Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГавриил Пазухин
1 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заринская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Аверина» Шорцы – коренные жители Кемеровской области Исследовательская работа Номинация «Моя малая Родина» Выполнил: Ушаков Максим Игоревич, ученик 6 а класса МОУ «Заринская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Аверина» Промышленновского района Кемеровской области Консультант: учитель истории Астапенко Марина Викторовна Плотниково 2011
2 Цель: исследование истории, культуры и быта коренного народа Кузбасса –шорцев. Задачи: 1. Изучить материалы краеведческих музеев области и составить цельное представление о жизни шорцев на территории Кемеровской области. 2. Способствовать распространению информации о коренных народах области среди сверстников Методы исследования: систематизация источников, выделение существенного, а также: сравнение, обобщение, анализ, синтез.
3 Введение Современные шорцы - народ необычной судьбы. История их предков уходит корнями в далекую древность, но формирование этнического единства еще продолжается. Шорцы - коренной малочисленный тюркоязычный народ, проживающий на юге Кемеровской области. Шорский народ в 1937 году был подвергнут политическим репрессиям. В результате чего был ликвидирован Горно-Шорский национальный район. Именно с этого периода появился запрет преподавание на родной язык, (были закрыты национальные школы, уничтожены учебники и книги на шорском языке), на проведение национальных праздников и обрядов, представители интеллигенции отправлены в ссылки (вернулись лишь единицы), особенно жесткие меры применялись к шаманам. Все национальное считалось архаичным. Шорское население, в основной своей массе, постепенно утратило родной язык, обычаи, перестало соблюдать традиции, носить национальную одежду, культовые и обрядовые места преданы забвению, утрачена родовая память. Сегодня сохранение истории и культуры коренного народа Кузбасса является очень актуальным, необходимо активнее знакомить население с особенностями развития этого самобытного народа. Не случайно в последнее время у нас в Кузбассе национальному вопросу уделяется много внимания. Прежде всего, необходимо возродить язык, народные ремесла, обычаи все то, из чего складывается культура. Ну и, конечно же, на всех уровнях пропагандировать самобытность и историческую ценность этого маленького народа.
4 Из истории народа Первые письменные свидетельства о шорцах относятся к началу XVII века, к периоду освоения русскими верховьев реки Томи. В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный народ «шор». По его имени шорцами стали называть всех жителей верховья Томи и ее притоков Мрассу и Кондомы. По своему происхождению шорцы не относятся к алтайским племенам. Это лесные оседлые племена, обычно жившие изолированно друг от друга по долинам горных рек. Своего государства у шорцев не было. Вплоть до установления советской власти в Шории было родовое деление.
5 В настоящее время шорцы проживают в юго-восточной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области ( в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Хакасии и Республики Алтай. Общая численность – 15,7 тыс. человек. Делятся на две этнографические группы: южную, или горнотаежную, и северную, или лесостепную.
7 ОДЕЖДА ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА ОДЕЖДА Мужская и женская одежда состояла из рубахи(конек), штаныов(чембар,штаны) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Их носили, запахивая слева направо и подпоясывали кушаком. Женская рубаха - длинная с разрезом на груди. Южные шорцы делали одежду из конопли и кендыря, северные – чаще из покупных тканей, зажиточные носили покупную одежду, зимой – овчинные шубы, крытые материей. Обувью служили кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами ( у бедняков - из кендыря). Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой-осокой. Женщины носили платки, мужчины –шапки: картузы из ткани, кожи или бересты, круглые холщовые шапки в форме колпака, зимой –меховые.
8 ОБРЯДЫ ОБРЯДЫ Традиционные культы шорцев – промысловые, родовые, шаманизм, культы духов- хозяек гор и рек. Духам- хозяева приносили в жертву лошадей. Определенные обряды были связаны с охотой на медведя. Шаманство шорцев имело родовой характер: шаманы наследовали свой дар и духов покровителей в рамках рода. Атрибутами шамана были бубен и колотушка.
9 СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД - Досвадебный период: СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД - это не пиршество брачующихся, а праздник большого коллектива- всей родни невесты и жениха, а ни редко всей деревни. Три периода свадебного обряда : досвадебный период, свадьба, послесвадебный период. Досвадебный период: в прежние времена, как только родились дети, их родители заключали между собой договор о том, что через лет их дети должны пожениться. После этого в религиозные праздники, родители жениха ежегодно приносили девочке подарки. Воровство невесты и калым: на известных ступенях развития культуры народов жены добывались посредством похищения, в результате чего и обращения с ними было такое же как с пленными, которых приковывали или привязывали к рабочим местам. Сватовство: У шорцев не всегда воруют невест. Имеет место и сватовство. Оно бывает в том случае, когда жених и его родители знают, что им не откажут при сватовстве. Свадебное жилище
10 Свадьба. Наряжают невесту в национальную одежду: конек(платье из красного шёлка), кур(кушак), чиймек(легкий свадебный наряд из тафты или шёлка). Голову покрывают платком, а сверху высокая пирогообразная шапка.
