Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПолина Патрикеева
1 Уроки программирования на языке Pascal в базовом курсе Информатики и ИКТ работу выполнила учитель информатики гимназии 82 г.Краснодара Наталенко Светлана Владимировна
2 Содержание Структура программы Простые типы данных Математические операции и функции Раздел описания переменных Оператор присваивания Операторы ввода/вывода Операторы в PASCAL Операторы в PASCAL Условный оператор Операторы цикла Массивы Подпрограммы (процедуры и функции)
3 Структура программы Программа на языке Паскаль состоит из программного блока, перед которым может быть указан заголовок программы. Программный блок состоит из двух частей: 1. Описательная часть 2. Исполнительная часть. В описательной части описываются все объекты вашей программы. В исполнительной части указываются действия, которые нужно выполнить над этими объектами. В Турбо Паскале порядок указания разделов произвольный; имя раздела может встречаться неоднократно.
4 Структура программы Program имя – заголовок программы uses - подключаемые библиотеки const - раздел описания констант var - раздел описания переменных procedure, function – процедуры и функции BEGIN Оператор 1 ; Оператор 2 ; … Оператор N; END. Описательная часть Исполнительная часть вернуться
5 Простые типы данных в Pascal Данные представляются в программе в виде констант и переменных. INTEGER – целочисленный тип. Константа целого типа – любое десятичное число, записанное без точки. Диапазон целых чисел: от до Допустимые арифметические операции: + сложение - вычитание * умножение DIV - деление с отбрасыванием дробной части MOD – получение целого остатка от деления
6 REAL - данные вещественного типа В языке Паскаль константы вещественного типа могут быть представлены в двух видах: с фиксированной точкой и плавающей точкой. Константы с фиксированной точкой изображаются десятичным числом с дробной частью, которая может быть и нулевой (27.3, 5.0, ) Константами с плавающей точкой являются числа, представленные с десятичным порядком Математическая запись Запись на Pascal 4· E-5 0,62· E+4 Переменные, которые в качестве своих значений принимают числа с фиксированной или плавающей точкой, относятся к действительному типу. Допустимые арифметические операции: +, -, *, /
7 BOOLEAN – данные логического типа В языке Pascal имеются две логические константы: TRUE (истина) и FALSE (ложь). Логическая переменная принимает одно из этих значений. Допустимые логические операции: AND – логическое умножение OR – логическое сложение NOT - отрицание XOR – исключающее «или»
8
CHAR – символьный тип Данные символьного типа позволяют представлять в программах тексты и производить над ними некоторые редакционные операции. Символьная, или литерная константа есть любой символ языка, заключенный в апострофы. (A, +, ). Символьная переменная – это переменная, принимающая значение символьной константы. Допустимые операции сравнения: < - меньше > - больше >= - больше или равно <= - меньше или равно = - равно <> - не равно Например: A
9 Математические операции и функции Словесное описаниеВ алгебре В Pascal ПримерZ Возведение в квадрате 2 х 2 Sqr(x)Z:=sqr(5) 25 Извлечение квадратного корня Sqrt(x)Z:=Sqrt(81) 9 Нахождение целочисленного остатка от деления вручную X mod YZ:=23 mod 5 3 Нахождение целочисленного частного от деления вручную X div YZ:=23 div5 4 Модуль (абсолютная величина)|x| Abs(X)Z:=Abs(-45) 45 Синусsin X Sin(X)Z:=Sin(1.5) Косинусcos X Cos(X)Z:=Cos(2) Целая часть числа (округл)нет Round(x)Z:=Round(2.9) 3 Целая часть числа нет Trunc(x)Z:=Trunc(3.7) 3 Дробная часть числа нет Frac(x)Z:=Frac(3.7) 0.7 Экспонентаехех Exp(x)z=Exp(0.37) Натуральный логарифмln X Ln(x)z=Ln(2.7)
10 Раздел описания переменных VAR а 1, а 2, …,а п : t 1 ; b 1, b 2, …, b k : t 2 ; ………………. c 1, c 2, …., c m : t n ; Где a i,b i,c i – идентификаторы (имена переменных) В качестве t i – типы данных (INTEGER, CHAR) вернуться
11 Исполнительная часть Операторы языка Pascal Оператор присваивания a:= b (переменной а присваивается значение выражения b) Тип переменной должен строго соответствовать типу выражения ЦЕЛЫЙ := ВЕЩЕСТВВЕЩЕСТВ := ЦЕЛЫЙ вернуться
12 Оператор ввода READ ( а 1, а 2, …,а n ) – ввод с экрана а i - имена переменных Действие: присваивает переменным а i значения, введенные с клавиатуры («считывает» значения, введенные с клавиатуры в ячейки памяти, отведенные под а i ) READLN(a,b) – считывает данные и переводит курсор на новую строку
13 Оператор вывода WRITE ( b 1, b 2, …, b k ) – вывод данных на экран ( b k – выражение или переменная) write ( text) – вывод на экран text writeln ( text ) – вывод на экран text и перевод курсора на следующую строку Пример: S:=5; write(s=,s) S=5 вернуться
14 Классификация всех операторов в PASCAL Оператор REPEAT Простой присваивания ввода/вывода перехода процедуры Структурированный составной условный повторения IF CASE FOR WHILE
