Учитель физики МОУ «СОШ 2 г. Ершова Саратовской области» Филиппова Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личностно ориентированное обучение Цель: -Создание условий для обеспечения учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей.
Advertisements

Виды заданий для развития индивидуальной личности 1 блок Задания на создание возможностей самопознания 2 блок Задания на создание возможностей для самоопределения.
Информационно- коммуникационные технологии Технологии развития критического мышления Личностно – ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве.
Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
Личностно-ориентированная технология. В центре внимания –уникальная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, способная.
Личностно ориентированная модель образования Учитель МОУ СОШ 1 Шмальц С.И.
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
В ЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ : «О СОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА » Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
Признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого ученика. Каждый обучающийся, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Е.Н. Степанов, профессор Псковского областного ИПКРО.
Критерии анализа урока при личностно ориентированном обучении.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Дидактическое сопровождение и структура занятий с детьми дошкольного возраста.
Транксрипт:

учитель физики МОУ «СОШ 2 г. Ершова Саратовской области» Филиппова Е.В.

Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия, происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ребёнка. Личностно-ориентированный урок - это создание учителем благожелательной творческой атмосферы, постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Работа с субъектным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) всё, что сообщает учитель. Важной особенностью личностно-ориентированного урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом. Для этого нужны индивидуальные карточки-задания (иллюстративный, раздаточный материал).

Классификация таких карточек-заданий, гибкое их использование на уроке требуют, конечно, дополнительных усилий со стороны педагога, но без этого урок не станет личностно - ориентированным в подлинном смысле этого слова. Работа с субъектным опытом на уроке требует особых форм взаимодействия ученика с учителем. Он должен учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально-волевые, мотивационно - потребностные особенности каждого ученика, особенно старших классов. На личностно-ориентированном уроке учитель должен принять на себя роль координатора, организатора диалога, полилога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ребёнка. Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Профессиональный позиции - Опора на субъективный опыт - Знание психофизических особенностей - В роли равноправных партнёров

Методологические основы организации личностно-ориентированного урока Традиционный урок Личностно- ориентированный урок 1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта 2. Определяет учебные задания, форму работы де­тей и демонстрирует им образец правильного вы­ полнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий 3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла­совать с ними подбор и организацию учебного материала 4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком 5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность 6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки 7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по­ведения и контролировать их соблюдение 8. Разрешает возникающие конфликты между деть­ ми: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Методические основы построения личностно ориентированного урока Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения необходимо различать следующие понятия:Разноуровневый подход ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.Дифференцированный подход выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.Индивидуальный подход распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.Субъектно-личностный подход отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

Экспертная оценка личностно-ориентированного урока Так должно быть Так быть не должно I МЕТОДИКА Адекватность использования элементов различных педагогических технологий для психологических групп учеников: развивающего обучения; метода проектов; блочно-модульного обучения; педагогических мастерских; личностно-ориентированного На уроке используются педагогические технологии без учета типологической дифференциации учеников Наличие заданий творческого уровня Задания направлены на уровень узнавания, припоминания и воспроизведения Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих проявлять творческую самостоятельность при выборе способов решения учебных задач Все ученики класса выполняют учебные задания по жесткой схеме, предложенной учителем

Так должно быть Так быть не должно I МЕТОДИКА (продолжение) Использование дидактического материала с учетом психологических особенностей восприятия учебного материала Учитель воздействует на один канал восприятия, не учитывая индивидуальную модальность Аргументированная оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения Оценка деятельности ученика по конечному результату без комментария Домашнее задание имеет разнообразные формы и объем с учетом типологических групп учеников Домашнее задание едино для всех учеников Экспертная оценка личностно-ориентированного урока (продолжение)

Так должно быть Так быть не должно II. Мотивационный аспект На уроке создается эмоционально- положительное отношение к изучаемому предмету Учащиеся испытывают психологический дискомфорт на уроке Поощряется выполнение заданий повышенной сложности Ученикам предъявляются заниженные требования к уровню решаемых задач Высокая познавательная активность на уроке Познавательная мотивация не сформирована Экспертная оценка личностно-ориентированного урока (продолжение)

Так должно быть Так быть не должно III. Учебная деятельность ученика Определены критерии оценки учебной деятельности учащихся: Критерии учебной деятельности неопределенны осознанное целеполагание; индивидуальная постановка учебной задачи; высокий уровень самоконтроля; развитый рефлексивный анализ Ученики самостоятельно не формулируют цель учебной работы Учебная задача формулируется учителем Деятельность учеников контролирует учитель Самоанализ не поощряется

Характерные особенности урока при использовании педагогом личностно-ориентированного подхода ЦЕЛИ: - Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и "окультуривания" их субъектного опыта. - Оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов. - Содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: принцип самоактуализации; принцип индивидуальности; принцип субъективности; принцип выбора; принцип творчества и успеха; принцип веры, доверия и поддержки.

