Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНина Урусова
1 Сложное предложение. Виды сложных предложений. Урок обобщения Русский язык 11 класс Учитель русского языка и литературы Щипунова Надежда Николаевна.
2 Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда. Измаил Иванович Срезневский
3 Разл..жить все по полочкам, Все ра..ставить по клеточкам, Направление по струнке.. задать, Без качанья, без хаоса, Без излишнего пафоса, Без свободы над ума..ой Путь умей продолжать. Итак, в путь за знаниями На расст..яны.. в 40 минут! Успеха! Удачи! Е. Д. Марченко
4 Орфографическая работа. - На распечатках, лежащих перед вами, слова с пропущенными буквами: 1) В…ликии, б…бобогатство, …зык. 2) Н…национальное, предст…влияет, сп…синие. 3) Н…род, н…дёжный, гр…моднейшее. 4) Ув…дающее, ч…ловек, …органика. -Какая орфограмма объединяет все эти слова? Вставьте пропущенные буквы. Со словами того ряда, в котором везде пропущена безударная проверяемая гласная корня, составьте словосочетания, определите способ подчинительной связи в них. -Слова, вошедшие в орфографическую работу, встретятся нам в предложении, записанном на доске. 1) Русский …зык это гр…моднейшее б…бобогатство которое предст…влияет нам необычайные возможности.
5 Задачи урока: 1. Обобщить знания по теме «Виды сложных предложений». 2. Закрепить умения и навыки постановки знаков препинания в сложном предложении. А19, А20,А21, А23,А24,А25,А26,В6.
6 Сложные предложения Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. По своему строению и значению сложные предложения разнообразны: бессоюзные –это предложения без союзов и союзных слов. Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами. Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
7 Способы соединения В сложных предложениях простые предложения соединяются при помощи: 1. союзов 2. союзных слов 3. интонации
8 Виды сложных предложений Сложные предложения Союзныеббессоюзные Сложносочинённые Сложноподчинённые
9 Составление схематических алгоритмов. 1 - ССП; 2 - СПП; 3 - БСП 4 – СПС (с несколькими придаточными).
10 Практическая работа по карточкам 1. Расставьте недостающие знаки препинания, найдите соответствие. 1. Быть может крылья тебя поднимут и поживёшь ты ещё немного в своей стихии 2. Оба приятеля очень крепко поцеловались и Манилов увёл своего гостя в комнату. 3. Он ослабел и не может держаться на ногах. 4. Когда таял снег в степи или проливался хороший дождь от глины река долго была красной. 5. Там где пробегала текущая воздушная струя ковыль молитвенно клонился и на его хребтине долго лежала чернеющая тропа. 6. Я готов ждать сколько угодно. 7. По мере того как Дант становился не по плечу публике его обволакивали всё большей таинственностью. А.Сложносочинённое предложение без общего члена. Б.Простое предложение с однородными членами. В.Сложноподчинённое предложение с однородными членами. Г.Сложносочинённое предложение с общей вводной конструкцией. Д.Простое предложение с устойчивым оборотом, похожим на придаточное предложение Е.Сложноподчинённое предложение с союзным сочетанием в роли союза. Ж.Сложносочинённое предложение с первой частью – сложноподчинённым предложением.
11 Проверяем (1 уровень) 1-Г; 2-А; 3-Б; 4-В; 5-Ж; 6-Д; 7-Е.
12 Дополните предложения общим второстепенным членом. Постройте схемы полученных предложений, графически указывая на наличие общего члена. 1.________звучно крякнула пролетевшая утка и все притихли. 2.__________дрожали стёкла и громыхала железная дверь. 3.__________раздались два глухих выстрела и начало разливаться в тумане мутное пунцовое зарево. 4.__________хлопал выстрел да бухала вдалеке пушка. 5.__________едва желтеет свет да видны фигуры сидящих за столом кондуктора и телеграфиста.
13 Проверяем 1. Вскоре звучно крякнула пролетевшая утка и все притихли. 2. От взрыва дрожали стёкла и громыхала железная дверь. 3. На болоте раздались два глухих выстрела и начало разливаться в тумане мутное пунцовое зарево. 4. Утром хлопал выстрел да бухала вдалеке пушка. 5. В окнах едва желтеет свет да видны фигуры сидящих за столом кондуктора и телеграфиста
14 Расставьте знаки препинания, выпишите простые предложения. * Составьте схемы. Лошадь с трудом вытаскивает ноги и скрипят поводья. Мысли его казались мне капризно и даже нарочито изломанными. Ветер шевелил листья и по выщербленному полу скользили солнечные зайчики. Матери вздыхали и подносили к глазам платочки.
