Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСтепан Гродецкий
1 Видимая форма предмета Искусство рисунка как один из видов пространственных искусств
2 Форма предмета Различают три вида форм предмета: 1) форма предметная (собственно принадлежащая предмету и познаваемая посредством нашего опыта), 2) форма видимая (т.е. форма, которая является нам в наблюдении с одной точки зрения, а таковых может быть бесчисленное множество) и 3) форма изобразительная, или пространственная, в каковой «своя» форма (субъективное видение художника) должна выражать «реальную».Различают три вида форм предмета: 1) форма предметная (собственно принадлежащая предмету и познаваемая посредством нашего опыта), 2) форма видимая (т.е. форма, которая является нам в наблюдении с одной точки зрения, а таковых может быть бесчисленное множество) и 3) форма изобразительная, или пространственная, в каковой «своя» форма (субъективное видение художника) должна выражать «реальную».
3 Все изображения, в их отношении к изобразительной поверхности, классифицируются по трем видам:Все изображения, в их отношении к изобразительной поверхности, классифицируются по трем видам: линейные плоскостные объемно-пространственные объемно-пространственные
4 О форме предмета и об отношении к ней художника Изобразительное искусство, как говорит уже само название, ставит себе целью изобразить тот или иной предмет или группу предметов в пространстве. Прежде всего, оно сталкивается с проблемой формы предмета. Уяснить себе эту проблему и должен с самого начала начинающий художник.Изобразительное искусство, как говорит уже само название, ставит себе целью изобразить тот или иной предмет или группу предметов в пространстве. Прежде всего, оно сталкивается с проблемой формы предмета. Уяснить себе эту проблему и должен с самого начала начинающий художник.
5 Что же такое форма предмета ? Мы знаем, что каждый предмет имеет три измерения и ограничен определенной поверхностью, отделяющей его от окружающего его пространства. У различных предметов эта поверхность различна, и поскольку какой-либо предмет имеет определенную ограничивающую его поверхность, мы говорим о форме данного предмета. Иными словами, за форму предмета можно условно принять вид поверхности, отграничивающей его от окружающего пространства.Мы знаем, что каждый предмет имеет три измерения и ограничен определенной поверхностью, отделяющей его от окружающего его пространства. У различных предметов эта поверхность различна, и поскольку какой-либо предмет имеет определенную ограничивающую его поверхность, мы говорим о форме данного предмета. Иными словами, за форму предмета можно условно принять вид поверхности, отграничивающей его от окружающего пространства.
6 Предметная форма Предметная форма, есть та форма, которая свойственна предмету, как таковому, безотносительно к его восприятию зрителем.Предметная форма, есть та форма, которая свойственна предмету, как таковому, безотносительно к его восприятию зрителем.
7 Изобразительная поверхность Поверхность, на которую наносится изображение, будь то рисунок или живопись, называется изобразительной поверхностью.Поверхность, на которую наносится изображение, будь то рисунок или живопись, называется изобразительной поверхностью. Изображения на плоскости можно отнести к трем основным видам: линейному, плоскостному и объемно- пространственному.Изображения на плоскости можно отнести к трем основным видам: линейному, плоскостному и объемно- пространственному.
8 Линейный орнамент
9 Гидрия. Ирида, несущая душу Геракла. V в. до н. э.Гидрия. Ирида, несущая душу Геракла. V в. до н. э.
10 Если, желая изобразить какую-либо плоскую фигуру или какой-либо предмет в двух его измерениях, дать его форме при посредстве линии ширину и высоту, причем линия уже будет играть не самостоятельную роль, а явится лишь границей изображенной двухмерной формы, то такое изображение будет плоскостным (двухмерным).Если, желая изобразить какую-либо плоскую фигуру или какой-либо предмет в двух его измерениях, дать его форме при посредстве линии ширину и высоту, причем линия уже будет играть не самостоятельную роль, а явится лишь границей изображенной двухмерной формы, то такое изображение будет плоскостным (двухмерным).
11 Линейно-плоскостный стиль в живописи более свойственен эпохам авторитарно-коллективных культур (греческая архаика, средневековье). Его главная задача не изображение, а украшение (мозаика, ковер, эмаль, витраж).Линейно-плоскостный стиль в живописи более свойственен эпохам авторитарно-коллективных культур (греческая архаика, средневековье). Его главная задача не изображение, а украшение (мозаика, ковер, эмаль, витраж).
12 Рисунок на древнегреческой вазе. Пример линейно-плоскостного изображения.
13 Воины. Девушки у источника. Пастухи со стадом. Сер. II тыс. до н. э.Воины. Девушки у источника. Пастухи со стадом. Сер. II тыс. до н. э.
14 Джотто. Сцены из жизни Богоматери. Встреча у Золотых ворот Фреска. Фрагмент. Капелла дель Арена, Падуя Джотто. Сцены из жизни Богоматери. Встреча у Золотых ворот Фреска. Фрагмент. Капелла дель Арена, Падуя Пространстве нное восприятие натуры Пространстве нное восприятие натуры
15 Джорджоне. Поклонение пастухов Джорджоне. Поклонение пастухов
16 Объемное изображение Если художник захочет изобразить на плоскости какой-либо предмет не только в двух его измерениях, но во всех трех, т.е. захочет выявить его ширину, высоту и глубину, то он даст изображение объемное. И поскольку он изобразит не один только предмет сам по себе, но и выявит его пространственное отношение к другим рядом стоящим предметам, - что бы это ни было, - и через это выявит его положение в пространстве, а значит и представление самого пространства, то он даст изображение объемно-пространственное Если художник захочет изобразить на плоскости какой-либо предмет не только в двух его измерениях, но во всех трех, т.е. захочет выявить его ширину, высоту и глубину, то он даст изображение объемное. И поскольку он изобразит не один только предмет сам по себе, но и выявит его пространственное отношение к другим рядом стоящим предметам, - что бы это ни было, - и через это выявит его положение в пространстве, а значит и представление самого пространства, то он даст изображение объемно-пространственное
17 Объемно-пространственное изображение. Рембрандт. Копия персидской миниатюры.Рембрандт. Копия персидской миниатюры.