Организация учебного занятия предполагает: 1) применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка; 2) проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей учащихся; 3) использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога; 4) создание для учащихся ситуации успеха; 5) проявление доверия и толерантности (терпимости) в учебных взаимодействиях; 6) стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения; 7) избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке; 8) использование учащимися следующих речевых оборотов: "я полагаю, что…", "мне кажется, что…", "по моему мнению…", "я думаю…" и т. д.

Приоритетное значение в оценочно-аналитическом компоненте урока имеет анализ и оценка таких аспектов, как: · обогащённость субъектного опыта ребёнка культурными образцами человеческого опыта; · сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания; · проявление самостоятельности, инициативы и индивидуальности учащихся, его творческих способностей. Рациональное применение методов обучения на уроке. Методы обучения на уроке должны соответствовать: - задачам урока, - характеру и содержанию учебного материала, - уровню знаний, умений и навыков, - материальному обеспечению урока, - личностным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства, - индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся, - бюджету времени.

I. Задания на создание возможностей самопознания (позиция учителя в обращении к школьникам "Узнай себя!") - содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной учебной работы (по заданному плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки); - анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач, образности, личности плана сочинения последовательности действий в лабораторной работе и пр.); - оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности ("умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовать и корректировать свои учебные действия, организовать и оценивать результаты"); - анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативность, учебной изобретательности и пр.); - включение в урок или в домашние задания диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (как средства для выбора способа, плана выполнения учебного задания); - "зеркальные задания" – обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже, задаваемом учителем содержанием или внесенными в урок диагностическими и квазидиагностическими моделями ("прикинуть" на себя).

II. Задания на создание возможностей для самоопределения ("Выбирай себя") - аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов и т.д.); выбор заданий различной качественной направленности (креативности, теоретичности-практичности, аналитической – синтезирующей направленности); - задания, предлагающие выбор уровня учебной работы (ориентация на учебный балл); - задания с аргументированным выбором способа учебной работы (характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания); - выбор форм отчетности учебной работы (письменный, устный отчет, досрочный, в намеченные сроки, с опозданием); - выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – "работа порциями" и пр.); - задания на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической (а может быть идеологической) позиции в рамках представленного учебного материала; - задания на определение самим школьником своей зоны ближайшего развития.

III. Задания на "включение" самореализации ("Проявляй себя!"): - требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов, сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за репродуктивный уровень); - требующие творчества в способе учебной работы (переработка в схемы, опорные конспекты: самостоятельная – не по образцу – постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.); - задания, создающие возможность проявить себя в ролях: оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор и пр.); - выбор различных "жанров" заданий (научный отчет, художественный текст, изоиллюстрации, инсценировка и т.д.); - задания, предлагающие реализацию себя в персонажах литературного произведения, в маске, в игровой роли (специалиста, исторического или современного деятеля, как элемента изучаемого процесса); - проекты, в ходе выполнения которых учебное содержание реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности.

IV. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников ("Твори совместно"): - совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: "мозговой штурм", театрализация, интеллектуальные командные игры; - "обычные" творческие задания – без распределения ролей в группе и без особенностей технологии или формы (совместное, в парах - сочинение, лабораторная работа, составление сравнительной хронологии); - творческие совместные задания со специальным распределением учебно- организационных ролей, позиций в группе: руководитель, "лаборант", "оформитель", эксперт-контролер ( оценивается вклад в общий результат); - творческие игровые совместные задания – деловые игры, театрализация (взаимозависимость общих и индивидуальных проявлений); - задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (опыты, интервью с взаимной фиксацией уровня овладения этим умением); - совместный анализ результата и процесса учебной работы, содержательная оценка степени освоения учебного материала; - задания, предполагаемые взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы (план осуществления индивидуальной лабораторной работы с последующим самостоятельным, индивидуальным ее осуществлением; - стимулирование, мотивирование творческой работы оцениванием учителя, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты (акцентируя внимание на идеи взаимного развития).

