Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнатолий Долгов
1 1 «Ресурсы профильного обучения в формировании образовательно- профессионального маршрута школьников»
2 2 Основные направления прогнозирования развития профессионального образования Социально-экономическое (определение стратегических целей образования) Технологическое (разработка новых технологий профессиональной подготовки) Педагогическое (раскрытие потенциальных возможностей учащихся, их самоопределение, самопознание, самореализация)
3 3 Соотношение выпуска и потребностей без учета конкретной квалификации (2005 г.) Выпуск системы образования 45% - ВПО 15% - СПО 30% - НПО 10% - без определенной квалификации Потребность рынка труда 30% - ВПО 25% - СПО 35% - НПО 10% - неквалифицированные работники
4 4 Соотношение выпуска и потребностей без учета конкретной квалификации в 2010 г. (инерционный сценарий) Выпуск системы образования 60% - ВПО 13% - СПО 18% - НПО 9% - без определенной квалификации Потребность рынка труда 35% - ВПО 30% - СПО 27% - НПО 8% - неквалифицированные работники
5 5 До 30% ресурсов в системе образования направляется на реализацию программ, цели которых не достигаются: более 50% учащихся классов практически игнорируют предметы, не связанные в выбранным ими профилем профессиональной подготовки обязательное полное среднее общее образование в ПУ и техникумах в 50-60% случаях сводится к профанации 40% выпускников ПУ не получает минимально необходимой на рынке профессиональной квалификации более 50% выпускников ВУЗов не использует в работе узкопрофессиональные компетенции (получило так называемое «общее высшее образование»)
6 6 Причины сложившейся ситуации Отсутствие государственной заинтересованности в согласовании образовательной и кадровой политики Нежелание педагогической общественности уделять внимание данной проблеме Отсутствие преемственности общего и профессионального образования В 2005 году уже две трети предприятий (65%) отказались от сотрудничества с вузами (в 2004 году – их было около 51%), а от сотрудничества с учреждениями среднего профессионального образования уклонились 71%
7 7 «Нам нужны грамотные исполнители, умеющие заимствовать и воспроизводить лучшие решения» Я.И.Кузьминов, 2006 г. «Школа должна вести за собой общество, а не наоборот» В.В.Давыдов февраль 1993 г., на заседании Президиума РАО, обсуждение проекта Концепции профессионального самоопределения молодежи
8 8 Вектор изменений «мира профессий» в эпоху постиндустриальных изменений От доминирования машинного производства К приоритетности информационных технологий От массового производстваК мелкосерийному характеру производства От стандартизации и унификации продуктов К разнообразию и подстраиванию продукта под запрос потребителя От профессий учителя и воспитателя К новым педагогическим профессиям
9 9 Вектор изменений человека как носителя профессии в эпоху постиндустриальных изменений От встраивания в сложившуюся структуру типичных профессиональных маршрутов, от подчинения человека профотбору и профподбору К созданию собственного образовательно- профессионального «формата» из мозаики компетентностей, и даже к перенастройке производственной задачи под человека…
10 10 Вектор изменений в профессиональной ориентации: движение от авторитарного воздействия и педагогического манипулирования
11 11 Вектор изменений в профессиональной ориентации: К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПОДРОСТКА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАРШРУТА ПОДДЕРЖКА: Компенсация недостаточности и несогласованности ресурсов с целью выявления препятствий объективных субъективных Содействие преодолению препятствий: оказание помощи обеспечение защиты
12 12 «Портфолио»: отражение достижений, самопрезентация Путеводитель по возможностям продолжения общего образования Путеводитель по возможностям получения профессионального образования Путеводитель по местному рынку труда Результаты взаимодействия с психологами и врачами Доступная, понятная и обновляемая «Правовая азбука» Координаты «защитников» Координаты «помощников » РЕСУРСЫ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАРШРУТА
13 13 ПРОФОРИЕНТАЦИОННО- ЗНАЧИМЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ выражаются в готовности подростка испытывать потребность в самостоятельном выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самопродвижения; ставить и корректировать соответствующие им ближние и дальние цели; приобретать опыт создания профориентационной значимых образовательных продуктов; противостоять внешним манипулятивным и авторитарным воздействиям; владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющего общества и рынка труда; запрашивать необходимую «помощь» и «защиту».
14 14 Этапы профессиональной ориентации Дошкольный возраст: эмоционально-образный. I-III(IV) классы – пропедевтический. IV(V)-VII классы - поисково-зондирующий. VIII-IX классы - профильная ориентация. X-XI классы - период проектирования послешкольного образовательно-профессионального маршрута. Учащиеся и студенты учебных заведений профессионального образования - вхождение в профессиональную деятельность. Развитие профессионала в процессе труда.
15 15 Структура предпрофильной подготовки (100 часов) Профильная ориентация (20-30 часов) Элективные курсы (60-70 часов) Информационная работа (10-20 часов)
16 16 Профориентационно значимый позитивный потенциал нововведений, связанных с введением предпрофильной подготовки Культивирование права на собственное содержание образования – первичный опыт принятия ответственности за выбор Компетентностно ориентированные педагогические технологии Элективные курсы как последовательность проб Профориентационная интерпретация портфеля достижений Взаимодействие с социокультурным и профессионально-производственным окружением
17 17 Алгоритм принятия решения о выборе направления продолжения образования
18 18 Профессиональная ориентация и ЕГЭ …выбрал ребенок профессию экономиста, у него есть выбор: классический университет, где требования самые высокие, технический университет, где требования чуть ниже, и отраслевой вуз, где тоже есть экономический факультет, но требования еще ниже. Можно посылать результаты ЕГЭ во все три выбранных вуза. Дальше все зависит от результатов сдачи ЕГЭ. Если получены высокие баллы, есть шансы попасть в классический университет, чуть ниже в технический, и так далее: это РАЗУМНАЯ СТРАТЕГИЯ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ.
19 19 Профессиональная ориентация Профильная ориентация ХОЧУХОЧУ МОГУМОГУ НАДОНАДО Кем быть? Каким быть? Зачем осваивать профессию? ХОЧУХОЧУ МОГУМОГУ Что изучать? Как изучать? Где изучать? Зачем изучать?
20 20 КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВЫБОРУ ПУТИ ПРОДОЛЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ Ценности Выраженность ценностных ориентаций, связанных с продолжением образования Цели Представленность индивидуально выраженных целей продолжения образования Информированность Информационная подготовленность для продолжения образования и получения профессии Опыт Наличие опыта приложения усилий по освоению компетентностей, востребованных на последующих этапах образования
21 21 Учебная литература о проблеме профессионального самоопределения молодежи
22 22 Учебная литература о проблеме профессионального самоопределения молодежи
23 23 Ресурсы повышения качества профессиональной ориентации учащейся молодежи Федеральный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень Уровень муниципального учреждения
24 24 ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАРШРУТА Ориентация на новые образовательные результаты (новое качество образования) Принципиальное изменение содержания, форм работы педагога и ученика (воспитанника) Изменение характера взаимоотношений между субъектами образовательного процесса
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.