11 Послесвадебный период. Предохранительный обряд- имеющий своей целью оградить жениха и невесту от злых духов. Побудительный обряд- обеспечивающий молодым определенные положения позитивного характера: хорошая деторождаемость, согласие и любовь.
12 ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД ШОРЦЕВ претерпел, начиная с конца XIX века, под влиянием христианства некоторые изменения, но в целом продолжал сохранять традиционный комплекс представлений о смерти и потустороннем мире. Умерший, считали шорцы, продолжал жить, но только в стране мертвых. После того, как окружающие убеждались в физической смерти человека, из-под его головы убирали подушку, чтобы отошла душа,тело покрывали кусками домотканого холста. Через три дня покойника обмывали, одевали в чистую одежду. До распространения христианства гроб не делали – покойника зашивали в кендырь или завертывали в бересту и подвешивали на дереве в чаще.
13 Кладбища появились вместе с христианством, тогда же стали хоронить умерших в гробах, которые выдалбливали из кедра. Могилы копали неглубоко, иногда делали сруб. Рядом, с восточной стороны втыкали крест. По окончании погребальной церемонии на могиле оставляли берестяную коробку с пищей для души умершего. По возвращении в доме умершего разводили огонь. Шаман окуривал всех присутствующих дымом и камлал, уговаривая умершего не возвращаться. Людей, умерших в результате несчастного случая, самоубийц хоронили в земле на месте гибели или на окраине кладбища. Крест в таком случае заменяли осиновым колом. На седьмой, сороковой день и через год после смерти делали поминки по душе.
14 По легенде раньше шаманов хоронили в заколоченном сосновом гробу лицом вниз. Гроб закидывали ветками.
15 Традиционные верования и мифология, поминальной-погребальные обряды, камлания частично сохраняются у современных шорцев. Возобновляются традиционные праздники – праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, спортивными состязаниями.
16 ИСКУССТВО Шорский фольклор составляют героические поэмы («кай»), сказки, рассказы и легенды, Загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и др. песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «комус», который делался из ствола ивы, кедра. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни.
17 РЕЛИГИЯ РЕЛИГИЯ В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялись шаманизм и анимизм (культ предков, промысловые культы и др. верования). Согласно традиционному мировоззрению шорцев, все мироздание разделено на три сферы,- на «землю Ульгена» (Ульген чер), нашу землю и «землю злых духов», или подземный мир. Во владениях Ульгена имеется 9 небес; на седьмом небе находится луна и звезды, на восьмом- солнце, а на девятом живет сам Ульгена – доброе верховное божество. Наш мир и человека сотворили, по преданию древних шорцев, Ульгена вместе со своим братом Эрликом.
18 ЖИЛИЩЕ. Поселения шорцев (улусы на севере и аилы на юге) были небольшими. Они состояли из нескольких низких четырехугольных срубных домов (юрт) с берестяной крышей. Они отапливались глинобитным очагом типа чувала. Временным жилищем служили: летом одаг, коническая постройка из бревен, жердей или из молодых деревьев и веток, прислоненных к дереву, крытая берестой; зимой агыс, каркасное жилище в форме усеченной пирамиды из бревен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре. В настоящее время шорцы живут в срубных домах, сохраняются охотничьи жилища, юрты используются как летние кухни. ·
19 В XIX распространились избы русского типа, особенно на севере. Бедняки жили в срубленных полуземлянках.
20 ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Основным занятием шорцев была охота. Она имела ведущее значение в их хозяйстве вплоть до Октябрьской революции, а в горно-таежных местах сохранилось и до наших дней. Промысловые угодья Кузнецкой тайги были поделены между отдельными родами, а внутри рода между большими семьями - тёлями. Промысел "хорыг" состоял из двух периодов; осеннего и зимне-весеннего. Последний начинался обычаю в ноябре, когда выпадал глубокий снег и замерзали реки. Он состоял из малой охоты по первому снегу и дальней - большой охоты. Малая длилась до середины декабря, большая с перерывами - до конца февраля - начала марта. Зимой шорцы отстреливали белку, капканами добывали соболя, ловушками – зайцев, в апреле ставили петли на глухарей. Летом добывали выдр, оленей, коз, маралов. Осенью били барсуков и рябчиков. Инвентарь охотника состоял из фитильного или кремниевого, а позднее пистонного ружья "малтыг", пороха, дроби, сетей «энных», самострелов "айа", деревянных капканов спускного типа "шергей", пулулейки "калып".
21 Рыболовство носило сезонный характер и было наиболее развито у нижнемрасских шорцев. Хариусы, налимы, таймени, язи вывозились на продажу в Кузнецк. Основным орудием лова были сети "энгме". На маленьких реках рыбу часто ловили мордами "суген" и корытами "ашпар". Крупную рыбу накалывали острогой, стреляли из лука деревянными стрелами, а мелкую ловили сачком из кендырных нитей. Рыба занимала важное место в питании шорцев, особенно летом. Земледелие было развито повсеместно: плужное у северных шорцев и мотыжное - у южных. Выращивали в основном ячмень, пшеницу, овес, коноплю, картофель. Мололи они зерно на водяных мельницах. Размеры полей у северных шорцев исчислялись гектарами, у южных шорцев участки измерялись загонами. Только у северных шорцев были приусадебные огороды. Терминология орудий труда при плужном земледелии была уже русской.
