Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемelenabondare.narod.ru
2 «…слово выражает мысль человека, нет на свете оружия сильнее слова…словом человеческим можно сдвинуть гору с места, словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества.» К.С.Станиславский.
3 обобщить и закрепить знания по теме: «Лексика», познакомиться со средствами выразительности, проверить усвоение лексических понятий; формировать умение всматриваться в слово, развивать выразительность речи.
5 Толковый словарь Слово может иметь Одно или Несколько значений.
6 Решите кроссворд, определите, сколько значений у каждого слова. По горизонтали: 3.Графитная палочка, оправленная в дерево, для рисования. 4.Болотная птица с длинной шеей, клювом и ногами. 5.Название весеннего месяца. По вертикали: 1.Жвачное животное с одним или двумя горбами. 2.Плоская морская рыба с глазами на одной стороне.
8 Прочитайте предложения, определите, сколько значений у слова земля ? 1.Выполнив задание, мы получаем право путешествовать по земле лингвистической страны. 2. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. 3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она.(А.С.Пушкин) 4. Земля вращается вокруг Солнца. 5. Береги землю родимую, как мать любимую.
9 Территория; Почва; Суша; Планета; Страна.
10 «..многие русские слова излучают поэзию.» К.Г.Паустовский Прочитайте текст, назовите его тему и основную мысль. Что привлекло? Найдите слова с переносным значением, определите их роль. Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями. М.М.Пришвин)
11 Они обычно для шитья; И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на ёлке, А называются…….. В тетради я бываю Косая и прямая, В другом своем значении Я планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю.
12 Это слова – омонимы. В чем отличие их от многозначных слов? Жать сок из слив, жать руку, жать в подъеме, жать пшеницу. Различают: Омофоны Омографы Омоформы Найдите омонимы, определите их роль:
13 В полях, не кошенных косой, Все утро дождик шел косой. ……………………………………. Дочь грома – капля-егоза, Летела с круч, закрыв глаза, Скользнув с небесного стекла, В ладонь цветка она стекла. …………………………………. Потеряла Алёнушка ключ. На опушке искала – не видно. Вдруг журчащий увидела ключ.
14 Простое слово промежуток: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт Мы называем все ……… На время что-то прекратив, Мы объявляем …………… В борьбе, в труде устали слишком, Дают уставшим ……………. После урока непременно Нужна ребятам ……………
15 Прочитайте диалог. Вставьте глаголы- синонимы. - Ты взял у сестры куклу? - - Да, - …… я тихо. - - Ты украл её. - - Нет, - …… я. - - Как нет? - …. Вдруг отец. - - Эге - ге! - …вдруг за окном голос. - - Я вижу, - …… Тыбурций, - моего друга в затруднительном положении. В данных предложениях замените слово жить другими словами, более точными. Человек не может жить без пищи. Так и остался жить один. Старик и доныне живет там. Лесник жил только тем, что добывал охотой. Олени живут в лесах. Мы с приятелем вдвоем очень весело живем.
16 Петь хорошо ………, а говорить порознь. …… говори, да больше делай. Худой мир лучше доброй …… Глупый киснет, а ……. все промыслит. Мал телом,…….. умом.
18 Человеку надо мало: чтоб искал и находил. Чтоб имелись для начала друг – один и враг – один. Человеку надо мало: Чтоб тропинка вдаль вела. Чтоб жила на свете мама. Сколько нужно ей – жила… Человеку надо мало: После грома – тишину. Голубой клочок тумана. Жизнь – одну. И смерть – одну…
19 Невежа – грубый, невоспитанный человек.- Невежда – необразованный человек. Искусный – умелый.- Искусственный – не природный. Поступок – действие – Проступок – провинность. Злой – исполненный чувства вражды – Злостный – имеющий дурную цель.
20 : к средствам лексической выразительности относятся: Полисемия (многозначность слова); Тропы (слова, употребленные в переносном значении); метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, сравнение; Омонимы; Синонимы; Антонимы; Паронимы.
21 1. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении: а) золотой медальон; б) пустая голова; в)говор ручья;г) хвост кометы; д) быстрый бег. 2. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами: а) металлургический завод – завод часов; б) тихий голос – тихая погода; в) мягкий знак – мягкий климат.
22 3.Подберите к выделенному слову соответствующий антоним: Полный ответ - а) пустой; б) частичный; в) жирный. 4. Выберите слово, соответствующее словосочетанию: 1) у него (а) скрытые, б) скрытные) друзья; 2) Проступок (а) неблаговидный, б) честный, в) невольный) 3) Цветовая (а) фотография, б) гамма, в) ручка)
23 5.Назовите троп: Спит черемуха в белой накидке. А) метафора, б)эпитет, в) сравнение. Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет. А) эпитет, б) олицетворение, в) метонимия. А в двери – бушлаты, шинели, тулупы. А) олицетворение, б) метонимия, в) метафора.
24 1.б) в) г) 2.а) в) 3. б) 4.1) б); 2) в); 3) б) 5.а) а) б)
25 1. Тестовые задания по русскому языку/ А.Б. Малюшкин, Л.Н. Иконницкая – Творческий центр, М.,2004 Русский язык…Это интересно!/ Т.П. Лозинская.- «Московский Лицей», М., 1997 Лингвистический анализ на уроках русского языка/ Т.П. Лозинская.- «Московский Лицей», М., 1997 Презентация составлена Бондаренко Е.И., учителем русского языка МО Дедовичской средней общеобразовательной школы 2
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.