Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕвгения Протасова
1 М. Шолохов «Тихий Дон» как роман-эпопея
2 «Тихий Дон» как роман-эпопея. Жанр романа эпопеи - редкость для мировой и в особенности русской литературы. В русской литературе это второе произведение такого жанра после романа-эпопеи Толстого "Война и мир". Но если роман Толстого написан зрелым, много прожившим человеком, то "Тихий Дон" принадлежит писателю юному. Сам по себе роман это всегда эпическое произведение, охватывающее в своём сюжете большие временные отрезки, большое количество персонажей, поднимающее какие-то глубокие философские проблемы.
3 Но если в обычном романе в центре повествования судьба отдельной личности в её взаимоотношениях с обществом, в её развитии, то роман-эпопея раскрывает судьбу не только одного человека, но и судьбу целого народа, целого социального слоя, в данном случае казачества. Поскольку эпопея берёт своё начало в мифологических произведениях, таких как «Иллиада" Гомера, то в ней неизбежно описываются поворотные моменты истории народа, социального слоя, страны. И "Тихий Дон" тоже сначала рисует нам картину традиционного уклада жизни донского казачества, а затем испытания, которые выпали на долю казачества. В этих испытаниях что-то умирает, что-то рождается и до некоторой степени проясняется будущее, которое как и всякое будущее неопределённо. Но какие-то черты проясняются, в частности - гибель лучших героев и оскудение народа.
4 Роман-эпопея Тихий Дон занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. Действие романа эпопеи охватывает большой, насыщенный событиями промежуток времени: с лета 1919 года до весны 1922 года. Это - революция, это - гражданская война, это - казачьи восстания на Дону. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В Тихом Доне много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская. В романе описаны судьбы сотен героев, описаны планы и ход нескольких военных кампаний, действуют как реальные исторические персонажи, например генералы Корнилов и Каледин, так и вымышленные литературные герои, например Степан Астахов, Михаил Кошевой.
5 А.Серафимович писал о героях Тихого Дона:...люди у него не нарисованные, не выписанные, это не на бумаге. В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа. Изображая мысли, чувства, поступки героев, писатель не обрывал, а обнажал нити, ведущие к прошлому. Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества, является Григорий Мелехов. Бесспорно, что образ Григория Мелехова художественное открытие Шолохова. Создавая этот образ, писатель выступил новатором, художественно воспроизводящим то, что в жизни было самым спорным, самым сложным, самым волнующим. Григорий Мелехов в эпопее не изолированный характер. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других.
6 Роль эпиграфа и события первой мировой войны. Не сохами-то славная землюшка наша распахана... Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. В эпиграфе к … впервые в романе прозвучал трагедийный мотив. Сам эпиграф является сюжетом начала войны и её последствием. Какие страницы романа перекликаются с напевом этой старинной казачьей песни? Обратимся к началу третьей части романа, здесь впервые появится дата: «В марте 1914-го...» Это значимая деталь в произведении: историческая дата отделит мир от войны. Слухи о ней пошли по хуторам: «Война пристигнет...», «Не бывать войне, по урожаю видать», «А ну как война?», «Война, дядя!» рассказ о войне зарождается в хуторе, в самой гуще народной жизни. Весть о ней застала казаков за привычной работой косили жито (Часть третья, гл.III).
7 Мелеховы увидели: «броским наметом» шел конь; верховой, подскочив, крикнул: «Сполох!» Тревожная весть собрала толпу на площади (Часть третья, гл. IV). «Одно слово в разноликой толпе: мобилизация». Четвертая глава завершается эпизодом «На станции», откуда уходили эшелоны с казачьими полками к русско-австрийской границе. «Война...» Сцепление коротких эпизодов, тревожная тональность, переданная словами: «сполох», «мобилизация», «война...» все это связано с датой 1914-й. Писатель дважды ставит в отдельную строку слово «война...», «война!». Произнесенное с разной интонацией, оно заставляет читателя задуматься над страшным смыслом происходящего. Это слово перекликается с репликой старика железнодорожника, заглянувшего в вагон, где «парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов»: « Милая ты моя говядинка! и долго укоризненно качал головой». Выраженная в этих словах эмоция содержит и обобщение. Более открыто оно выражено в конце седьмой главы: «Эшелоны... Эшелоны... Эшелоны... Эшелоны несчетно! По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь».
8 Выделим и другие укрупненные образы, которые появятся на страницах романа: «земля, распятая множеством копыт», «поле смерти», на котором столкнулись люди, «еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных», «чудовищная нелепица войны», «семена, посеянные войной». С каждым из них связаны отдельные зарисовки, эпизоды, размышления. В «военных» главах есть и батальные картины, но они не интересны автору сами по себе. Шолохов по-своему решает коллизию «человек на войне». В «Тихом Доне» мы не найдем описания подвигов, любования геройством, воинской отвагой, упоения боем, что, казалось, было бы естественно в рассказе о казаках. Шолохова интересует другое что делает с человеком война. Вычленение именно этого аспекта позволит почувствовать особенности шолоховского психологизма. В романе чётко прослеживаются традиции Толстого в изображении войны. Прошло менее ста лет с момента написания «Войны и мира», и русская литература подарила миру книгу, автор которой творчески осмыслил традиции Л. Толстого уже на новом историческом этапе.
9 Сходство между двумя романами заключено в стремлении их авторов показать столкновение значительных общественных сил, втянутых в грандиозный социально-исторический конфликт. Отсюда такое пристальное внимание писателей к мысли народной. Национальный характер, душа народа вот предмет художественного исследования М. Шолохова, продолжившего традиции Л. Толстого. Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие, и старый солдат, исповедуя христианскую мудрость, советует молодым казакам: Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя живым выйтить надо человечью правду блюсти... Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: В бою убить человека святое дело... человека уничтожай. Поганый он человек! Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне.
10 Влияние войны на людей Шолохов повествует о тяжёлом моральном состоянии народа, который ждал иной встречи с красноармейскими частями, об арестах и расстрелах, чудовищных издевательствах над народом комиссара Малкина (подлинная фамилия ), о близорукости Штокмана, Котлярова, о склонности к расправам с людьми экстремистский настроенного Кошевого. Народ доведён до отчаяния. И когда он берётся за шашку, то теряет меру сдержанности и осмотрительности. Льётся кровь с обеих сторон. Но Шолохов против насилия, тем более совершаемого в такой форме, которая разрушает все нравственные нормы....Фронт мировой войны. Чудовищная агония истребления всего живого. Люди по-первобытному рубят, растаптывают, калечат друг друга. Шолохову вспомним известный эпизод жалко и австрийца, сраженного Мелеховым, жалко и действующего по долгу присяги невольного убийцу, которого терзают муки раскаяния.
11 Шолохов никому не прощает жестокости. А она была всюду. Казак Федор Подтелков устроил самосуд над пленными офицерами, рубит есаула Чернецова, а затем, теряя всякое самообладание, отдает команду: «Руби их всех!» Без суда. Над головами жертв замелькали взлетающие шашки. Не прощает этого Шолохов, как и не менее безрассудное и еще более кровавое судилище в хуторе Пономареве - казнь Подтелкова, Кривошлыкова и всего отряда. Много всякого было во время расказачивания. Но Шолохов не скрывает и того, каким способом уничтожались коммунисты Лихачев, после Котляров и другие, которых вели на растерзание через озлобленные хутора. Шолохов осуждает гонения, которые обрушились на Григория. Но он не менее возмущен и той его местью за себя, за брата, отца и хуторян, когда ловкими неожиданными ударами с левой руки рубит он матросов около пулемета. Насилие порождает насилие. Злоба растет, количество жертв увеличивается.
12 Поведение Листницкого в плену у … ъ
13 Образ Чубатова ъ
14 Подвиг Григория и «подвиг» казаков в стычке с немцами. ъ
15 С какой целью Шолохов изображает батальные сцены? ъ
16 Сцена переживания Григория по поводу убийства австрийского солдата ъ
17 Григорий в сцене в госпитале ъ
18 Как отражается война на жизни мирных жителей? ъ
19 Вывод ъ
20 Судьба Григория Мелехова Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения... даже доныне, и не будет... Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. Из Евангелия. Михаил Шолохов впервые в литературе с такой широтой и размахом показал жизнь донского казачества и революции. Самые лучшие черты донского казака выражены в образе Григория Мелехова. «Крепко берег Григорий казачью честь». Он – патриот своего края, человек, начисто лишенный стремления приобретать или властвовать, ни разу не опустившийся до грабежа. Прототип Григория – казак с хутора Базки станицы Вешенской Харлампий Васильевич Ермаков. Григорий мучается теми же сомнениями, что и остальное казачество. "Нам необходимо свое, и прежде всего избавление казаков от всех опекунов - будь то Корнилов, или Керенский, или Ленин. Обойдемся на своем поле и без этих фигур. Избавь, боже, от друзей, а с врагами мы сами управимся".
21 Григорий – выходец из середняцкой семьи, которая привыкла сама трудиться на своей земле. До войны мы видим Григория мало задумывающимся над социальными вопросами. Семья Мелеховых живет в достатке. Григорий любит свой хутор, свое хозяйство, работу. Труд был его потребностью. Не раз во время войны с глухой тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях: «Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы».
22 В тяжелой семейной драме, в испытаниях войны раскрывается глубока человечность Григория Мелехова. Его характеру свойственно обостренное чувство справедливости. Во время сенокоса Григорий попал косой на гнездо, порезал дикого утенка. С чувством острой жалости смотрит Григорий на мертвый комочек, лежащий на его ладони. В этом чувстве боли проявилась та любовь ко всему живому, к людям, к природе, которая отличала Григория. Поэтому естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко и мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», - жалуется он брату Петру.
23 Во время I мировой войны Григорий храбро сражался, первым из хутора получил георгиевский крест, не задумываясь над тем ради чего проливал кровь. Лежа в госпитале, Григорий беседует с большевиком Гаранжой, который открывает глаза простому казаку на истинный смысл империалистической войны. Григорий возненавидел войну, рушились его представления о царе, о казачьем воинском долге. Но, вернувшись в родную станицу, Григорий заколебался в своих новых убеждениях. Изварин запутывает его идеей создания самостоятельного казачьего государства. Правда, и тут, не веря клевете Изварина на большевиков, Григорий не может противопоставить ему четкого мировоззрения. Начинаются его поиски правды, которые с самого начала приобретают явный социально-политический оттенок, ему приходится выбирать между двумя различными формами правления. Григорий в вечных сомнениях, в поиске истины. Ничего не понимаю... Мне трудно в этом разобраться... Блукаю я, как метель в степи... говорит он Изварину. Он воюет то на стороне красных, то у белых, насильно мобилизованный, надеющийся отсидеться дома.
24 Григорий устал от войны, от этого враждебного мира, его охватило желание вернуться к мирной хуторской жизни, пахать землю и ухаживать за скотом. Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем беспокойные мысли, тоску, острое недовольство. Война не принесла Григорию ничего хорошего. Шолохов, сосредоточив внимание на внутренних превращениях героя пишет следующее: «С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».
25 Во время революции поиски правды Григорием продолжаются. После спора с Котляровым и Кошевым, где герой заявляет, что пропаганда равенства – лишь приманка, чтобы ловить невежественный народ, Григорий приходит к выводу, что глупо искать единую всеобщую правду. У разных людей – своя разная правда в зависимости от их устремлений. Война представляется ему как конфликт между правдой русских крестьян и правдой казаков. Крестьянам нужна казачья земля, казаки защищают ее. Мишка Кошевой, теперь его зять (т.к. муж Дуняшки) и председатель революционного комитета, принимает Григория со слепым недоверием и говорит, что его следует наказать без снисхождения за борьбу против красных. Перспектива быть расстрелянным представляется Григорию несправедливым наказанием ввиду службы в 1 конной армии Буденного ( Сражался на стороне казаков во время Вёшенского восстания 1919 г., затем казаки соединились с белыми, а после сдачи в Новороссийске Григорий не нужен стал), и он решает уйти от ареста. Это бегство означает окончательный разрыв Григория с большевистским режимом. Большевики не оправдали его доверия, не приняв в расчет его службу в 1-ой конной, и они сделали из него врага своим намерением лишить его жизни.