18 Рембрандт. В мастерской художника. Объемно-пространственное изображение.Рембрандт. В мастерской художника. Объемно-пространственное изображение.
19 Рембрандт. Пейзажный рисунок. Пример объемно-пространственного изображения.Рембрандт. Пейзажный рисунок. Пример объемно-пространственного изображения.
20 Энгр, Жан Огюст Доменик ( ). Штудии натурщиц. Пример линейно- объемно-плоскостного изображения Энгр, Жан Огюст Доменик ( ). Штудии натурщиц. Пример линейно- объемно-плоскостного изображения
21 Рассмотрение различных видов изображения приводит и к следующим еще положениям: изображение, относящееся к первому виду, т.е. линейное, будет беспредметным.Рассмотрение различных видов изображения приводит и к следующим еще положениям: изображение, относящееся к первому виду, т.е. линейное, будет беспредметным. Изображение плоскостное может быть и беспредметным, и предметным. В нем может быть выражена и любая плоская фигура (например, геометрическая), и предмет в двух его измерениях.Изображение плоскостное может быть и беспредметным, и предметным. В нем может быть выражена и любая плоская фигура (например, геометрическая), и предмет в двух его измерениях. Изображение объемно-пространственное изображает какой- либо предмет и его отношение к окружающему его пространству или к другим, в том же пространстве находящимся предметам.Изображение объемно-пространственное изображает какой- либо предмет и его отношение к окружающему его пространству или к другим, в том же пространстве находящимся предметам. Вне зависимости от того, к какому из этих видов приближается изображение, оно всегда должно считаться с предъявляемыми ему требованиями изображения на плоскости.Вне зависимости от того, к какому из этих видов приближается изображение, оно всегда должно считаться с предъявляемыми ему требованиями изображения на плоскости.
22 О горизонтали и вертикали Теперь мы перейдем к двум понятиям, имеющим кардинальное значение во всяком изобразительном искусстве, - понятиям горизонтали и вертикали.Теперь мы перейдем к двум понятиям, имеющим кардинальное значение во всяком изобразительном искусстве, - понятиям горизонтали и вертикали. Человек, наблюдая окружающий его мир с находящимися в нем всякого рода объемами, всегда приводит их в отношение к земной поверхности и к горизонтальной линии видимой им грани соединения этой поверхности с небесным сводом.Человек, наблюдая окружающий его мир с находящимися в нем всякого рода объемами, всегда приводит их в отношение к земной поверхности и к горизонтальной линии видимой им грани соединения этой поверхности с небесным сводом. Наиболее противоположное этому горизонтальному положению человек усматривает в положении вертикальном.Наиболее противоположное этому горизонтальному положению человек усматривает в положении вертикальном.
23 Все растущее на земной поверхности, все строящееся на ней руками человека, все стремится в вышину, т.е. к положению вертикальному.Все растущее на земной поверхности, все строящееся на ней руками человека, все стремится в вышину, т.е. к положению вертикальному. Всякое другое положение предмета в пространстве тяготеет либо к горизонтали, либо к вертикали.Всякое другое положение предмета в пространстве тяготеет либо к горизонтали, либо к вертикали. Поэтому-то горизонталь и вертикаль являются столь существенными в представлении человеком пространства.Поэтому-то горизонталь и вертикаль являются столь существенными в представлении человеком пространства.
24 Рембрандт. Этюд обнаженной женской фигуры. Б., черный мел, бистр, тушь. Вторая половина 1640-х гг. Будапешт, ВМИИ. Пример выраженности в композиции вертикали и горизонтали Рембрандт. Этюд обнаженной женской фигуры. Б., черный мел, бистр, тушь. Вторая половина 1640-х гг. Будапешт, ВМИИ. Пример выраженности в композиции вертикали и горизонтали
26 Рисунок может выстраиваться на сочетании вертикальных и горизонтальных объектов (или направлений). Главное чтобы они были уравновешены. Чтобы не получилось так, что в рисунке одни вертикали или наоборот. «Мотыльки», Corvus_SS. Здесь есть очень сильная вертикаль (фигура), которая уравновешивается несколькими горизонталями.Рисунок может выстраиваться на сочетании вертикальных и горизонтальных объектов (или направлений). Главное чтобы они были уравновешены. Чтобы не получилось так, что в рисунке одни вертикали или наоборот. «Мотыльки», Corvus_SS. Здесь есть очень сильная вертикаль (фигура), которая уравновешивается несколькими горизонталями.
27 О ритме Если в рисунке выражено определенное закономерное повторение какого-либо изображения или если отдельные составные части изображения находятся в определенном аналогично-повторном соотношении друг к другу, то мы говорим о ритме данного изображения и называем таковое ритмичным.Если в рисунке выражено определенное закономерное повторение какого-либо изображения или если отдельные составные части изображения находятся в определенном аналогично-повторном соотношении друг к другу, то мы говорим о ритме данного изображения и называем таковое ритмичным. В природе все ему подвержено. Ритмично сменяются день и ночь, ритмично следует отлив за приливом, ритмично бьется у человека и животного сердце и так далее.В природе все ему подвержено. Ритмично сменяются день и ночь, ритмично следует отлив за приливом, ритмично бьется у человека и животного сердце и так далее.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.