Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЭлеонора Туманская
1 «Неправильное формулирование миссии и целей приводит к тому, что люди тратят время и силы на тщательное выполнение действий, которые не нужно было предпринимать вообще» (Питер Друкер) «Если вы не знаете, куда идете, то, вероятнее всего, попадете туда, куда и не рассчитывали попасть» (Дж. Питер) ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЦЕЛИ Система – совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), работающих совместно для достижения общей цели.
2 Любая система (особенно сложная) изменяется. В процессе её развития рано или поздно возникают различные проблемы. В том числе возможно появление общей проблемы, затрагивающей все элементы системы. Выход из такого кризиса возможен только при подходе с позиций системного анализа и управления (кибернетики) путём качественного изменения системы в направлении общей цели всех её подсистем. Проблема выбора цели и состоит в том, чтобы она ориентировала все подсистемы. Нельзя решить проблему всей системы, ставя частные цели отдельных элементов системы (и даже достигая их всех), так как свойства системы в целом не образуются простым суммированием свойств её подсистем.
3 Моделирование системы начинается с построения контекстной диаграммы с описанием главной функции моделируемой системы. При определении главной функции необходимо иметь ввиду цель моделирования и точку зрения на модель. Одно и то же предприятие может быть описано по-разному, в зависимости от того, с какой точки зрения его рассматривают: директор предприятия и налоговой инспектор видят организацию совершенно по-разному. В контекстной диаграмме должна быть отражена цель системы.
4 ПРИМЕР. Проблемы системы образования в России. Выясним общую цель системы образования. «Главная цель образования - дать человеку возможность стать успешным», - заявил министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко на встрече со студентами Нижегородского государственного университета. «Хороший университет может научить учиться, но при этом необходимо еще и создать такие условия, чтобы в жизни цели человека и страны совпадали… Не всегда по окончании вуза выпускников ждут рабочие места, о которых они мечтали», - сказал министр. Другие варианты: «формирование гармоничной личности»; «формирование культуры»; «воспитание стремления к знаниям» Теперь посмотрим, какие другие, типичные цели фактически преследуются отдельными элементами всей системы.
6 Очевидно, что многие цели отдельных элементов созданной к настоящему времени системы образования не согласуются, а иногда прямо противоречат цели создания гармоничного и творческого человека. Система менеджмента качества Для достижения цели системы обучения должны быть сформулированы критерии оценки качества результатов, а также задачи, модель управления системой и реализации процессов, средства и др., то есть система менеджмента качества (СМК) образования. Целью СМК в стандартах ISO 9000 является выполнение требований и достижение удовлетворённости продукцией со стороны, прежде всего, потребителей. Для предприятий продукцией является специалист с его знаниями, творческими способностями и стремлением работать. Для учащихся продукцией являются полученные знания. Однако реально СМК часто бюрократически строятся на другом принципе. В соответствии с ним качество знаний рассматривается как степень соответствия множеству стандартов. Образовательные стандарты по направлениям и специальностям перегружены абсолютно ненужными для бакалавров и магистров (но обязательными!) разделами наук и понятиями. Одновременно отсутствуют первостепенные для специальностей разделы (предполагается их наличие в вузовских программах, однако далеко не всегда для них остается место – из-за недостатка оставшихся часов и по др. причинам).
7 Пример данных мониторинга качества обучения
8 ЗАДАЧА. Цель магистратуры. Цель магистерской работы. Цель магистранта. Цель научного исследования. Это разные цели или нет? Обсудить.
9 « Проблема определения и постижения целей, соответствующих новым средствам, которые нам дает технология, писал американский эксперт Джон Дибольд, есть центральная проблема нашего времени одна из величайших проблем человеческой истории» В свое время оптимизм, готовность бороться и способность находить выход в самых тяжелых ситуация позволили человеку не только победить конкурентов в животном мире, но и обрести могучие усилители в виде механизмов, машин и компьютерных технологий. В любой победе, тем не менее, таится будущее поражение. Самоуспокоенность, самоуверенность, беспечность, бесцельность - все это мешает оценить изменившуюся ситуацию и чревато большими потерями. Принятие разумных решений должно опираться на достоверные данные и на умение учитывать их для выработки стратегии и тактики как для отдельного человека, так и для коллектива любого масштаба: команда, поселок, город, страна, человеческое общество в целом.
10 Платон в работе «Государство» приводит речь Сократа: «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди а их много, которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство», к которому мы стремимся. Не все властители любили непрошенные наставления. Предание говорит, что сиракузский тиран Дионисий Старший велел продать досаждавшего ему Платона в рабство. Недаром мудрый Эзоп советовал говорить царям либо как можно меньше, либо как. можно слаще.
11 Идите своими дорогами! И предоставьте народу и народам идти своими! - поистине, темными дорогами, не освещаемыми ни единой надеждой! Пусть царствует торгаш там, где все, что еще блестит, - есть золото торгаша! Время королей прошло: что сегодня называется народом, не заслуживает королей. Смотрите же, как эти народы теперь сами подражают торгашам: они подбирают малейшие выгоды из всякого мусора! Они подстерегают друг друга, они высматривают что-нибудь друг у друга, -это называют они "добрым соседством". Ф. Ницше
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.