Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГлеб Станюкович
1 Загадки как средство народной педагогики Федорова Ч.П. ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им.Д.Банзарова»
2 План Воспитательное значение загадок Тематика загадок Формы загадок.
3 Загадки - вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они выражены в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка.
4 Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание.
5 Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; Наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Загадки обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.
6 Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном и нужном), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.
7 Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
8 Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.
9 Тематика загадок О человеке в целом О частях и органах человека О труде, об орудиях труда О сельскохозяйственных культурах О домашних животных Об одежде О пище О доброй славе О жизни и смерти О молодости и старости
10 Формы загадок Заученные загадки-вопросы. Заученные ответы на них имеют большое воспитательное значение, образовывают, формируют убеждение, с их помощью реализуется проблемный метод ознакомления детей с разнообразными идеями, явлениями действительности. Например, загадка-вопрос: кто больше всех любит свою страну? На вопрос взрослого трое детей отвечают, последовательно дополняя друг друга: - Человек, работающий в горах: он далеко видит страну. Ему и далекие горы близки. - Человек, ловящий рыбу в глубоких озерах, реках и морях. Он глубоко видит родную землю. - Человек, пашущий землю равнин: он ближе всего к родной земле. (чуваш.)
11 Загадки - сравнения, взаимосвязанные загадки-вопросы. «Что есть золотая колыбель?» или «Что есть дом отца и матери?» Разгадкой загадки является пословица - «Дом отца и матери - золотая колыбель».
12 Загадки-вопросы носят характер системы уравнений. Так, например, загадка «Короткая и тонкая - что это такое?», предложенная отдельно, не имеет определенной отгадки или может иметь много предположительных ответов, как и неопределенное уравнение. Четыре вопроса вместе воспринимаются как система четырех уравнений с четырьмя неизвестными и имеют общепризнанные, т.е. вполне определенные решения: «Короткая и тонкая - что? Длинная и тонкая - что? Короткая и толстая - что? Длинный и толстый - что?» Разгадки - бечевка, веревка, паяв (род толстой и короткой веревки), канат. Загадок подобного рода у чувашского народа сохранилось немного.
13 Загадки - миниатюрные рассказы. Особенно богат ими русский фольклор: «Пришел жених к невесте, спросил ее: "Где у тебя, невеста, отец?" - Отец, говорит, мой ушел взаймы работать. "А где мать?" - Ушла долг отдавать» (разгадка - отец пошел могилу рыть, мать пошла повивать).
14 Ценность загадок-вопросов еще и в том, что их разгадки служили распространению пословиц, которые воспринимались уже как собственные выводы детей и молодежи. «Чего дороже на свете нет?» - спрашивает русская загадка- вопрос, ответ должен явиться убеждением ребенка: «Друга искреннего». Полный ответ уже является пословицей. «Что у человека ложно и что правдиво?» Разгадкой этой загадки является тоже пословица - «Уши - ложь, глаза - правда», у чувашей эта пословица распространена в виде совета: «Не верь ушам, а верь глазам».
15 Загадки-вопросы, содержащие разнообразные знания об окружающей действительности, развивающие ум, сообразительность, память. Богат ими бурятский, калмыцкий и монгольский фольклор: «Что раньше всего появилось: свет или тьма? Что такое один? (Однажды увиденное почему бы забыть?). Что такое пять? (Чего бояться человеку, имеющему пять сыновей?). В памяти бурятского и родственных им народов сохранились загадки-триады, загадки-тетралогии, песни- загадки. Загадка-вопрос: Что такое три быстрых в мире? - имеет следующий ответ: Быстра стрела, когда выстрелят; Быстра мысль, когда думают; Быстры глаза, когда смотрят.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.