Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемJasur *
1 МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НАВОИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Методика обучения употреблению форм творительного падежа с различными частями речи (5 класс ). ( выпускная квалификационная работа ) ВЫПОЛНИЛА : Махмудова Ойгул студентка 4 курса направления бакалавриата – русский язык и литература в иноязычных школах
2 Содержание Введение Глава 1. Лингводидактические основы изучения предложно - падежной системы на уроках русского языка 1.1. Лингвистическое понятие о грамматических категориях частей речи в русском языке 1.2. Предложно - падежная система русского языка и методы их усвоения 1.3. Особенности употребления и значения творительного паде жа в русском языке Глава 2. Методика обучения употреблению форм творительного падежа с различными частями речи в 5 классе 2.1. Анализ методического аппарата учебного пособия « Русский язык » для 5 класса школ с нерусским языком обучения 2.3. Методические разработки уроков с использованием форм творительного падежа с различными частями речи 2.2. Комплекс упражнений с использованием форм творительного падежа с различными частями речи. Заключение. Список литературы. Содержание Введение Глава 1. Лингводидактические основы изучения предложно - падежной системы на уроках русского языка 1.1. Лингвистическое понятие о грамматических категориях частей речи в русском языке 1.2. Предложно - падежная система русского языка и методы их усвоения 1.3. Особенности употребления и значения творительного паде жа в русском языке Глава 2. Методика обучения употреблению форм творительного падежа с различными частями речи в 5 классе 2.1. Анализ методического аппарата учебного пособия « Русский язык » для 5 класса школ с нерусским языком обучения 2.3. Методические разработки уроков с использованием форм творительного падежа с различными частями речи 2.2. Комплекс упражнений с использованием форм творительного падежа с различными частями речи. Заключение. Список литературы.
3 Актуальность выбранной нами темы « Методика обучения употреблению форм творительного падежа с различными частями речи (5 класс ).» заключается в том, что комплексный подход к обучению аспектам русского языка требует взаимосвязанного изучения лексики и грамматических конструкций. Работа по лексике и грамматике создает предпосылки повторению и закреплению изученного по этим разделам, раскрытия взаимосвязей лексики и грамматики. Актуальность выбранной нами темы « Методика обучения употреблению форм творительного падежа с различными частями речи (5 класс ).» заключается в том, что комплексный подход к обучению аспектам русского языка требует взаимосвязанного изучения лексики и грамматических конструкций. Работа по лексике и грамматике создает предпосылки повторению и закреплению изученного по этим разделам, раскрытия взаимосвязей лексики и грамматики.
4 Практическая значимость квалификационной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка в узбекской школе Работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.
5 В первой главе « Лингводидактические основы изучения предложно - падежной системы на уроках русского языка » анализируются понятие о грамматических категориях частей речи в русском языке, описывается предложно - падежная система русского языка и методы их усвоения, говорится об особенностях употребления и значения творительного падежа в русском языке
6 Во второй главе « Методика обучения употреблению форм творительного падежа с различными частями речи » дается анализ методического аппарата учебного пособия « Русский язык » для 5 класса школ с нерусским языком обучения, представлена методические разработки уроков с использованием форм творительного падежа с различными частями речи, далее подобран комплекс упражнений с использованием форм творительного падежа с различными частями речи.
7 . Каждая из частей речи в русском языке характеризуется присущими ей грамматическими категориями. Существуют различные толкования грамматической категории. В данной главе термин « грамматическая категория » употреблен в том значении, которое вкладывают в него лингвисты, понимающие « под грамматической категорией не только значение, выражаемое определенными структурными средствами, но и самое выражение ». Иными словами, « грамматическая категория представляет единство обозначаемого и обозначающего... ». Грамматические категории разделяются на словоизменительные, или собственно грамматические, и классификационные, или лексико-грамматические.
