Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемТамара Мещеринова
1 ГБОУ ВПО Уральский государственный медицинский университет Минздрава России Основы дидактики высшей школы Носкова Марина Владимировна кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Екатеринбург, 2015
2 Главная задача современного образования «производство компетентных людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни». Малкольм Ноулз (Knowles, Malkolm)
3 Современные требования к системе высшего образования Практико- ориентированность Обучение на основе деятельности Компетентностный подход
4 Комплекс изменений в профессиональном обучении Изменение содержания и структуры образовательных программ В основе – компетентностный подход Изменение организации учебного процесса В основе – принцип индивидуализации обучения Внедрение новых технологий обучения Самостоятельная работа слушателей, активные формы обучения, балльно-рейтинговая система Ресурсное обеспечение учебного процесса
5 «Вход» в процесс обучения Требования к результату обучения Требования к уровню профессиональных знаний (компетенций) Требования к уровню мотивации с позиции использования этих знаний в профессиональной деятельности
6 Где должен отражаться «вход» в процесс обучения? Конкретные педагогические методы, технологии, формы Учебно-методические комплексы дисциплин Рабочие программы дисциплины (цель, задачи обучения, результат обучения)
7 «Выход» в обучении Уровень сформированности необходимых компетенций Удовлетворенность обучаемых Удовлетворенность работодателя
8 Дидактика Вольфганг Ратке ( ) Курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия» Ян Амос Коменский ( ) «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему» (1967) Греч. «didaktikos» - поучающий «didasko» - изучающий
9 Базовые понятия дидактики Обучение Содержание образования Метод обучения Преподавание
10 Дидактика высшей школы опирается на ведущие положения общей дидактики: Обучение – двусторонний (бинарный) процесс, состоящий из двух взаимосвязанных процессов – преподавание и учение. Процесс обучения протекает эффективно при активной познавательной деятельности обучающегося. Процесс обучения выполняет три функции : образовательная, воспитательная, развивающая.
11 Принципы обучения в высшей школе Принцип ориентации обучения на развитие личности будущего специалиста. Принцип профессиональной направленности обучения. Принцип фундаментальности и практико-ориентированности обучения. Принцип научности обучения. Принцип единства учебной и исследовательской деятельности студентов. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения. Принцип профессионального воспитания и развития в обучении. Принцип связи обучения с самообразованием и развитием навыков самостоятельной работы студентов.
12 Формы обучения лекция Семинарское занятие Практическое занятие Лабораторная работа Самостоятельная работа студентов Педагогический контроль Способ организации обучения
13 Лекция форма учебного занятия, представляющая собой систематичное, последовательное устное изложение преподавателем определенного раздела учебной дисциплины.
14 Лекция в системе традиционного обучения Цели Задаются извне Одинаковы для всех Связаны с передачей информации Содержание Определяется целями Системное, логическое расположение материала Результат: знания-знакомства, знания-копии Контроль: традиционные формы
15 Типы лекций в технологии проблемного обучения Вводная: постановка проблемы. Объяснительно-иллюстративная. Проблемного изложения знаний. Проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов. С элементами эвристической беседы.
16 Лекция в технологии контекстного обучения Содержание Системная основа предмета Проектирование деятельности студента Учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность Система учебных проблем Цели Усвоение теоретических знаний в контексте профессиональной деятельности Формирование готовности к решению профессиональных задач Результат: готовность к решению профессиональных задач Контроль: 1) аттестационные ситуации) Деловые игры
17 Лекция вдвоем: методика Выбор темы, в содержании которой есть противоречия, разные точки зрения или высокая степень сложности; Подбор двух преподавателей, совместимых как с точки зрения стиля мышления, так и способа общения; Разработку сценария чтения лекции (блоки содержания, распределенные во времени)
18 Лекция с заранее запланированными ошибками Структура: После объявления темы преподаватель неожиданно сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа; После прочтения лекции студенты называют эти ошибки /10-15 минут/; Преподаватель предъявляет перечень ошибок.
19 Лекция – пресс-конференция Структура: Название темы лекции; Формулировка студентами вопросов преподавателю по данной теме (5-7 минут); Сортировка преподавателем вопросов по их смысловому содержанию (5-7 минут); Ответы на вопросы в виде связанного текста; Итог лекции
20 Семинарское занятие форма учебно-теоретического занятия по детальной проработке и закреплению теоретических знаний по конкретной теме.
21 Семинар в технологии игрового обучения функции Развитие и закрепление навыков самостоятельной работы Умение профессионально мыслить, Управлять коллективом Принимать решение и организовывать его выполнение Содержание Система учебных проблем и под проблем проектирование деятельности студента учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность Результат: развитие профессиональных знаний и умений
22 Практическое занятие одна из форм обучения, ориентированная на закрепление изученного теоретического материала и формирование умений применять теоретические знания в практических, прикладных целях.
23 Лабораторное занятие форма учебных занятий, которая направлена на освоение студентами отдельных видов, способов проведения экспериментальной работы
24 Формы самостоятельной работы аудиторная под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. внеаудиторная планируемая работа, во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
25 главный признак самостоятельной деятельности без помощи преподавателя Каждое выполняемое слушателем действие цель ставит сам подчинено цели осознается
26 технология организации самостоятельной работы На втором уровне – слушатель является субъектом образования и саморазвития за счет включения в рефлексивную деятельность На первом уровне – преподаватель управляет деятельностью слушателя.
27 Разработать анкету и провести анкетирование Составить библиографию, Обзор сайтов Обработать результаты ЗАДАНИЕ Составить словарь основных понятий Подготовить презентацию Выступить на конференции Комплексное задание
28 Основные функции контроля 1) диагностическую – выявление уровня знаний, умений и навыков студента; 2) обучающую – активизация работы по изучению и усвоению учебного материала; 3) воспитательную – направление деятельности студента, помощь в выявлении пробелов в знаниях, формирование творческого отношения к предмету, стимулирование развития способностей, развитие личности студента.
29 Формы педагогического контроля: экзамены, зачеты, устные опросы, собеседования, контрольные работы, курсовые работы, лабораторные работы, проектные работы, рефераты, коллоквиумы, журналы наблюдений, выпускные квалификационные работы.
30 Педагогический контроль Текущий контроль Рубежный контроль Итоговый контроль
31 Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными... - М. МонтеньМ. Монтень
32 Творческих успехов!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.