Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕвгения Путьковская
1 Конкурсное задание «Методический семинар» Учитель географии МБОУ «Саккырырская средняя общеобразовательная школа имени Р.И. Шадрина Прокопьев А.Д. Республиканский профессиональный конкурс «Учитель года РС (Я) -2015
2 Проблема: Современного ученика стало чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Причину этого я видел в том, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала, что указывает на недостаточно высокий уровень развития мышления и, прежде всего, критического. Предложение: Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Тема: «Технология развития критического мышления учащихся на уроках географии»
3 Условия возникновения и становления педагогического опыта. Факторы, оказавшие влияние на возникновения и становления педагогического опыта. Изучение международных образовательных стандартов Диагностика собственного опыта Внедрение новых ФГОС Актуальность темы: обусловлена потребностями современного образования
4 Немного из истории ТРКМ Технология «Развитие критического мышления» была разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
5 Цель: Развитие мыслительных навыков учащихся через использование «Технологии развития критического мышления» на уроках географии. Задачи: 1. Разнообразить формы деятельности в рамках предмета «География», способствовать развитию интереса к предмету. 2. Повысить результативность учебного процесса посредством использования ТРКМ, которая способствует повышению мыслительных навыков, обеспечивает прирост их знаний, умений, способов деятельности и коммуникации. 3. Предоставить обучающимся больше возможностей для осуществления рефлексии и обратной связи, т.к. это одни из наиболее эффективных способов воздействия на повышение мотивации и успеваемости школьников Цели и задачи
6 Позитивная взаимозависимость Одновременн ое взаимодействие Равное участие Индивидуальна я ответственность Фазы этой технологии инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Специфика ТРКМ ТРКМ предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
7 На стадии «Вызова» могут быть применены следующие приемы: Парная или групповая мозговая атака (мозговой штурм), «Круги по воде» «Бортовой журнал» «Фантастическая добавка» На стадии «осмысления» могут быть применены : система маркировки текста «Инсерт» таблицы «Знаем-Хотим узнать-Узнали» «Трехчастный дневник» На заключительной стадии «Рефлексия» можно применить приемы: Стратегия «Шесть шляп» Синквейн «Кластеры» Стадии ТРКМ
8 Прием «Фантастическая добавка» Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. Приведу один из примеров использования данного приема на уроках географии. В 7 классе при изучении темы «Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле» можно использовать прием «фантастическая добавка». Например: «В один из прекрасных дней, на Земле исчезла гравитация, вследствие чего вся атмосфера ушла в космос». (дальше по принципу приема «Дерево предсказаний» дети начинают рассуждать и выдвигать свои мысли).
9 Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: Прием «Бортовой журнал»
10 Данный прием можно использовать при изучении любой темы. В качестве примера можно привести бортовой журнал урока в 7 классе по теме «Тихий океан» Что мне известно по данной теме?Что нового я узнал из текста? Тихий океан – самый большой океан. Есть самый глубокий желоб. На самом деле он не тихий. Есть срединно-океанический хребет Соленый. Есть теплое течение Куросио Средняя глубина – 3980 м. Площадь – 178,6 млн.кв.км. 49% Мирового океана. Есть несколько срединно-океанических хребтов и много глубоких желобов(Марианская, Тонга, Филиппинский). Климат, разнообразный. Из-за большого размера. Теплый океан. 2 по солености. Очень много островов. Есть много ресурсов.
11 Синквейн 1 СТРОКА – ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 2 СТРОКА – ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ 3 СТРОКА – ТРИ ГЛАГОЛА 4 СТРОКА – ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ (КАК БЫ ВЫРАЖАЮЩАЯ СМЫСЛ СКАЗАННОГО В ПРЕДЫДУЩИХ СТРОКАХ) 5 СТРОКА – ОДНО СЛОВО – «ЭМОЦИЯ!» Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он даёт возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Вот одна из работ моих учащихся: Австралия Отдаленный, уникальный Сушит, поражает, манит Очень много эндемиков Карлик.
12 Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Например: П - плодородие О - орошение Ч - чернозем В - вымывание О - осушение В - вмывание Е – ежегодный опад Д - Докучаев «Круги по воде»
13 Авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. Я предлагаю проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста: V – то, что было известно учащимся ранее; + – новая, неожиданная информация; – – информация, противоречащая взглядам учащихся; ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна). Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от ложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся. Инсерт
14 Стратегия «Шесть шляп»
15 Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое количество информации. Кластер
16 В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с тройными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения. Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного. «Трехчастные дневники» Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Вопросы к учителю
17 учитель - источник знаний; акцент: учитель – учебный материал; только один эксперт, знающий правильный ответ на любой вопрос – это учитель; учитель задает вопрос и ждет индивидуальный ответ; основан на конкуренции и соперничестве учеников; каждый ребенок отвечает самостоятельно; есть возможность у ученика «спрятаться», остаться невидимкой; общение и коммуникация реализуются не в полной мере. учитель не является единственным источником знаний: акцент ученик- ученик; ученик – учебный материал; эксперт – каждый ребенок, т.к. является для других учеников источником знаний; предполагает сотрудничество; каждый ученик ответственен за свою работу, именно она является частью успеха; работает каждый ученик; способствует общению и коммуникации, созданию комфортной обстановки.. Урок без использования ТРКМ: Урок на основе ТРКМ:
18 Количественные показатели достижения предметных результатов обучающихся В учебном году выбрали предмет географии при сдаче ОГЭ в 9 классах - 3 учащихся.
20 Используемая литература: 1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Альянс-Дельта, с. 2.Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир - Бек, И.В. Муштавинская. – СПб : Альянс - Дельта, Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. - СПб.: СПбГУПМ, Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии г. 5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. Пособие для учителей. М., 2002 г. 6. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - М.: Каро, Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г. 8. Халперн Д. Психология критического мышления. -СПб – 512 с. 9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996 г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.