26 Большевики подвели его более предосудительным способом, чем белые, у которых не доставало пароходов для эвакуации всех войск из Новороссийска. Эти два предательства – кульминационные моменты в политической одиссее Григория в 4-ой книге. Они оправдывают его моральное неприятие каждой из воюющих сторон и оттеняют его трагическое положение. Предательское отношение к Григорию со стороны белых и красных находится в резком противоречии с постоянной верностью близких ему людей. Эта личная преданность не продиктована никакими политическими соображениями. Часто используется эпитет «верный» (у Аксиньи любовь «верная», Прохор – «верный ординарец», шашка Григория послужила ему «верно»). Последние месяцы жизни Григория в романе отличаются полным отключением сознания от всего земного. Самое страшное в жизни – смерть его любимой – уже случилось. Все, что он хочет в жизни – увидеть еще раз свой родной хутор и своих детей. «Тогда можно бы и помирать», - думает он (в возрасте 30 лет), что у него нет никаких иллюзий, что ожидает его в Татарском. Когда желание увидеть детей становится непреодолимым, он едет в родной хутор. Последнее предложение романа говорит о том, что сын и родной дом – это «все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с семьей и со всем… миром».
27 Григорию удалось сохранить гуманные качества. Воздействие на него исторических сил устрашающе огромно. Они разрушают его надежды на мирную жизнь, втягивают его в войны, которые он считает бессмысленными, заставляют его утратить и веру в Бога, и чувство жалости к человеку, но они все же бессильны разрушить главное в его душе – его прирожденную порядочность, его способность к истинной любви. Григорий остался Григорием Мелеховым, запутавшимся человеком, жизнь которого дотла выжгла гражданская война. Образ Григория Мелехова – центральный в эпопее.О нем сразу невозможно сказать – положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего третьего пути, пролил много человеческой крови. Автор не случайно выбрал открытый финал. Читатель волен сам решать, а, может быть, и сочинить то, как будет складываться дальнейшая судьба Григория, а также других героев романа. Безусловно, что натура Мелехова во многом противоречивая. Поэтому нравственные искания героя, которого автор погружает в самые сложные, исторически обусловленные события, представляют собой большой интерес как с точки зрения раскрытия характера этого персонажа, так и с точки зрения определения наиболее типичных особенностей эпохи.
28 Судьба Григория Мелехова в развёрнутом виде повторила судьбу его деда Прокофия: «Прокофий, с трясущейся головой и остановившимся взглядом, кутал в овчинную шубу красно-слизистый попискивающий комочек - преждевременно родившегося ребёнка». Это очень важный момент для понимания замысла Шолохова, потому что нет такого читателя, который, перевернув последнюю страницу «Тихого Дона», не задался бы мучительным вопросом: что будет дальше с Григорием, с Мишаткой? Если исходить из «кольцевой структуры» «Тихого Дона» (характерной, кстати, для эпоса), то Григорию выпало повторить судьбу деда, и он тоже пойдёт на многолетнюю каторгу, а если судить помимо структуры, исходя из судьбы прототипа, Харлампия Ермакова, его расстреляют. Ясно, что даже при самом благополучном исходе лёгкой жизни для Григория не будет, да и отказался он от предложенной бандитом Чумаковым «лёгкой жизни». Мишатке же, очевидно, предстоит повторить судьбу Пантелея Прокофьича – судьбу работника, восстановителя рода Мелеховых. И жизнь начнётся сначала – «в огромном, сияющем под холодным солнцем мире».
29 Григорий и Аксинья ъ ъ
30 Образ Дона в романе. Своеобразие и роль пейзажа в романе. ъ ъ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.