Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНаталия Филимонова
1 Сказки как средство народной педагогики Федорова Ч.П. ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им.Д.Банзарова»
2 План Воспитательное значение сказок Особенности сказок
3 Сказки - художественно-литературные произведения являются областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. В сказках содержатся педагогические идеи, они имеют воспитательно- образовательное значение, являются важным воспитательным средством в течение столетий, выработанным и проверенным народом.
4 Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей.
5 Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
6 В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
7 Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».
8 Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
9 В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки).
10 Особенности сказок как народных средств воспитания Народность. Материалом для сказок служила жизнь народа, его счастье, вера, окружающая природа. Сказки отражают лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность- это сделало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. В сказках отражаются межнациональные связи народов, совместная борьба против иноземных врагов. Положительным героям, как правило помогает сама природа.
11 Оптимизм. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом, страдания, неудачи положительного героя сменяются радостью. Именно оптимизм, хороший конец нравится детям в сказках, усиливает воспитательное значение.
12 Увлекательность сюжета. В сказках, как правило, весьма сложная схема событий, которое приковывает внимание детей. В построении сказок учитываются психические особенности детей: неустойчивость, подвижность внимания.
13 Образность сказок облегчает их восприятие детьми, которые пока не способны к абстрактному мышлению. В герое ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие. Применяется гиперболизация ( например черта- трудолюбие в результате гиперболизации за одну ночь- дворец, о физической силе - поднимает гору и т.д.).
14 Забавность сказок. Сказки интересны и занимательны, в них тонкий, веселый юмор. Есть специальные сказки, назначение которых позабавить слушателя: сказки « перевертыши», «бесконечные сказки».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.