Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНадежда Степурина
1 Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ 2015
2 Нормативные документы: - кодификатор, - спецификация, - демоверсия. Единственное изменение по сравнению с 2014 г. – сквозная нумерация заданий.
3 Часть 1 Было Стало В11 В22 В33 В44 В55 В66 В77 С18 С29 По отрывку из прозаического произведения По стихотворному произведению Было Стало В810 В911 В1012 В1113 В1214 С315 С416 Часть 2 Было Стало С5.1, С5.2, С , 17.2, 17.3
4 Основные затруднения Владение теоретико-литературными понятиями Внешние проявления затруднения: 1) попытка сочинить собственный термин взамен требуемого («безответный вопрос» вместо «риторический вопрос»); 2) подбор «бытового» синонима, заменяющего неосвоенное выпускником понятие («уточнение», «знак», «факт», «комментарий», «пояснение», «объяснение» вместо «деталь»); 3) смешение терминов и понятий («род» / «жанр», «анафора» / «эпифора», «эпос» / «проза», «контраст» / «конфликт»); 4) искажение термина и понятия или замена его на другое, близкое по звучанию («аллегория» или «ассимиляция» вместо «аллитерация», «неологизм» вместо «нигилизм», «ритуальный» вместо «риторический»). Причины затруднений: 1) незнание термина; 2) непонимание роли той «реальности», которая стоит за понятиями, в процессе понимания текста; 3) непонимание «внутренней формы» термина, особенно если этот термин имеет греческий или латинский корень.
5 Основные затруднения Задание 13 (на самостоятельный поиск и идентификацию средств художественной изобразительности в тексте лирического произведения.) Причина затруднений: Согласно методическим рекомендациям – «поверхностность владения теоретико-литературными понятиями». Вопрос: как добиться «глубины» владения этими понятиями? В перечень этих художественных средств могут входить любые элементы кодификатора, необходимые для анализа лирического произведения.
6 Основные затруднения Задание 4 (на установление соответствия) Между персонажами, фигурирующими во фрагменте, и: - фактами их дальнейшей жизни, - присущими им качествами личности, - родом их деятельности, - принадлежащими им высказываниями Причина затруднений: Согласно методическим рекомендациям – «недостаточное знание текстов художественных произведений». Возникает вопрос: где проходит уровень «достаточности» знания текста?
7 Основные затруднения Задание 8 В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер? В романе «Герой нашего времени» Печорин и Вернер были схожи единством мыслей и равнодушием ко всему, кроме самих себя. «Они знали друг о друге всё, что хотели знать».Однако были и различия. Печорин был неспособен к дружбе, у него всегда проявлялась какая- то отчуждённость.
8 Основные затруднения Задание 8 В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер? Сходство между ними заключается в том, что они оба прекрасно образованны и не обделены умственно. Также Печорин и Вернер являются людьми одного круга. Оба одинаково самолюбивы и по любому поводу имеют свою точку зрения. Печорин и его друг имеют отменное чувство юмора. Различие же заключается в том, что Вернер старше Печорина. Кроме того Печорин считается красавцем, а Вернер – наоборот. Несмотря на то, что они принадлежат к одному кругу, Печорин богат, а Вернер беден. Помимо всего прочего, у них разные жизненные цели: Печорин – солдат и его цель – убивать, а цель доктора Вернера – спасать людям жизнь.
9 Основные затруднения Задание 9 (включение анализируемого произведения в литературный контекст) В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером? Между Печориным и Вернером на протяжении всего романа складываются приятельские отношения. Они очень схожи, но в некоторых взглядах они сильно расходятся. Печорина и Вернера можно сопоставить с героями романа Тургенева «Отцы и дети». Евгения Базарова и Андрея Штольца связывают дружеские отношения. Но особенно то, что они рассматривают возвышенное и прекрасное чувство материалистически. Базаров – нигилист и не собирается менять своих убеждений, а Штольц только показывает, что он тоже относится к нигилизму только потому, что он считает это модным. Дружеские отношения также связывают Евгения Онегина и Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин». В этом произведении Евгений Онегин так же, как и Печорин, возвышает себя над другими, тем более над другом, и не хочет ни в чём уступать им.
