Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнна Спечинская
1 «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…». М.В.Ломоносов
2 Проверка домашнего задания Рассказ о жизни и творчестве М.В.Ломоносова
3 Борьба М.В.Ломоносова за российскую науку Путь Ломоносова в науку был не прост. В Академии наук крупные учёные были отстранены от управления и всеми делами ведал секретарь канцелярии И.Д.Шумахер, прибывший в Петербург из Страсбурга. Он самолично распоряжался деньгами академии, определял должности и характер работы академиков, стараясь столкнуть их между собой, пристраивая на работу в академии своих родственников и приближённых. Нужна была огромная воля и большая вера в предназначение науки, чтобы устоять в борьбе. По возвращении в академию Ломоносов оказался на положении студента: ни приличного жалования, ни серьёзной научной работы, ничего не меняла даже диссертация на латинском языке.
4 Борьба М.В.Ломоносова за российскую науку Как адъюнкт (лицо, занимающее младшую ученую должность в академиях и в высших учебных заведениях; помощник академика или профессора) физического класса, Ломоносов избрал основным направлением своей научной работы химию, разработал проект лаборатории. Только через шесть лет, после неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была открыта в 1748 году. Одновременно чинились препятствия в публикации научных трудов Ломоносова, принижалось значение его научных исследований и проектов. Однако Ломоносов не отличался покорностью и умел за себя постоять.
5 Сообщение учащегося о ссоре Ломоносова с профессорами академии. Однажды в Академическом собрании, раздражённый оскорбительными и несправедливыми действиями Шумахера, Миллера и Винсгейма, Ломоносов на виду у всех показал Винсгейму кукиш. Столь же резко обошёлся он и с другим приспешником Шумахера, молодым адъюнктом И.Трускотом, незаслуженно получившим эту должность: «Ты что за человек? Ты адъюнкт. Кто тебя делал? Шумахер! Говори со мною по-латыни!» Но Трускот не знал латыни, хотя лица, занимающие научные должности в академии, обязаны были по тем временам владеть латинским языком. Показав беспомощность Трускота, Ломоносов заключил: «Ты никуда не годишься и недостойно произведен». И долго ещё слышались негодования его. Шумахера же, как подтверждают свидетели, он «вором назвал и прочих господ профессоров также бранил». Самому же Винсгейму в заключение пригрозил «поправить все зубы», если он вздумает пожаловаться. Таков был Ломоносов: терпеть несправедливость, невежество он не мог.
6 Обращение Ломоносова к поэзии В это время он много работает, пишет диссертацию о строении вещества, обосновывает анатомическую теорию. В трудные минуты Ломоносов обращается к поэзии. Как раз в дни ареста из-под его пера выходят такие дивные, глубокие творения, как «Утреннее размышление о Божьем величестве» и «Вечерние размышления о Божьем величестве…»
7 Выразительное чтение отрывка стихотворения «Утреннее размышление о Божьем величестве» наизусть. Когда бы смертным толь высоко Возможно было возлететь, Чтоб к солнцу бренно наше око Могло, приблизившись, воззреть, Тогда б со всех открылся стран Горящий вечно Океан. Там огненный валы стремятся И не находят берегов; Там вихри пламенны крутятся, Борющись множество веков; Там камни, как вода, кипят, Горящи там дожди шумят. Сия ужасная громада Как искра пред тобой одна. О коль пресветлая лампада Тобою, боже, возжжена Для наших повседневных дел, Что ты творить нам повелел!
8 В 1757 году Ломоносов был учреждён советником, членом канцелярии (головного ядра академии). Это укрепило его позиции, и он предпринимает энергичные усилия к тому, чтобы академия наук стала действительно учреждением науки, а не службы. Он стремится привлечь специалистов, настаивает на увеличении выпуска учебных книг на родном языке, борется с непорядками академической обсерватории. В 1758 году ему поручается руководство научной частью академии, в 1760 году он назначается куратором университета и гимназии, которым надлежало стать основной базой академической науки. В это же время он ярко борется с противниками русской науки Просмотр видеофрагмента
9 Выразительное чтение «Стихов, сочинённых на дороге в Петергоф…» - О чём свидетельствует написание стихотворения? - Как вы полагаете, если не в первый раз направляется поэт к владыкам государства, возможно к самой императрице, просить помощь для развития науки, если он далеко не всегда встречает понимание и поддержку, какие чувства его обуревают?