V. Задания и группа приемов организации учебной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать ("Меняй себя ради себя!"): - задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (дома решить задачу или другую учебную работу); - проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание); - после серии решения тренировочных заданий по выбору на основе заданных учителем критериев, оценить каждому учащемуся свою работу, обращая внимание на динамику оценок; - задания на проработку своих учебных перспектив (планирование результатов учебной работы в четверти и в году или построение индивидуального плана учебной работы: планирование количества, форм, сроков, уровней учебных заданий и пр.); - субъективно трудные задания или сложные учебные ситуации, интерпретируемые учителем как акты саморазвития, самосовершенствования (доклад без оценки); - широкий спектр заданий на выбор, требующих проявления терпения, творчества, практичности, умения взаимодействовать, с предложением школьникам выбрать задания в соответствии со своим идеалом, образом желаемого себе (эти задания также безоценочные);

Основные идеи педагогического сотрудничества : 1) Отношение к ученикам. Равные, паритетные отношения субъектов учебно-познавательной деятельности; 2) Учение без принуждения. Чувство успеха, снятие страха у учащихся на уроке порождает чувство уверенности, интереса к учению, создает условия для творчества в процессе обучения; 3) Идея трудной цели. Обучение проводится на высоком уровне сложности, и успех в достижении цели урока определяется верой в интеллектуальные силы ученика, как со стороны педагога, так и одноклассников, его уверенности в себе; 4) Идея свободного выбора. Это первый шаг в развитии каждого ученика, требующий создания благоприятных условий для расцвета личности в процессе обучения; 5) Идея опережения. Работа не только в "зоне актуального", но и "ближайшего развития" ребенка; 6) Идея крупных блоков. Сведение разбитой на параграфы темы в крупные "пласты" знаний позволяет при резком снижении нагрузки на ученика увеличить объем изучаемого материала; 7) Идея соответствующей формы. (Пример, Шаталов В.Ф. – опорные листы не допускают ни одного лишнего слова); 8) Идея самоанализа. (Рефлексия, обучание детей индивидуальному и коллективному самоанализу); 9) Интеллектуальный фон класса. Стремление к знаниям создает среду, в которой радостно учиться (термин В.А.Сухомлинского), несмотря на высокий накал умственного напряжения; 10) Личностный подход. На уроке каждый ощущает себя личностью, он чувствует внимание к его успехам, которое окрыляет каждого школьника. Процесс обучения сопровождается положительными эмоциями: радость нового знания и достижения. Процесс педагогического сотрудничества позволяет глубже и увереннее проложить дорогу своей мысли в поле восприятия другого ученика, в результате создания атмосферы доброжелательного внимания, а это верный залог быть услышанным, адекватно понятым.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА - задачей учителя является не только развитие интеллекта ученика, но и контроль за ходом его психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений; - при изучении психических особенностей надо сравнивать ученика не с другими школьниками, а с ним самим по предыдущим результатам, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение в учебно-познавательном процессе; - учитель к каждому ученику должен подходить с оптимистической гипотезой. Это означает, что не правильно анализировать сегодняшний наличный уровень, надо строить прогноз на основе анализа зоны ближайшего развития; - оценочные суждения учителя об ученике должны формулироваться учителем в щадящей форме с опорой на положительные стороны и возможности ребенка. Правильно организованное педагогическое сотрудничество на уроке не должно быть акцентировано на выдачу готовых педагогических шаблонов, но должно поставить школьника в такие условия и ситуации, когда его активность развертывается с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Путеводитель педагогических ошибок при построении сотрудничества Педагогическая ошибкаА вот как надо было! 1. Проблему для обсуждения выдвигает учитель. 1. Создание условий для коллективного обсуждения выдвигаемой проблемы. 2. Отсутствие навыков групповой работы в процессе коллективной деятельности на уроке. 2. Формирование умений и навыков коллективной деятельности. 3. Спонтанно созданная группировка школьников. 3. Оптимальное число школьников в группе- семь, состав группы продуман. 4. На уроке не создана благоприятная атмосфера. 4. Учет психолого-педагогических особенностей данного возраста, времени работы, формы обучения. 5. Коммуникативные трудности. 5. Команда учеников психологически совместима. 6. Быстрое, неосознанное и необдуманное принятие навязанного решения. 6. Максимальная заинтересованность всех участников коллективного обсуждения. 7. Результат работы не нашел практического применения. 7. Практическое востребование решения данной проблемы. 8. Отсутствие рефлексивного анализа.8. Рефлексивный анализ коллективной деятельности.

Огромное значение имеет учитель, который способен: - понять своеобразие ученика; - постичь состояние ученика на уровне сопереживания; - не искать в ученике тождества с самим собой; - осознавать свое несовершенство и стремиться к тому, чтобы его ученик пошел дальше него в процессе познания; - не замыкаться только в своих педагогических задачах и целях; - помогать ученикам обнаруживать их проблемы; - верить в ученика; - внушать эту веру в интеллектуальный успех каждого своего ученика; - стремиться к духовному и интеллектуальному развитию школьников; - видеть в ученике не второстепенное, а главное; - иметь сверхзадачу: побуждать ученика трудиться с предельной интенсивностью; - помогать совершенствовать опыт общения; - не являться конформистом; - открывать классу простор самобытности и творческой самостоятельности; - являться мудрым организатором интеллектуальной свободы ребят; - быть творческой личностью; - любить всех своих учеников; - сотрудничать на паритетных отношениях с детьми.

