Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИннокентий Оболенский
1 Тема: «Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования» Работу выполнила : Бредихина Г.В., учитель начальных классов МОУ гимназии 4, г. Одинцово 2012 год.
2 « Великая цель образования – это не знания, а действия» Герберт Спенсер ( английский философ, социолог )
3 Актуальность выбора темы Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
4 Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как « умение учиться ».
5 Вывод : Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений
6 Проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться Пути решения проблемы : формирование универсальных учебных действий самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться
7 Цель квалификационной работы : - знакомство с универсальными учебными действиями, - изучение особенностей формирования универсальных учебных действий на всех ступенях школьного образования
8 Задачи : изучить психолого - педагогические и теоретико - методологические основы формирования универсальных учебных действий ; изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий ; установить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов ; выявить особенности формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в рамках среднего общего образования
9 Универсальные учебные действия В широком значении термин « универсальные учебные действия » означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
10 Универсальные учебные действия В более узком ( собственно психологическом значении ) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы ), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
11 Универсальность УУД носят надпредметный, метапредметный характер ; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности ; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса ; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально - предметного содержания ; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося
12 Функции универсальных учебных действий Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности ;
13 Функции универсальных учебных действий создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию ; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
15 Теоретико - методологическое обоснование формирования УУД : системно - деятельностный культурно - исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Психолого - педагогическая платформа : развитие личности в системе образования
16 Виды УУД личностные личностные познавательные познавательные регулятивные коммуникативные
17 Личностные универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся
18 Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
19 Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий : - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ; - действие смыслообразования ( ученик должен задаваться вопросом о том, « какое значение, смысл имеет для меня учение », и уметь находить ответ на него ); - действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
20 сформированность внутренней позиции развитие мотивов учения
21 Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности
22 Регулятивные учебные действия ( обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности ) целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно ; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата ; составление плана и последовательности действий ;
23 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик ; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона ; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта ; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии ; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
24 общеучебные действия логические действия действия постановки и решения проблем
25 Познавательные универсальные учебные действия общеучебные ; логические ; действия постановки и решения проблем.
26 Общеучебные универсальные действия самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; поиск и выделение необходимой информации ; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств ; знаково - символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта ( пространственно - графическую или знаково - символическую ) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область ; умение структурировать знания ; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме ;
27 Общеучебные универсальные действия выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; рефлексия ( самоанализ ) способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели ; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров ; определение основной и второстепенной информации ; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей ; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации ; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
28 Универсальные логические действия анализ объектов с целью выделения признаков ( существенных, несущественных ) синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты ; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов ; подведение под понятия, выведение следствий ; установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство ; выдвижение гипотез и их обоснование.
29 Постановка и решение проблем формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
30 Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог…
31 Виды коммуникативных действий планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия ; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация ; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера ; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
32 Критерии оценки сформированности УУД у учащихся соответствие возрастно - психологическим нормативным требованиям ; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям
33 Готовность учителя к использованию УУД включает: владение содержанием каждого из УУД и связей между ними; умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся; способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД.
34 Условия формирования УУД определение функций и содержания УУД; определение круга учебных предметов, адекватных психологическому содержанию конкретного вида УУД и определение соответствующей формы УД; организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины; организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия); разработка системы задач, выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).
35 Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов
36 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов ( на основе образовательных ресурсов УМК « Перспектива ») Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Каждый из предметов УМК « Перспектива », помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений.
37 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов по УМК « Перспектива » определяется следующими утверждениями : 1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий : коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность, познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы, личностные – определяющие мотивационную ориентацию, регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
38 2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. 3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно - психологических особенностей обучающихся. 4. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах. 5. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
39 6. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий. 7. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения. Отличительной особенностью УМК является то, что основой всех учебных предметов выступают понятия « культура », « общение », « познание », « творчество ».
40 Представленное таким образом содержание образования в начальной школе позволяет получить в виде его конкретного результата развитые универсальные учебные действия, формированию которых на начальном этапе систематического обучения до сих пор не уделялось должного внимания.
