Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнна Кустова
1 Кустова Анна Георгиевна Учитель "Изобразительного искусства« и "Мировой художественной культуры" Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы 514 По материалам моей научной статьи «Принципы моделирования информационно-образовательной среды в процессе преподавания предмета «Искусство» в общеобразовательной школе», опубликованной в журнале «Профильная школа» (издание Минобразования РФ и РАО) 1 в 2015 году.
2 в научном журнале «Профильная школа» (издание Минобразования РФ и РАО) год
3 Актуальная сейчас, гуманитарная парадигма общего среднего образования в предметной области «Искусство» представлена предметами: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Искусство», «Мировая художественная культура». В современных условиях информатизации всего общества и образования, образование уже невозможно без использования, специального создания и развития информационно- образовательных сред.
4 В связи с введением ФГОС главной задачей учителя становится обучение умению отбирать и правильно анализировать информацию, критически мыслить и объективно оценивать контент. А результатом является новое качество образования и новый образовательный результат – «компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся.
5 Педагогическое моделирование информационно- образовательной среды школьников направлено на формирование человека высокой профессиональной культуры, обладающего научно-профессиональным мировоззрением. Ближайшее будущее подразумевает глобализацию, гиперконкуренцию, сверхбыструю смену технологий, еще большее увеличение значения Интернета, требует от школы подготовки выпускников умеющих работать с большими объемами информации, отлично владеющих коммуникативными компетенциями и креативностью, способностью к самообразованию.
6 Поэтому, возникает проблема, заключающаяся в отборе контента для информационно-образовательной среды. Актуальным решением данной проблемы, сейчас, является построение такой педагогической модели информационно-образовательной среды процесса преподавания предметов области «Искусство» в средней и старшей школе, которая будет расширять возможности участников образовательного процесса и расширять образова-тельное пространство за счет дистанционного обучения, внеурочных форм обучения и дополнительного образования. А с другой стороны – будет ограничивать его контент на основе психолого-педагогических критериев отбора, таких, как возрастные особенности детей и психология восприятия искусства.
7 Поэтому – создание методической модели информационно-образовательной среды предметной области «Искусство» школьного образования является необходимым для повышения качества гуманитарного образования. Здесь речь идет не только о классно-урочной системе, но в большей степени о внеурочной части учебного процесса. Очень важно научить школьников самостоятельно отбирать контент – текстовую, музыкальную и визуальную информацию.
8 Современная информационно-образовательная среда, немыслимая без интернета, нередко создает неадекватные обстоятельствам и среде медиатексты. Очень часто агрессивные образы и символы завуалированы в тексте, музыке и визуальном образе с помощью различных приемов (например, с помощью «оптических иллюзий» или особого звукового фона и др.). Языком знаков и символов, особым звучанием внушаются разрушительные поведенческие программы. Это очень влияет на подсознание детей – что дает негативные последствия для их психического здоровья и общего культурного уровня. Это выражается в повышенной агрессии, быстром эмоциональном выгорании, асоциальном поведении, нежелании учится, раннему сексуальному опыту, общему низкому культурному уровню учащихся.
9 Практической стороной решения данной проблемы становится разработка системы критериев отбора контента для информационно-образовательной среды, основанной на психолого-педагогических исследованиях в области возрастной педагогики и психологии восприятия искусства. Задачей учителя является умение направить все возможности информационно-образовательной среды во благо ученика и научить его хорошо ориентироваться в потоке культурной информации. И сами предметы области «Искусство» ставят своей целью развитие общей культуры и художественного вкуса.
10 В первую очередь – контент информационно- образовательной среды должен быть отобран, по высоким культурным, моральным и этическим принципам. И над этим не один год работают педагогическое и Интернет сообщества. Уже шесть лет проводится Всероссийский конкурс «Позитивный контент» на лучший Интернет-ресурс для детей и подростков. Главные цели и задачи конкурса, отвечают современным задачам образования и требований детской информационной безопасности и культуры: найти и поддержать наиболее качественные, познавательные, образовательные и безопасные сайты.
11 Сейчас происходит значительное расширение информационной среды внешкольной информации, и далеко не всегда оно качественное. Новая информационная среда дает проблемы развития личности – эффект «разделенного сознания»: проблемы восприятия, понимания смыслов и коммуникаций, расщепленное сознание – признак психических заболеваний, что в результате приводит к стрессу, как фактору развития депрессии.