15 Проверяем Лошадь с трудом вытаскивает ноги, и скрипят поводья. Мысли его казались мне капризно и даже нарочито изломанными. Ветер шевелил листья, и по выщербленному полу скользили солнечные зайчики. Матери вздыхали и подносили к глазам платочки.
16 Тест А. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Воробей ничего интересного для себя не нашел () и, еще раз оглянувшись, улетел прочь. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. Б. Схема [1 ], [2 ]соответствуют предложению: 1. По обе стороны улицы зажглись фонари, а в окнах домов показался свет. 2. Каштанка прижалась к какому-то подъезду, стала горько плакать. 3. Он дал ей хлеба и зеленую корочку сыра, она с голодухи все это съела быстро. 4. На земле еще по-прежнему лежит снег, и мороз иной раз ударит не хуже, чем в декабре. В. Укажите предложение, в котором две грамматические основы. 1. Кошка открывала мордочкой и лапками дверь, входила, вспрыгивала на кровать. 2. Я отворяю перед кошкой все двери и почтительно пропускаю вперед, и она легко впрыгивает на умывальник. 3. За всю свою жизнь она ни разу не мяукнула, а произносила только этот довольно музыкальный звук. 4. Люди, появившиеся в этих местах, приехали недавно. Г. Все знаки препинания расставлены в предложении: 1. Телефонный аппарат помещался в крошечной передней и около него стоял соломенный стул без спинки. 2. Кошка озиралась на меня широко раскрытыми глазами, и я читал в них изумление и требовательный вопрос. 3. В трубе вдруг что-то щелкнуло и крякнуло и из нее раздался резкий голос телефонистки. 4. Но главное любить природу, охранять ее. Д. Укажите СПП: 1. Что тогда произошло, я не могу рассказать, потому что я плохо помню случившееся. 2. Урожай был прекрасный, стояли жаркие росистые дни с короткими ночами, которые быстро переходили в утро. 3. Я любил смотреть ей в глаза подолгу, не отрываясь, не мигая; она щурилась, вертела головой. 4. Кончилась метель, выглянуло солнышко, и сразу весной повеяло.
17 Тест-диагностика. 1. Мне были понятны все виды упражнений, и я их выполнил. 2. Я не смог выполнить задание потому, что… а) не знаю теорию по данной теме; б) не умею определять средства связи в предложении; в) не знаю полной схемы синтаксического разбора. 3. Я выполнил частично задание, так как есть пробелы по пункту _______: а) б) в)
18 Сочинение «ОПЯТЬ ВЕСНА ПОВЕЯЛА КРЫЛОМ…»
19 Михаил Чехов. Теперь уж скоро! Теперь уж скоро! Март настанет, Грачи к нам с юга прилетят, Растает снег, теплом потянет, И новый примет все наряд. В лесу, на сухоньком местечке, Подснежник первый зацветет, И, широко разлившись, речка Вновь в берега свои войдет. И, возвратясь в свои скворечни, Скворцы повсюду запоют, Затем начнут цвести черешни И вишни буйно зацветут. Потом заквакают лягушки И зажужжит в цветах пчела… И вдруг раздастся крик кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Весна пришла!..»
20 Алексей Николаевич Плещеев Весна Отрывок Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
21 Пословицы и приметы. 1. Мартовская вода целебная: она же от веснушек и загара. 2. Март похоронит, август схоронит (хлеб: похоронит в землю, схоронит в закрома). 3. Евдокия красна, и весна красна. 4. Грачи прямо на гнездо летят – дружная весна будет. 5. Жаворонки прилетели, красно солнце принесли. 6. Весна до Благовещенья – много морозов впереди. 7. Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещенье. 8. Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит: что-то будет. 9. Если на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели.
22 И.Левитан «Март»
23 Домашнее задание: Написать сочинение «ОПЯТЬ ВЕСНА ПОВЕЯЛА КРЫЛОМ…», Использовать в сочинении разные конструкции сложных предложений. Определить виды сложных предложений в сочинении.
24 Уважаемые ребята! Спасибо за урок!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.