41 Главные выводы : 1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему 2. Развитие системы УУД осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка 3. В основе формирования УУД лежит « умение учиться » 4. Формирование УУД способствует индивидуализации обучения 5. В образовательной практике происходит переход от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному ( межпредметному ) изучению сложных жизненных ситуаций ; к сотрудничеству обучающихся и учителя 6. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием
42 ПРИМЕР КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАДАЧИ ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ ( УМК « Перспектива » Окружающий мир 1 класс, рабочая тетрадь 1, стр.10. Отрывок из сказки А. С. Пушкина ) " Мы объехали весь свет ; За морем житьё не худо. В свете ж вот какое чудо : В море остров был крутой, Не привальный, не жилой ; Он лежал пустой равниной ; Рос на нём дубок единый ; А теперь стоит на нём Новый город со дворцом, С златоглавыми церквами, С теремами и садами ».
43 1. Ознакомление : Вспомните и напишите ( Напишите с помощью трёх прилагательных ( или словосочетаний ), как выглядел остров, когда корабельщики впервые увидели его ) 2. Понимание : Постройте прогноз развития ( Подумайте, как бы могли развиваться события дальше, что ещё могло бы находиться, произойти на острове ?)
44 3. Применение : Сделайте эскиз рисунка ( схемы ), который показывает ( Нарисуй, как выглядел остров до и после превращения ) 4. Анализ : Раскройте особенности … Выдели две части в отрывке. Объясни своё мнение. 5. Синтез : Изложите в форме … своё мнение ( понимание )… Докажи, что в описаниях это один и тот же остров ) 6. Оценка : Оцените значимость … для... ( Почему изменения, которые произошли с островом, корабельщики называют « чудом »?)
45 В разработке задач учителя будут исходить из того, что уровни учебных целей : Ознакомление, Понимание, Применение, Анализ, Синтез, Оценка имеют отношение к любому УУД. Т. е. каждое УУД предполагается последовательно формировать на каждом уровне.
46 Диагностическая работа для учащихся 3- х классов на выявление уровня сформированности ОУУ, УУД и умений решать текстовые задачи Живой невод. Нужно ли представлять пеликана ? Его странную фигуру все хорошо знают. Давно поразил пеликан воображение впечатлительных людей. В легендах, мифах и религии оставил он свой след. Пеликаны – очень необычного вида птицы с мешком под клювом. На Земле обитают семь видов пеликанов. Самые распространенные из них – розовые и кудрявые пеликаны. Этих птиц отличает неуклюжее, массивное туловище, громадные крылья, короткие большие ноги, длинная шея и длинный клюв, который в 4-5 раз превосходит длину головы. Характерной особенностью этих больших светлоокрашенных птиц является сильно растяжимый кожный мешок на нижней стороне клюва. Вес пеликанов от 9 до 14 килограммов, длина около двух метров, размах крыльев до трех метров. Гнезда устраивают на деревьях, в скалах, на земле. Пары у пеликанов образуются на всю жизнь. Самки и самцы внешне похожи. Яйца насиживают по очереди, в течение дней. В гнезде 2-5 яиц. Птенцы пеликанов появляются на свет голыми и слепыми, пухом покрываются на восьмой день, а способными к полету становятся на 70- й день жизни. Пеликаны очень пугливы и в страхе могут бросить гнездо и птенцов ; перебираясь на новые места, не успевают вывести новое потомство, поэтому численность этих птиц сокращается.
47 Задание 1. Прочитай текст. Задание 2 ( Это задание направлено на определение уровня сформированности коммуникативныхдействий : читать текст и понимать его содержание ; отвечать на вопросы ; аргументировать и доказывать и на определение уровня информационных умений ). Ответь на вопросы, аргументируй свои ответы. Как ты думаешь, бывают ли взрослые пеликаны с массой 12 килограммов ? А с массой 20 кг ? Почему ? ( поясни свой ответ ) Может ли быть у пеликанов размах крыльев 30 дм ? Обоснуй свой ответ. Смогут ли за 1 месяц пеликаны высидеть птенцов ? Ответ обоснуй. Если птенцы пеликанов вылупились 1 июня, то смогут ли они отправиться в свой первый полет 15 июля ? Ответ обоснуй.
48 Задание 3 ( Это задание направлено на выявление уровня сформированности регулятивных действий и познавательных действий : выделение учебной задачи, определение цели, применять и преобразовывать полученные знания ). Поставь к условию задачи такой вопрос, чтобы задача решалась в одно действие. Запиши вопрос под условием на чистой строке. Бурый пеликан летит над морем на высоте 21 метр. Заметив добычу, он пикирует вниз и ныряет за ней на глубину 19 дм. Можно ли сразу ответить на твой вопрос ? Почему ? Реши задачу, запиши ответ. Задание 4 ( Это задание направлено на выявление уровня сформированности умения строить план решения задачи – одного изрегулятивных действий ). Пища пеликанов – только рыба, которую они « вычерпывают » своими клювами – ковшами. Сколько рыбы сможет выловить пеликан за неделю, если за 10 дней он может добыть 400 рыбин ? Составь план решения задачи ( что будешь делать и в какой последовательности ) и реши ее.
49 Задание 5 ( Это задание направлено на выявление уровня сформированности такого познавательного действия как преобразовывать одну информацию в другую ). Длина клюва пеликана в 4 раза превосходит длину головы. Длина головы на 45 см короче длины клюва. Какова длина головы ? Какова длина клюва пеликана ? Построй вспомогательную схему к задаче, запиши решение и ответ. Задание 6 ( Это задание направлено на выявление уровня сформированности регулятивных действий : умения контролировать и оценивать свою и чужую деятельность и учебно - интеллектуальных умений ). В западной Европе найти гнезда пеликанов можно лишь в низовьях Дуная. До пяти тысяч пар розовых пеликанов и около тысячи кудрявых гнездятся в этих краях каждую весну. Сколько всего птенцов могут вывести в этих местах пеликаны, если в каждом гнезде будет отложено по 3 яйца ? Из предложенных выражений выбери то, которое является решением данной задачи, найди его значение, запиши ответ. а ) 3 х б ) 3 х х 1000 в ) 3 х ( )
50 Задание 7 ( Это задание направлено на выявление уровня сформированности такого познавательного действия как применять полученные знания : анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать, а также учебно информационное умение – умение добывать и использовать нужную информацию ). Из трех вылупившихся в гнезде птенцов пеликанам удается вырастить только одного малыша. Используя полученные данные в задании 6, узнай, во сколько раз меньше отправятся на зимовку с родителями подросших птенцов, чем вылупившихся ? Реши задачу двумя способами.
51 Для определения начального уровня сформированности ОУУ и УУД оптимальным является девятилетний возраст, так как у первоклассников и второклассников еще не заложены на должном уровне диагностируемые умения и действия. При анализе данной диагностической работы следует обращать внимание на : умение третьеклассников решать текстовые задачи арифметическим методом ; уровень сформированности ОУУ и УУД : 1) регулятивных ; 2) познавательных ; 3) коммуникативных. Правильные ответы при решении текстовых задач оцениваются баллом «2», неполные или частичные решения – баллом «1», неправильные и нерешенные задачи – баллом «0». Уровень сформированности ОУУ и УУД также оценивается баллами «2», «1», «0»: полностью сформированное умение и действие – 2 балла, частично – 1 балл, не сформировано – 0 баллов.
52 Заключение Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы о роли универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования : 1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
53 3. В основе формирования УУД лежит « умение учиться », которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности ( познавательные и учебные мотивы ; учебная цель ; учебная задача ; учебные действия и операции ) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора.
54 4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
55 И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.
56 Практические результаты ВКР В ходе выполнения ВКР : составлены памятки – ориентиры для учащихся начальных классов разработана Памятка для учителя, посещающего открытый урок, по анализу взаимодействия учителя и ученика, направленного на формирование УУД
57 Самооценка собственных достижений в освоении программы курса достаточный уровень подготовки к комплексному анализу ФГОС общего образования второго поколения ( могу рассматривать вопросы внедрения ФГОС с позиций административного, юридического, экономического, методического, информационного обеспечения ), высокий уровень готовности работать в соответствии с задачами стандарта ( планирую в дальнейшем совершенствовать свою деятельность с учетом особенностей стандарта второго поколения ) В ходе выполнения выпускной квалификационной работы я попыталась систематизировать знания, полученные в рамках изучения курса, показать своё видение вопроса, внести творческое начало.
58 Использованная литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2. Материалы курса «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методических комплектах (на примере УМК для начальной школы «Перспектива»)» 3. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, СПб Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М А.Г. Асмолов. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.