12 Как отмечала Бондаренко Е.А. (зав. лабораторией медиаобразования ИСМО РАО) на Международном Конгрессе «EDU-IMPORTANCE» в Москве г.: «В современном информационном обществе в противовес традиционному образованию существует «параллельная школа», которая подразумевает под собой медиа среду». Основные факторы влияния медиасреды выражены в расширение доступа к информации, росте количества источников информации, резком повышении плотности информационных потоков и росте агрессивности медиасреды. Итогами просвещения «параллельной школы» через СМИ является формирование ненаучного мышления школьников, воспитание «человека массы» и как следствие – психическая неустойчивость, некритичность мышления, легковерие и повышенная внушаемость.
13 Медиасреда часто доносит информацию языком символов, над смыслами которых многие не задумываются, но при этом происходит мощное воздействие над подсознание. В этой связи хочется процитировать русского ученого- историка – Похлёбкина В.В.: «Незнание символов приводит к неправильному пониманию происходящего, т.е. к полному заблуждению ума». Изучение языка символов в культуре, искусстве и повседневной жизни – столь важное сейчас, можно организовать в рамках интегрированного школьного медиаобразования – на уроках искусства, литературы, музыки, истории и обществознания. Все это необходимо для умения читать символический текст.
14 Выше обозначенную проблему можно решить путем внедрения медиакультуры в образование, как культуры диалога в медиапространстве. Медиаобразование в современных условиях становится идеологией педагогической деятельности и с принятием ФГОС роль медиаобразовательных технологий в учебном процессе возрастает. Медиаобразование в современной образовательной среде может быть интегрированным с предметами гуманитарного и эстетического циклов и специальным. Что выражено в расширении образовательного процесса: мультимедийные проекты, школьные пресса, кино и телевидение, (то что относят к дополнительному образованию). Целью медиаобразования является формирование медиакультуры личности.
15 Медиаобразование выступает как средство формирования медиаграмотности. Информационная грамотность – это комплекс умений работать с информацией: классифицировать по заданным признакам, собирать, фильтровать, преобразовывать из одной формы в другую; излагать по заданным параметрам и т.п., а медиаграмотность – это умение как воспринимать, понимать и анализировать медиатексты, так и создавать их.
16 Области активности медиаобразования динамичны. Как отмечает Бондаренко Е.А.: «в настоящее время это сферы: информационной безопасности личности, поиска информации, восприятия и интерпретации медиатекста, медиатворчества (создания медиатекстов), освоения медиапространства».
17 Проблемы, относящиеся к физиологии и психологии зрительного восприятия, может решить относительно молодая наука Видеоэкология – научное направление об экологии визуальной среды и красоте. Это область знания о взаимодействии человека с окружающей видимой средой. Наука Видеоэкология разработана в России на основе многолетнего изучения механизмов зрительного восприятия, доктором биологических наук – Филиным Василием Антоновичем.
18 Теоретической основой видеоэкологии является концепция об автоматии саккад (быстром движении глаз). Суть заключается в том, что когда человек смотрит на какой-то объект, то его глаза, рассматривая этот объект, движутся не хаотично, а по определенному алгоритму, (автоматия саккад). В своих исследованиях то, что мы видим, Филин В.А. разделил на 3 типа видимых сред – агрессивную, гомогенную, и комфортную. Агрессивная визуальная среда – видимая среда, состоящая из множества одинаковых, равномерно распределенных зрительных элементов. Гомогенная визуальная среда – видимая среда, в которой зрительных элементов недостаточно, либо они вообще отсутствуют.
19 В природной среде – объектами наблюдения являются природные ландшафты, которые являются многоплановыми, насыщенными множеством деталей, цветов, форм и текстур (комфортная среда). В местах обитания человека, с развитием цивилизации, произошло ухудшение визуальной среды, являющейся одним из важных компонентов его жизни. "Загрязнены" города, жилые и производственные помещения, общественные помещения, транспорт, производственные процессы, детские и учебные помещения. "Загрязнителями" визуальной среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля – изобилие прямых линий, прямых углов и больших плоскостей.
21 Примерами гомогенных полей в городской среде являются панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие, крыши домов и др. В гомогенной среде глазу просто не за что «зацепиться» – сканируя пространство, он получает совершенно однообразную информацию. Все это составляет неблагоприятную среду в местах обитания человека и приводит к росту числа психических заболеваний, к ухудшению нравственности, к увеличению количества людей, страдающих близорукостью. Депрессия, астения, неврозы, нистагм – вот далеко не полный список болезней, которыми взрослые и дети расплачиваются за экологическую безграмотность.
