Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНаталья Бунина
1 Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Первая работа по ТРИЗ была опубликована в 1956 г. Основная суть ТРИЗ - выявление и использование законов развития технических систем. С 90-х годов начался период признания ТРИЗ за рубежом. Этому способствовало создание интеллектуальной программы для персональных компьютеров Изобретающая машина. В 1989 году была создана Всесоюзная Ассоциация ТРИЗ. В 1998 году создана Международная Ассоциация ТРИЗ.
2 Функции ТРИЗ: 1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. 2. Решение научных и исследовательских задач. 3. Выявление и устранение проблем при работе с техническими системами, причин брака и аварийных ситуаций. 4. Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем. 5. Прогнозирование развития технических систем и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). 6. Систематизация знаний, позволяющая их эффективно использовать и на принципиально новой основе развивать науки. 7. Развитие творческого воображения и мышления. 8. Развитие творческой личности. 9. Развитие творческих коллективов.
5 97% изобретений совершенствуют известное, 1,5% принципиально новы, 0,9% не имеют аналогов. В большинстве стран мира изобретением считается новое, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое решение. В 1958 г. Р.Б.Шапиро и Г.С.Альтшуллером было предложено новое понятие изобретения, как устранения технического противоречия. В 1980 г. В.П.Рассохин, а в 1987 г. В.Н.Дементьев предложили под изобретением понимать новый принцип решения задачи. Именно такие новшества и являются изобретениями высокого уровня.
6 Какова отдача от обучения ТРИЗ ? 1)Повышение интереса к жизни, расцвет творческой активности. 2)Экономическая эффективность. Опыт свидетельствует, что при обучении группы в 30 человек по программе объемом 150 часов можно гарантировать (как минимум): Сразу по окончании обучения - 20 технических решений на уровне предполагаемых изобретений; Через год после обучения - 15 заявок на изобретения. Через два года - 30 заявок, 5 авт. свид, одно внедренное изобретение. Через три года - 40 заявок, 12 авт. свид, 3 внедренных изобретения.
7 «Зачем миру столько людей, занимающихся творчеством? А кто будет выполнять черновую, нетворческую работу? Достаточно и тех, что талантливы от рождения.» - говорят скептики. Когда-то так же возражали против обучения грамоте: считалось, что быть грамотным - удел избранных… ТРИЗ - азбука талантливого мышления, каждый человек обязан быть творчески грамотным. О месте изобретений в обществе (Г. АЛЬТШУЛЛЕР): "Вы утверждаете, - говорят скептики, - что каждого можно научить изобретать? Но этого не может быть! А врожденные способности? А гении: ведь они - от рождения гении, разве не так?" Эта позиция обусловлена простыми причинами: а) С древнейших времен изменилось все, кроме технологии решения творческих задач. К методу проб и ошибок настолько привыкли, что само творчество стало отождествляться с решением задач путем перебора вариантов. б) ТРИЗ отрицает монополию на творчество, якобы обеспечиваемую прирожденными способностями. А за такие монополии и привилегии (родовые, имущественные, расовые и т.п.) держатся крепко, отстаивая их всеми средствами, включая силу.
8 О месте изобретений в обществе (В. СУХАНОВ): Известно, что нарушение государственных стандартов карается по закону. Отсюда любое серьезное изобретение - вне закона, так как нарушает не только ГОСТы, но и все научно-технические условия и порядки, налаживание которых требует от общества больших усилий. Вред от пионерских изобретений очевиден, а польза - сомнительна. Несомненность приходит только через годы эксплуатации удачного изобретения. Исключительность людей, наделенных творческими способностями - миф. Люди имеют одинаковое право на счастье, а право это включает, прежде всего, возможность творчества. Реализация этой возможности – путём развития творческих способностей.
9 Все, кто попадает в таинство ТРИЗ, становятся тризaнутыми либо тризaвитыми. Пока первые докапываются до корней сего учения вторые тянутся до плодов. Хотя, в принципе, и то, и другое съедобно. Если копать (как и не копать) может каждый, то сбор плодов требует умелого нахождения решений творческих задач: Куда залезть? Как залезть? Чем достать? Куда положить? Можно учиться смекалке и мудрости на горьком личном опыте. А можно на основе ТРИЗ. Как лучше? Выбирайте.
13 Задачи. В пробоину судна течет вода. Нужно заделать дыру. При этом доступ к пробоине – только изнутри. Плотно прижать заплату нечем, - усилий экипажа хватает только на то, чтобы приложить край заплаты к обшивке. Заплату приваривают под давлением воды. Вначале сварка идет нормально, но затем становится невозможной из-за невозможности прижатия заплаты к обшивке. Лучший самолет войны Ил-2 разработан под руководством С.В.Ильюшина При создании самолета было решено много изобретательских задач. Вот одна из них. Попадание пули в бензобак, заполненный горючим, не очень опасно. Но если бак не полон, пустое пространство заполняется парами бензина, которые легко взрываются. Как обеспечить пожаробезопасность при неполном баке? С вымпелом ирландской судоходной компании "Хэйн энд сон с" связана эта история. Основатель компании имел двух сыновей, а в распоряжении одно судно. Не зная, как поделить между ними наследство, и не желая обидеть младшего, он решил предоставить сыновьям равные шансы. Отец объявил, что судно получит тот, кто, отправившись от причала, быстрее коснется рукой борта. В назначенный час братья сели в шлюпки и налегли на весла. Младший брат был слабее и стал отставать. Но в результате состязания победил младший брат. Как же ему это удалось? Современные пираты тоже любят грабить суда по ночам. Небольшими группами - в 3-5 человек - со своих баз, на побережье или островах, они устремляются к проходящим кораблям. Но если подойти к кораблям близко на своих катерах, то их обнаружат по звуку мотора. А если на веслах - за кораблем не угнаться. Какие уловки применяют пираты, чтобы незаметно подойти к кораблю?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.