Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВалерия Стройновская
1 Информационная компетентность как часть информационной культуры личности Хатькова С. А., зам. директора по ВР МОУ «Кисловская СОШ», руководитель ТГ «Информационные технологии»
2 «Cегодня человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» (Георг Зиммель)
3 Признак времени – сверхинтенсивное развитие внешнего мира Технический прогресс Ускоряется развитие языка (лексикография не успевает) Увеличение объема информации (например, по данным ЮНЕСКО, в начале XIX века во всем мире выходило около 100 научных журналов, к 1850 г , к 1900 г. – превысило 10 тыс., а в настоящее время – 100 тыс. Книг за последние 25 лет выпущено столько же, сколько за предыдущие 500) Усложнение информационного потока (главный пример – Интернет)
4 Информация фундаментальная философская категория Вещество, энергия, информация - важнейшие сущности мира, в котором мы живем. Информация – особый вид ресурса. В отличие от материальных ресурсов, является неистощимым и предполагает существенно иные методы воспроизведения и обновления.
5 Экономические и антропологические изменения в обществе Сосредоточие прибыли переносится из сферы производства в сферу информации и знаний Ведущее место среди капиталов занимают капиталы, связанные со способностями человека как социальной и культурной единицы «Символический капитал» (П. Будье), «человеческий капитал» (Щедровицкий), «интеллектуальный капитал» (Лесин)
6 Информационная компетентность -готовность самостоятельно осуществлять различные операции по обработке информации - синтез знаний и практических навыков в области работы с информацией
7 Комплекс информационных умений Способность к самообучению Поиск, анализ и отбор необходимой информации Преобразование, перевод из одной знаковой системы в другую (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), сохранение и передача информации Способность вести диалог (в т. ч. внутренний), задавать вопросы и отвечать на них Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) Владение информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) Владение функциональной грамотностью (умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания)
8 Условия формирования информационной компетентности Освоение ИКТ Планирование процесса поиска информации Использование разных источников для получения информации, ее систематизация Задания на оптимизацию информации, выделение главного Преобразование информации из одной формы представления в другую Использование разноуровневых вопросов Формулировка выводов на основе информации и аргументация выводов
9 Оценка уровня сформированности информационной компетентности через использование разноуровневых вопросов Характеристика уровня Тип вопроса Направленность вопроса Выявление фактов, использование ранее усвоенных понятий, описание объектов Уровень воспроизводящий Когда? Где? Что? Сколько? Что означает фраза? Как изобразить? Какая информация нам необходима? Что мы уже знаем о…? На умение распознавать элементы информации, констатировать, перечислять, систематизировать, описывать, формулировать Выделение главного, установление связей, объяснение причин, интерпретация фактов и явлений, использование приемов само- и взаимоконтроля Уровень объяснительный Как? Каким образом? Как связаны между собой? Почему? Как можно использовать? Можно ли утверждать? Зависит ли? Что общего? Какие пути решения? Что можно преобразовать, чтобы получить? На умение обосновывать, объяснять, доказывать, применять теоретические знания на практике Учет разных мнений и позиций, прогноз последствий принимаемых решений, самостоятельное усвоение нового материала, порождение субъективно новых интеллектуальных продуктов и смыслов Уровень творческий Предположите, что будет, если? В чем значимость? Как придумать? Какую закономерность? С какой точки зрения можно еще взглянуть на эту проблему? Какой аргумент можно привести против? Если бы вас попросили сформулировать…от имени…, каковы бы были ваши предположения? На умение решать проблемы через самостоятельную постановку цели и выбора способов решения, задавать вопросы, выдвигать гипотезы и проводить мыслительный эксперимент, адекватно относиться к парадоксам и противоречиям
10 Критерии и показатели информационно- коммуникативной компетентности Показатели критерия Качественная и количественная оценка Умение использовать несколько источников для получения необходимой информации. Умение проводить наблюдения, фиксировать его результаты. Умение оптимизировать информацию, выделяя главное Умение преобразовывать информацию из одной формы представления в другую. Умение активно слушать; ясно, точно, последовательно и доказательно излагать свои мысли. Низкий уровень. Учащийся плохо ориентируется даже в одном источнике информации, наблюдение носит формальный характер, его результаты практически не фиксируются, с трудом оптимизирует информацию, преобразует ее из одной формы в другую, не способен активно слушать, уточняя и делая записи, плохо владеет монологической речью. Средний уровень. Учащийся способен использовать несколько источников информации только при наличии конкретных указаний и задач, фиксирует результаты наблюдений при использовании готовых форм, оптимизацию и преобразование информации проводит при внешней помощи, активность при слушании проявляется ситуативно, может излагать свои мысли, только отвечая на вопросы. Высокий уровень. Учащийся самостоятельно подбирает источники информации, создает форму для фиксации наблюдений, практически не испытывает затруднений при оптимизации информации и преобразовании ее из одной формы в другую, умеет активно слушать, задавая вопросы, аргументировано излагать свои мысли.
11 Информационная компетентность = информационная культура Инфосфера: прогностический, правовой, ценностный, коммуникативный, этический, познавательный компоненты. Информационная культура: информационное мировоззрение + информационная компетентность.
12 «Информационная культура и информационная компетентность, на мой взгляд, как трапеза и этикет при ней - одно более широкое понятие, а другое лишь процессуальная часть и комплекс навыков» (К.А. Одинец)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.