Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемФилипп Сытин
Презентация для учителей-логопедов "Организационная сторона деятельности логопункта и ПМПк в ДОУ"
1 Автор : Матвеева Виктория Викторовна, Учитель-логопед МБДОУ д/с 14 «Крепыш» комбинированного вида Щелковского муниципального района Московской области 2013
2 В современной системе дошкольного образования основательно раскрыты научно-методические подходы к разработке задач и содержания логопедической помощи детям дошкольного возраста. Однако вопрос организационной стороны деятельности учителей- логопедов, до сих пор остается открытым как для опытных, так и для начинающих специалистов. Одна из причин – отсутствие единого сборника примерных форм, образцов необходимого практического материала, который смог взять бы на себя разъясняющую функцию.
3 Важную роль в организации работы логопедического пункта имеет создание «Положения о логопедическом пункте». Одним из главных пунктов в этом положении являются- права и обязанности сторон, с которыми знакомят родителей на первом организационном родительском собрании под подпись. При спорных вопросах о деятельности логопункта можно всегда опереться на это положение. На первом педсовете обязательно утверждается приказ о работе логопункта в новом учебном году. В положении о логопункте МДОУ, с которым я знакомим родителей в начале учебного года, начиная со средней группы, я довожу до сведения родителей, в каких случаях возможно отчисление ребенка: - пропуски детского сада более 3 месяцев по неуважительной причине - систематическое невыполнение требований учителя-логопеда
4 При проведении логопедического обследования воспитанников ДОУ важно увидеть динамику развития речи ребенка в течении учебного года. Приведенный ниже листок обследования и динамики речевого развития позволяет это увидеть. Группа дата Состояние артик.пар ата Состояние фонематич. восприятия Состояние звукопроизношения Состояние общей и мелкой моторики Состоя- ние связной речи Условная группа Начало года Конец года
5 По результатам обследования каждый из детей, начиная со средней группы, может быть отнесен к одной из групп. Дети второй младшей группы из-за возрастных особенностей развития речи относятся к подгруппам по несколько другим параметрам: Условные обозначения: 1 гр. – выраженное отставание в речи 2 гр. – значительное отставание в речи 3 гр. – незначительное отставание в речи 4 гр. – развитие речи в пределах допустимой нормы Образец таблицы: Список детей 2 младшей гр. Фамилия, имя ребенка Дата рождения Речевое развитие примечание Начало года Конец года
6 Дети других возрастных групп, не прошедшие ПМПк и ПМПК относятся к следующим группам : 1 группа. Речевое развитие ребенка соответствует возрасту (дефектов звукопроизношения нет, либо дефекты возрастные, фонематическое восприятие не нарушено) 2 группа. Речевое развитие ребенка подлежит динамическому наблюдению ( имеются незначительные дефекты звукопроизношения, находящиеся на грани возрастной нормы, либо звук находится на стадии автоматизации). Такие дети подлежат осмотру и при необходимости переводятся в следующую категорию. 3 группа. Речевое развитие ребенка нуждается в коррекции, имеются дефекты звукопроизношения, не соответствующие возрасту. 4 группа. Дети нуждающиеся в специальных условиях воспитания и обучения ( т.е. в переводе в специальный детский сад).
7 Для детей средней группы таблица по результатам обследования следующая : Фамилия, имя ребенка Дата рожден Логопедическое заключение ПМПК или состояние речевого развития (условная группа) Дата зачисления на логопункт Примечание
8 Список детей подготовительной группы отличается от предыдущих, п.ч. многие дети завершили курс занятий на логопункте. Список детей подготовительной группы: Фамилия, имя ребенка Дата рожд. Логопедичес кое заключение ПМПК Дата зачисления на логопункт Дата отчисления с занятий Примечание Речь N
9 Приведенные выше таблицы по группам целесообразно разложить по папкам: « Журнал обследования речи детей___группы логопункта МБДОУ»которые включают в себя листы обследования и динамики речевого развития Текущая документация логопункта должна быть тоже систематизирована и понятна. Для этого лучше завести специальный журнал «Перспективный план коррекционной работы логопункта». Содержание плана : 1. Задачи коррекционной работы. 2. Схема взаимодействия участников коррекционного процесса. 3. План работы на учебный год. 4. Режим работы учителя-логопеда. 5. Примерное распределение рабочего времени. 6. Нормативные документы: -Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г « Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» Зачисленные на логопункт дети, различных возрастных групп, прошедших ПМПК и ПМПк
10 -«Положение о логопедическом пункте при ДОУ с приложениями» 7. Выписка из протокола ПМПК по отбору детей. 8. Выписка из протокола ПМПК по выпуску детей, зачисленных на логопункт в предыдущем учебном году. 9. Лист учета детей зачисленных на индивидуальные логопедические занятия. 10. Лист учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия. 11. Лист отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий. 12. Лист динамического наблюдения. 13. Дети, нуждающиеся в специальных условиях воспитания и обучения. 14. План работы логопеда на учебный год с родителями.