Памятка: Деятельность учителя на уроке с личностно- ориентированной направленностью Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). Использование проблемных творческих заданий. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Советы идущему на урок Совет первый. Прежде чем намечать круг их (детей) прав и обязанностей, отдай себе отчёт в том, на что ты способен сам… Я. Корчак Урок требует от учителя системы основных профессиональных способностей: организаторских, коммуникативных, дидактических, перцептивных; диагностических и т.д. Чем полнее реализуются способности учителя, тем выше результативность урока.

Советы идущему на урок Совет второй. Задача заключается не в том, чтобы получить какой- то результат, а в том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для развития школьников. Л. В. Занков Определите, зачем вы идёте на урок. Учитель видит и общую перспективную цель: развитие личности ребёнка, продвижение его вперёд (воспитание познавательных потребностей, стимуляция интеллектуальной активности, открытие в ребёнке новых возможностей, формирование мотивов учения и т.д.). Учитель видит и конкретную цель сегодняшнего урока, данной его тема.

Советы идущему на урок Совет третий. Учитель, будь солнцем, изучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти своих учеников, но и в душах и сердцах Ш. А. Амонашвили Помните, ваше рабочее самочувствие на уроке немедленно по механизму заражения передаётся детям. Позаботьтесь о создании и сохранении оптимального эмоционального и волевого состояния. В нём и чувства, связанные с темой урока (дуэль и смерть М. Ю. Лермонтова, революционный характер теории относительности, радость первооткрывателя при освоении новых земель), и расположенность к людям, с которыми предстоит работать. Волевой настрой-это готовность к преодолению трудностей, выдержка, и самообладание. Любое наше состояние, даже удручённое, подавленное, сделаем компонентом, а не помехой мастерства (Е. Н. Ильин).

Советы идущему на урок Совет четвёртый. … На самой верхней грани соприкосновения способностей и эмоций учителя со способностями, силами, и эмоциями… учеников может родиться настоящая, радостная, увлекательная педагогика, действительная духовная общность учителя и его ученика.Духовная общность учителя и учащихся на уроке выражается в психологическом контакте. Он может быть достигнут разными путями: выдержкой, строгостью, силой характера, убеждённостью, требовательностью, справедливостью учителя по отношению к учащимся (нравственно-волевой контакт); эрудицией, логикой и строгостью мышления, доказательностью убеждений и т.д. (интеллектуальный контакт ); пониманием учащихся, расположенностью к ним, чуткостью, тактом, искренностью, естественностью в поведении (эмоциональный контакт). Чем полнее учитель владеет всеми видами психологического контакта, тем больше он проявляет себя как мастер своего дела.

Советы идущему на урок Совет пятый. Не передавайте человеку знания, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него – вот крайний предел педагогики во всех степенях учения. В. Ф. Одоевский Рационально организуйте работу ученика в школе. Помните о необходимости соблюдения психологических законов приёма, сохранения и переработки информации. Совет шестой. Самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать – это дать ему (ребёнку) чувствовать, что у него тоже есть своя особая искра божья. Ш. А. Амонашвили Учитывайте индивидуальность школьника. Каждый из них по-своему воспринимает, запоминает, мыслит. Индивидуальность ребёнка как ученика ярче всего проявляется в особенностях его мышления и в обучаемости в целом.

Советы идущему на урок Совет седьмой. Учение должно быть радостным, трепетным и победным"Я.Корчак Успешность - первое условие формирования положительных мотиваций ученика. На фоне успеха у ребёнка возникают положительные эмоции. Они стимулируют преодоление того, что трудно, но приносит успех. Так закладываются основы трудолюбия. Ставшее устойчивым положительное отношение к урокам - залог последующих успехов. И наоборот, при постоянном неуспехе в учении отрицательные переживания ослабляют активность ученика и порождают уже два препятствия: внутреннее (собственное нежелание) и внешнее (трудность учебного материала). Учение становится бесперспективным. Есть успех – есть желание учиться, - вот формула гуманистической педагогики.

Советы идущему на урок Совет восьмой. Воспитатель, который не скрывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, - переживает вместе с ребёнком много вдохновляющих минут. Я.Корчак Освободите урок от его принудительного и императивного характера. Опирайтесь на гуманистические принципы обучения и воспитания.

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СТАТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ: · будь хозяином своей судьбы · достигни успеха в том, что ты любишь · внеси свой конструктивный вклад в общее дело · строй свои отношения с людьми на доверии · развивай свои творческие способности · культивируй в себе смелость · заботься о своём здоровье · не теряй веру в себя · старайся мыслить позитивно · сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением