Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПавел Беликов
1 Урок-конференция по книге А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в 11 классе Тема урока «Испытание судьбой «Архипелага» Автор Иваненко Тамара Даниловна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 10» города Ржева
2 Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. Да и простят они мне, что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всем догадался. Александр Солженицын
3 Урок-конференция по книге А.И.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Испытание судьбой «Архипелага» Цели: углубить общее представление учащихся о драматических испытаниях для А.И. Солженицына, писателя и общественного деятеля; углубить общее представление учащихся о драматических испытаниях для А.И. Солженицына, писателя и общественного деятеля; рассмотреть, как в творчестве писателя раскрывается тема репрессий; углубить общее представление о репрессиях в ХХ веке; рассмотреть, как в творчестве писателя раскрывается тема репрессий; углубить общее представление о репрессиях в ХХ веке; развивать умения строить устные высказывания в связи с изученным произведением; развивать умения строить устные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, развивать навыки интерпретации прозаического текста, работы с первоисточником; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, развивать навыки интерпретации прозаического текста, работы с первоисточником; воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми, перед своей страной; способность противостоять силе зла; уважительное отношение к жертвам репрессий; чувство ответственности за судьбу страны. воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми, перед своей страной; способность противостоять силе зла; уважительное отношение к жертвам репрессий; чувство ответственности за судьбу страны.
4 Вопросы для обсуждения на уроке-конференции «Архипелаг ГУЛАГ» как художественно-историческое исследование А.И. Солженицына о советской репрессивной системе периода гг. «Архипелаг ГУЛАГ» как художественно-историческое исследование А.И. Солженицына о советской репрессивной системе периода гг. Роль документов, рассказов очевидцев, личного опыта автора в создании произведения.(Представить,на ваш взгляд, наиболее волнующие события из произведения). Роль документов, рассказов очевидцев, личного опыта автора в создании произведения.(Представить,на ваш взгляд, наиболее волнующие события из произведения). Проследить, как раскрывается смысл названия книги. В чем состоял замысел автора ? Композиция произведения. Проследить, как раскрывается смысл названия книги. В чем состоял замысел автора ? Композиция произведения. Художественное исследование как способ познания современной действительности в «Архипелаге». Художественные параллели и ассоциации (презентация). Художественное исследование как способ познания современной действительности в «Архипелаге». Художественные параллели и ассоциации (презентация). Сопоставление исторических фактов из жизни крепостной России и узников ГУЛАГа. Сопоставление исторических фактов из жизни крепостной России и узников ГУЛАГа. «Корабли Архипелага», перевозящие в трюмах с острова на остров узников в небытие. «Корабли Архипелага», перевозящие в трюмах с острова на остров узников в небытие. Экономическая «целесообразность» создания ГУЛАГа. Истребительно- трудовые лагеря. Туземный быт. Экономическая «целесообразность» создания ГУЛАГа. Истребительно- трудовые лагеря. Туземный быт. Массовое производство насилия в XX веке. Зэки как нация. Влияние этой нации на русский язык и культуру народа. Массовое производство насилия в XX веке. Зэки как нация. Влияние этой нации на русский язык и культуру народа. Человек и закон в произведении. Человек и закон в произведении.
6 «Архипелаг ГУЛАГ»,по признанию автора,- это опыт художественно-исторического исследования. ГУЛАГ-аббревиатура от Главное Управление ЛАГерей. ГУЛАГ-аббревиатура от Главное Управление ЛАГерей. Произведение о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора. Произведение о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора. «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 г.Первый том опубликован в Париже в декабре 1973, второй и третий- в «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 г.Первый том опубликован в Париже в декабре 1973, второй и третий- в Информацию для этого труда писателю предоставляли около 300 человек. Некоторые фрагменты текста были написаны знакомыми Солженицына(в частности, литературоведом Ивановым-Разумником). Информацию для этого труда писателю предоставляли около 300 человек. Некоторые фрагменты текста были написаны знакомыми Солженицына(в частности, литературоведом Ивановым-Разумником). В Советском Союзе это произведение было впервые напечатано лишь в 1989 г.Постановлением Совета Министров РСФСР в декабре 1990 г. Солженицыну была присуждена Государственная премия РСФСР за книгу «Архипелаг ГУЛАГ». В Советском Союзе это произведение было впервые напечатано лишь в 1989 г.Постановлением Совета Министров РСФСР в декабре 1990 г. Солженицыну была присуждена Государственная премия РСФСР за книгу «Архипелаг ГУЛАГ». 11 декабря этого года он отказался от премии, подчеркнув, что «Архипелаг ГУЛАГ»- книга о страданиях миллионов и автор не имеет морального права собирать на ней почет лишь для себя. 11 декабря этого года он отказался от премии, подчеркнув, что «Архипелаг ГУЛАГ»- книга о страданиях миллионов и автор не имеет морального права собирать на ней почет лишь для себя.
7 Особенности жанра Сама ситуация, в которой создавалась эта книга,- недоступность основных документов, необходимых для научного анализа данной темы, и в то же время обилие личных свидетельств бывших лагерников- побудила Солженицына выйти за рамки традиционных жанров и создать новый тип произведения, пограничный между художественно-документальной и научно- популярной литературой, а также публицистикой. Сама ситуация, в которой создавалась эта книга,- недоступность основных документов, необходимых для научного анализа данной темы, и в то же время обилие личных свидетельств бывших лагерников- побудила Солженицына выйти за рамки традиционных жанров и создать новый тип произведения, пограничный между художественно-документальной и научно- популярной литературой, а также публицистикой. Герои его произведения-люди разных профессий и национальностей, среди них были и политические эмигранты. Герои его произведения-люди разных профессий и национальностей, среди них были и политические эмигранты. Нелепость попадания на Лубянку автор показывает на примере Ирмы Мендель, венгерки, доставшей в Коминтерне 2 билета в Большой театр, в первые ряды. Следователь Клигель ухаживал за ней, и она его пригласила. Очень нежно они провели весь спектакль, а после этого он повез ее… прямо на Лубянку. Нелепость попадания на Лубянку автор показывает на примере Ирмы Мендель, венгерки, доставшей в Коминтерне 2 билета в Большой театр, в первые ряды. Следователь Клигель ухаживал за ней, и она его пригласила. Очень нежно они провели весь спектакль, а после этого он повез ее… прямо на Лубянку.
9 Исторический комментарий За последние десятилетия ХХ века вышло много книг, рассказывающих о сталинских репрессиях. Главная фигура этих произведений- Сталин. Неисчислимы его жертвы. Сам он лично знал лишь малую их часть. Годы, когда у власти стоял Сталин, принесли много черных дней нашей стране. Самое страшное в этом времени-репрессии. За последние десятилетия ХХ века вышло много книг, рассказывающих о сталинских репрессиях. Главная фигура этих произведений- Сталин. Неисчислимы его жертвы. Сам он лично знал лишь малую их часть. Годы, когда у власти стоял Сталин, принесли много черных дней нашей стране. Самое страшное в этом времени-репрессии. РЕПРЕССИИ- карательные меры, наказания, применяемые государственными органами в целях подавления или устрашения своих противников как реальных, так и мнимых. РЕПРЕССИИ- карательные меры, наказания, применяемые государственными органами в целях подавления или устрашения своих противников как реальных, так и мнимых. В Западной литературе события тех лет в нашей стране часто называют «большим террором», иногда- «великим безумием»,т.е. акцией, не имеющей объяснения. В Западной литературе события тех лет в нашей стране часто называют «большим террором», иногда- «великим безумием»,т.е. акцией, не имеющей объяснения. С 1921 по 1954 год в стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено человек. С 1921 по 1954 год в стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено человек. В том числе приговорено к высшей мере наказания человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже человек, отправлено в ссылку человек. В том числе приговорено к высшей мере наказания человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже человек, отправлено в ссылку человек.
10 А. И. Солженицын вводит понятие «архипелаг» «Лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой- волей, т.е. не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг». «Лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой- волей, т.е. не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг». Система ГУЛАГа к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних. Система ГУЛАГа к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.