10 Основные затруднения Задание 9 (включение анализируемого произведения в литературный контекст) В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером? В произведениях отечественной литературы немало героев, связанных приятельскими отношениями: Гринёв и Швабрин в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Аркадий и Базаров (И.С. Тургенев «Отцы и дети»). Наиболее яркое сходство наблюдается между парами Печорин – Вернер (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») и Онегин – Ленский (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»). Печорин считает, что в дружбе «из двух людей всегда один раб другого», он индивидуалист и, подобно Онегину, «не способен к дружбе». Онегин и Ленский «от делать нечего друзья», Евгений не без удовольствия лидирует в этом приятельстве и сам осознаёт это. Психологически и мировоззренчески Вернер даже ближе Печорину, чем Ленский Онегину.
11 Основные затруднения Задание 15 Как в стихотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски…» раскрывается традиционная для лирики М.Ю. Лермонтова тема одиночества? В произведении М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски» идёт повествование того, как лирический герой влюбляется в девушку. Образ этой девушки создают такие эпитеты, как «пленительные глазки», «лукавые уста». Но лирический герой с сожалением осознаёт, что ему никогда не быть со своей избранницей. Поэтому он воссоздаёт её образ в своих мыслях, мечтах. И эта самая разница между реальностью и мечтой создаёт ощущение одиночества, свойственное лирике Лермонтова.
12 Основные затруднения Задание 15 Как в стихотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски…» раскрывается традиционная для лирики М.Ю. Лермонтова тема одиночества? Тема одиночества основная в творчестве Лермонтова. Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски» относится к позднему периоду, оно проникнуто трагизмом человека. Одинокому лирическому герою не хватает любви, он несчастен. И лишь воображение даёт ему возможность создать прекрасный образ. В своих воспоминаниях он хранит тот голос, те глаза, ту улыбку и сравнивает созданный им в мыслях образ с мечтой. С помощью таких средств выразительности, как эпитеты («пленительные, «лукавые»), метафоры («виденье ношу в душе»), восклицание во второй строфе («Счастливец!»), поэт передаёт настроение, которым проникнуто стихотворение. Но в четвёртой строфе мы видим, как лирический герой угасает, когда признаёт, что это всего лишь мечта быть вместе, он понимает это – «мы вновь увидимся, как старые друзья».
13 Основные затруднения Задание 16 В каких произведениях русской литературы звучит мотив быстротечности жизни и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»? Мотив быстротечности жизни у русских поэтов не очень востребован, но всё-таки есть ряд произведений, в которых затронута данная тема. В стихотворении «Всё мысль, да мысль!» Е.А. Баратынский, как и Есенин, рассуждает о прожитой жизни, о смерти и, подобно Есенину, находит в душе силы для светлого взгляда на мир. Он понимает, что смерть неизбежна и с этим нужно просто смириться. Стихотворение Н.А. Некрасова «Муза» тоже показывает отношение поэта к неминуемой смерти, в нём рассказан весь жизненный путь поэта: «Не забывала свиристель в моей кроватке муза». Лирический герой хорошо понимает, что жизнь быстротечна, и представляет, чем закончится его жизнь.
14 Основные затруднения Задание 17 Как Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»? В «Войне и мире» Л.Н.Толстой не только рассказывает о жизни вымышленных персонажей из высшего общества, не только описывает реальные исторические события и исторических деятелей, но и выражает своё видение истории. В романе можно найти ответы на множество вопросов, и одним из них является вопрос: «Какая сила управляет всем?» Писатель создал свою философию истории. В ней и нужно искать ответ на поставленный вопрос.
15 Основные затруднения Задание 17 Толстой считает, что нельзя объяснять историческое событие волей отдельных великих людей – «исторических личностей». История для Толстого – это не летопись деяний царей, полководцев, героев. Она представляет собой результат совпадения «миллионов воль», то есть интересов и поступков множества людей, не имеющих постоянно в сознании никаких глобальных исторических целей. Эти люди и составляют народную массу. Такое понимание истории раскрывается во многих эпизодах романа. В Шенграбенском сражении русские войска победили не благодаря распоряжениям князя Багратиона. Он «только старался делать вид, что всё делалось согласно с его намерениями», и не мешал солдатам следовать их душевному порыву. Причина победы в действиях «маленького» капитана Тушина, который честно и вдумчиво выполняет свою военную работу, в осознании всеми необходимости боя. На исход Аустерлицкого сражения повлияло непонимание солдатами его цели.
16 Основные затруднения Задание 17 Толстой выводит общую формулу: деятельность людей может быть основана только на добре, простоте и правде. Силой, управляющей всеми, по мнению автора, должна быть гармония. Гармония поступков и моральных норм. Личная жизнь должна быть согласована с законами «роевой» жизни. Неправильное существование – вражда с этими законами, состояние войны, когда герой противопоставляет себя людям и старается навязать миру свою волю.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.