10 ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА Определите значение слов «привилегия», «блаженный», «блаженство», «медвяный», «презрена», «бесплотен».
11 Сообщение об Анакреоне Заглавие показывает, что время и место действия ограничены и определены: дорога в Петергоф, год 1761-й. Стихотворение похоже на дневниковую запись, хотя это перевод, но перевод своеобразный. Произведение является оригинальным переложением стихотворения «К цикаде», приписывавшегося Анакреону
12 Сообщение об Анакреоне Анакреон – древнегреческий поэт. Лирика Анакреона сохранилась в незначительных фрагментах. Её основные мотивы – земные радости, чувственная любовь, вино, предпочтение беззаботной жизни в обществе милой подружки прочим занятиям. Сборник игривых стихотворений, написанных в духе Анакреона и ошибочно предписываемых ему, вызвал многочисленные подражания и распространился в европейских литературах Возрождения и Просвещения. Стихи такого рода относятся к анакреонтике (анакреонтической поэзии). В России переводили предписываемые Анакреону стихи и писали анакреонтические стихотворения М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, К.Н.Батюшков, А.С.Пушкин и поэты «пушкинской плеяды» (П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков) и мн.др.
13 Выразительное чтение наизусть стихотворения Анакреона «К цикаде» Я считаю тебя счастливым, цикада, Потому что на вершинах деревьев Немного влаги выпив, Словно царь поешь ты, Будто всё, что ты видишь в полях, И что питают леса – твое. Ты собеседник земледельцев, Ничем нисколько не вредишь; Ты уважаемый среди смертных Сладкий вестник лета; Тебя любят Музы, Любит и сам Феб. Он дал тебе звонкую песню, И старость не мучит тебя. Искусный, из земли рожденный, любящий песни, Не знающий страданий, не имеющий крови в теле, Ты почти подобен богам.
14 Почему Анакреон обращается к образу цикады? Сообщение о цикаде Цикада - это членистоногое насекомое. Обычно цикады бывают длиной от 1 до 5 см, но некоторые тропические виды могут быть длиной до 15 см. У цикады есть два больших выпуклых глаза по бокам головы и три маленьких глаза между ними, поэтому считается, что она заблаговременно может обнаружить приближение врагов. Цикады, объясняет Сократ, изначально произошли от людей, которые жили раньше времени муз. Когда пришли музы и начали петь, некоторые человеческие существа пришли в такой восторг, что забыли о еде и хотели лишь петь, что привело их к смерти. Эти воздыхатели муз превратились в цикад, их задача заключалась в том, чтобы сообщать музам, кто из людей в наибольшей степени посвятил себя музам и какой именно из муз.
15 Подумайте, почему в поэтическом сознании М.В.Ломоносова рождается образ беззаботного кузнечика? Сообщение о кузнечике Кузнечик - у китайцев олицетворяет изобилие, многочисленных сыновей, доблесть и удачу. У европейцев - безответственность, непредусмотрительность, летние наслаждения. У греков золотой кузнечик олицетворяет знатность греческого аристократа. Ломоносов был, вероятно, знаком: «сверчок, кузнечик или коник полевой значит негодного стихотворца, враля и Аполлона». В древних Афинах кузнечик считался символом знати, владеющей землёй. Члены аристократических кланов носили изображения золотых кузнечиков в качестве отличительных знаков своего положения.
16 Выразительное чтение «Стихов, сочинённых на дороге в Петергоф…» - Найдите в стихотворении строки, передающие восторг и восхищение автора свободной и беззаботной жизнью кузнечика. - Как вы понимаете последние строки? В чём автор видит счастье, блаженство? - Какой мотив является преобладающим в стихотворении М.В.Ломоносова?
17 Домашняя работа 1. Выучить наизусть стихотворение М.В. Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...». 2. Индивидуальные задания: -подготовить пересказ статьи учебника «На родине В.А.Жуковского»; -выучить наизусть стихотворение «Майское утро» и фрагменты стихотворения «Сельское кладбище», «Певец во стане русских воинов», «Послание императору Александру»; -подготовить экскурсию по галерее портретов В.А. Жуковского; -подготовить сообщение «В.А.Жуковский и А.С. Пушкин»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.