11 Эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Чтобы родители серьезно относились к развитию речи ребенка, хорошо зарекомендовали себя «Экраны звукопроизношения» которые находятся в «Уголке логопеда» в раздевалке. Существуют случаи, когда логопед приглашает родителей на консультацию по вопросам автоматизации звукопроизношения дома, постоянного невыполнения просьб и требований, а они не приходят. Тогда стоит пригласить письменно, используя следующую форму:
12 Логопункт МБДОУ Приглашение на консультацию Уважаемая_____________________________________________ Приглашаю Вас на консультацию к учителю-логопеду МБДОУ д/с в____с __00 до __00. Довожу до вашего сведения,что ваш ребенок __________________________________________ зачислен на логопункт МБДОУ _____для занятий с логопедом. Согласно п.3.6. « Положения о логопедическом пункте при муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детского сада» где указанно : 1.« Родители обязаны знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. 2. В случае, когда родители систематически ( более 3 месяцев) не обращают внимание на закрепление правильного произношения, не выполняют задания учителя-логопеда, с письменного уведомления ребенок отчисляется с логопункта МБДОУ». Дата_________________
13 Планируя свою работу с родителями необходимо оформить «Журнал консультирования родителей»: датаФ.И. ребенка и родителей (или законных представителей) Тема консультации Рекоменда ции Примечание
14 Бывают случаи когда дети, зачисленные на занятия пропускают детский сад более 3 месяцев по неуважительной причине, систематическое не выполняют требований учителя-логопеда, не прислушиваются к рекомендациям. Учителю-логопеду на логопункте приходится предупреждать таких родителей об отчислении, предлагаю текст, который я использую ниже. Проработав в течении 12 лет на логопункте я столкнулась с родителями, которые не хотят видеть серьезные речевые проблемы, задержку психоречевого развития а иногда и умственную отсталость. Логопед старается, посылает к разным специалистам а родители, ничего делать не хотят. К 6-ти годам, они вдруг понимают, что проблема никуда не ушла и начинают обвинять всех, кроме себя. Чтобы раз и навсегда избежать таких неприятных ситуаций предлагаю всем завести «Журнал исходящей документации логопункта» В него заносятся все выданные направления, а главное результат. Все направления и приглашения даются в 2-х экземплярах под подпись, один образец остается у логопеда.
15 Логопункт МДОУ д/с П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е Ваш ребенок ________________________________________ Зачислен на логопункт МДОУ д/с для занятий с логопедом. Довожу до вашего сведения о нарушении Вами п.3.6. « Положения о логопедическом пункте при муниципальном дошкольном образовательном учреждении детского сада__» где указанно : 1.« Родители обязаны знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. 2. В случае, когда родители систематически ( более 3 месяцев) не обращают внимание на закрепление правильного произношения, не выполняют задания учителя-логопеда, с письменного уведомления ребенок отчисляется с логопункта МДОУ». С предупреждением ознакомлен(а)______________________ Дата_________________
16 Журнал регистрации исходящей документации логопункта МБДОУ дата Исходящий документ Результат
17 Организационная сторона деятельности ПМПк на логопункте в ДОУ На первом педсовете важно утвердить состав ПМПк ДОУ. Заседания ПМПк проводятся один раз в 2 месяца. Совещание может быть также созвано экстренно, в связи с острой конфликтной ситуацией. Этапы реализации комиссии в ДОУ: 1. Индивидуальное обследование ребенка специалистами комиссии. 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. 3. Согласование деятельности специалистов по коррекционно- развивающей работе. 4. Реализация рекомендаций комиссии ( составляется план коррекционных мероприятий) 5. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
18 Для учителя-логопеда важно знать как правильно оформить документацию, которая необходима при любой проверке или аттестации. На первом заседании в учебном году важно протоколом утвердить список детей, направленных на ПМПК района для уточнения речевого заключения и зачисления на коррекционные занятия. Протокол 1. Дети, направленные на ПМПК Щелковского муниципального района – для уточнения речевого заключения и зачисления на коррекционные занятия: Ф.И.О. ребенка Дата рождения Причина направления Нарушение звукопроизношения, ЛГК и связной речи. Для уточнения речевого заключения.
19 На втором заседании ПМПк для учителя-логопеда важно утвердить список детей зачисленных на логопункт и оставленных для дальнейшей коррекционной работы. Протокол 2 включает в себя: 1. Коллегиальное обсуждение, определение образовательного маршрута коррекционной помощи специалистов детям: 2. Обсуждение дальнейшей коррекционной работы на учебный год для детей зачисленных на логопункт и оставленных для дальнейшей работы. Дети,зачисленные на логопункт: Ф.И.О. ребенкагруппа Речевое заключение
20 Дети оставленные для дальнейшей коррекционной работы : Ф.И.О. ребенкагруппа Речевое заключение Последний протокол в учебном году будет выглядеть так: Протокол ___ 1. Коллегиальное обсуждение, определение образовательного маршрута коррекционной помощи детям: 2. Коллегиальное обсуждение дальнейшей коррекционной помощи детям выпущенным с коррекционных занятий на логопункте и оставленных для дальнейшей коррекционной работе. Решение: 1)Направить родителей детей____ на консультацию к 2)Порекомендовать родителям детей____ продолжить коррекционную работу на логопункте школы и наблюдение у врача психиатра.
21 3.Дети, выпущенные с коррекционных занятий логопункта ДОУ в ___учебном году.: Ф.И.О. ребенка Речевое заключение при зачислении на занятия Речевое заключение при отчислении с занятий Примечание 4. Дети, оставленные для дальнейшей коррекционной работы: Ф.И.ребенкагруппа Речевое заключение
22 Представленные выше документы не являются обязательными и утвержденными. Тесная взаимосвязь со всеми участниками коррекционного процесса на заседаниях ПМПк очень помогает в работе. Потому что все в курсе коррекционного процесса, ни один ребенок в группе не остается без внимания. Так как учитель-логопед на логопункте должен знать и видеть всех детей ДОУ, то такая постановка работы является по моему мнению наиболее актуальной и проверенной временем и опытом в собственном ДОУ.
23 ЛИТЕРАТУРА: 1. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., Боровцова Л.А. « Документация учителя-логопеда ДОУ» Издательство «Сфера», 2010 г.. – 65 с. 3. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ /Под ред. Е.А.Каралашвили. – М. 2006
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.