Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕкатерина Карякина
1 Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Выполнила: учитель биологии СП МБОУ СОШ 77 г. Иркутска Обухова Н.И.
2 Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов сцепленных с полом, конкретизировать знания об особенностях половых хромосом, аутосом. Задачи: Образовательные: рассмотреть механизм определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрыть причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней. Развивающие: формирование умения использовать генетические понятия, решать генетические задачи. Воспитательные: половое воспитание - дать представление о различии мужского и женского организмов. Показать влияние алкоголя, курения, наркотиков на формирование организма. Тип урока: комбинированный Методы проведения: Беседа, объяснение, проблемные, частично поисковые.
3 МАЛЬЧИК? ДЕВОЧКА? Сколько теорий было создано, чтобы понять и объяснить, почему в одних случаях рождаются мальчики, а в других девочки! Представьте себе, древних гречанок пол ожидаемого ребенка волновал ничуть не меньше, чем наших современниц. Мудрый Гиппократ считал, что семя из левой железы мужчины дает потомство женского пола. А правая семенная железа «гарантирует» рождение мальчика. По одной из древних теорий даже… ветер был причастен к полу младенцев; полагали, что девочки появляются на свет божий, когда дуют южные зефиры, а холодные северные ветры приносят младенцев мужского пола. Всего каких-то сто с лишним лет назад серьезные ученые, не шутя, уверяли, что пол ребенка будет всегда противоположен полу того супруга, чьи человеческие качества выше. Представьте, какой разлад в семью вносила эта «теория».?! Сегодня, когда генетика расставила точки над «i», эти и многие другие теории воспринимаются как забавные анекдоты. Доказано, что решающим фактором в определении пола ребенка является мужская половая клетка –сперматозоид. Как известно, половые клетки мужчины и женщины – гаметы содержат половинный набор хромосом. Дело в том, что образованию гамет предшествует процесс деления – мейоз.
4 СХЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК (МЕЙОЗА) 1. В прародительнице половых клеток находится 23 пары хромосом, причем одна хромосома каждой пары материнская (красные), а другая отцовская (синие). На нашей схеме показаны только 3 такие пары. 2. При подготовке к мейотическому делению хромосомы-партнеры из одной пары находят друг друга и тесно прижимаются бок о бок. 3. Партнеры каждой пары расходятся в, две дочерние клетки это первое деление. 4. В результате второго деления каждая из вновь образованных клеток получает одинарный набор (23) всех хромосом.
5 Кариотип человека Половые клетки женщины (яйцеклетки) всегда содержат Х-хромосомы. У мужчины половина сперматозоидов несет Х- хромосому, а другая половина У хромосому. Когда с яйцеклеткой сливается Х- сперматозоид, рождается девочка, если же сперматозоид, то мальчик. женский мужской
6 КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (к теме «Явление сцепленного наследования и генетика пола») Известно, что у раздельнополых организмов соотношение полов соответствует 1:1. 1. Закончите схему определения пола у человека. 2. На основании данных схем укажите соотношение полов у человека. 3. Какое значение для вида имеет соотношение полов, равное 1:1?
7 Соотношения половых хромосом Пол с одинаковыми половыми хромосомами – ХХ, образующий один тип гамет (с Х- хромосомой) – гомогаметный. Другой пол, с разными хромосомами (ХУ), образующий два типа гамет, (с Х-хромосомой и с У- хромосомой) – гетерогаметный. У человека, млекопитающих и других организмов гетерогаметный пол мужской; у птиц, бабочек – женский.
8 Хромосомные нарушения Итак, пол будущего ребенка определяется в момент слияния ядер половых клеток. Но различные повреждающие факторы, неблагоприятные воздействия могут помешать половой дифференцировке, которая длится на протяжении всего внутриутробного периода развития. И тогда генетическая программа как бы не находит своего полного воплощения: рождается ребенок, которого трудно безоговорочно отнести к мужскому или женскому полу. Таких людей называют интерсексами, то есть «промежуточнополыми». Часто интерсексуальность бывает связана с аномалиями половых хромосом. Иногда при образовании яйцеклеток Х- хромосомы почему-то не расходятся: в результате одни гаметы получают пару Х – хромосом, а другие не получают ничего. Представим себе, что эти аномальные яйцеклетки будут оплодотворены нормальными Х- и У-сперматозоидами. Тогда вновь образованные организмы будут иметь четыре варианта половых хромосом: 1.ХХ+Х= ХХХ 3.О+Х=ОХ 2.ХХ+У=ХХУ 4. О+У=ОУ
11 Причины, которые приводят к нерасхождению половых хромосом при образованию гамет самые разные. Это может быть перенесенные женщиной инфекционные заболевания (в частности краснуха). Различные хронические интоксикации, в том числе вызываемые наркотиками, алкоголем, табаком.
12 КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ (к теме «Явление сцепленного наследования и генетика пола») Решите задачу. Дальтонизм (неспособность различать красный и зеленый цвета) рецессивныйй признак, ген которого находится в Х-хромосоме. Однако проявляется он только у мужчин. Установите причину такого наследования. С этой целью: 1. Закончите схему цитологических основ вступления в брак мужчины- дальтоника с женщиной, имеющей нормальное зрение. 2. Определите и укажите генотипы и фенотипы F1. Наследование признаков, сцепленных с полом Х – хромосомы человека, помимо генов, определяющих женский пол, содержат гены, не имеющие отношения к полу. Признаки, определяемые ими, называют признаками, сцепленными с полом. У человека такими признаками являются дальтонизм (цветная слепота) и гемофилия (несвертываемость крови). Эти аномалии рецессивный, и у женщин такие признаки не проявляются, но такая женщина является их носительницей и передает их с Х – хромосомой своим сыновьям, у которых аномалии проявляются.
13 Наследование синдактилии, заболевание, ген которого локализован в У- хромосоме
14 II. Закрепление знаний Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. (Беседа с использованием вопросов для повторения и заданий учебника, с. 192.) КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Решите задачу Отец и сын дальтоники, мать здорова. Можно сказать, что сын унаследовал болезнь отца? Ш. Задание на дом Изучить § 39, повторить определения понятий ген и генотип, подумать об их свойствах.
15 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Дубинин Н. П. Общая генетика. М.: Наука, 1970, 486 с. Мамонтов С.Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. Учебник. М.: Дрофа, 2006, 296 с. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы: Учебное пособие для Учащихся классов общеобразовательной школы. – М.: «Вентана – Граф», – 240 с. Машанова О. Г., Евстафьев В. В. Цитология. Размножение и развития организмов. Генетика. Селекция. Учебно – методическое пособие по биологии. М.: Московский лицей, 1995, 145 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.