15 Структурированные операторы – это конструкции, сформированные из других операторов. Операторы, указанные в них, могут выполняться последовательно (составные), условно (условный оператор), с повторением (оператор повторения). Составной оператор В PASCAL иногда возникает ситуация, когда согласно синтаксису языка необходимо использование только одного оператора. Если в данном месте программы необходимо выполнить группу действий, то ее модно оформить в виде одного составного оператора: begin оператор 1; оператор 2; ………… оператор k; end вернуться
16 Условный оператор if условие then оператор 1 else оператор 2; Действие: условие (логическое выражение) принимает одно из двух значений: истина или ложь. Если условие выполняется (=истине), то программа выполняет оператор 1, если условие не выполнено (=ложь), то программа выполняет оператор 2. УСЛОВИЕ да-нет ОПЕРАТОР 1ОПЕРАТОР 2 Неполный условный оператор: if условие then оператор 1; УСЛОВИЕ да нет ОПЕРАТОР 1
17 Сложные условия 1. Должны выполняться два условия одновременно: If (a>5) and (b>=6) then ………… 2. Должно выполняться хотя бы одно из условий: If (a>5) or (b>=6) then ………… По синтаксису условного оператора после then и else должен стоять только один оператор, поэтому, если нужно использовать несколько, используется составной оператор If a>0 then begin a:=a*2; writeln(a>0); end else begin a:=abs(a); writeln(modul a) end; Пример: Если a>0 необходимо а удвоить и вывести на экран сообщение «а>0», иначе – найти модуль a и вывести сообщение «модуль a». вернуться
18 ЦИКЛ «ДЛЯ» Цикл с параметром (с известным числом повторений) Предписывает выполнять тело цикла для всех значений некоторой переменной (параметра цикла) в заданном диапазоне. for i:= i1 to i2 do begin Операторы циклической части программы end (Цикл повторяется i2-i1+1 раз, где i последовательно принимает значения i1, i1+1, i1+2, …, i2-1, i2.)
19 ЦИКЛ «ПОКА» Цикл с предусловием Предписывает выполнять тело цикла до тех пор, пока выполняется условие, записанное после слова пока. while условие do begin Операторы циклической части программы end (Если условие изначально ложно, операторы циклической части программы не выполнятся ни разу).
20 ЦИКЛ «ДО» Цикл с постусловием Предписывает выполнять тело цикла до тех пор, пока условие не станет истинным. repeat Операторы циклической части программы until условие (Если условие изначально истинно, операторы циклической части программы будут выполняться хотя бы один раз). условие тело цикла нет да вернуться
21 Массивы – структурированный тип данных В математике, экономике, информатике часто используются упорядоченные наборы данных (последовательности чисел, таблицы, списки фамилий). Для обработки наборов данных одного типа вводится понятие массива. Массив – совокупность конечного числа данных одного типа. Массив обозначается одним именем.
22 Одномерный массив Описание: var имя:array[i 1..i n ] of тип_данных; Например: var Ms:array[1..7] of integer; Ms Ms[2]=0
23 Двумерный массив Описание: var имя:array[i 1..i n,j 1..j m ] of тип_данных; Например: var A:array[1..3,1..4] of integer; A A[2,1]= A[i,j] - элемент i-й строки и j-того столбца вернуться
24 Подпрограммы В практике программирования часто встречаются случаи, когда по ходу выполнения программы приходится производить одни и те же вычисления, но при различных исходных данных. Чтобы исключить повторение одинаковых записей, можно выделить их в самостоятельную часть программы, которая может быть использованная много кратно по мере необходимости. Такая автономная часть программы, допускающая обращение к ней из различных частей общей программы, называется подпрограммой. В языке PASCAL выделяют два вида подпрограмм: Процедуру (PROCEDURE) и функцию (FUNCTION)
25 Процедуры Любая процедура может содержать несколько параметров и несколько результатов ее выполнения. PROCEDURE имя(формальные параметры); Раздел описаний Begin Раздел операторов end; Пример процедуры Procedure express (a,b,c:real; var x,y:real); var z:real; Begin z:=a+b+c; x:=sqr(z); y:=sqrt(z); End; Результатом выполнения процедуры являются x и y, которые передают свои значения в х 1, у 1 (т.е. в основной программе будем иметь х 1=10000 у 1=10) Вызов процедуры из программы: Express(25.4, 44.6, 30, x1, y1); {здесь a=25.4, b=44.6, c=30}
26 Функции Отличительные особенности: функция имеет только один результат выполнения (но может иметь несколько входных параметров); результат обозначается именем функции и передается в основную программу. FUNCTION имя(параметры): тип данных; Раздел описаний Begin Раздел операторов; имя:= end; Пример функции: Найти разность факториалов F:=m!-k! Function FACT(n:integer):integer; Var p,i:integer; Begin P:=1; For i:=1 to n do P:=p*i; FACT:=p; End; Вызов функции из программы: F:=FACT(m)-FACT(k); вернуться
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.