присутствует, может охарактеризовать её?

Маша Миронова - человек, соблюдающий нравственные принципы, добродетельный.

Каким образом Пугачёв принял участие в судьбе Маши. Найдите этот эпизод в повести и зачитайте его выразительно. (Гл.7). Этот эпизод характеризует Машу как…

Ещё один эпизод является важным в раскрытии образа главной героини. Это чтение письма отца Петра Андреевича. Найдите этот эпизод и зачитайте в лицах. Как этот эпизод характеризует героиню?

Беззаботность, безнравственность, безрассудность, верность, преданность, надёжность, заботливость, высокомерие, деликатность, добродетельность, нравственность, искренность, искусственность, коварство, смущение, приветливость, мягкость, нежность, лицемерие, манерность, меркантильность, язвительность, обаяние, отзывчивость, покорность, гордость, стыдливость, жертвенность, скромность, робость

Пётр Гринёв Емельян Пугачёв Родители Гринёва Швабрин Екатерина

Пётр Гринёв Емельян Пугачёв Родители Гринёва Швабрин Екатерина II Маша Миронова

«Милостивая государыня, матушка императрица! Обращается к Вашей милости дочь капитана Белогорской крепости Миронова Мария Ивановна. Обращаюсь к Вам с просьбой. Прошу я за дворянина, которого держат ныне в остроге, Петра Андреевича Гринёва. Винят его во многих преступлениях, но он ни в чём не провинился. А попал он к злодею Пугачёву только ради меня. Когда матушка и батюшка мои погибли, не к кому мне было обратиться, кроме Петра Андреевича. Единственный мой заступник он был. Если бы Пётр Андреевич не приехал за мной в захваченную злодеем Пугачёвым Белогорскую крепость, то я точно бы погибла. Прошу Вас, государыня, разобраться в этом деле и не наказывать невинного человека, а если и нужно кого наказать, то уж лучше меня. Раба Ваша, Миронова Мария Ивановна ».

Что подтверждает это письмо? Как автор относится к Маше? Посредством чего Пушкин выражает своё отношение к героине?

Маша – своеобразный нравственный эталон в повести. Она являет собой воплощение лучших человеческих качеств: терпимости, доброты, любви, милосердия.

Найти в повести описание метели в главе «Вожатый» и подготовить его художественный пересказ. Найти в тексте повести отношение Пушкина к народному восстанию. Положительные и отрицательные поступки Пугачёва на страницах повести. Как они характеризуют героя? (Индивидуальное задание)