22 Скотоводство у шорцев, по сравнению с другими народами Южной Сибири, было развито слабо. Около 9,4% всех шорских хозяйств не имело лошадей, а 18,9 % - коров. Причина - отсутствие удобных пастбищ и хороших лугов для сенокосов. Наиболее удобной была долина Кондомы, но лучшие ее земли к концу XIX- началу XX вв. были заняты русскими переселенцами или сданы в аренду приискам. Шорцам остались средние и худшие участки по опушкам леса. Скученность скота на этих прогалинах приводила к быстрому вытаптыванию и гибели растительности, и, чтобы скот не голодал, шорцы во второй половине лета выгоняли его на выкошенные места, на "отаву". Но и она скоро исчезала. Но, несмотря на неблагоприятные условия, даже в самых глухих местах к началу XX века шорцы разводили лошадей крупной породы, низкорослых коров. На одного жителя в среднем приходилось по две лошади и столько же голов крупного рогатого скота. Встречались семьи содержащие до 20 животных, овец не более 2-Зх.
23 Ремесло у шорцев носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин. Все производилось только для собственных нужд и лишь плетение сетей и гончарное дело у жителей низовьев Мрассу к концу XIX века приобрело характер кустарного промысла. Наиболее развитым было ткачество. Основным сырьем для выработки нити служили стебли конопли и крапивы. Ткали шорки на особом станке ""кендырь тыбеге". Готовый холст шел на изготовление всего набора одежды и голенищ обуви. Части одежды сшивали кендырными нитями или сухожилиями марала. Повсеместно была распространена обработка кожи «сагары». Обработка дерева выражалась в изготовлении седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды. Для этого употреблялся нехитрый инструмент: ножи, долота, резцы. В первой четверти XX века шорцы начали изготавливать глиняную посуду. Известна шорцам была и резьба по кости.
24 Известные шорцы Куртегешев Назар - купец второй гильдии, удостоен во второй половине IXX века Томским епископом Платоном ордена "За усердие", царским правительством награждён орденом Святого Андрея III степени. После его смерти его вдова внесла с благотворительными целями 1000 золотых рублей. Торбоков Степан - поэт, педагог, сказитель, автор многих стихотворных сборников. Кусургашев Никита - руководитель балетной труппы в США. Кусургашев Максим - известный журналист газеты "Комсомольская правда". Арбачаков Юрий - выдающийся шорский спортсмен, чемпион мира по боксу. Куюков Михаил Михайлович – пулеметчик. Указом ПВС СССР от г. ему присвоено звание «Герой Советского Союза». Акушаков Николай Васильевич – директор Чилису-Анзаской школы. В 1949 году награжден орденом «Знак Почета», а в ноябре 1953 года награжден Орденом Ленина. Кусургашева А.Д. – учитель из города Мыски. За долголетний труд по воспитанию молодого поколения награждена Орденом Ленина. Чудояков Андрей Ильич – профессор НГПИ, занимался сбором и изучением шорского фольклора, результатом его труда в этой области является академический том «Шорский героический эпос».
25 Заключение Сегодня наблюдается постепенное исчезновение традиционной шорской культуры. Происходит это в силу всё большего нарастания урбанистической культуры. Вместе с тем начиная с 1985 г. возобновляются традиционные праздники шорцев - праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, а также спортивными состязаниями. В настоящее время основная масса шорцев занята в сельском хозяйстве (земледелие, животноводство, пчеловодство, также традиционные промыслы - охота, рыболовство, сбор кедровых орехов). Важнейшей проблемой для современных шорцев является отсутствие рабочих мест и структуры сельского образования в сельских территориях Таштагольского района. Многие шорцы заняты в городах (Таштаголе, Шерегеше, Новокузнецке), некоторые из них работают на обслуживании туристской сферы на горнолыжном курорте Шерегеш. Шорцы, живущие на селе, официально считаются безработными, - несмотря на то, что большинство этих «безработных» заняты в сельском хозяйстве и традиционными для шорцев промыслами. Для поддержки шорского населения, сохранения национальной культуры создаются общественные организации, такие как: «Шория», центр шорской культуры «Аба-Тура», Детское Этнографическое Объединение «Тызыхан». Общественные организации принимают активное участие в культурной и спортивной жизни Кузбасса. Это и участие в областных спартакиадах коренных народов, участие в фестивалях, Пайрамах, смотрах, конкурсах «Кен-Кыс» («Красивая девушка»), Краса Шории», Детский смотр, фестиваль «Элим», «Чыл Пажы» (Новый год), Дни шорской культуры. В 1997 году организован ансамбль «Алтын-Ай» («Золотой месяц»), сшиты национальные костюмы.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.