8 В качестве внешних, материальных показателей грамматического значения выступают аффиксы ( например, делать сделать, при ставка является показателем вида ), чередование звуков, точнее, фонем, в морфеме ( например, чередование согласных к ч в корне вой морфеме в словах пек - у печ - ешь ); ударение ( например, им. п. мн. ч. головы род. п. ед. ч. головы ); сплетение основ, или супплетивизм ( им. п. ед. ч. человек им. п. мн. ч. люди )-, служебные слова ( например, с помощью предлогов конкретизируется значение падежей ). Все эти средства принято называть грамматическими средствами ( грамматическими способами ).
9 При обучении предложно - падежной системе русского языка прежде всего следует отказаться от заучивания изолированных падежных форм и предложно - падежных конструкций путем постановки падежных вопросов кто ? что ? кого ? чего ? и т. д. и заучивания моделей кого, чего нет ? кому, чему рад ? кого, что вижу ? и т. д. Эти вопросы не помогут учащимся в определении падеж ных форм, если не усвоено их смысловое различие. Не зная семантики падежей, школьники могут, например, поставить вопрос чего ? к существительным тетрадь, книга и т. д. Падежам нужно обучать, раскрывая их значение. При этом основное внимание должно быть обращено на практическое ус воение значений падежей. При обучении предложно - падежной системе русского языка прежде всего следует отказаться от заучивания изолированных падежных форм и предложно - падежных конструкций путем постановки падежных вопросов кто ? что ? кого ? чего ? и т. д. и заучивания моделей кого, чего нет ? кому, чему рад ? кого, что вижу ? и т. д. Эти вопросы не помогут учащимся в определении падеж ных форм, если не усвоено их смысловое различие. Не зная семантики падежей, школьники могут, например, поставить вопрос чего ? к существительным тетрадь, книга и т. д. Падежам нужно обучать, раскрывая их значение. При этом основное внимание должно быть обращено на практическое ус воение значений падежей.
10 Дополнительно могут быть даны задания, последовательно отрабатываю щие употребление предлогов в и на : Вставьте пропущенные предлоги, допишите имена су ществительные. Вместо точек вставьте существительные в нужном па деже. Дополните предложения данными существительными в нужной форме. 1) Сходи, пожалуйста, в..., на... ( магазин, универсам, собрание, дискотека ). 2) Обязательно пойди в..., на... ( ка ток, стадион, футбол ). 3) Вы уже ходили в..., на... ( поли клиника, театр, библиотека )? 4) Ты спешишь в..., на... ( колледж, гимназия, урок, перемена, каток )?
11 При обучении употреблению творительного падежа предусмотрено овладение следующими его значениями : 1. именная часть составного сказуемого ( был, будет учителем, стал, станет врачом ); 2. объект действия ( заниматься спортом, увлекаться искусством ); 3. орудие действия ( рубить топором, схватить рукой, писать мелом ); 4. совместное действие ( работать с товарищем, беседовать с другом ), 5. место ( идти лесом ).
12 Учебник русского языка для 5 класса написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Программой по русскому языку, утвержденными МНО Республики Узбекистан. Автор стремился содержание и структуру учебника подчинить решению образовательных и практических задач обучения русскому языку школьников. Изучение разделов Программы представляется автору не как конечный результат обучения, а как средство достижения главной цели – обучение грамотной устной и письменной речи. Учебник русского языка для 5 класса написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Программой по русскому языку, утвержденными МНО Республики Узбекистан. Автор стремился содержание и структуру учебника подчинить решению образовательных и практических задач обучения русскому языку школьников. Изучение разделов Программы представляется автору не как конечный результат обучения, а как средство достижения главной цели – обучение грамотной устной и письменной речи.
13 Тема урока : « Все умеем делать ». ( Орудие действия ) Цели урока : 1. Усвоить образование конструкций с существительными в творительном падеже без предло га. 2. Овладеть навыками употребления названных конструкций в речи учащихся. 3. Развить умения использовать соответственные орудия труда. Углубить чувство любви к труду. Оборудование : учебник, мультимедиа, презентационный материал диапроектор, сигнальные карточки с символом. календарь природы, План урока : 1. Проверка домашнего задания и опрос. 2. Объяснение нового материала и первичное за крепление. 3. Активизация новых конструкций в речи уча щихся. 4. Задание на дом.