22 Школьники должны научиться формировать благоприятную визуальную среду, в том числе и в своей конкретной учебной зоне – за компьютером, соответствующую физиологическим нормам зрения, параллельно получая навыки научно-исследовательской деятельности.
23 При создании искусственной среды обитания человека и организации рабочего места у компьютера надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. Эти требования повсеместно нарушаются, в результате, создается противоестественная визуальная среда, (гомогенные и агрессивные поля). Для того чтобы, в рабочей зоне возле компьютера, не создавались отрицательно влияющие на здоровье и самочувствие поля, надо насыщать однотонные поверхности видимыми элементами, создавать зоны релаксации для глаз. Самое простое и эффективное средство улучшения визуальной среды – комнатные растения, особенно цветущие. Движущиеся подвесные мобили, аквариумы с рыбками, домашние животные избавляют помещения от статичности. Очень хорошо преображают визуальную среду статуэтки, макраме, деревянными панно, керамика, картины и различные украшения.
24 А арт-технологии – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества и основаны на деятельностном подходе и соответствует ФГОС. Они помогают стабилизировать психологический микроклимат общеобразовательной школы и класса. Уроки предметной области «Искусство» в младшей, средней и старшей школе подразумевают использование арт-технологий. В современных образовательных условиях, арт-технологии используют как инструмент – информационно-образовательную среду. С другой стороны – с помощью арт-технологий можно корректировать и преображать данную среду.
25 Практическое применение арт-технологий логично взаимосвязано с применением методик арт-терапии. Арт-терапия – является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика.
26 Примеры арт-уроков, которые применяются в учебном процессе: урок диалога культур, уроки предметного рисования, урок имитационного моделирования, театрализованный урок, урок-психодрама, заочные путешествия, учебные игры.
27 Очень актуальным и эффективным средством арт- терапии является использование музыки не только во внеурочной деятельности, но и на уроке. Музыка может использоваться для отдыха и релаксации и даже для концентрации внимания и активизации мыслительных процессов не только на уроках гуманитарных предметов, но и на уроках предметов естественно-научного цикла. Использование арт-технологий дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся, является одной из технологий повышающей качество образовательного и воспитательного процесса.
28 Видео и музыка для души, автор музыки Алексей Захаренко, проект Origen - Dance of the clouds. Например, на видеохостинге «YouTube», можно найти «Сборник классической музыки для концентрации на учёбе» и т. п. музыку.
29 Принципы моделирования информационно-образовательной среды и в частности – в процессе преподавания предметов области «Искусство» в младшей, средней и старшей школе должны строиться на основах интегрированного медиаобразования. Современные информационные технологии в образовании не могут уже не учитывать принципы и таких научных направлений, как психология восприятия и возрастная психология, основы Видеоэкологии, включать в себя инструменты арт-технологий и умело использовать лечебный эффект арт- терапии для укрепления психического здоровья детей и подростков.
30 Список литературы 1. Алисов Е. А. Педагогические условия развития видеоэкологических представлений старшеклассников. Автореферат дис. канд. пед. наук. – Курск, Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. – М.: Прогресс, Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза. Автореферат дис. канд. пед. наук. Москва, Бондаренко Е.А. // «Комплексное медиаобразование – путь в ХХI век». Медиаобразование в развитии личности: Междунар. Конгресс «EDU-IMPORTANCE» г.: М., Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито- Центр», – 197 с. 6. Назарова Т.С., Тихомирова К.М. // «Образовательные технологии ХХI века: информационная культура и медиаобразование». Информационно-образовательная среда новой школы и ее материально-технического обеспечение: Сб. статей международной научно-практической конференции ОТ-13: /под ред Гудилиной С.И., Тихомировой К.М., Рудаковой Д.Т. – СПб.: «Нестер-История СПб.», 2013, с. 7. Похлёбкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М.: Международные отношения, – 560 с. 8. Рок Ирвин. Введение в зрительное восприятие / Пер. с англ. – М.: Педагогика, – Кн. 1, Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, – 64 c. 10. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура: Сб. науч. ст. – М.: Московский центр «Видеоэкология», Филин В.А. Видеоэкология: Что для глаза хорошо, а что плохо. – М.: ТАСС РЕКЛАМА, – 320 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.