Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМихаил Калинин
1 Внеклассное мероприятие по литературе 5 класс Евдокимова Л. А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Чемуршинская ОШШ», Чебоксарский район, Чувашская Республика, «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
2 Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль, Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по - русски говорят : Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П. А. Вяземский
3 Всех баснописцев вв. затмил Иван Андреевич Крылов. Он был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом (прекрасно играл на скрипке), художником. В нём ярко проявилась богатырская природа русского человека, его ясный ум. А. С. Пушкин высоко ценил И. А. Крылова и называл его самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев. Строки его басен стали пословицами и поговорками: Недаром говорится, что дело мастера боится, Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши! и многие другие.
4 Крылов прожил нелёгкую жизнь. Ему не пришлось учиться в школе, но стремление к учёбе было так велико, что он самостоятельно овладел многими науками. Иван Андреевич Крылов активно занимался самообразованием: кроме французского, он выучился читать и писать по- немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. и стал высокообразованным человеком.
5 Что сделалось смешным, не может быть опасным. Вольтер Почему Крылов обращается к басенному жанру? Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни. Басня помогала ему высмеивать скупость, лживость, лицемерие и хвастовство. «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».
6 Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни. Ворон и лисица. Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос: выпустил он мясо и закаркал. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».
7 Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец Дровосек и смерть. Дровосек устал и изнемог. В лесу он зовёт смерть. Когда она приходит, он отказывается от её услуг и просит её взвалить на его спину вязанку хвороста. Этот человек поборол минутную слабость и выдержал испытание. Иван Андреевич Крылов всегда любил французского баснописца Лафонтена и уже в юности пробовал свои силы в переводе басен, а позднее и в переделке их
8 «Ворона и Лисица». Худ. Г. Куприянов Сравните басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена. Что общего и чем различаются басни? В чем смысл морали? Какая ситуация подтверждает эту мораль? Какие качества осуждают и высмеивают баснописцы? Чья басня кажется вам более выразительной?
9 М. В. Ломоносов И. И. Хемницер В. И. Майков А. П. Сумароков И. А. Крылов
10 Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл. Мораль - начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Аллегория - иносказательное изображение предмета, явления, с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
12 А теперь давайте вспомним некоторые басни Крылова. Басня «Любопытный», встретились два приятеля. Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме.... Слона-то я и не приметил - Какая мораль в этой басне? - Чему нас учит (над чем смеется автор). Какие слова из басни пришли в нашу жизнь?
13 Герои следующей басни Демьян и его сосед. /Инсценировка басни «Демьянова уха». Навязчивость без меры, назойливость. Демьян закормил соседа чуть не до смерти - нельзя угощать без меры. О чем эта басня? Какой людской порок высмеивает баснописец? Все, что навязывается без меры, называется демьяновой ухой. В каких случаях употребляют слова демьянова уха?
14 Очень любил смотреть на пожары. Не пропускал ни одного пожара в Петербурге. Над диваном в доме у Крылова висела «на честном слове» здоровая картина. Друзья просили его вбить ещё пару гвоздей, чтобы она не упала и не разбила ему голову. На это он отвечал, что всё рассчитал: картина будет падать по касательной и его не заденет. На званных обедах он, как правило, съедал блюдо расстегаев, три- четыре тарелки ухи, несколько отбивных, жареную индейку и кое- что по мелочи. Приехав домой, заедал всё это миской кислой капусты и чёрным хлебом. Однажды, на обеде у царицы, Крылов сел за стол, и,не здороваясь, начал есть. Жуковский, удивлённо закричал :"Прекрати, пусть царица тебя хотя-бы попотчует." "А вдруг не попотчует?" - испугался Крылов.Жуковский
15 В доме Ивана Андреевича Крылова везде лежала пыль, застарелая грязь, сигарные окурки не выносились неделями. Иван Андреевич частенько раскрывал окно гостиной и прикармливал окрестных воробьев и голубей крошками у себя в комнате на ковре. Однажды, болея и обедая дома, он был поражен дурным вкусом пирожков. Открыл крышку кастрюли, а там зелень - ядовитая ярь-медянка. "А ведь я уже съел два - и ничего, - стал рассуждать он. - Если умирать, то умру от двух, как от десяти". Махнув рукой, съел все и… поправился.... Отобедав, Иван Андреевич вставал и, помолившись на образа, всегда произносил: "Много ли надо человеку?" - что возбуждало общий хохот. Слыша же жалобы молодых людей на здоровье, он говорил: "А я, бывало, не давал желудку потачки. Чуть задурит - наемся вдвое, так он себе как хочешь разведывайся". Один из писателей-завистников спросил его: "И чего это вас все время печатают?" Крылов ответил: "Так ведь басни дети читают. Дети книжки рвут, вот их и переиздают". Пушкин любя назвал Крылова "преоригинальной тушей".
16 Взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его. Художник Г. Куприянов
17 Квартет Какие музыкальные инструменты присутствуют в басне? Кто участвует в басне? В чем мораль сей басни?