14 Ход урока: I. Проверка домашнего задания и опрос. Взаимный контроль выполнения заданий. Наиболее подготовленные ученики оценивают работу своих товарищей. Материалом проверки являются задания Д1 и Д2 (§ 29). Например: учитель (или его помощник) читает предложение Тетя пошла в магазин за мукой; ученики поднимают ту или иную карточку. Их ответ оценивает ся (правильно или неправильно). Далее: Добрый конь за джигитом в огонь. Снова поднимается та или другая карточка. Данная работа может проводиться по рядам в виде игры-соревнования « Кто быстрее? Кто правильнее? ». 2. Разыгрывание диалогов. Ситуации: В экскурсионном автобусе. У кассы школьного буфета
15 Объяснение нового материала и первичное закрепление. Краткое повторение ранее пройденного материала о дательном падеже зад. вариант В зад. 1. Задание. Рассмотрите рисунки. Скажите, кто как орудием действия пользуется. Запомните ! Для того чтобы сказать, кто каким орудием совершает действие, употребляют существительное в творительном падеже без предлога, отвечающие на вопрос чем ? (nima bilan?) Повторяем вместе ! пишу ручкой ( фломастером, карандашом, пользуюсь словарём ( книгой, картой,...) шью иглой ( машинкой,...) стираю порошком ( мылом,...) см ложкой ( вилкой,...) чищу щёткой ( тряпкой,...)
16 2. Ответьте на вопросы. 1. Чем пользуется повар в кухне ? Чем пользуется архитектор для чертежа ? Чем пользуется ученик на уроке ? Чем шьёт бабушка одежду ?-- … 2. Ответьте на вопросы. 1. Чем пользуется повар в кухне ? Чем пользуется архитектор для чертежа ? Чем пользуется ученик на уроке ? Чем шьёт бабушка одежду ?-- …
17 Окончания существительных в творительном падеже Отгадайте загадки! Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый краса, А зовут её …… Скачет в траве, Глаза на голове, Скользкая и мокрая, Зеленая квакушка, А зовут её...
18 Упражнение 8. Допишите пропущенные слова. Обувь чистят …? Подметают пол Пишут на доске …? 4. Землю рыхлят….? 5. Кухонную посуду чистят ….? Считалочки Шли бараны по дороге Промочили в луже ноги Стали ноги вытирать: Кто платочком, Кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост. Если мост провалится, То собака свалится. Чтобы ей не потонуть, Ты беги её тянуть
19 Ежик Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в зоопарк Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством: ветеринара Зинаиды Петровны. Она поможет ёжику выздороветь. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Где нашли ёжика Зоя и Женя? Почему ребята решили, что ёжик заболел? Чем кормили ребята ёжика? Как ухаживали за животными в зоопарке? Как вы помогаете животным, которые нуждаются в помощи?
20 Изучение грамматической категории падежей имен существительных показывает богатые возможности русского языка. Вопрос предложно - падежной системе рассмотрен в работах видных ученых - лингвистов : В. В. Виноградова, Д. Э. Розенталя, Н. М. Шанского, А. М. Пешковского и др. Правильное определение падежей существительных позволяет избежать ошибок в речи учащихся Поскольку чаще всего грамматическая категория падежа существительных не соотносится напрямую с лексическим значением слова, Труднее всего это дается тем, кто изучает русский язык как иностранный. Существительные в курсе русского языка – одна из важнейших тем.. В речевом развитии ребенка имена существительные появляются рано, в речи школьников занимают неизменно основное место : 30% всего числа словоупотреблений в 5 классах. Заключение
21 На уроках по изучению русского языка учитель ставит следующие цели: формировать представления у школьников о системе падежей различных частей речи, учить правильному употреблению форм творительного падежа в своей речи; развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление; формировать информационные компетентности (умение работать с дополнительной литературой: словарями, справочниками); развитие логического мышления, умения анализировать; развитие устной и письменной речи;
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.