18 Назовите басни Крылова о :Лисе « Лисица и виноград » « Ворона и Лисица » « Волк и Лисица » « Добрая Лисица » « Лиса »
19 Волке « Волк и ягнёнок » « Волк на псарне » « Лев и Волк » « Волк и Кот » « Волк и Пастухи » « Волки и Овцы »
20 Медведе « Квартет » « Медведь у пчёл » « Трудолюбивый Медведь » « Крестьянин и Работник »
21 Людях « Кот и Повар » « Любопытный » « Демьянова уха » « Ларчик »
22 Обезьяне « Зеркало и Обезьяна » « Мартышка и очки » « Обезьяна » « Квартет »
23 Лисице из басни « Ворона и Лисица »
24 Волку из басни « Волк на псарне » Волку из басни « Волк на псарне »
25 Стрекозе из басни « Стрекоза и Муравей » Стрекозе из басни « Стрекоза и Муравей »
26 Мартышке из басни « Квартет » Мартышке из басни « Квартет »
27 Совсем наоборот Сл. Т. Волгина, муз. А. Филиппенко Солист: Я первый ученик среди ребят, Пятерки в мой дневник, как ласточки, летят! Теряю счет! Пятерки круглый год! И дома уважение, и в школе мне почет! Хор: Ха-ха, почет! Совсем наоборот: Четыре двойки в табеле - позорный счет! Солист: Умею я друзья, строгать, пилить, Могу отлично я будильник починить. Сосед сказал, что мастером я стал, Ну прямо нынче некуда деваться от похвал! Хор: Ха-ха, похвал! Ну разве не бахвал? Испортил три будильника какой скандал! Солист: Я воду полюбил и водный спорт, Недавно я побил по плаванью рекорд. Притом всегда ныряю без труда, Как рыба, в речке плаваю, вся школа мной горда! Хор: Ха-ха, горда! Заврался, как всегда! По всем предметам «плаваешь», вот это да! Пора бы перестать людей смешить Не стыдно ль этак врать? Ну как с тобой дружить! Ребята, а какие пороки высмеиваются, осуждаются в этой песне? Жадность Обжорство Хвастовство Лень
28 ( к Соловью из басни « Осёл и Соловей »)( к Соловью из басни « Осёл и Соловей »)
29 ( к Медведю из басни « Зеркало и Обезьяна »)
30 ( к Стрекозе из басни « Стрекоза и Муравей »)( к Стрекозе из басни « Стрекоза и Муравей »)
31 ( к Моське из басни « Слон и Моська »)( к Моське из басни « Слон и Моська »)
32 « Волк на …»« Волк на …» «… и Ягненок »«… и Ягненок » « Кот и …»« Кот и …» « Свинья под …»« Свинья под …»
33 « Ворона и Лисица » « Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна ; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок »« Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна ; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок »
34 « Лебедь, Щука и Рак »« Лебедь, Щука и Рак »
35 « Волк на псарне »« Волк на псарне »
36 « Свинья под дубом »« Свинья под дубом »
37 Лебедь, Свинья, Щука и Рак Лебедь, Свинья, Щука и Рак Проказница Мартышка, Осел, Козёл, Моська, Да косолапый Мишка Проказница Мартышка, Осел, Козёл, Моська, Да косолапый Мишка Стрекоза, Осёл и Муравей Стрекоза, Осёл и Муравей Слон, Свинья и Моська Слон, Свинья и Моська Ворона, Лебедь и Лисица Ворона, Лебедь и Лисица Волк, Щука и Ягнёнок Волк, Щука и Ягнёнок
38 По вертикали : По вертикали : 1. « На ту беду … близёхонько бежала »1. « На ту беду … близёхонько бежала » 2. « Проказница - Мартышка, Осёл, Козёл, да косолапый Мишка затеяли сыграть …»2. « Проказница - Мартышка, Осёл, Козёл, да косолапый Мишка затеяли сыграть …» 3. « Знать она сильна, что лает на слона » Кто это ?3. « Знать она сильна, что лает на слона » Кто это ?
39 4. « Голубушка, как хороша ! Ну что за шейка, что за глазки !» Кто это ? 5. « Вороне где - то Бог послал кусочек …» 6. « По улицам … водили, как видно, напоказ »
40 7. « Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали » Что это ? 8. « Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться ; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал …» Кто ?
41 В 1855 году в Летнем саду Санкт - Петербурга был поставлен памятник И. А. Крылову. В 1855 году в Летнем саду Санкт - Петербурга был поставлен памятник И. А. Крылову.
42 Высоко оценил творчество великого баснописца Исаковский. Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. Сокровищница мудрости народной В них людям открывалась до конца, И голос их, прямой и благородный, К добру и правде призывал сердца. Все знал и видел ум певца пытливый, Всего сильней желая одного, Чтоб жили жизнью вольной и счастливой Народ его и родина его.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.